Заговоренный клад. (Купеческое поверье)



К языческой традиции относится и изготовление купцами амулетов и талисманов для «схождения в торговле». В качестве материала для них использовалось дерево березы, металл — серебро либо золото, кость телячья кожа. Большой удачей считалось заполучить «первую копеечку» — первую попавшую в руки купца монету, вырученную за торговую операцию. В подобном амулете просверливали отверстие и носили его на шее на золотой цепочке, как дорогое украшение.

 

Не меньшей редкостью являлись амулеты, изготовленные из предметов кладов, зарытых в могилах почивших, но бывших при жизни удачливых купцов. В царской России купцы часто перед смертью завещали хоронить в одной могиле вместе с ними часть нажитого состояния. Считалось, что и после смерти прихваченное добро поможет новопреставленному торговцу в ином мире жить на широкую ногу. Существовало стойкое поверье, что если какому-либо смельчаку удавалось завладеть таким кладом, то он приносил новому владельцу прибыль. Однако так случалось далеко не всегда.

 

В начале 20 века в Иркутске бытовала легенда о купце Замятине. Этот мало кому известный в городе торговец в середине 19-го века нашел клад в могиле своего коллеги по купеческому цеху, некоего Ивана Тутурина, державшего еще в первой четверти того же века несколько торговых рядов и слывшего очень состоятельным человеком. После этого события Замятину удалось совершить ряд весьма выгодных сделок и основательно разбогатеть за очень короткое время. Однако через три года после этого в Иркутске случился сильный пожар, в котором купец Замятин со всем своим семейством сгорел, а оставшееся без наследников немалое движимое и недвижимое имущество его перешло в городскую казну.

Частушки нескладушки

Вы послухайте ребята
Нескладуху вам спою:
У ворот стоит телега
И лягает верею*

*Верея — столб, на который навешиваются ворота

Вы послушайте девчата
Нескладуху буду петь:
На дубу свинья пасется
В бане парится медведь

 

Ой, казаче, мий мылэнький

Ой, казаче, мий мылэнький,
Дэ ж мы будэм ночувать?
В зэлэным гае, в сынем Дунае,
Ты ж, мая люба, дарага.*

Ой, казаче, мий мылэнький,
Чё ж мы будэм пидстэлать?
Стэли ридэнцэ пид мае сэрдце,
Ты ж, мая люба, дарага.*

Ой, казаче, мий мылэнький,
Чё ж мы будэм в головы класть?
Клады подушку пид мою душку,
Ты ж, мая люба, дарага.*

Ой, казаче, мий мылэнький,
Чим мы будэм вкрываться?
Я буду хмарой, ты — людской славой,
Ты ж, мая люба, дарага.*

— Ой, казаче, мий мылэнький,
Чим мы будэм вмываться?
— А я расою, а ты слезою,
Ты ж, мая люба, дарага. *

— Ой, казаче, мий мылэнький,
Чим мы будэм втыраться?
— Я полотэнцем, ты ж — моим сэрдцем,
Ты ж, мая люба, дарага. *

— Ой, казаче, мий мылэнький,
Чим мы будэм завтрикать?
— Я буду булки, ты — думай думки,
Ты ж, мая люба, дарага. *

Пословица: Шей, вдова, широкие рукава — было бы во что класть небылые слова*.

А.А. Трофимов

"ДОБРЫЕ КЛАДЫ". К ВОПРОСУ О ФУНКЦИЯХ ДОМОВОГО.

На проблеме кладов в народной культуре следует остановиться подробнее. Существует поверье о связи клада и рода, к которому принадлежал его спрятавший. Для того, чтобы подтвердить наше предположение, мы обратимся к быличкам и преданиям, поскольку эти фольклорные жанры в большей степени, чем сказки, отражают народные представления о кладах.

На сегодняшний день принято разделять клады на "добрые" и "злые". Об этом пишет, например, В. К. Соколова в работе "Русские исторические предания". "Злые" клады – это те, на которые наложено заклятие, они, как считается, принадлежат черту, он их охраняет и строит всяческие препятствия на пути желающих их получить. Добрые клады, соответственно, положены без заклятия, например, в случае вражеского нашествия и т.п. Получить их не столь сложно[1].

