Дисграфии как парциальные нарушения письма
В рамках данной работы рассматривается парциальное нарушение письма - дисграфия вне синдромов различных форм афазии и агнозий.
Причины внимания к данному нарушению письма подробно были рассмотрены в введении и, на мой взгляд, определяют в полной мере актуальность рассмотрения дисграфических нарушений.
Дисграфия - от греч. dis - приставка, означающая расстройство, grapho - пишу. Рассматривается в качестве симптома при алалии, при разных форм афазий, или при недоразвитии речи.
Симптоматика дисграфий проявляется в стойких и повторяющихся ошибках в процессе письма, которые можно сгруппировать следующим образом:
· искажения и замены букв;
· искажение звукослоговой структуры слова;
· нарушение слитности написания отдельных слов в предложении;
· аграмматизмы на письме.
Многие авторы (Корнев А.Н., Исаев Д.Н.) определяют дисграфию как состояние, при котором у детей, несмотря на достаточный уровень интеллектуального и речевого развития, нарушается формирование навыков графической символизации речи в соответствии с фонематическим принципом написания и грамматическими правилами согласования слов в предложении. Систематика дисграфий разработана недостаточно и представлена преимущественно педагогическими ее вариантами (15).
Классифицируя специфические ошибки некоторые авторы выделяют 3 группы данных ошибок:
o ошибки на уровне буквы и слога;
|
|
o ошибки на уровне слова;
o ошибки на уровне предложения ( словосочетания);
Ошибки на уровне буквы и слога
Это наиболее многочисленная и разнообразная по типам группа ошибок.
1. Первый тип выделяемый внутри данной группы - ошибки, отражающие трудности формирования фонематического (звукового) анализа.
Д.Б. Эльконин определял звуковой анализ как действие по установлению последовательности и количества звуков в составе слова. В.К. Орфинская выделяла простые и сложные формы фонематического анализа, среди которых - узнавание звука среди других фонем и вычленение его из слова в начальной позиции, а также полный звуковой анализ слов. Простые формы анализа формируются в норме спонтанно - до поступления ребенка в школу, а сложные - уже в процессе обучения грамоте. Несформированность действия звукового анализа проявляется в письме в виде следующих типов специфических ошибок: пропуск, перестановка, вставка букв либо слогов.
Пропуск свидетельствует о том, что ученик не вычленяет в составе слова всех его звуковых компонентов, например “снки” - санки, “кичат” - кричат. Пропуск нескольких букв в слове есть следствие более грубого нарушения звукового анализа, приводящего к искажению и упрощению структуры слова.
|
|
Пропуску буквы и слога до некоторой степени способствуют следующие позиционные условия:
а) встреча двух одноименных букв на стыке слов: “ста(л) лакать, прилетае(т) только зимой, живу(т) дружно”. В последнем случае по нормам орфоэпии произносится “живуд дружно”, т.е. имеет место регрессивная ассимиляция;
б) соседство слогов, включающих одинаковые буквы, обычно гласные, реже согласные: наста(ла), кузнечи(ки), ка(ра)ндаши, и т.д. Предположительно, что дети, сопровождая письмо проговариванием, не согласующимся с темпом письма, сбиваются с замысла, встретив в составе слова повторяющийся звук.
Перестановки букв и слогов являются выражением трудностей анализа последовательности звуков в слове. Слоговая структура слов при этом может сохраняться без искажений, например: чулан - “чунал”, плюшевого - “плюшегово”, ковром - “корвом”, на лугах - “нагалух” и др. Более многочисленны перестановки, искажающие слоговую структуру слов. Так, односложные слова, состоящие из обратного слога, заменяются прямым слогом: он - “но”, от школы - “то школы”, из берегов - “зи берегов”. В двусложных словах, состоящих из прямых слогов, один из них заменяется обратным: зима - “зиам”, дети - “деит”. Наиболее часты перестановки в словах, имеющих стечение согласных: двор - “довр”, стёр - “сёрт, брат - “барт” и т.д.
|
|
Вставки гласных букв наблюдаются обычно при стечении согласных (особенно, когда один из них взрывной): “шекола”, “девочика”, “душиный”, “ноябарь”, “дружено”, “Александар”. Эти вставки можно объяснить призвуком, который неизбежно появляется при медленном проговаривании слова в ходе письма и который напоминает редуцированный гласный.
