Кузнецова Н. В. Евангелие от Луки. Комментарий. М, 2004. С. 343-347.

Толкование_юный_теолог

Неделя 28-я по Пятидесятнице.

Порядок чтений, согласно календарю: Лит. – Лк., 76 зач., XIV, 16–24 (ср. Мф. 22:1-14).

 

Перевод РБО:

16. Иисус ответил ему:

– Один человек приготовил большой пир и пригласил много гостей. 17. Когда подошло время пира, он послал своего слугу сказать приглашенным: «Приходите, уже все готово». 18. Но один за другим приглашенные начали извиняться. Первый сказал: «Я купил землю и мне надо пойти и посмотреть ее. Извини меня, пожалуйста». 19. Другой сказал: «Я купил пять пар волов и иду испытать их, извини меня, пожалуйста». 20. Третий сказал: «Я женился и поэтому не могу прийти».

21. Слуга вернулся и рассказал все хозяину. Тогда хозяин дома рассердился и приказал слуге: «Пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда бедных, калек, слепых и хромых». 22. «Господин, – сказал слуга, – то, что ты повелел, выполнено, но еще есть место». 23. Тогда хозяин сказал слуге: «Пройди по дорогам и вдоль изгородей и уговори всех, кого встретишь, прийти на пир, чтобы дом мой был полон гостей. 24. Говорю вам, что из прежних приглашенных никто не попробует моего обеда».

 

Притча о званых на вечерю предваряется поуче­нием о смирении, которое относится к особому материалу Луки. В содержании его следует видеть не только поучение о бескоры­стии, но и откровение о тайне Божьего призвания, когда на мес­сианский пир приглашаются люди, не могущие воздать, то есть нищие, увечные, хромые, слепые, в глазах мира — последние и никчемные. Тем более, что физически неполноценным людям запрещалось полноправное участие в иудейских обрядах поклонения. Это также относится и к кумранской общине (lQSa 2:4-10). Но в данном отрывке тема социального неравенство не самое главное. Смысл в том, что перед лицом Божьего Царства любые оправдания теряют силу. Лука, как и Иисус до него, не хочет, чтобы имущество или семейные связи удерживали людей от следования за Христом.

Сидящее за трапезой в данной притче это те, кто входят в число избран­ных. Подобно Иоанну Крестителю и всем пророкам до него, Иисус не считал, что лю­бой, родившийся от матери-еврейки, автоматически попадает в число избранных. И Лука, и Матфей пытаются сказать, что те, кто уже считает себя избранным и рассчитывает попасть на эсхатологическую трапезу в Божьем Царстве, могут горько ошибаться. Участие в этой трапезе будет зависеть не от титула «званых» или «избранных», а оттого, как человек откликнется на Божий призыв, и результатом верного отклика должна стать жизнь, исполненная плода.

Эта притча ничуть не менее других подчеркивает присутствие Божье­го Царства в служении Иисуса. Она отражает стремление Иисуса явить людям Царство через общение с «грешниками»; она утверждает, что к пиршеству конца времен все уже готово: «Идите, ибо уже все готово» (Лк 14:17). По идее, люди должны откликнуться на Его призыв с радост­ной готовностью. Однако вместо этого они слишком заняты делами и семьей и всячески оправдываются, почему не могут прийти.

Кроме того, притча бросает слушателям вызов и является для них серьезным предостережением. Как могут повседневные дела быть на­столько важными, чтобы помешать человеку прийти на праздничное Божье пиршество? Отказаться от приглашения — значит захлопнуть перед собой двери на Божий пир в конце времен. Бог не раз пытался со­брать Своих детей, но, поскольку они отказались прийти, их место за­няли другие, а они оказались не у дел. В притче описывается абсолют­ное изгнание, однако сфера притчи — это не сфера реальности. Даже у оказавшихся за дверью всё-таки остается возможность войти. Прит­ча призывает и слушателей Иисуса, и ее будущих читателей изменить течение своей жизни, отвлечься от поверхностного и откликнуться на то, что Бог вершит через служение Иисуса. Многие евреи того времени (особенно те, кто считал себя набожными людьми) были уверены, что, будучи избранными, однажды они непременно вкусят хлеб за столом в Божьем Царстве — или, по крайней мере, одержат окончательную по­беду в последней битве и, победив зло, будут жить вместе с Богом. Притча предостерегает против подобной самонадеянности.

