ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСРВ К ЭКЗАМЕНУ
1. Понятие морали, этики и нравственности. Мораль и право. Этические нормы и нормы закона.
2. История развития деловой этики в России.
3. Специфика национальных нравов и их роль в сфере управления.
4. Этические теории: утилитаристская теория и абсолютистская этика.
5. Этическая теория Э. Фромма.
6. Политическая этика как составная часть социальной этики. Б. Сутор и его исследование «малая политическая этика».
7. Этика деловых отношений, ее принципы.
8. Этические проблемы на макро- и микро- уровне.
9. Социальная ответственность организации. Юридическая ответственность организации.
10. Преимущества и недостатки социально политики организации.
11. Управление этическим уровнем организации.
12. Роль и значение этических кодексов в деятельности организации.
13. Этический кодекс: роль, значение, основное содержание.
14. Основные разделы правил этики организации
15. Специфика (виды) морали в российских организациях.
16. Сложность решения этических проблем в организации.
17. Этические нормы в деятельности организации.
18. Мораль и хозяйственное производство в трудах А. Смита. Мораль и рыночное хозяйство в современных условиях.
19. Этика взаимоотношений государства и бизнеса. Социальная ответственность бизнеса. Особенности российской модели корпоративной социальной ответственности.
20. Роль этических норм в коллективе.
21. Морально-психологический климат в коллективе.
|
|
22. Составные элементы этики взаимоотношений руководителя и подчиненных.
23. Нормы этического поведения руководителя.
24. Сущность и особенности этики государственной и муниципальной службы.
25. Предмет, задачи и структура административной этики.
26. Особенности современного этапа развития этики в системе государственной и муниципальной службы.
27. Принципы и нормы этики государственной и муниципальной службы: принцип, законности, справедливости, лояльности и справедливости.
28. Правовой статус государственного и муниципального служащего в современной России
29. Государственная и муниципальная служба: понятие и содержание, основные принципы, особенности прохождения.
30. Социальная ответственность государственных и муниципальных служащих.
31. Коррупция как этическая и социальная ответственность. Методы и принципы борьбы с коррупцией, антикоррупционная политика государства.
32. Принципы служебного поведения в сфере государственного и муниципального поведения.
33. Лоббистская деятельность в России. Типы политического представительства. Особенности электорального и функционального представительства
34. Проблемы соблюдения этических и моральных норм государственными и муниципальными служащими
|
|
35. Место и роль нравственных характеристик
в профессиограмме государственного и муниципального служащего
36. Понятие нравственной культуры в системе нравственных характеристик. Уровни и характеристика индивидуальной нравственной культуры.
37. Роль духовных стимулов в системе управления. Индивидуальная нравственная культура.
38. Значение индивидуальной нравственной культуры в системе государственной и муниципальной службы. Нравственная типологизация чиновничества.
39. Понятие гражданской чести в профессиограмме государственных и муниципальных служащих.
40. Современные требования к моральному облику служащих государственных и муниципальных органов власти. Современная модель качеств государственных и муниципальных служащих
41. Мотивация этического поведения государственных и муниципальных служащих.
42. Методы повышения этического уровня государственных и муниципальных служащих.
43. Значимость нравственно-этических характеристик государственной и муниципальной службы для общественного и государственного развития России.
44. Морально-нравственные аспекты бюрократизма на государственной и муниципальной службе.
|
|
45. Политика и мораль. Проблема обоснования политической этики
46. Этика политического конфликта и базовые ценности современного демократического общества.
47. Этика переговорного процесса.
48. Принципы и нормы современной парламентской этики. Проблема предупреждения конфликтов интересов.
49. Этические механизмы регулирования деятельности должностных лиц. Разработка этических стандартов в сфере публичной политики.
50. Разработка этического кодекса государственной и муниципальной службы: особенности, специфика и эффективность применения.
51. Проблемы контроля за соблюдением этического кодекса государственной и муниципальной службы.
52. Применение этических кодексов в зарубежных странах.
