Как определить стихотворный размер?
Стихосложение
Стихосложение (или версификация) - от лат. versus — стих и facio — делаю.
Стихосложение - организаця стихотворной речи, элементов, лежащих в основе конкретной стихотворной системы.
В основе стихотворной речи лежит, прежде всего, определённый ритмический принцип.
Терминология
Ритм — повторение каких-либо элементов текста через определенные промежутки. В русском языке ритм образуется с помощью ударения.
Рифма — созвучие концов стихов (или полустиший).
Строфа — организованное сочетание стихов (стих — поэтическая строка), закономерно повторяющееся на протяжении стихотворного произведения или его части.
Наиболее простым и распространенным способом соединения стихов в строфу является соединение их рифмой. Наиболее распространенным видом строфы является четверостишие, наименьшим — двустишие.
Двустишие — простейшее строфическое образование из двух стихов, скрепленных рифмой:
Ешь ананасы, рябчиков жуй,
день твой последний приходит, буржуй.
(В. Маяковский - 1917)
Четверостишие — строфическое образование из четырех стихов.
Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот...
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот
(А. Ахматова - 1911)
Стопа (лат. нога, ступня) — структурная единица стиха.
Стопа (лат. — нога, стопа, ступня) — это последовательность нескольких безударных (слабых) и одного ударного (сильного) слога, чередующихся в определённом порядке.
Для классических размеров стопа состоит либо из двух слогов (хорей и ямб), либо из трёх (дактиль, амфибрахий и анапест).
Стопа является минимальной структурной единицей стиха.
Количество стоп в стихотворной строке уточняет название размера, например, если стихотворение написано восьмистопным ямбом, значит в каждой строке 8 стоп (8 ударных слогов).
|
|
Стопа - группа слогов, выделяемая и объединяемая единым ритмическим ударением (иктом). Количество ударных слогов в стихе соответствует количеству стоп.
Стопы — сочетания сильной и слабой (слабых) позиций регулярно повторяющиеся через весь стих.
Простая стопа бывает:
- двусложная, когда постоянно повторяются два слога - ударный и безударный, или наоборот (хорей, ямб ...);
- трёхсложная, когда повторяются один ударный и два безударных слога (анапест, амфибрахий, дактиль ...).
Метр — мера стиха, его структурная единица. Представляет собой группу стоп, объединённых иктом (главным ритмическим ударением).
Акцентные системы стихосложения
Акцентные (речевые) системы стихосложения делятся на три основные группы:
- Силлабическое,
- Тоническое,
- Силлабо-тоническое — способ организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения.
Cистемы стихосложения | Характеристика | Пример |
1. Силлабическая (фиксируется число слогов) | Система стихосложения, в которой ритмичность создается повторением стихов с одинаковым количеством слогов, а расположение ударных и безударных слогов не упорядочено; обязательная рифма | С одной страны гром, С другой страны гром, Смутно в воздухе! Ужасно в ухе! Набегли тучи Воду несучи Небо закрыли, В страх помутили! (В.К.Тредиаковский - Описание грозы) |
2. Тоническая (фиксируется число ударений) | Система стихосложения, ритмика которой организуется повторением ударных слогов; число безударных слогов между ударениями варьируется свободно | Вьется улица-змея. Дома вдоль змеи. Улица - моя. Дома - мои. (В.В.Маяковский - поэма «Хорошо!») |
3. Силлабо-тоническая (фиксируется число слогов и количество ударных позиций) | Система стихосложения, в основе которой лежит выравненность числа слогов, количества и места ударений в стихотворных строках | Ты хочешь знать, что видел я На воле? — Пышные поля, Холмы, покрытые венцом Дерев, разросшихся кругом, Шумящих свежею толпой, Как братья в пляске круговой. (М.Ю.Лермонтов - Мцыри) |
|
|
В основе всех групп лежит повторение ритмических единиц (строк), соизмеримость которых определяется заданным расположением ударных и безударных слогов внутри строк.
|
|
Система стихосложения, основана на равном числе ударных слогов в стихотворной строке, при этом число безударных слогов в строке более или менее свободно.
Силлабо-тонические размеры
В русском силлабо-тоническом стихосложении получили распространение пять стоп:
- Хорей
- Ямб
- Дактиль
- Амфибрахий
- Анапест
Стихотворный размер - это порядок (правило) чередования ударных и безудорных слогов.
Размер принято определять как последовательность нескольких стоп.
Стихотворные размеры никогда не выполняются в стихотворении точно, и часто бывают отступления от заданной схемы.
Пропуск ударения, то есть замена ударного слога безударным, называется пиррихием, замена же безударного слога ударным называется спондеем.
Условные обозначения
__/ - ударный слог __ - безударный слог
Стихотворные размеры
(в силлабо-тонической системе стихосложения)
|
|
- Двусложные стихотворные размеры:
__/__ - стопа Хорея
Хорей – двусложный размер стиха, в котором на первом месте стоит ударный слог, на втором безударный.