Также в притче показано отношение Бога к изгоям общества и Его желание «наполнить дом» — то есть создать Себе народ, о чем постоян­но говорится как в Ветхом, так и в Новом Завете.

Ст. 16 - Притча очень похожа на притчу о свадебном пире у Матфея (Мф 22:1-10). Но одновременно между ними столько различий, что, по мнению некоторых комментаторов, это или две разные притчи, или евангелист Матфей изменил более близкую к оригиналу притчу Луки, придав ей многочислен­ные аллегорические черты. Кроме того, подобная притча есть и в гностическом евангелии Фомы, она ближе к версии прит­чи у Луки.

Один человек - по мнению И. Иеремиаса, речь идет о сборщике податей. Ученый полагает, что в основу притчи Иисуса была положена широко известная в то время исто­рия о богатом откупщике и бедном учителе Закона. Когда откупщик умер, весь город шел в похоронной процессии, а о бедняке никто не вспомнил. Почему же Бог допустил такую несправедливость? Дело в том, что откупщик совершил единственное в своей жизни доброе дело, и так как он сразу же после этого умер, не успев нагрешить, то Бог вознагра­дил его, допустив такие почетные похороны. Какое же его доброе дело было так вознаграждено? Оказывается, откуп­щик устроил пышный прием для городских старейшин. Но те, конечно же, отказались, отговорившись смехотворными предлогам и тогда разгневанный откупщик велел позвать нищих и убогих, чтобы не пропала приготовленная еда. Про­должение этой же истории легло в основу другой притчи - о богаче и Лазаре (Лк 16:19-31).

Так и в притче Иисуса богач-откупщик пригласил вид­ных людей к себе в гости, рассчитывая на то, что потом, по­лучив ответное приглашение, он станет вхож в их круги и перестанет быть изгоем.

Ст. 17 - В то время был обычай посылать вторичное при­глашение непосредственно перед началом пиршества (ср. Есф 5:8; 6:14).

Ст. 18-20 - Предполагается, что вначале приглашенные согласились, но теперь вдруг принялись отказываться. Хотя приглашенных было много, они представлены всего лишь тремя персонажами, как это часто бывает в легендах и притчах. Один хочет посмотреть купленное поле, возможно, он еще не заплатил за него и со­бирается сделать это после того, как побывает там или он должен был посмотреть, не снизилась ли стоимость поля. Другой человек купил пять пар быков. Следовательно, это зажиточ­ный человек, потому что в небольшом хозяйстве обычно было не более одной или двух пар быков. Третий женился. Женитьба была очень важным событием в жизни, новобрач­ного даже не брали на войну (Вт 20:7; 24:5; ср.: 1 Макк 3:56), но здесь другая ситуация. Жених ведь был заранее приглашен, так что он мог бы сразу отказаться. Сейчас же он, зная, что пиры затягиваются за полночь, просто предпочел провести ночь с молодой женой. Их отговорки оскорбительны, ведь они знали, что позваны в гости, и дали согласие, но затем сознательно предпочли другие дела.

Ст. 21 - Повеление слугам собрать вместо зажиточных гостей, оскорбивших своим поведением хозяина, бедных, калек, слепых и увечных объясняется лишь его обидой и раздражением. Его вынужденные гости те же, что и перечис­ленные Иисусом в (Лк 14:13).

Ст. 22 - Пиршественный зал велик, так что все равно ос­тались свободные места.

Ст. 23 - Тогда хозяин велит слуге звать всех подряд. Вдоль дорог и изгородей - то есть вдоль дорог, ведущих из города, и изгородей садов и виноградников. Виноградники, сады или поля окружались изгородью или забором. Бедные странники обычно отдыхали в тени изгородей и заборов. Для того чтобы позвать гостей слуга должен был выйти за город. Те, что видят в притче аллего­рию, считают, что под жителями понимается народ Израи­ля, а под теми, кто за городом - язычники. Приглашены все, у Матфея даже сказано, что слуги позвали и добрых людей, и дурных (ср. Мф 22:10). Уговори всех прийти - дословно: «заставь всех войти». По древним представлениям о вежливости бед­няк не должен был сразу принимать приглашение, сначала надо было отказаться (Быт 19:2-3), бедняка следовало долго уговаривать и иногда вести как бы силой.