53. Этикет как элемент духовной культуры служащего. Служебный этикет и служебные отношения. Принципы и нормы служебной этики.
54. Основные правила и принципы этикета на государственной и муниципальной службе.
55. Культура речи как показатель личной культуры служащего. Правила ведения телефонных переговоров
56. Этика политического конфликта. Политический компромисс.
57. Консенсус как принцип политической этики и способ цивилизационного разрешения конфликтов. Уровни и виды консенсуса.
|
|
58. Этика переговорного процесса. Правила проведения «круглого стола».
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИ
Абсолютизм (этический) (от лат. absolutus — безусловный) — методологический принцип истолкования природы нравственности, в соответствии с которым моральные понятия трактуются как извечные и неизменные начала (законы Вселенной, априорные истины или божественные заповеди)' не связанные с условиями жизни людей, с их потребностям", с историческими законами развития человечества.
Авторитет (от лат. autoritas — власть, влияние) — отличительные особенности отдельного лица, группы или организации, благодаря которым они обладают доверием и в силу этого могут оказывать влияние и побуждать других к исполнению возложенных на них обязанностей. В более узком значении авторитет — одна из форм осуществления власти. Авторитет является одним из факторов поддержания общественной дисциплины и преемственности в развитии общества в силу ограниченности возможностей человека рационально оценивать многие явления и проблемы.
Авторитарная этика — понятие, введенное в научную литературу Э. Фроммом для противопоставления этических теорий, отстаивающих в делах морали приоритет внешнего авторитета, гуманистической этики, одним из теоретиков которой он являлся. Если в гуманистической этике человек является и творцом этических норм, и их исполнителем, то в авторитарной этике именно внешний авторитет определяет, в чем благо человека, и он же устанавливает законы и нормы поведения.
Административная этика — вид профессиональной этики (профессиональной морали), связанный с проблемами государственного и муниципального управления, спецификой бюрократических организаций. Как кодекс поведения государственных и муниципальных служащих и как наука о приложении моральных принципов к поведению и деятельности служащих и должностных лиц, административная этика предписывает определенный тип нравственных отношений, которые представляются оптимальными с точки зрения отправления работниками государственного аппарата своей профессиональной службы.
Альтруизм (от лат. alter — другой) — моральный принцип, предписывающий сострадание к другим людям, бескорыстное служение им и готовность к самоотречению во имя их блага и счастья.
Аморализм — характеристика взглядов, линии поведения и образа жизни личности, а также политики, проводимой политической группой или партией, коррумпированными кланами и корпорациями, которые основываются на нигилистическом отношении к общественным и в первую очередь общечеловеческим нормам морали.
Бюрократизм — система отношений и нравов, обусловленных бесконтрольностью бюрократии. Социально-этические характеристики бюрократии как обладающего властью чиновничества задаются двумя основными факторами. С одной стороны, бюрократия представляет определенный вид профессиональной деятельности, необходимой для любой политической системы, а с другой — образует социальный слой, который в силу места, занимаемого им в структуре общества, возможностей влияния на социальные процессы и доступа к общественным благам, является носителем специфических интересов. С этой точки зрения сущность бюрократии заключается в отрыве от интересов общества, народа и подчинении ею государственного интереса своему эгоистически-групповому интересу. Его основными признаками являются: перенос функционерами бюрократической организации акцента с целей организации на ее средства, в результате чего средства (иерархия власти, строгая дисциплина, неукоснительное следование правилам, инструкциям и т.д.) превращаются в самоцель; раздутый, запутанный аппарат управления; бумажный стиль работы; подмена закона инструкциями под видом конкретизации закона; чрезмерная мелочная регламентация; формализм в выполнении обязанностей; произвол и коррупция в аппарате; повиновение, превращающееся в верноподданничество к власть предержащим и др. Внешние проявления Б. многообразны и связываются массовым сознанием с формализмом, равнодушием к делу, бездушием служащих и руководителей, с подавлением инициативы граждан, субъективизмом в отношении к ним. Все это подрывает авторитет власти, государства и его аппарата.
