ЧТО ТАКОЕ КАЛЬВИНИЗМ, И КТО ТАКИЕ КАЛЬВИНИСТЫ?



 

ВОПРОС: Не могли бы вы объяснить, кто такой Каль­вин, что такое кальвинизм, и кто такие кальвинисты? Я слышал об этом много плохого, но так и не понял, в чем же их вред.

 

ОТВЕТ: Слово «кальвинизм» происходит от имени одно­го из ключевых деятелей эпохи Протестантской Рефор­мации, Жана Кальвина. Кальвин родился во Франции в 1509 году, но его основная деятельность осуществлялась в столице Швейцарии, Женеве, куда он был приглашен на пасторское служение в 1536 году.

Занимая этот пост на протяжении двадцати восьми лет (с небольшим перерывом) Кальвин стал известен как великий реформатор, чье служение заложило основу реформаторской церкви вообще. Но самым большим вкладом Кальвина, пожалуй, стали его проповеди и бо­гословские труды. Будучи одним из лидеров движения отделения от католицизма, Кальвин в своих трудах фак­тически сформулировал основы протестантского бого­словия.

Отказавшись от посреднической роли католической церкви в отношениях между Богом и человеком, Каль­вин утверждал, что человек спасается личной верой в Иисуса Христа и исключительно по Божьей благодати. Этот же принцип касался вопроса Божьего откровения. Вопреки католической традиции, Кальвин считал, что Писание толкуется Писанием, а не церковным предани­ем и является единственным источником авторитетного Божьего откровения. Другим, не менее важным, посту­латом, провозглашенным Кальвином, является возвра­щение к представлению о Боге как об абсолютном Вла­дыке Вселенной.

Таким образом, в каком-то смысле каждого евангель­ского верующего можно назвать кальвинистом. Одна­ко в современной практике западного христианского мира термин «кальвинисты» используют по отношению к людям, придерживающимся в той или иной степени взгляда Кальвина на вопрос Божьего предопределения и свободной воли.

После смерти этого богослова некоторые из его после­дователей стали переоценивать отдельные аспекты его учения. Самым знаменитым критиком стал Якоб Арминий, выразивший свое несогласие с позицией Каль­вина относительно Божьего предопределения. Это не­согласие вылилось в серьезное противостояние внутри группы богословов-кальвинистов, которое привело к созыву Дортского синода в 1618-1619 г. г. Этот синод осу­дил взгляды ремонстрантов (последователей Арминия), выразив свои позиции в пяти пунктах, опровергающих основные принципы их богословия. Эти пять пунктов и стали известны как «пять пунктов кальвинизма». Лю­дей, богословские позиции которых в той или иной сте­пени совпадают с этими пунктами, и называют сегодня кальвинистами.

Основное отличие позиции кальвинистов заключается в том, что они разрешают философское напряжение меж­ду Божьей суверенностью и свободной волей человека в пользу богоцентризма.

К сожалению, в кругах русскоговорящих верующих кальвинисты часто представляются очень каррикатурно. Их ложно обвиняют в самых ужасных вещах.

Первый миф связан с тем, что кальвинисты, якобы, учат: «греши, делай, что хочешь, – ив рай попадешь». В дей­ствительности, этому никогда не учил ни Кальвин, ни Дортский синод, ни кто-либо из серьезных христиан во­обще, в какой бы степени их богословие не совпадало с богословием кальвинизма. Эту позицию кальвинистам приписывают по причине их веры в то, что истинно спасенный человек не может потерять своего спасения. Кальвинисты исповедуют, что сущность рождения свы­ше связана с появлением в душе человека внутренней нетерпимости ко греху. На основании многих текстов Писания они приходят к выводу, что истинно верующий человек, если и согрешит, обязательно будет искать про­щения и освобождения от порока. Следует отметить, что в этом вопросе кальвинисты не одиноки. В свое время апостола Павла тоже обвиняли в том, что его учение о спасении по благодати якобы поощряет к жизни во гре­хе. «И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как не­которые злословят нас и говорят, будто мы так учим? Праведен суд на таковых» (Рим. 3:8). В другом месте, возражая против прикрытия греха учением о благодати, Павел говорил: «Мы умерли для греха: как же нам жить в нем?» (Рим. 6:1).

Второе заблуждение о кальвинистах связано с их верой в Божье предопределение. Некоторые люди считают, что эта убежденность кальвинистов должна непремен­но привести их к отрицанию проповеди и молитвы. Фак­тически, клеветники, осознанно или нет, перекраивают кальвинизм на философию фатализма и детерминизма. Эта философия отвергает роль (и, как следствие, ответ­ственность) человека в том, что происходит в его жизни. На самом деле подавляющее большинство кальвинистов считают, что Бог достигает Своих целей, направляя сво­бодные решения и действия людей. Он предопределил не только результаты, но и инструменты, которые будут использованы в достижении этих результатов, включая молитвы, которые будут возноситься за каждую кон­кретную нужду. Исследуя разные тексты Писания, го­ворящие о Божьей суверенности, человеческой свободе и ответственности, кальвинисты считают, что эти два понятия сосуществуют друг с другом, несмотря на нашу ограниченную способность понять все тонкости их со­гласования.

Делая вывод из всего вышесказанного, можно заклю­чить, что кальвинизм является одним из направлений евангельского христианства. Оно акцентирует Божью роль в вопросах жизни и веры, которую сложно всецело охватить человеческим разумом.[6]


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 347; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!