СПОСОБЕН ЛИ ЧЕЛОВЕК И ЗБИРАТЬ ДОБРО?



ВОПРОС: Насколько однозначно Священное Писание говорит о рабстве греха? Действительно ли человек на­столько грешен, что не может избрать ничего хорошего? Наверняка, мы найдем в истории свидетельства обрат­ному. Примером тому может служить подвиг солдата, бросившегося на пулеметный дзот, чтобы заслонить со­бой невинных людей. Конечно, нам неизвестен мотив его поступка. Это может быть как любовь к Родине, так и любовь к славе. Но я не думаю, что солдаты или пионеры, которых пытали фашисты, думали о будущей славе...

Если же все доброе, что творит человек, включая акт па­триотизма, есть не что иное, как действие Самого Бога, то возникает вопрос: может ли Бог с Его благим характе­ром требовать от человека того, что он выполнить про­сто не в состоянии? Бог выглядит каким-то маньяком, когда мы читаем о том, что Он требовал от Израиля, и как сурово наказывал его за непослушание, понимая, что люди не могли этого исполнить в принципе. Я ду­маю, что это противоречит справедливости Бога, кото­рый говорит: «...кого помиловать – помилую, кого по­жалеть – пожалею» (Исх. 33:19)-

ОТВЕТ: Писание действительно категорично заявляет об абсолютной греховности людей. Объясняя уровень испорченности человека в Рим. 3:10-18, апостол Павел говорит: «...как написано: нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все соврати­лись с пути, до одного негодны; нет делающего добро, 24 нет ни одного. Гортань их – открытый гроб; языком

своим обманывают; яд аспидов на губах их. Уста их пол­ны злословия и горечи. Ноги их быстры на пролитие крови; разрушение и пагуба на путях их; они не знают пути мира. Нет страха Божия перед глазами их». Это – достаточно категоричное заявление, которое трудно ис­толковать иначе (см. также Еф. 2:1-3; Рим. 8:6-9).

Более того, факт абсолютной негодности человеческой природы подтверждается результатами, которые по­влекло за собой грехопадение. Адам и Ева попытались поставить себя на место Бога, купившись на обещание сатаны «будете, как боги» (Быт. 3:5). Творение взбунто­валось против Творца. А так как Божья Личность абсо­лютно совершенна во всех Своих атрибутах, то прису­щая ей святость не могла допустить человека в общение с Собой даже после такого незначительного (по меркам современного мира) проявления своеволия. Так же, как одной ложки соли в чае достаточно для того, чтобы вы­звать в вас отвращение к нему, так и одного акта восста­ния было достаточно для того, чтобы признать человека абсолютно негодным.

В результате человек утратил связь с Богом, источником жизни, обрекши себя и своих потомков на физическую и духовную смерть. Мы все – свидетели тому, как неукос­нительно действует этот закон доныне. Тление, прово­цирующее болезни, старение и смерть, является непре­менным элементом жизни каждого человека на земле.

Однако почему же, несмотря на категоричные заявле­ния Писания и реальность смерти, нам иногда кажется, что человек по своей природе не так уж и плох?

Внимательно перечитав третью главу книги Бытие, вы обнаружите, что Адам и раньше знал о факте существо­вания в мире добра и зла. Но он ориентировался исклю­чительно на Божье мнение о вещах. Добром было все то, что Бог называл добром. А все, что Он запрещал, авто­матически относилось к категории зла. Именно поэтому он какое-то время даже остерегался печально известно­го дерева.

Дьявол подверг сомнению чистые мотивы Бога, заявив, что, ограждая человека от знания добра и зла, Творец просто желает контролировать Своих потенциальных конкурентов. Сатана предложил человеку перестать ходить к Богу за советом по каждому поводу. Он пообе­щал ему немножечко свободы. Свободы самостоятельно судить о качестве вещей (Быт. 3:5). Именно этого и за­хотелось нашим прародителям. Своим непослушанием они раз и навсегда противопоставили себя Богу. Вот по­чему мы говорим о грехопадении как о восстании про­тив Творца.

Своим решением человек отверг единственный эталон добра, который исходил от Создателя, и оспорил даже само право Бога выдвигать ему такой эталон. Взамен ему люди создали собственную систему добра и спра­ведливости, причем каждый – свою. Согласитесь, боль­шинство наших конфликтов проистекают именно отсю­да: один человек считает свое поведение допустимым, другой – возмутительным.