Для запоминания:
Мч а́ тся т у́ чи, вь ю́ тся т у́ чи,
На хорей они летят
__ __/ - стопа Ямба
Ямб - двусложный размер стиха, в котором первый слог безударный, второй ударный.
- Трехсложные стихотворные размеры:
__/__ __ - стопа Дактиля
Дактиль – трехсложный размер стиха, в котором первый слог ударный, остальные – безударные.
Для запоминания:
В ы́ рыта да́ ктилем я́ ма глуб о́ кая
__ __/__ - стопа Амфибрахия
Амфибрахий - трехсложный размер стиха, в котором второй слог ударный, остальные – безударные.
__ __ __/ - стопа Анапеста
Анапест - трехсложный размер стиха, в котором третий слог ударный, остальные – безударные.
Чтобы запомнить названия трёхсложных размеров стихотворений нужно выучить слово ДАМА.
ДАМА расшифровывается так:
Д - дактиль - ударение на первый слог,
АМ - амфибрахий - ударение на второй слог,
А - анапест - ударение ударение на третий слог.
Примеры
Стихотворение (псевдоударные (со вторичным ударением в слове) слоги выделены ЗАГЛАВНЫМИ буквами) | Стихотворный размер |
Пример четырехстопного хорея:
Бу́ря мгло́́ю не́бо кро́ет __/ ____/ ____/ ____/ __ Ви́хри сне́жныЕ крутя́; __/ __ __/ __ __ ____/ (А.С. Пушкин)
Разбор:
| Хорей __/__ |
Пример пятистопного хорея: ВЫхожу́ оди́н я нА доро́гу; __ ____/____/____ ____/__ СквОзь тума́н кремни́стый пу́ть блести́т; ___ ___ __/ ____ __/ ___ __/ _____ __/ НОчь тиха́. Пусты́ня вне́млет Бо́гу, ___ ___ __/ _____/ __ __/ _____/ __ И звезда́ с звездо́ю гОвори́т. __ ____/ _______/____ ___/ (М.Ю. Лермонтов) | Хорей __/__ |
Пример трехстопного хорея: Ла́сточкИ пропа́ли, __/ __ __ __ __/ __ А вчера́ заре́й __/ ____/ ____/ Всё грачи́ лета́ли __/ __ __/ ____/ __ Да, как се́ть, мелька́ли __/ __ __/ __ __/ __ Во́н над то́й горо́й. __/ __ __/ __ __/ (А. Фет) | Хорей __/__ |
Пример четырехстопного ямба: Мой дя́дя са́мых че́стных пра́вил, __ __/ __ __/__ __/ __ __/ __ Когда́ не в шу́тку зАнемо́г, __ __/ __ __/__ __ __ __/ Он Уважа́ть себя́ заста́вил __ ____ __/__ __/__ __/__ И лу́чше вы́думАть не мо́г. __ __/__ __/__ __ __ __/ (А.С. Пушкин) | Ямб __ __/ |
Пример четырехстопного ямба: Я по́мню чу́дноЕ мгнове́нье __ __/ __ __/__ __ __ __/__ ПерЕдо мно́й яви́лась ты́ __ ____ __/__ __/__ __/ Как мИмоле́тноЕ виде́нье __ ____ __/__ ____ __/__ Как ге́ний чи́стой крАсоты́ __ __/__ __/ __ ____ __/ (А.С. Пушкин) | Ямб __ __/ |
Пример пятистопного ямба: Наря́женЫ мы вме́сте го́род ве́дать, __ __/__ __ __ __/__ __/ __ __/ __ Но, ка́жетсЯ, нам не́ за кЕм смотре́ть… __ __/ __ __ __ __/ __ __ __ __/ (А.С. Пушкин) | Ямб __ __/ |
Пример пятистопного ямба: Ты пОгрусти́, когда́ умрЁт поэ́т, __ __ __ __/ __ __/__ __/__ __/ Поку́да зво́н ближа́йшей и́з церкве́й __ __/__ __/ __ __/ __ __/ __ __/ Не вОзвести́т, что э́тот ни́зкий све́т __ __ __ __/ __ __/__ __/ __ __/ Я прОменя́л на ни́зший ми́р черве́й. __ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/ (Шекспир; перевод С.Я. Маршак) | Ямб __ __/ |
Пример трехстопного дактиля: Кто́ бы ни зва́л - не хочу́ __/ __ ____/ __ ____/ На́ суетли́вую не́жность __/ __ ____/ __ ____/ __ Я́ променя́ть безнаде́жность __/ __ ____/ __ ____/ __ И́, замыка́ясь, молчу́. __/ __ ____/ __ __ __/ (А. Блок) | Дактиль __/__ __ |
Пример четырехстопного дактиля: Ту́чки небе́сные, ве́чные стра́нники! __/ __ ____/ __ ____/ __ __ __/ __ __ Сте́пью лазу́рною, це́пью жемчу́жною… __/ __ __ __/ __ ____/ __ __ __/ __ __ (М.Ю. Лермонтов) | Дактиль __/__ __ |
Пример четырехстопного дактиля: Сла́вная о́сень! Здоро́вый, ядре́ный __/ __ ____/ __ ___ __/ __ __ __/ __ Во́здух уста́лые си́лы бодри́т… __/ __ ____/ __ ____/ __ __ __/ (Н.А. Некрасов) | Дактиль __/__ __ |
