Одной только веры в Коран недостаточно.



 

Если в остальные Писания нам достаточно просто твёрдо верить, то в Коран мы должны не только верить, но и поступать в соответствии сним, то есть исполнять содержащиеся в нём веления и соблюдать содержащиеся в нём запреты: «Алиф. Лям. Мим. Сад. Тебе ниспослано Писание, которое не должно стеснять твою грудь, дабы ты увещевал посредством него и наставлял верующих. Следуйте за тем, что ниспослано вам от вашего Господа, и не следуйте за иными помощниками, помимо Него. Как же мало вы поминаете назидание!». Сура 7 «Ограды», аяты 1-3.

 

Коран — единственное небесное Писание, которое пришло к нам после начала пророческой миссии Мухаммада.

 

Сам Посланник (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал своим сподвижникам: «Радуйтесь, ибо, поистине, этот Коран в руках Аллаха, а край его — в ваших руках, так держитесь же за него крепко, ибо, поистине, вы никогда не погибнете и не впадёте в заблуждение после него» [Табарани. Аль-Кабир; Сахих аль-джами' ас-сагир, т. 1, с. 66].

 

Коран уберегает от заблуждения и гибели того, кто придерживается его. Посланник (Да благословит его Аллах и приветствует)многократно побуждал свою общину к тому, чтобы они придерживались этой Книги.

 

В одном из своих обращений к людям он сказал: «О люди! Поистине, я — человек, и близится товремя, когда придёт ко мне посланец Господа моего, и я отвечу на его зов. Я оставляю вам две важные вещи. Первая из них — Книга Аллаха, в которой верное руководство и свет, и кто придерживается её, тот на правильном пути, а кто оставил её, тот впал в заблуждение. Так придерживайтесь же Книги Всевышнего Аллаха! А ещё — люди дома моего (То есть члены моей семьи). Бойтесь Аллаха и помните Его в отношении к ним, бойтесь Аллаха и помните Его в отношении к ним»[Сахих аль-джами' ас-сагир, т. 1, с. 426].

 

На долю отдельного мусульманина, да и всей мусульманской общины в этом мире, выпадает немало испытаний и искушений, и единственный способ справиться с ними — придерживаться Книги Аллаха.

 

Посмотрите, какое замечательное описание дано этой Книге: «Книга Аллаха, в ней — известия о том, что было до вас, и о том, что будет после вас, и постановление относительно того, что происходит среди вас.

 

Она — разделительная черта и категоричное решение, и нет в ней ничего несерьёзного, и если оставит её высокомерный, Аллах сокрушит, и кто станет искать верное руководство не в ней, того введёт Аллах в заблуждение. Она — прочная вервь Аллаха, мудрое напоминание и прямой путь. Её не изменяют и не искажают человеческие прихоти и страсти, и не путаются в ней языки, и чудеса её неиссякаемы и бесконечны.

 

Учёные не могут насытиться ею, и кто говорит то, что в ней, говорит истину, и кто поступает согласно ей, того ожидает награда, и кто выносит решения и судит в соответствии с ней, тот поступает справедливо, и кто призывает к ней, тот следует прямым путём». [Тирмизи. Шарх аль-'акида ат-тахавиййа].

 

(Это хадис с прекрасным смыслом, однако у него слабый иснад: в нём аль-Харис аль-А'вар, который ненадёжен, а некоторые имамы даже сказали о нём, что он лгал. Скорее всего, эти слова принадлежат 'Али, а аль-Харис ошибся и возвёл их к Пророку, Да благословит его Аллах и приветствует).

 

 

Глава 10. Сравнение Писаний.

Рассматриваемые вопросы в главе:

Источник и цель их ниспослания.

Послание общее и послание к определённой общине.

Сохранность Посланий.

В чём согласны и в чём расходятся небесные Послания?

Как человек становится покорившимся Богу — мусульманином?

Суть призыва всех посланников.

В предыдущих посланиях разъясняются причины, по которым человек должен поклоняться Всевышнему Аллаху.

Вечные принципы (вопросы'акиды).

Общие правила.

Различие законов.

Пророки — братья от разных матерей.

Объём Писаний и время их ниспослания.

Отношение последнего Послания ко всем предыдущим.

Последний Шариат не нуждается в предыдущих.

