Нормативное художественное сознание: с 5 в. до сер.-2 пол.18 в.
Оглавление
Новое время и завершение «риторической эпохи» . 1
Барокко в европейской литературе XVII века . 3
Особенности барочной лирики, ее национальные варианты .. 7
Испанский театр XVII века . 9
Классицизм в европейской литературе XVII века . 10
Трагедия на сцене французского театра XVII века . 11
Комедия на сцене французского театра XVII века . 12
Творчество Джона Милтона и жанр эпической поэмы .. 13
Испанский плутовской роман и его варианты в других национальных литературах . 13
Психологический роман XVII века . 13
Особенности европейского Просвещения . 14
Роман в литературе XVIII века, его жанровые и стилистические разновидности . 14
Литература рококо . 14
Английский роман XVIII века . 14
Французский роман XVIII века . 14
Литературное творчество французских просветителей . 14
Сентиментализм в европейской литературе . 14
Драма в европейской литературе XVIII века . 14
Немецкая литература «Бури и натиска» . 14
Творчество И.-В. Гёте . 15
Новое время и завершение «риторической эпохи»
Начало Нового времени: 90-е годы 16в. (конец 17в как литературного периода в его 80-90е).
Новое время – глобальный культурный сдвиг, переход от средневековой цивилизации к цивилизации нового типа. Рождается новое мироощущение человека: перемены во внешних обстоятельствах и кризис прежних форм мышления и чувствования.
|
|
17в – век ломки старого общественного уклада. Основные исторические события эпохи: Завершение буржуазной революции в Нидерландах, Тридцатилетняя война -> подписание Вестфальского мира в Германии (1648), Фронда (1648-1653), Английская буржуазная революция (1648-1649), антифеодальные восстания 40-х в Испании, Италии, Португалии.
Двойственный смысл народных движений: цель борьбы – возвращение к добрым старым временам, восстановление утраченной справедливости и свободы (при этом они сами по себе разрушали традиционалистский средневековый образ жизни). Усиление неравномерности политико-экономического развития стран и регионов и общая объективная направленность к обновлению, осознанию взаимозависимости. В Новое время окончательно формируется понятие «Европа».
1492 открытие Колумбом Америки (думал, что открыл Индию), Америго Виспуччи первым признал, что это именно новый материк, Америка. 1620 – англичане плывут в Виргинию. Начало США. Цель – начать новую жизнь. Многие люди брались за освоение Америки, лишь третий – успешный, но главное – цель. Вопрос о смене эпох связан не с техникой, а с развитием духовного мира.
Для литературной и культурной эволюции особое значение имеет процесс формирования национальных государств и наций (нация как принадлежность граждан опр государству). 17в – зарождение феномена общественного мнения (возможен только в гражданском обществе, осознающем и связь с госвом, и независимость от него). Активное развитие лит критики, изменение статуса писателя и писательской жизни: распространение кружков, салонов, литературных школ – критическая среда для обсуждения произведений и формирование проф писательской среды. В к. 17 в первые профессиональные писатели в Европе.
|
|
Век науки, отмежевания научного знания от других форм познания действительности. Научная революция 17 в: открытия в астрономии, физике, физиологии, математики. (Галилей, Кеплер, Ньютон, Декарт). Противоречивое ощущение триумфа человеческого разума и утраты определенности. Возрастает роль сомнения как инструмента познания – но еще и драматическое понимание вероятностного, а не абсолютного характера добытых наукой истин.
Реформация, октябрь 1517 г. – 95 тезисов Мартина Лютера –> религиозные войны в Европе. Было: Божественная нация – Папа Римский – Бог. Идея отмены посредника, Папы Римского. Поэма Данте говорит о совершенстве божественного мироздания, а протестанты поставили этот вопрос под сомнение. Лютер как бы нарушил законы мироздания. Нет представления о небе Бога, солнце в космосе, открытия Коперника (гелиоцентрическая система мира). См: Джон Донн: Эфир отвергли – нет воспламененья, исчезло Солнце и Земля пропала, а как найти их – знания не стало.
|
|
Символическое значение утрачивает Земля –> человек. Рождение нового индивидуального самоощущения. Средневековый человек – часть целого общества. Новое сознание разрушает связи: интимную связь с Богом и отрыв от человеческих связей.
17 в – век утраты определенности. Сомнение в основах бытия, в том, насколько верным было отношение к Богу. Средневековье: цель гуманистов – мудрость, воплотившаяся в слове. Умозрительное, символическое знание. Новое время: мир постигаем силой разума, многое еще неизвестно. Истина – знание, которое проверяется опытом. (практическое). Идеи рационализма 18 в: Бэкон («Знание – сила), Галилей, Рене Декарт.