Пример трёхстопного амфибрахия: Не ве́тер бушу́ет над бо́ром, __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Не с го́р побежа́ли ручьи́ - __ __/ __ __ __/ ____ __/ Моро́з-воево́да дозо́ром __ __/ __ __ __/ ____ __/ __ Обхо́дит владе́нья свои́. __ __/ __ __ __/ __ __ __/ (Н.А. Некрасов) | Амфибрахий __ __/__ |
Пример четырехстопного амфибрахия: Доро́же отчи́зны — не зна́л ничего́ __ __/ __ __ __/ __ ___ __/ ___ __ __/ Бое́ц, не люби́вший поко́я. __ __/ __ __ __/ ___ __ __/ __ (Н.А. Некрасов) | Амфибрахий __ __/__ |
Пример трехстопного амфибрахия: Есть же́нщины в ру́сских селе́ньях __ ___/ __ __ __/ ___ __ __/ ___ С споко́йною ва́жностью ли́ц, ___ ___/ ____ __/ ___ __ __/ С краси́вою си́лой в движе́ньях, ___ ___/ ____ __/ ___ __ __/ __ С похо́дкой, со взгля́дом цари́ц. __ __/ __ ___ ___/ ___ __ __/ (Н.А. Некрасов) | Амфибрахий __ __/__ |
Пример трехстопного амфибрахия: Средь шу́много ба́ла случа́йно, __ ___/ __ __ __/ __ __ __/ __ В трево́ге мирско́й суеты́, __ __/ __ __ __/ ____ __/ Тебя́ я уви́дел, но та́йна, __ __/ ____ __/ ____ __/ __ Твои́ покрыва́ла черты́. __ __/ __ __ __/ ____ __/ (А.К. Толстой) | Амфибрахий __ __/__ |
Пример трёхстопного анапеста: О, весна́ без конца́ и без кра́ю — __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/__ Без конца́ и без кра́ю мечта́! __ __ __/ __ __ __/__ __ __/ Узнаю́ тебя, жи́знь! Принима́ю! __ __ __/__ __ __/ __ __ __/__ И приве́тствую зво́ном щита́! __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ (А. Блок) | Анапест __ __ __/ |
Пример трёхстопного анапеста: Есть в напе́вах твои́х сокрове́нных ___ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Рокова́я о ги́бели ве́сть. __ __ __/__ __ __/__ __ __/ Есть прокля́тье заве́тов свяще́нных, ___ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Поруга́ние сча́стия е́сть. __ __ __/__ __ __/__ __ __/ (А. Блок) | Анапест __ __ __/ |
Пример трёхстопного анапеста: Пропаду́ от тоски́ я и ле́ни, __ __ __/ __ __ __/__ __ __/__ Одино́кая жи́знь не мила́, __ __ __/__ __ __/__ __ __/ Сердце но́ет, слабе́ют коле́ни, __ __ __/ __ __ __/__ __ __/__ В каждый гво́здик души́стой сире́ни, __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/__ Распева́я, вполза́ет пчела́. __ __ __/__ __ __/ __ __ __/ (А. Фет) | Анапест __ __ __/ |
Пример (разностопный размер) поочерёдно дактиль, амфибрахий и анапест: Во́все не сло́жные __/ __ __ __/ __ __ /дактиль/ Разме́ры трёхсло́жные, __ __/ __ __ __/ __ __ /амфибрахий/ Всё зави́сит от си́льных в них ме́ст. __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ /анапест/ Да́ктиль - он пе́рвый, __/ __ __ __/ __ /дактиль/ Второ́й - амфибра́хий, __ __/ __ __ __/ __ /амфибрахий/ Ну а тре́тий уже анапе́ст! __ __ __/ __ __ __/__ __ __/ /анапест/ (В.В. Онуфриев) | Дактиль __/__ __ Амфибрахий __ __/__ Анапест __ __ __/ |
Как определить стихотворный размер?
- Определяем количество слогов в строке. Для этого подчеркиваем все гласные буквы.
- Произносим строку нараспев и расставляем ударения.
- Проверяем, через какое количество слогов повторяется ударение:
а) если ударение повторяется каждые 2 слога, это двусложный размер: хорей или ямб;
б) если повторяется каждые 3 слога, это трехсложный размер: дактиль, амфибрахий или анапест.
- Объединяем слоги в строке в стопы (по два или три слога) и определяем размер стихотворения.
(Например: четырехстопный хорей или пятистопный ямб и т.д..)
Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 254; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!