Вежливость — моральное качество, характеризующее поведение человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой и привычным способом обращения к окружающим. Вежливость — элементарное требование культуры поведения, включающее: внимательность; внешнее проявление доброжелательности ко всем; готовность оказать услугу каждому, кто в этом нуждается; деликатность; такт.
Гедонизм (от греч. hedone — наслаждение) — широко применявшийся в истории этической мысли способ обоснования морали и истолкования ее природы и целей. Все содержание разнообразных моральных требований гедонизм сводит к общей цели — получению наслаждения и избеганию страданий.
Гуманизм (от лат. humanus — человеческий, человечный) — система мировоззрения и мировосприятия, в основе которой лежит признание ценности человека как личности, его права на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей.Гуманизм считает благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, человечности, справедливости — желаемой нормой отношений между людьми.
Гуманистическая этика — направление в западной философии морали, получившее распространение в США начиная с 1920-х гг. Его главные представители — У. Файт, И. Бэббит, К. Гарнет и И. Левин. Большой вклад в развитие идей гуманистической этики внесли представители экзистенциализма и неофрейдизма, в том числе Э. Фромм, обосновывавший идею определяющей роли человеческой личности в вопросах морали.
Деловой этикет — нормы поведения человека, используемые заранее в конкретных, оговоренных ситуациях. Деловой этикет. оформляет внешнюю сторону деловых отношений и поведения.
Деонтическая этика (этика долга) — направление этики, противостоящее утилитаризму и исходящее из приоритета внутренних мотивов поступков человека, а не из последствий действия. Наиболее последовательно обоснование деонтической этики дано в работах немецкого философа И. Канта.
Деонтология (от греч. deon — должное и logos — учение; наука о должном) — раздел этики, в котором рассматриваются проблемы долга и должного (всего того, что выражает требования нравственности в форме предписаний).
Дипломатический протокол — совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых правительствами, ведомствами иностранных дел, другими государственными учреждениями и дипломатическими представительствами, а также официальными и частными лицами в международном общении.
Добродетель — понятие нравственного сознания, служащее обобщенной характеристикой положительных устойчивых моральных качеств личности и указывающее на их моральную ценность.
Долг — одна из основных категорий этики; общественная необходимость, выраженная в нравственных требованиях в такой форме, в какой они выступают перед определенной личностью. Истолкование природы и происхождения долга составляет одну из самых трудных проблем в истории этики. Категория долга тесно связана с другими понятиями, характеризующими моральную деятельность личности, такими как ответственность, самосознание, совесть, мотив.
Карьеризм (от фр. carriere — бег) — отрицательное моральное качество, характеризующее поведение и личность человека, который подчиняет свою общественную деятельность цели продвижения по службе, готов выполнять предъявляемые к нему требования лишь постольку, поскольку это способствует улучшению его официального положения.
Категории этики — основные понятия этики, отражающие наиболее существенные стороны и элементы морали и составляющие теоретический аппарат этической науки.
Кодекс этический (от лат. codex — книга) — свод нравственных норм, предписываемых к исполнению. В современных условиях основные принципы и правила делового поведения формулируются в Этических кодексах. Выделяют корпоративные, профессиональные, национальные и всемирные кодексы этики. Государственная и муниципальная служба в большинстве стран также имеет свой этический (моральный) кодекс поведения государственных и муниципальных служащих. По мнению специалистов, значение этического кодекса государственной и муниципальной службы определяется тем, что он, во-первых, заключает в себе в систематизированном виде основные нравственные требования к государственным и муниципальным служащим и тем самым служит важным критерием для определения поведения работника государственного и муниципального учреждения в сложных нравственных ситуациях; во-вторых, является важнейшим механизмом, способствующим повышению этического уровня государственного аппарата и его работников.
Конфликт (моральный) — специфическая ситуация морального выбора, в которой принимающий решение человек констатирует противоречие в своем сознании: осуществление каждой из выбранных возможностей поступка во имя какой-либо нравственной нормы одновременно ведет к нарушению другой нормы, представляющей для данного человека определенную нравственную ценность.