Эти слова часто понимались превратно. Когда-то Авгус­тин использовал это предложение для оправдания религиоз­ных гонений. Его толковали как приказ принудительно обра­щать людей в христианство. Его использовали для оправдания инквизиции, для дыбы и тисков для пальцев, угрозы смерти и заключения, для походов против еретиков - для всего того, чего должно стыдиться христианство. Мы должны всегда читать этот текст с другим текстом - «любовь Христова объемлет нас» (2 Кор 5:14). Царствие Божие побуждает лишь к од­ному - к любви.

Ст. 24 - Говорю вам... - формально эти слова произне­сены хозяином дома, но вряд ли он действительно говорит это слуге, тем более что употреблено местоимение множе­ственного числа - вам. Некоторые экзегеты предполагают, что хозяин обращается к бедным, после того как он отпра­вил слугу позвать других. Но, скорее всего, это коммента­рий Иисуса к притче, обращенный к Его слушателям. Угро­за не оказаться на небесном пиру относится к фарисеям и учителям Закона. Недаром здесь повторены слова, которы­ми начинался этот отрывок (Лк 14:15). На великий Пир можно попасть, только приняв некогда уже полученное приглаше­ние.

Никто из тех званых не вкусит моего ужина — свидетельствует об уважении. Как справедливо отмечает Дерретт, имеется в виду распространенный обычай посылать еду с праздничного пира тем из гостей (особенно почетных), кто по каким-то причинам не мог на нем присутствовать; таким образом, они считались принимавшими участие в празднике, несмотря на свое физическое отсутствие. Хозяин (господин, Господь) решительно заявляет собравшимся гостям, что путь на мессианский пир открыт только для тех, кто не уклонился от приглашения на него.

Точно так же, как Иисус без колебаний берет поведение неверного управляющего в качестве иллюстрации того, что надо действовать быстро и решительно, или поступок непра­ведного судьи, презренного пастуха и бедной женщины в качестве иллюстрации безграничного милосердия Бога, - так и в этом случае Он без колебаний берет сборщика пода­тей и его поведение, чтобы на его примере продемонстриро­вать и гнев Бога, и Его милосердие. То, что мотивы у этого человека так же эгоистичны и неблаговидны, как и у судьи, который уступил назойливой истице, лишь бы она оставила его в покое, ни в коей мере не смутили Иисуса, но скорее побудили Его избрать именно этих персонажей в качестве примеров. Нельзя было бы выразить лучше невероятную серьезность заключительных слов притчи. Мы дол­жны представить себе: аудитория Иисуса улыбается, слушая, как нагло обращаются с этим выскочкой и в какую ярость он потом приходит; мы почти слышим их хохот, когда они представляют себе тех первых приглашенных, с презрением наблюдающих из окон за странной процессией оборванцев-гостей, которые следуют в разукрашенный по случаю праз­дника дом откупщика. Но каким был их шок, когда Иисус, хозяин дома, резко заявил: «Дом полон, число завершено, последнее место занято; дверь закрыта, отныне никто боль­ше не будет допущен».

Кузнецова Н. В. Евангелие от Луки. Комментарий. М, 2004. С. 343-347.

Практическое применение.

Царство Божье до сих пор подобно пиршеству, и приглашения все еще рассылаются, так как все готово, и можно прийти и присоединиться к празднеству. Именно такой трапезой, полной радостного ожидания, яв­ляется таинство причастия. Царство Божье до сих пор подобно — и будет подобно — званому ужину, куда не явились люди, слишком занятые своими делами, но пришли те, кого мы никак не ожидали там увидеть. Те, кого жда­ли, отсутствуют, а нежданные гости здесь. Эта тема снова и снова звучит в учении Иисуса, вызывая немало неловкости и замешательства (Мф. 7:21-23/ Лк. 13:25-27; Мф. 8:11 —12/Лк. 13:28-30; Мф. 11:25/Лк. 10:21; Мф. 21:28— 32,43; 25:1-12,31-46). Нельзя воспринимать участие в пиршестве Мессии как нечто само собой разумеющееся. К сожалению, многие люди именно так его и воспринимают: они приняли решение поверить в Бога, они ходят в правильную Церковь, они получили нужное образование, они участву­ют в многочисленных служениях и благотворительных акциях — и потому могут спокойно заниматься своими делами. Однако цель про возглашения Божьего Царства — не в том, чтобы успокоить людей; к тому же, ценности Царства часто идут вразрез с нашей повседневной занятостью и привычными приоритетами. Проповедь Царства — это призыв откликнуться на Божье при­глашение. В притчах не описано, как выглядит такой отклик. В Мф. 22:11-14 подчеркиваются нравственные требования, а предыдущие притчи говорят о необходимости приносить плод. У Луки стихи, следующие за притчей (Лк 14:25-33), указывают на требования христианского ученичества.