На наш взгляд, основное отличие в охраннике клада. Злые клады охраняет черт, нечистая сила, а то, кто охраняет добрые, предстоит нам выяснить. Для начала мы предлагаем рассмотреть истории про обретение кладов, захороненных в доме. Клады, спрятанные в лесах, полях, горах и пр. местах, которые относятся к пространству, не освоенному человеком, в большинстве случаев "злые". Их появление обычно связывается с разбойниками, панами, литвой, чудью и т.п. Соответственно, получить их может любой, кто исполнит заклятие, или, как происходит в ряде быличек, тяготеющих к анекдотам, обманет заклятие: вместо "ста голов" принесет на место захоронения клада "сто колов" и т.п. Хранитель этих кладов – нечистый дух, который принимает самые разные обличия. В ряде случаев к кладу приставлен "заложный покойник" – об этом писал Д.К. Зеленин. Иногда хранитель - тот, кто положил клад, например, Степан Разин, Кудеяр, которых Зеленин относит к заложным покойникам[2].

Клады, захороненные в жилом помещении, в большинстве случаев добрые. Они обладают иным набором признаков. Своим появлением они обязаны человеку, который жил в этом доме, то есть предку ныне живущих.

Домашний клад появляется обычно из из-за матицы (потолочная балка в избе), из подполья, из-за печки.

"Раз тоже кладь положили. Сделали маленький ящичек и где-то под матку в доме затолкнули... Вот, теперь, эта старуха умерла, сын, вырос, женился..." - клад показывается в виде гроба[3].

В.К. Соколова приводит быличку из Свердловской области, в которой клад появляется из подполья в виде старушки[4]. Интересный текст записан в Сибири: "Напротив нас дом был. Старинная печка там с целом стояла. Хозяйка в подполье полезет – кто-то юбку тянет, тянет с нее. Вдруг из-за печки стало понужать [...] Тогда один богатый дед говорит:

– Тут клад есть.

Они тогда выкочевали и стали печку рушить"[5]. За печкой оказалась куколка (то есть кикимора), но для нас важно, что сначала заподозрили наличие там клада. Из-за печки появляется клад в быличке, записанной в Астраханской губернии[6].

Обращаем ваше внимание, что эти места в традиции устойчиво воспринимаются как обиталище домового.

Клад появляется в виде человека, в виде домашнего животного и в виде гроба[7]. Относительно последнего облика К.А. Богданов в своей книге "Деньги в фольклоре" пишет, что это дает возможность констатировать связь клада с культом предков[8]. Характерно, что часто клад появляется в виде кошки – облик этого животного наиболее часто принимает домовой[9]. В одной быличке клад является маленькой девочке в виде маленькой девочки[10], они вместе играют (домовой часто принимает облик кого-нибудь из домочадцев[11], в данном случае можно говорить о некоторой зеркальности облика человека и встретившегося духа). То же самое мы видим в другом тексте, в котором клад является хозяйке и помогает ей месить хлеб[12]. Обращает на себя внимание то, что печение хлеба – прерогатива хозяйки дома, больше никто не имеет права этим заниматься, но этот запрет нарушает принявший вид женщины клад, который предстает как своеобразный двойник большухи, то есть домовой.

Из этого мы делаем вывод о том, что домашние клады связаны если не с самим домовым (такой вывод не позволяет нам сделать отсутствие прямых указаний на это в текстах), то с духами-хранителями рода, семьи. Подтверждает наши предположения следующая быличка:

"Значит, раньше все клали клади. На ребятишек клали. Деньги. Одна бабушка и положила деньги на внучку: вот вырастет внучка, пусть ее будут деньги. И никто не знал. Старуха умерла.

Дочка выросла до трех лет. Мать вернется с поля – она к ней:

– Мама, ты мне оставила молочко, а его у меня пестренькая кошечка вылакала!

А мать замыкала ее в доме, и кошечек никаких нету. Вот ладно... Женщина стала бояться, начала подспрашивать старух: де, вот так, у меня девчонка обижается, что кошечка какая-то ходит и ест у нее молочко. А я, мол, с подворья все окошечки замкнула – не должна бы кошка быть. [...]

Пришли, залезли в подполье, давай светить. Эта ленточка весится из-под матки. Потянули – а там деньги"[13].

Еще одна история фиксирует поверье относительно таких кладов: "...И так в этом доме хозяин стал богатым купцом. Все это было завещано предками потомству[14]". Эти поверья о своеобразных "срочных кладах" свидетельствуют, что клады в домах действительно связываются в верованиях с предками живущей в нем семьи.