Конфликт интересов — ситуация, при которой у сотрудника или государственного служащего есть личная или семейная финансовая или иная заинтересованность в какой-либо иной организации, которая может получить выгоду от решений, принимаемых этим сотрудником или государственным и муниципальным служащим при исполнении им служебных обязанностей; либо от осведомленности сотрудника (государственного или муниципального служащего) относительно действий организации (учреждения, органа власти) или ее планов на будущее.
Конформизм (от лат. conformis — сообразный) — социальная ориентация, складывающаяся в результате не самостоятельных решений (или полноправного участия в решении) общественных и нравственных проблем, а пассивного, приспособительного принятия существующего порядка вещей. Конформист не выражает собственной моральной позиции при решении объективных задач, а поддерживает те стандарты и каноны поведения и сознания, которые обладают наибольшей силой давления на него, т.е. навязываются ему явно (принуждением) либо неявно (внушением, через традицию или другим путем).
Коррупция (от лат. corrumpere — «растлевать») — термин, обычно обозначающий использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам.
Лоббизм (от англ. lobby — кулуары) — институт политической системы, представляющий собой процесс по продвижению интересов частных лиц, корпоративных структур (а также представляющих их профессиональных лоббистских фирм и общественных организаций) в органах государственной власти с целью добиться принятия выгодного для них политического решения. В более широком понимании лоббизм — деятельность заинтересованных лиц, способствующая принятию органами власти тех или иных решений с использованием неформальных коммуникаций в органах власти.
Международный этикет — совокупность общепринятых правил и норм поведения, как в официальной, так и в неофициальной обстановке.
Мораль (от лат. moralis — нравственный; mores -нравы) — предмет изучения этики, форма общественного сознания, общественный институт, выполняющий функцию регулирования поведения человека.
Нормы моральные (от лат. norma — правило, образец) — наиболее простые нравственные требования, выступающие в двояком виде — как элемент моральных отношений и как форма морального сознания.
Нравственная культура — часть бытующей в обществе морали, позитивно-ценностное содержание которой включает выработанные веками общечеловеческие представления о добре, справедливости, совести, долге, счастье и соответствующие им образцы поведения и отношений. Состояние Н. к. является одним из показателей уровня культуры в обществе.
Нравы — обычаи, имеющие нравственное значение (ценность), поддерживаемые в обществе посредством моральных отношений. К нравамотносятся и обычаи, представляющие собой часто встречающиеся отступления от требований нравственности, т.е. заключающие в себе отрицательную нравственную ценность.
Ответственность (моральная) — категория этики и моральное понятие, характеризирующее личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, выражающее степень участия личности и социальных групп, как в их собственном нравственном совершенствовании, так и в совершенствовании общественных отношений.
Парламентская этика — вид профессиональной этики, регулирующей отношения, возникающие в результате законотворческой и иной парламентской деятельности, а также внепарламентской деятельности, связанной с исполнением функции народного представителя. Этика парламентской деятельности представляет особый вид профессиональной (корпоративной) этики, связанной с деятельностью законодательного органа. В этом смысле она может рассматриваться как относительно самостоятельный вид социальной этики, включает в себя нормы и требования, которые предъявляются обществом к социальному и профессиональному облику законодателя, к его стилю работы, характеру общения с людьми, использованию депутатского статуса.
Патриотизм (от греч. naxpio — родина) — социально-политический и нравственный принцип, в обобщенной форме выражающий чувство любви к Родине, заботу о ее интересах, чувство гордости за достижения своей страны. Патриотизм проявляется также в уважении к историческому прошлому своей страны, бережном отношении к народной памяти, национальным и культурным традициям.
Поведение (моральное) — совокупность поступков человека, имеющих нравственное значение, совершаемых им в относительно продолжительный период времени в постоянных или изменяющихся условиях. Если понятие моральной деятельности характеризует только целенаправленные и нравственно мотивированные действия, то поведение охватывает все поступки человека целиком, поскольку они могут быть подвергнуты моральной оценке (независимо от того, являются они намеренными или ненамеренными, совершаются по нравственным или другим побуждениям).
