Освобождение Вараввы и предание Иисуса на распятие (27:24-26).
24 Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: «Невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы». 25 И, отвечая, весь народ сказал: «Кровь Его на нас и на детях наших». 26 Тогда отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие.
Пилат, конечно, понимал, что никакой политической цели Иисус не преследует, что речь идет о вопросах не политических, а религиозных. В политическом смысле Иисус был невиновен: «Я не нахожу никакой вины в этом человеке» (Лк 23:4). Видел он также хитрость и уловки иудейских начальников, непременно желавших обвинить ненавистного им Иисуса. Но прошлые преступления и злодеяния Пилата дали иудеям средство шантажировать его и заставить его против своей воли и против чувства справедливости выполнить их волю и утвердить смертный приговор Иисусу.
Только евангелист Матфей пишет о том, что Пилат « взял воды и умыл руки перед народом». Этим жестом он как бы снимал с себя вину за казнь невинного. Обычай этот, видимо, известный Пилату, восходит к Закону Моисея: «Все старейшины города того, ближайшие к убитому, пусть омоют руки свои … и объявят и скажут: руки наши не пролили крови сей, и глаза наши не видели» (Втор 21:6-7).
«Невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы», – говорит при этом Пилат. Выражение «смотрите вы» нам уже недавно встречалось в реакции священников на раскаяние Иуды. «Что нам до того? смотри сам» (Мф 27:4), – сказали они, то есть «это твое дело, твои проблемы». Так и здесь: Пилат говорит толпе: «смерть невинного – ваше дело, не моё». Разумеется, в этом жесте омовения рук и в этих словах ясно видно лицемерие и трусость Пилата. В одних случаях он вел себя решительно и жестоко по отношению к иудеям, но теперь он показал себя человеком слабым. На нем лежала полнота власти и ответственности. Но он и то, и другое перелагает на других. «Подписывая» приговор, говорит: «Это не я». – Образ Понтия Пилата – фигура трагическая, говорящая о том, как прошлое человека может настолько владеть им, что он становится совершенно беспомощным проявить свою подлинную волю.
|
|
Как мы уже говорили в прошлой беседе, образ Понтия Пилата в народных сказаниях расценивается по-разному. В одних случаях он признается раскаявшимся и святым, в других – изображается в демоническом свете: даже после его смерти его мертвое тело не желает принимать ни вода, ни земля[336].
«И, отвечая, весь народ сказал: “Кровь Его на нас и на детях наших”». Не только старейшины и священники, но весь народ с готовностью берет на себя ответственность за смертный приговор Иисусу. Вот она в действии – воля большинства! Однако, мы уже обсудили прежде вопрос о том, из кого состоял этот весь народ. Это были не те толпы людей, которые ходили за Иисусом по дорогам Галилеи и Иудеи, ловя каждое Его слово. Это была толпа сторонников Вараввы, которые видели в этом мятежнике и террористе национального героя. Поэтому несправедливо было бы возлагать ответственность за убийство Иисуса на весь народ Израиля и осуждать всех иудеев, беря на себя грех антисемитизма. Не забудем самую первую проповедь апостола Петра, в которой он говорил иудеям: «Я знаю, братия, что вы, как и начальники ваши, сделали это по неведению» (Деян 3:17). Не забудем и слова апостола Павла о том, что если бы иудеи узнали во Христе Премудрость Божию, «то не распяли бы Господа славы» (1 Кор 2:8). Вспомним и пророчество апостола Павла о конечном спасении всего Израиля: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, – чтобы вы не мечтали о себе, – что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников; и так весь Израиль спасется» (Рим 11:25-26). Мы не говорим уже о том, что Сам Господь молил о прощении Его обидчиков: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк 23:34).
|
|
По окончании судебной процедуры Пилат «отпустил им Варавву, а Иисуса, бив [а точнее, «бичевав»], предал на распятие». Разумеется, бичевал Иисуса не Пилат, а воины претории. Бичевание было частью наказания перед распятием. Из описаний историков мы узнаём, насколько это было ужасно. Человека привязывали к столбу. Бич представлял собой длинный кожаный ремень, на котором были закреплены заостренные куски свинца и костей. Иногда такой бич вырывал человеку глаз, нередко приговоренные умирали от ран. Многие становились буйно помешанными, лишь немногие сохраняли здравый рассудок. Такому наказанию подвергли Иисуса.
|
|
Судебные процедуры закончились. Вопросам об этих юридических процедурах суда над Иисусом Христом сегодня посвящаются бесчисленные исследования, научные и ненаучные дискуссии, многочисленные романы, а также художественные и документальные фильмы. Мы всенепременно хотим знать: Кто же, в конце концов, виновен в смерти нашего Спасителя? На кого нам следует направить наш гнев? Первых христиан и евангелистов вопросы юридического характера интересовали в последнюю очередь. Вспомним хотя бы весь ряд великих посланий апостола Павла. Есть в них хотя бы одно слово о юридических процедурах суда над Иисусом и Его осуждения? Ни единого слова! Но что в них есть, так это плодотворные размышления над смыслом Креста, над этим Божественным парадоксальным чудом – спасении через крестную смерть! Мысли ранних христиан были заняты вопросами более существенными, чем юридические процедуры суда. Они размышляли о спасительных деяниях Божиих, о том, какими путями Бог осуществляет Свой замысел спасения людей через Крест, через посредство Иуды, Пилата, Ирода, Синедриона, иудейской толпы… Да, замысел спасения осуществляется через них, невзирая на них и не снимая ни с кого из них ответственности и исторической вины. – Пути Господни неисповедимы.
|
|
Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 172; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!