Сама природа уже мыслится не как организм, а как механизм. Единое и противоречивое мироощущение людей 17 в: рационализм и сенсуализм, рассудочность и мистицизм, движения внутри религий, католицизма и протестантизма.
|
|
Кризис идеалов возрождения: гармонии Вселенной, величии человека -> трагизм и дисгармония бытия, контрасты действительности, неустойчивость норм и ценностей, хрупкость человеческой жизни. Основа мироощущения в ту эпоху – стремление запечатлеть и осмыслить хаотически-диссонансную действительность, драматизм бытия.
Нормативное художественное сознание: с 5 в. до сер.-2 пол.18 в.
Категории поэтики: жанр, стиль, авторство (на архаическом этапе неразвито). Коллектив несет ответственность за бытование текста. Эпоха традиционализма не знает рефлексии.
Ораторское искусство – риторика: различные виды речи. Поэзия построена по правилам поэтики. Поэтика – Аристотель. В понимании Аристотеля идеальная трагедия: примеры в прошлом и мнения мудрецов. (Поэтика Буало?)
Суть риторики – придать слову статус готового и канонического, вместо самоопределяющегося относительно автора и действительности. Слово на пути автора, автор пользуется словом постольку поскольку оно ему это позволяет, отношение автора с действительностью через слово.
Барокко — состояние готового слова традиционной культуры — собирание его во всей полноте, коллекционирование и универсализация в самый напряженный исторический момент, предваряющий рефлексию — все более настороженную и критичную — по поводу его, постепенно разрушающую его языковой автоматизм и вместе с тем отнимающий у него и его наглядность, и его понятийность-терминологичность.
Новые социокультурные процессы возникают в конце 80-90-х 17в, связаны с глубокими политическими изменениями. 18в. – самостоятельная литературная эпоха между двумя революциями: славной революцией 1688-1689 в Англии и Великой французской буржуазной революцией 1789-1794. 18 век – время заката абсолютизма в Европе, дряхление феодальной системы, век кризиса европейского сознания и вместе с тем укрепление гражданского сообщества и успешное цивилизационное развитие во многих областях жизни.
18 век – век Просвещения. Это явление – доминирующее, центральное. Как отмечает Фуко, Просвещение – не только коллективное действие, но мужественный поступок индивида, решившегося жить самостоятельно и ответственно. Общечеловеческий характер идей просвещения, идеи: вера в человеческий разум, призванный обеспечить прогресс человечества, защита научного и технического познания, религиозная и этическая терпимость, защита естественных неотъемлемых прав человека и гражданина, отказ от догматических метафизических систем, не поддающихся фактической проверке, критика суеверий, защита деизма (допущение Бога как первоначала при его невозможности в дальнейшем вмешаться в развитие природы), борьба против сословных привилегий и тирании. Такая новая ориентация мысли была обязана росту науки, богатства, изменению отношений между людьми. Цель: и политическая, и социальная трансформация, идеи, связанные с возможностью изменять человека к лучшему, рационально изменяя политические и социальные установления. Философы: Локк, Лейбниц, Спиноза, Юм…
Разум ограничен рамками опыта и контролируется опытом (эмпирический характер – отличает его от картезианского рационализма). См, Ньютон: Гипотез не измышляю
NB! Главным объектом просветительской критики была не религия, а церковь.
18 в. Новое – отношение к авторской индивидуальности.
Традиционность, нормативность: общая идея и общий способ, каждый оглядывается на предшественника.
Эпоха романтического сознания: авторская индивидуальность, у всех свой путь.
17в. Средневековье –> Новое время. Исчерпанность старого.
Взгляд Платона: поэзия – результат божественного откровения. Бог – творец – простой человек. Отрешенность, исступление. Аристотеля: умения, ремесло, целенаправленные действия, исследование, рациональность. Поэзия – подражание. Поэтическая форма незначима, большая роль содержания. Сочинять не стихи, а сказания.
Нужно ли подражать? В эту эпоху – подробная система представлений о видах поэзии.
Большие стили эпохи: классицизм – подражание древним образцам, Николай Буало в «Поэтике» опирается на Горация.
Просветительский классицизм и преимущественно в романе сентиментализм и предромантизм (иногда отождествляются) – полемика друг с другом: мысли и чувства. Просветительские произведения всегда открыто тенденциозны, часто прямо подчиняют фабулу доказательству или опровержению того или иного философского тезиса, не боятся превратить персонажа в рупор авторских идей, стремятся как к морализации (рассуждениям на моральные темы), так и к дидактизму (моральным поучениям, наставлениям). Поэтика просветительской литературы включает в себя и художественные приемы классицизма, рококо, сентиментализма.
Основные литературные направления эпохи: классицизм, рококо, сентиментализм
Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 324; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!