Источник и цель их ниспослания.

 

Источник у всех небесных Писаний один: «Алиф. Лям. Мим. Аллах — нет божества, кроме Него, Живого, Поддерживающего жизнь. Он ниспослал тебе Писание с истиной в подтверждение того, что было до него. Он ниспослал Тору и Евангелие, которые прежде были руко-водством для людей. Он также ниспослал Различение [Коран]». Сура 3 «Семейство 'Имрана», аяты 1-4.

 

И все Писания ниспосланы Всевышним с одной целью — чтобы они служили жизненными программами для людей, живущих на этой земле, и направляли их посредством содержащихся в них указаний, наставлений и руководства. Все эти Писания ниспосланы для того, чтобы быть духом и светом, оживляющим и озаряющим человеческие души, и гнать прочь мрак этих душ и этой жизни.

 

В одном месте в Коране сообщается о цели ниспослания Торы, Евангелия и Корана — трёх величайших Писаний, ниспосланных Всевышним. Всевышний сказал: «Мы ниспослали Тору, в которой содержится верное руководство и свет. Покорившиеся пророки выносили по нему решения для исповедующих иудаизм. Раввины и первосвященники поступали таким же образом в соответствии с тем, что им было поручено сохранить из Писания Аллаха. Они свидетельствовали о нём. Не бойтесь же людей, а бойтесь Меня, и не продавайте Мои знамения за ничтожную цену. Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются неверующими. Мы предписали им в нём: душа — за душу, глаз — за глаз, нос — за нос, ухо — за ухо, зуб — за зуб, а за раны — возмездие. Но если кто-нибудь пожертвует этим, то это станет для него искуплением. Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются несправедливыми. Вслед за ними Мы отправили 'Ису, сына Марьям, с подтверждением истинности того, что было прежде ниспослано в Торе. Мы даровали ему Евангелие, в котором было верное руководство и свет, которое подтверждало то, что было прежде ниспослано в Торе. Оно было верным руководством и назиданием для богобоязненных. Пусть люди Евангелия судят согласно тому, что Аллах ниспослал в нём. Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются нечестивцами. Мы ниспослали тебе Писание с истиной в подтверждение прежних Писаний, и для того, чтобы оно свидетельствовало о них. Суди же их согласно тому, что ниспослал Аллах, и не потакай их желаниям, уклоняясь от явившейся к тебе истины. Каждому из вас Мы установили закон и путь. Если бы Аллах пожелал, то сделал бы вас одной общиной, однако Он разделил вас, чтобы испытать вас тем, что Он даровал вам. Состязайтесь же в добрых делах. Всем вам предстоит вернуться к Аллаху, и Он поведает вам о том, в чём вы расходились во мнениях. Суди между ними согласно тому, что ниспослал Аллах, не потакай их желаниям и остерегайся их, дабы они не отвратили тебя от части того, что ниспослал тебе Аллах. Если же они отвернутся, то знай, что Аллах желает покарать их за некоторые из их грехов. Воистину, многие люди являются нечестивцами. Неужели они ищут суда времён невежества? Чьи решения могут быть лучше решений Аллаха для людей убеждённых?» Сура 5 «Трапеза», аяты 44-50.

 

Каждая религия пришла от Аллаха для того, чтобы стать жизненной программой, соответствующей той действительности, в которой живут люди. Религия пришла для того, чтобы управлять человеческой жизнью, упорядочивать её, направлять и оберегать, а не для того, чтобы быть просто убеждениями, укрепившимися в сознании человека, или обрядами, совершаемыми в храмах и местах поклонения.

 

Конечно, и эти убеждения, и эти обряды очень важны в человеческой жизни и необходимы для воспитания человеческой души, однако их недостаточно для того, чтобы руководить жизнью, упорядочивать её, направлять её и оберегать. Необходима созданная на их основе программа, порядок и закон (шариат), который применялся бы на практике в человеческой жизни и который был бы настоящим, действующим законом, за нарушение которого люди подвергались бы наказанию.

 

Человеческая жизнь может протекать в нормальном русле, только если убеждения ('акида), обряды и законы (шариат) получены из одного источника, который имеет власть над душой и сознанием, а также над поступками и поведением, и воздаёт людям согласно его законам в этом мире, и воздаёт им согласно его расчёту в мире вечном.