Некоторые клады, спрятанные в нежилом пространстве, тоже имеют связь с семейно-родовыми отношениями. Д.К. Зеленин приводит ряд примеров, когда покойник (как он пишет, "ясно, что заложный"), которого хоронит прохожий, дарит ему клад – в благодарность. Не будет большой натяжкой предположение, что похороны человека – обязанность его семьи. Вероятно, посторонний, похоронивший покойника, включается в его семью. В высшей степени показательна в этом отношении история о том, как бурлак похоронил найденный на берегу реки труп, при этом обменялся с ним крестами, очевидно, здесь присутствует мотив побратимства[15].

Есть истории, в которых клад показывается девушкой, которая просит ее либо взять замуж[16], либо поцеловать[17]. Этого никто не делает, девушка с проклятиями уходит в землю, "а это клад был". В белорусской быличке "асоба"-хранитель клада с гребнем предлагает себя расчесать[18] (о связи чесания волос с родом см. ниже). В этих быличках, на наш взгляд, тоже прослеживается идея о том, что клад и получатель должны принадлежать к одной семье, к одному роду.

 

9. Слово «Склад» в фольклоре народов мира.

Ой, казаче, мий мылэнький

Ой, казаче, мий мылэнький,
Дэ ж мы будэм ночувать?
В зэлэным гае, в сынем Дунае,
Ты ж, мая люба, дарага.*

Ой, казаче, мий мылэнький,
Чё ж мы будэм пидстэлать?
Стэли ридэнцэ пид мае сэрдце,
Ты ж, мая люба, дарага.*

Ой, казаче, мий мылэнький,
Чё ж мы будэм в головы класть?
Клады подушку пид мою душку,
Ты ж, мая люба, дарага.*

Ой, казаче, мий мылэнький,
Чим мы будэм вкрываться?
Я буду хмарой, ты — людской славой,
Ты ж, мая люба, дарага.*

— Ой, казаче, мий мылэнький,
Чим мы будэм вмываться?
— А я расою, а ты слезою,
Ты ж, мая люба, дарага. *

— Ой, казаче, мий мылэнький,
Чим мы будэм втыраться?
— Я полотэнцем, ты ж — моим сэрдцем,
Ты ж, мая люба, дарага. *

— Ой, казаче, мий мылэнький,
Чим мы будэм завтрикать?
— Я буду булки, ты — думай думки,
Ты ж, мая люба, дарага. *

Золото Ямаситы

Также сокровища Ямаситы — названия предположительно награбленных японской армией в Юго-Восточной Азии во время Второй мировой войны ценностей, которые затем были спрятаны в пещерах, тоннелях и подземных комплексах на Филиппинах. Сокровище названо по имени японского генерала Томоюки Ямасита, известного под прозвищем «Малайский Тигр», который в 1944 принял командование японскими войсками на Филиппинах.. Мнение, что клад до сих пор спрятан на Филиппинах, привлекает охотников за сокровищами со всего мира уже более пятидесяти лет, хотя большинство экспертов опровергает его существование. Сокровища стали темой сложного судебного разбирательства в суде штата Гавайи в 1988г. году, сторонами в котором выступили филиппинский охотник за сокровищами Рогелио Роксас и бывший президент Филиппин Фердинанд Маркос.

Клад Лимы

сокровища Лимы на Кокосе спрятал известный пират Бенито Бонито по прозвищу «Кровавый клинок». По этой версии принадлежавшие испанской знати сокровища, тайно доставленные в порт Кальяо, стоили 10 миллионов песо (о версии испанцев, или 30 миллионов фунтов стерлингов по английской и 30 миллионов долларов по американской версии. В порту Кальяо стояло пять кораблей, и в трюм одного из галеонов под названием «Релампаго» были тайно погружены ценности. По пути в Испанию, у входа в Панамский залив эскадру пяти кораблей настигло судно пирата Бенито Бонито. В абордажной схватке пираты захватили галеон «Релампаго». Завладев сокровищами, пираты повели судно к острову Кокос. На берегу бухты Уэйфер в подземной пещере подчинённые Бенито Бонито спрятали бочки и сундук с драгоценностями. Спустя какое-то время «Кровавый клинок» и его команда были схвачены, и большая их часть, в том числе и Бенито Бонито, настоящим именем которого было Александр Грахам.

10. Слово «Склад» в названиях произведений

Книга Зачарованные клады России Андрей Низовский

Книга Склад. Логистика, управление, анализ

Владислав Волгин

Книга Валерий Гусев: Склад волшебных книг

Книга «Склады и грузовые терминалы. Справочник Маликов О.Б.

Книга Склад как конкурентное преимущество Ван ден Берг Йерун Питер

 

 

Книга Склад съедобных улик

Книга "Особый склад ума" - Катценбах Джон


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 162; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!