Политический плюрализм (от лат. pluralis — множественный) — один из основных принципов современного общественного устройства, согласно которому обществен неполитическая жизнь должна включать множество различных взаимосвязанных и вместе с тем автономных социальных и политических групп, партий, организаций, идейные установки и интересы которых находятся в постоянной конкуренции друг с другом и не подчинены вышестоящей инстанции. Правовой порядок, построенный на этом принципе, содействует и обеспечивает свободное развитие индивидуумов и групп, право каждого человека придерживаться любых взглядов. В его основе лежит уважение к инакомыслию, принципы дискуссий и компромиссов в политическом процессе, отказ от политического насилия и диктатуры.
Принципы (моральные) одна из форм нравственного сознания, в которой моральные требования выражаются наиболее обобщенно. Если норма предписывает, какие конкретно поступки человек должен совершать, а понятие «моральные качества» характеризует отдельные стороны поведения и черты характера личности, то принципы в общей форме раскрывают содержание нравственности, выражают выработанные в моральном сознании общества требования, касающиеся нравственной сущности человека, его назначения, смысла его жизни и характера взаимоотношений между людьми.
Профессиональная этика (мораль) — подразумеваемый или конкретно определенный набор моральных норм, служащий руководством поведения в той или иной профессиональной деятельности.
Релятивизм (этический) (от лат. relativus — относительный) — методологический принцип истолкования природы нравственности, лежащий в основе многочисленных западных этических теорий; выражается в том, что моральным понятиям и представлениям придается относительный, изменчивый и условный характер.
Репутация (от лат. reputatio — обдумывание, размышление) — сложившееся у окружающих мнение о нравственном облике того или иного человека (коллектива), основанное на его предшествующем поведении и выражающееся в признании его заслуг, авторитета в том, чего от него ожидают в дальнейшем, какая мера ответственности на него возлагается и как оцениваются его поступки.
Ригоризм (от лат. rigor — строгость) — разновидность формализма в морали; моральный принцип, характеризующий способ выполнения нравственных требований, заключающийся в строгом и неуклонном соблюдении определенных нравственных норм безотносительно к конкретным обстоятельствам, в безусловном повиновении долгу, даже вопреки целесообразности, интересам людей и общества.
Ситуационная этика — направление в современной философии морали, утверждающее, что в моральном выборе человек исходит не из определенных моральных принципов, норм, оценок, а лишь из факторов конкретной ситуации, уникальность которой определяет ценность выбора.
Служебная этика — совокупность норм и принципов, регулирующих отношения (формальные и неформальные, горизонтальные и вертикальные) внутри учреждения или организации. Наряду со служебной этикой руководителя. Служебная этика включает в себя в качестве составляющей этические стороны исполнительной дисциплины.
Служебный этикет — система личностных взаимоотношений руководителя с подчиненными, вышестоящими руководителями и коллегами, основанная на принципе сотрудничества и взаимопонимания. Служебный этикет обеспечивает установление личных контактов, содействует решению деловых вопросов, формирует благоприятную социально-психологическую атмосферу в коллективе.
Совесть — категория этики и существенный элемент моральной рефлексии, характеризующие способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя моральные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершенных поступков.
Справедливость — понятие морального сознания, характеризующее такое положение вещей, которое рассматривается как должное, соответствующее определенному пониманию сущности человека и его прав.
Такт — хороший вкус в поведении и манере держать себя.
Терпимость — моральное качество, характеризующее отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам и поведению других людей. Выражается в стремлении достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов и точек зрения без применения давления, преимущественно методами разъяснения и убеждения.
Утилитарная этика — направление этики, определяющее моральность поступка, исходя из последствий совершенного поступка. К утилитаристским этическим системам обычно относят те этические учения, которые ориентируются на достижение утилитарного блага и, как правило, не связывают его достижение с благом моральным. В данном случае поступок или деяние оправдывается достижением пользы, удовольствия, оценивается по результату.