 

Если же власть распределена между несколькими объектами, и существует несколько источников... И если власть в том, что касается совести людей и обрядов принадлежит Аллаху, а в том, что касается законов и уклада жизни — кому-то другому... И если власть в том, что касается воздаяния в мире вечном, принадлежит Аллаху, а в том, что касается наказания и карательных мер в этой жизни, — кому-то другому...

 

В этом случае душа человека разрывается между этими двумя властями и влияниями, устремляется сразу в две противоположные стороны, колеблется между двумя совершенно разными жизненными программами.

 

Жизнь человека портится таким образом, как об этом не раз упоминает Всевышний в Своей Книге, говоря: «Если бы на них [на небесах и земле] были иные божества наряду с Аллахом, то они [небеса и земля] разрушились бы» (Сура 21 «Пророки», аят 22); «А если бы Истина зависела от их желаний, то сгинули бы небеса, земля и те, кто на них» (Сура 23 «Верующие», аят 71); «Потом Мы наставили тебя на путь из повеления. Следуй им и не потакай желаниям тех, которые не обладают знанием» (Сура 45 «Пещера», аят 18).

 

Именно поэтому каждая религия пришла, чтобы стать жизненной программой для людей. И при этом неважно, пришла ли эта религия к одному селению или одной общине или же к целому человечеству со всеми его поколениями, — она обязательно несла с собой определённые нормы и законы, регулирующие жизнь людей, в дополнение к 'акиде, формирующей у людей правильное представление о жизни, и к обрядам поклонения, привязывающим сердца людей к Аллаху. Эти три составляющие являются тремя основами религии Аллаха — в любом месте, куда бы ни пришла религия от Аллаха. Ведь человеческая жизнь не может протекать нормально, если её программой не будет религия Аллаха.

 

В Коране есть несколько подтверждений того, что первые религии, которые, возможно, приходили к одному из селений или одному из племён, также включали в себя эти три составляющие. А здесь показано, как эти три составляющие дополняли друг друга и взаимодействовали в трёх величайших религиях мира — иудаизме, христианстве и исламе.

 

Всевышний начинает с Торы, о которой мы и будем говорить сейчас: «Мы ниспослали Тору, в которой содержится верное руководство и свет» (Сура 5 «Трапеза», аят 44).

 

Тора в том виде, в каком ниспослал её Аллах, была книгой Аллаха, которая должна была стать руководством для сынов Израилевых и освещать им их путь к Богу. Она несла им 'акиду единобожия, разные обряды поклонения и закон (шариат). «Покорившиеся пророки выносили по нему решения для исповедующих иудаизм. Раввины и первосвященники поступали таким же образом в соответствии с тем, что им было поручено сохранить из Писания Аллаха. Они свидетельствовали о нём» (Сура 5 «Трапеза», аят 44).

 

Аллах ниспослал Тору не только для того, чтобы она была руководством и светом для сознания и сердец в том, что касается убеждений и обрядов поклонения, но и для того, чтобы она была руководством и светом для них посредством заключённых в ней норм и законов (шариат), регулирующих человеческую жизнь в соответствии с программой Всевышнего и удерживающих эту жизнь в рамках этой программы.

 

Пророки, покорившиеся Всевышнему (а души их и так принадлежат одному лишь Всевышнему, и они сами не имеют ни воли, ни власти, ни права заявить о наличии у них каких-нибудь особенностей, свойственных только Аллаху, — это и есть ислам в его исконном значении), выносили по ней решения для исповедующих иудаизм. То есть это закон, ниспосланный специально для них и исключительно для них, и их судьи и учёные также руководствовались в своей деятельности этими законами.

 

Это потому, что на них была возложена обязанность сохранять и оберегать книгу Аллаха и свидетельствовать о ней, и это свидетельство заключается в том, чтобы они строили свою жизнь в соответствии с её указаниями, а также в том, чтобы применять её законы в своей среде.

 

А без небесного Писания человечество осталось бы заблудшим, впавшим в разногласия и идущим разными путями: «Люди были одной общиной, и Аллах отправил пророков добрыми вестниками и предостерегающими увещевателями, ниспослал вместе с ними Писание с истиной, чтобы рассудить людей в том, в чём они разошлись во мнениях». (Сура 2 «Корова», аят 213).


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 204; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!