Внешне с этими вставками сходны нижеследующие примеры, однако в них отмечается одна особенность: “вставленной” оказывается гласная, уже имеющаяся в составе слова, например: “дуружно”, “в лесоко”, “на речуку”. В отдельных случаях подобное повторение происходит с согласной: “гулямем”, “сахахрный” и др. Подобная “вставка” есть, по нашему мнению, отражение колебаний школьника при передаче последовательности звуков в слове, когда в письме отразились одновременно и не замеченная ребенком ошибка, и правильное написание. На это указывает всегда симметричное расположение вставленной буквы: ярече, на речуку, сахахрный, деверь. Диктуемое слово звучит доли сукунды, ребенку сложно уловить мгновенное чередование фонем, их точную последовательность.
|
|
2.Ошибки фонематического восприятия - это второй тип ошибок на уровне слова и буквы.
В основе таких ошибок лежат трудности дифференциации фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство. В устной речи недифференцированность фонем ведет к заменам и смешениям звуков. Применительно к письму мы в подобных случаях обнаруживается смешение букв, но не замена, что означало бы полное исключение из письма одной из смешиваемых букв, чего не происходит. Смешение букв указывает на то, что пишущий выделил в составе слова определенный звук, но для его обозначения выбрал несоответствующую букву. Это может иметь место при:
· нестойкости соотнесения фонемы с графемой, когда не упрочилась связь между значением и зрительным образом буквы;
· нечетком различении звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство.
По акустико-артикуляционному сходству смешиваются обычно следующие фонемы: парные звонкие и глухие согласные; лабиелизованные гласные; сонорные; свистящие и шипящие; аффрикаты смешиваются как между собой, так и с любым из своих компонентов.
3. Смешени е букв по кинетическому сходству - третья разновидность ошибок.
Эта группа была особо выделена у Садовниковой И.Н. наряду с группой оптически сходных букв славянской графики (их сходство особенно усиливается в условиях скорописи).
К группе букв рукописного шрифта, имеющих оптическое сходство, относятся замены: с-е, о-с, у-д-з, л-и, м-ш, в-д.
Смешения в письме букв по кинетическому сходству- о-а, б-д, и-у, п-т, л-м, х-ж, н-ю, иш, л-я, а-д.
В указанных заменах обращает на себя внимание совпадение начертания первого элемента взаимозаменяемых букв. Написав первый элемент, ребенок, вероятно, далее не дифференцирует тонкие движения руки в соответствии с замыслом: он либо неправильно передает количество однородных элементов (л - м, и- ш), либо ошибочно выбрает последующий элемент (у - и, б - д).
По-видимому, решающую роль играет тождество графо-моторных движений “на старте” каждой из смешиваемых букв.
Контроль за ходом двигательных актов во время письма осуществляется благодаря зрительному восприятию и костно- мышечным ощущениям (кинестезиям). Умение оценивать правильность начертания букв на основе кинестезий позволяет пишущему вносить поправки в движения еще до совершения ошибок. При несформированности кинетической и динамической стороны двигательного акта кинестезии не могут иметь направляющего значения, и тогда происходит смешение букв, начертание первого элемента которых требует тождественных движений. С переходом на стадию связного письма отмечается значительный рост числа таких ошибок, что связано с убыстрением темпа письма и увеличением объема письменных работ.
Классификация дисграфий
Существует много подходов к клссификации дисграфий. Наиболее распространенной является классификация дисграфий , в основе которой лежит несформированность определенных операций процесса письма. Эта классификация была разработаны кафедрой логопедии ЛГПИ им. А.И. Герцина. Выделяются следующие виды дисграфий (19):
1) артикуляторно-акустическая;
2) на основе нарушений фонемного распознавания;
3) на почве нарушения языкового анализа и синтеза;
4) аграмматическая;
5)оптическая дисграфия.
Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 247; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!