Формализм (моральный) — разновидность морального догматизма, проявляющаяся в способе выполнения нравственных требований: в чисто внешнем следовании заповедям и нормам, в таком выполнении долга, когда человек не задумывается над социальным значением и действительным смыслом своих поступков или не способен их мотивировать с точки зрения потребностей общества и человека. Очень часто в этом случае скрупулезное исполнение строго зафиксированных нравственных правил (педантизм) сопровождается нарушением важнейших общих принципов морали — гуманизма, справедливости, уважения к людям. Формальное отношение к морали приводит к снижению ответственности человека за свои действия, умаляет значение сознательности и убежденности.
Ценности социальные — в широком смысле — значимость явлений и предметов реальной действительности с точки зрения их соответствия потребностям общества, социальных групп и личности; в более узком значении — нравственные и эстетические императивы (требования), выработанные человеческой культурой и являющиеся продуктами общественного сознания.
Честь — понятие морального сознания и категория этики, тесно связанная и во многом сходная с категорией достоинства. Подобно достоинству, честь раскрывает отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества. В то же время в отличие от понятия достоинства моральная ценность личности в понятии честь связывается с конкретным общественным положением человека, родом его деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами.
Эвдемонизм (от греч. eudemonia — счастье) — часто применявшийся в истории этики способ обоснования морали и истолкования ее природы и целей. эвдемонизм во многом подобен гедонизму, часто ему сопутствовал и выступал иногда как его разновидность (в учении Эпикура, этических теориях эпохи Возрождения). Эвдемонистические концепции считают высшим благом для человека стремление к счастью, рассматривают его как систему жизни, высший критерий всякой добродетели и основу моральных поступков.
Этика ненасилия — важнейшая составляющая политической этики в демократическом правовом государстве, обосновывающая необходимость отказа от любых форм насилия (физического, эмоционального, речевого) в человеческих отношениях. Исходным положением этики ненасилия является запрет на насилие как один из первых и основных моральных запретов. Он основан на признании самоценности человеческой личности, ее свободы воли.
Этика руководителя — система этических принципов и нравственных норм, используемых руководителем но отношению к подчиненным при принятии решений и выдаче распоряжений в процессе управления и делового общения. Этика руководителя. во многом определяет успех руководства. Она основана па понимании и учете психологии работников, знании закономерностей межличностных отношений и управленческого общения, культуре управления и умении управлять своими чувствами, эмоциями в процессе личностных взаимоотношений руководителя с подчиненными, вышестоящими руководителями и коллегами.
Этика структуры и этика нейтралитета известные в теории менеджмента концепции, отрицающие необходимость и возможность обоснования административной этики. Согласно одной из них (этика структуры) моральная ответственность должностных лиц (администраторов) распространяется только на действия, входящие в их профессиональную компетенцию, и не распространяются на действия организации в целом. Согласно другой (этика нейтралитета) управленцы (администраторы) обязаны выполнять распоряжения своего начальства, проводить в жизнь политику организации н не могут выносить самостоятельных, независимых моральных суждений.
Этикет (от фр. etiquette — ярлык, этикетка) — совокупность правил, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры, одежда и др.). Э. - составная часть внешней культуры человека и общества.
Этическая инфраструктура — совокупность факторов внутреннего и внешнего контроля, обеспечивающих реальную возможность для регулирования поведения работника, воздействуя на различные стороны его деятельности и тем самым управляя его этическим поведением. Во многих западных странах реализация этих факторов способствовала созданию целостной «этической инфраструктуры» в системе государственной власти и управления.
Этический режим — система этических норм и правил, регулирующих в ряде стран поведение и деятельность политических деятелей и должностных лиц в органах государственной власти. Включает в себя набор стандартов, которые направляют поведение депутатов законодательного органа, а также предусматривает механизм практического применения этих стандартов. В отличие от «этических правил» как строго регламентированных норм поведения, «кодекс» представляет собой понятный каждому базовый документ, в котором излагаются основные цели и задачи парламентариев.