Обе притчи учат тому, что в Божье Царство не попадешь на собственных условиях. Милостивое приглашение предполагает ответственность. На карту поставлена сама личность человека. Мало наклеить на себя нужный ярлык («званого» гостя); скорее, Божье Царство должно преобразить нас таким образом, чтобы поменялись все наши приоритеты. Нам необходи­мо услышать предостережение Луки: самыми серьезными препятствиями христианскому ученичеству являются имущество и семья; однако они же одновременно являются и главными возможностями для христианского ученичества.

Ещё один важный мотив притчи — это ощущение радости и неотложности, связанное с пришествием Царства. Благовестие церкви должно зву­чать радостным приглашением на приготовленный Богом пир, нынешний и будущий. Нередко наша радость так слаба, что люди просто не видят во­круг себя проявлений пришедшего Царства.

Возможно, ещё одним ключевым аспектом применения этой прит­чи может стать христианское понимание времени. Мы с вами в каком-то смысле не живем в такой же кризисной, решающей ситуации, в какой ока­зались современники Иисуса, когда Он впервые пригласил людей войти в Божье Царство. Но если Царство присутствовало в Его служении и продол­жает присутствовать с нами в действии Святого Духа, то по отношению к Царству мы с вами тоже оказываемся в кризисной ситуации, требующей решения. Более того, жизнь быстротечна и нередко требует неотложных действий. Разве на нас не лежит обязанность приглашать других людей при­соединиться к Царству, возвещая им, что все готово и можно приходить? Разве ликование о пришествии и реальности Божьего Царства не должно быть в нашей жизни столь явным, чтобы наше приглашение прийти звуча­ло по-настоящему заманчиво и привлекательно? Разве мы не призваны по­стоянно помнить, что те, кого мы ожидаем увидеть в Царстве (включая нас самих), могут там не оказаться, и потому не забывать об опасностях чрез­мерной занятости и самонадеянности? И разве мы не обязаны помнить, что нам непременно нужно призывать в Царство людей «с обочины» — тех, кого мы сами и не подумали бы туда приглашать? Из других притч мы уже знаем, что Божье Царство приходит с безграничной благодатью, но и несет с собой безграничную ответственность. Те же самые темы звучат в обеих притчах как у Матфея, так и у Луки. Приглашение к Божьему столу — чистая благо­дать, но эта благодать никогда не бывает бросовой, дешевой. Благовестие не является главной темой этой притчи, но она становится основой для важ­ных размышлений о благовестии.

Христианская проповедь и благовестие должны отличаться определенным чувством срочности, неотложности. Порой пастыри проповедуют так, словно никакой неотложности нет, и люди не чувствуют особой необходи­мости к ним прислушиваться. Однако в Божьем Царстве есть нечто такое, что заставляет нас острее чувствовать время и ощущать приближение обе­щанного Божьего будущего.

И, наконец, нам следует еще раз вспомнить о наказании и суде. Эта тема снова и снова возникает в учении Иисуса и неизменно вызывает у нас неловкость. Ну почему Богу обязательно нужно призывать всех к ответу? Неужели нельзя быть просто доброжелательным? Однако без наказания и суда в спасении просто нет никакой необходимости, и у человека притупляется или вовсе утрачивается чувство важности и безотлагательности по отношению к жизни, к справедливости и даже к Богу. Благодать остается благодатью только в том случае, если воз­можен иной исход, и значимость жизни зависит от того, придется ли нам держать за нее ответ. И даже если нам не нравится мысль о суде и наказа­нии, она составляет важную и необходимую часть учения как Ветхого, так и Нового Завета и особенно учения Иисуса Христа.

Снодграсс, Клайн. Притчи Иисуса: Полный путеводитель по притчам Иисуса Христа: Пер. с англ. — СПб.: Мирт, 2014. С. 498-500.

 


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 132; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!