Хотя каждая личность, культура и цивилизация имеют отличную от других мораль, их объединяющее начало одно: право последнего слова и наивысшего авторитета в определении нравственных категорий всегда остается за людьми. Исходя из таких посылок, люди даже дерзают судить о поведении Бога, заявляя, что в каких-то ситуа­циях Он действует, как маньяк.

Человеческие системы часто заимствуют некоторые принципы из божественных законов (так, например, второй пункт Морального кодекса строителя коммуниз­ма «Кто не работает, тот и не ест», почти дословно повто­ряет 2 Фес. 3:10). Но даже в этом случае люди выставляют себя независимыми от Бога агентами, самостоятельно решающими, что взять из Его закона, а что нет.

В приведенном вами примере человеческие стандарты добра совпали с Божьими. Но свершение подвигов во имя Родины не меняет общую диспозицию людей по от­ношению к Богу. Да, самопожертвование ради спасения других людей, безусловно, отвечает Божьим ценностям. Но, если оно совершается человеком, не признающим Бога своим Владыкой, этот шаг – просто еще один ин­струмент утверждения себя.

Проблема частичного принятия Божьих стандартов че­ловеком, не признавшим Его статус абсолютного Вла­дыки, отчетливо видна в истории израильского народа. Заключая с ним завет, Бог, прежде всего, отметил, что эти особые отношения возможны только при полном преклонении людей перед Ним, как суверенным Богом. Об этом сказано в первых четырех заповедях Десятисло- вия и во многих других местах Писания (см. Исх. 20:1-7; Втор. 6:4-5; Ис. 66:1-3; Деян. 17:24-27). К сожалению, по­лучив Божьи совершенные законы, народ Израильский не отказался от того, что им казалось правильным и до­брым, к чему они привыкли, чему научились от языч­ников. Евреи повторили историю Адама: взяв кое-что от Бога, они по-прежнему видели себя в роли арбитра, определяющего «что такое хорошо и что такое плохо». Этим они фактически поставили себя на место Бога. Писание говорит, что подобная претензия чрезвычайно опасна. В случае с Израилем, она привела его к полному краху.

Таким образом, для того, чтобы делать добро в абсолют­ном смысле этого слова, в смысле, к которому апелли­рует Бог, человек должен в корне изменить свое отно­шение к Нему Самому. Это, по словам Иисуса Христа, возможно только при условии рождения свыше: «Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не ро­дится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух». (Ин. 3:5-6). Ни подвиги, ни исполнение рели­гиозных правил не способны изменить порочной сущ­ности людей. Грех въелся в них где-то на уровне ДНК.

Почему же тогда Бог повелевает людям делать то, что они не в состоянии исполнить?

Библия действительно содержит множество практи­ческих повелений. Но Бога никогда не удовлетворит только внешняя религиозность (Иер. 31:31-33). Человеку нужно, прежде всего, в корне изменить свое внутреннее отношение к Творцу, полностью признав Его суверен­ное господство: «Ко Мне обратитесь, и будете спасены, все концы земли, ибо я Бог, и нет иного» (Ис. 45-22).

Писание говорит, что это происходит в момент уверова- ния, когда Дух Святой касается сердца человека. Прини­мая Божье владычество и святость, человек смиряется перед Ним и доверяется спасительной жертве Иисуса Христа. В результате, происходит рождение нового чело­века (Еф. 1:13). Поскольку этот новый человек является носителем Христовой природы, его желания совпадают с Божьими. Это и делает его способным исполнять волю 28 Создателя, подробно изложенную в Библии.

И, наконец, несколько слов о приведенной цитате из Исх. 33:19: «...кого помиловать – помилую; кого пожа­леть – пожалею». Этот стих как раз и говорит об абсо­лютном Божьем праве проявлять милость, к кому Он хочет (см. контекст, а также интерпретацию этих слов Павлом в Рим. 9:14-20). Наша проблема часто заключа­ется в том, что мы пытаемся заставить Бога действовать согласно нашим моральным стандартам. Писание же го­ворит, что человеку нужно, прежде всего, признать Бо­жье абсолютное владычество. Если это произойдет – ис­чезнут претензии и обвинения Бога в несправедливости.


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 167; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!