Этическое обучение — совокупность приемов и методов повышения этического уровня сотрудников организации или учреждения.
Этос — нравы и образ жизни того или иного социального слоя или группы с характерным набором нравственных ценностей и установок (можно говорить, например, об этосе русской бюрократии, аристократическом этосе и т.д.).
ПРИЛОЖЕНИЕ
ЭТИЧЕСКОЕ ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО
1. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации.
2. Федеральный закон от 7 февраля 2007 г. № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".
На данный момент вопрос нравственности и культуры поведения государственных служащих, что существенно влияет на работу каждого из служащих, регулирует Федеральный закон от 27.07.04 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В главе 3, ст. 18 сказано, что в требования к служебному поведению гражданского служащего входит помимо других профессиональных требований: не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство; проявлять корректность в обращении с гражданами; проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации.
Указ Президента РФ от 12.08.2002 N 885 (ред. от 16.07.2009) "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих" гласит, что «государственный служащий обязан: соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения: проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами; воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении государственными служащими должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету государственного органа» .
В 2010 году начали активно обсуждать проект Типового Кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации (одобрен решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г.) (протокол N 21).
В проекте документа говорится о том, что чиновники должны воспринимать соблюдение и защиту прав и свобод граждан как основной смысл своей деятельности. При этом они обязаны быть максимально объективными и проявлять толерантность.
Для госслужащих с организационно-распорядительными полномочиями прописаны нормы общения с другими служащими. Госслужащие, согласно кодексу, должны одинаково нейтрально относиться ко всем профессиональным или социальным группам и организациям, а также должны быть независимыми от какого-либо влияния, с личной, финансовой и других точек зрения. Кроме того, они должны проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию. Они обязаны следить за тем, чтобы их поведение не вызывало сомнений в объективном исполнении ими своих обязанностей. Отдельным пунктом в документе прописан запрет на использование служебных полномочий в личных целях.
В проекте отмечается также, что госслужащие призваны воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в СМИ, от обозначения в иностранной валюте стоимости на территории РФ товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, сумм сделок между резидентами РФ, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, размеров гос- и муниципальных заимствований, государственного и муниципального долга. Исключение в данном случае составляют только ситуации, когда данная Информация необходима для точной передачи сведений либо предусмотрена законодательством РФ, международными договорами и "обычаями делового оборота".
Как предполагается, кодекс войдет в служебный контракт, который работодатель заключает со служащим, и его нарушение будет наказываться административными взысканиями, вплоть до увольнения с места службы.
В 2011 году на сайте Минэкономразвития России появился проект Кодекса этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата и загранаппарата Министерства экономического развития Российской Федерации (в рамках борьбы с коррупцией).
В Кодексе отмечено, что :
- «в служебном поведении государственному служащему необходимо
исходить из конституционных положений о том, что человек, его права
и свободы являются высшей ценностью и каждый гражданин имеет право
на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту
чести, достоинства, своего доброго имени;
- в служебном поведении государственный служащий воздерживается от любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений; грубости, проявлений пренебрежительного тона, предъявления неправомерных обвинений; угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение; курения во время служебных совещаний, бесед, иного служебного общения с гражданами;
- государственные служащие призваны способствовать своим служебным поведением установлению в коллективе деловых взаимоотношений и конструктивного сотрудничества друг с другом;
– государственные служащие должны быть вежливыми, доброжелательными, корректными, внимательными и проявлять терпимость в общении с другими государственными служащими и гражданами;
- внешний вид государственного служащего при исполнении им должностных обязанностей в зависимости от условий службы и формата служебного мероприятия должен способствовать уважительному отношению граждан к Министерству, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность.
14 марта 2011 был размещён на сайте Минэкономразвития проект приказа Минэкономразвития России «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата и загранаппарата Министерства экономического развития Российской Федерации».
