Мазурка До мажор (ор. 56 № 2)



 Народная мазурка, зарисовка народно – бытовой плясовой сценки, картина деревенского праздника.

· подобно народным мазурка состоит из ряда самостоятельных танцевальных мелодий – разделов, так называемых «коленец»

·  использован лидийский лад (мажорный лад с повышенной IV ступенью).

·  в начале мазурки несколько тактов «гудит» квинта, подражающая деревенскому оркестру. На её фоне звучит весёлая, подвижная мелодия с чётким, острым ритмом:

 

Мазурка си бемоль мажор (ор. 7 № 1)

Относится к группе блестящих бальных танцев. Построена мазурка на контрастных темах.  

· её отличают черты, свойственные бальным мазуркам: горделивые взлеты в мелодии, резкие скачки, острый ритм, бросок мелодии на октаву в последней фразе.

·  вначале звучит яркая, стремительно восходящая мелодия с чётким ритмом.

·  быстрому взлёту отвечает нисходящее движение. Резко ниспадающие скачки на септиму, нону придают мелодии большую остроту:

· первая тема чередуется с двумя другими, образуя форму рондо.

·  о втором эпизоде звучит деревенский наигрыш («гудящие» квинты в басу)

Мазурка ля минор (оp. 68 № 2)

 Лирическая мазурка, связана с образами родины.

· в мазурке 3 части (репризная трехчастная форма).

· характер крайних частей – грустный, задумчивый, нежный.

·  вначале звучит задумчивая, грустная мелодия. Движение по звукам тонического трезвучия в медленном темпе придаёт ей мягкость и плавность.

·  лёгкий акцент на третьей доле такта делает мелодию гибкой, изящной.

 

· средняя часть мазурки – это задорный деревенский танец. Мажорный лад, оживленный темп, «гудящая» квинта баса, акцент на третей доле такта (притопывание) придают музыке задорный и веселый характер

Прелюдии

История создания

Цикл из 24 фортепианных прелюдий сочинён Ф. Шопеном в 30-е годы.

Особенности

· у классиков прелюдия – это всегда часть крупной формы.

· Ф. Шопен превратил прелюдию в самостоятельную инструментальную миниатюру.

· многие прелюдии написаны в одночастной форме, в форме периода.

·  прелюдии Ф. Шопена – откровенные лирические высказывания. Цикл представляет собой своеобразную энциклопедию чувств и эмоций.

·  прелюдии написаны во всех 24-х тональностях, расположенных по квинтовому кругу. Жанровые прообразы прелюдий:

Ля мажор – мазурка;

 Фа диез мажор – ноктюрн;

 Си бемоль мажор – баркарола; 

Соль мажор – этюд; 

ля минор – трагический монолог;

си минор – элегия; 

ми бемоль минор – токката; 

до минор – траурный марш.

 

Прелюдия Ля мажор (ор. 28 № 7)

Прелюдия одна из самых миниатюрных в цикле

· в прелюдии всего 16 тактов. Своим танцевальным ритмом она напоминает изящную мазурку.

·  форма – классический период повторного строения.

·  черты танца: трёхдольность, пунктирный ритм мазура, вальсовый аккомпанемент.

·  танцевальность сочетается с лирической напевностью:


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 3961; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!