Приказ Минэкономразвития РФ от 23.06.2011 N 292 Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата и загранаппарата Министерства экономического развития Российской Федерации
Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что культуру поведения государственных служащих можно и нужно регулировать. Это - нравственный аспект управления персоналом государственной службы.
Законодательство должно стать конкретизированным, регламентирующим подобающее качество оказания государственных услуг, а, соответственно, и регламентирующим чёткое достойное служебное поведение государственных служащих и их культуру. А практическое применение такого законодательства - задача управления персоналом.
В практике сложился двусторонний подход к оценке личности: оценка типичных и индивидуальных качеств человека. В зависимости от ориентации на дело и на человека, по основанию стиля руководства в литературе разработаны типологии руководителей, которые могут служить основой для типизации объектов оценки и прогнозирования их поведения в различных ситуациях. Индивидуальные нравственные качества человека могут оцениваться в процедурах оценочных бесед, в процессе тестирования.
Проблема расхождения теории и практики заключается в том, что в государственной службе считается незначительной работа с персоналом по методам оценки нравственной составляющей профессионализма государственного служащего.
А, подводя итог по названным ранее классификациям, отметим, что не следует забывать о том, что в структуре средств и методов практически каждого государства имеется весь арсенал упомянутых выше инструментов в той или иной пропорции и комбинации, которые используются в зависимости от конкретной ситуации (кризис, война и так далее), типа режима и фазы его становления, воспроизводства или трансформации. Но то, что пока не хватает в нашей российской практике государственной службы -это нравственности, как в деятельности каждого служащего, так и в управлении персоналом государственной службы в целом.
Сравнительно недавно в Ростовской области приняли Кодекс этики и служебного поведения государственных гражданских служащих (от 09.03.2011 №1).
«Кодекс представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми должны руководствоваться государственные гражданские служащие Ростовской области, независимо от замещаемой ими должности.
Целью Кодекса является установление этических норм и правил служебного поведения гражданских служащих для достойного выполнения ими своей профессиональной деятельности, а также содействие укреплению их авторитета, доверия граждан к государственным органам Ростовской области и обеспечение единых норм поведения гражданских служащих» .
В пункте 10 «и» сказано, что «гражданские служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения»2. Но, к сожалению нигде не раскрыто, какой должны быть служебная, профессиональная этика и правила делового поведения. Правильно сформулировать это и преподнести подчинённым - задача уже непосредственного руководителя.
Чётко определены этические правила служебного поведения гражданских служащих в разделе III Кодекса, но они носят рекомендательный характер: «В служебном поведении гражданский служащий воздерживается от:
а) любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по
признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства,
социального, имущественного или семейного положения, политических или
религиозных предпочтений;
б) грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых
замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;
в) угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих
нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение;
г) курения во время служебных совещаний, бесед, иного служебного общения
с гражданами.
Гражданские служащие призваны способствовать своим служебным поведением установлению в коллективе деловых взаимоотношений и конструктивного сотрудничества друг с другом.
Гражданские служащие должны быть вежливыми, доброжелательными, корректными, внимательными и проявлять терпимость в общении с гражданами и коллегами.
Внешний вид гражданского служащего при исполнении им должностных обязанностей в зависимости от условий службы и формата служебного мероприятия должен способствовать уважительному отношению граждан к государственным органам и органам местного самоуправления, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность».
Жаль, что важные требования Этического кодекса Ростовской области носят рекомендательный характер, но, всё же, от непосредственного руководителя или от специалиста по управлению персоналом зависит то, как это будет употребляться. Так специалисты могут свободно формировать нравственный образ сотрудника. Тогда и работа должна пойти быстрее и продуктивней.
Ростовская область не единственная, где приняли Этический кодекс государственного служащего. Будем надеяться, что раз всё-таки есть примеры, где положено такое нравственное начало, это превратится в тенденцию, и в нашей стране будет становиться всё больше и больше субъектов, где Кодекс не только принят, но и благополучно внедряется на практике.
Учебно-методическое издание
Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 187; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!