Жестокость в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание»



В романе «Преступление и наказание» Ф. Достоевскому с необыкновенной силой удалось показать опасность индивидуалистического сознания, разоблачить идеи «сверхчеловека», которому можно всё, теорию Раскольникова, основывающуюся на индивидуа- листическом бунте, делении людей на «властелинов» и «тварей дрожащих».

Достоевский ставит вопрос: «Можно ли переступить через жизнь человека, пусть даже бесполезного для общества, ради добрых дел, облагодетельствования этого же общества?» Постепенно он доказывает несостоятельность жестокой теории Раскольникова. Жизнь любого человека является святыней, и каким бы человек ни был, он имеет такие же права, как и тот, кто считает себя властелином.

Достоевский использует систему «двойников» Раскольникова. В качестве таковых выступают Лужин и Свидригайлов, которые воплощают теорию Раскольникова в жизнь. Писатель на их примере показывает, насколько ужасна эта теория. Свидригайлов жесток, он совершает преступления, не чувствуя трагедии, он тоже считает себя необыкновенным человеком. Он не знаком с теорией Раскольникова, не знает её положений, принципа деления на обыкновенных и необыкновенных. Но в душе чувствует «превосходство» над другими и, совершая свои деяния, не испытывает угрызений совести, так как убеждён, что имеет на это право.

То же относится и к Лужину. Но Лужин и Свидригайлов стоят на разных уровнях деградации человека. Лужин находится на более низком уровне. Свидригайлов кончает жизнь самоубийством: этот циничный и бессовестный человек не смог выдержать груза безнравственности.

Теория Раскольникова не нашла практического подкрепления в судьбе Свидригайлова.

Лужин, конечно, не способен на убийство. Он высказывается за господство в обществе «разумно-эгоистических» экономических отношений. Его волнуют собственная выгода, карьера, успех.

Именно Лужины толкают на гибель совестливых и беспомощных Мармеладовых. Лужин не менее бесчеловечен, чем обычный убийца. Он не будет убивать — найдёт массу способов, чтобы безнаказанно раздавить человека — способ трусливых и подлых. Но Лужин в

душе тоже считает себя «Наполеоном» и поступает, в общем-то, по теории Раскольникова. Однако Расколь- ников ненавидит Лужина, так как тот издевается над людьми, которых любит сам Раскольников.

Выходит, Лужин и Свидригайлов, которые могут «преступить», относятся к необыкновенным людям, а такие добрые и совестливые люди, как Дуня, Соня, которые не могут «преступить», являются «тварями дрожащими». Но это ведь неразумно! Достоевский старается показать несостоятельность теории, невозможность деления людей на «властелинов» и подчинённых.

Мы сталкиваемся с теорией, которая существует столько же, сколько существует цивилизация. Всегда перед людьми стоял вопрос: «Стоит ли жизнь человека счастья всего общества?» Достоевский считает, что жизнь человека бесценна, никто не может распоряжаться ею по своему усмотрению. Он доказывает, что эта теория жестока по своей сути, и никакие благие цели не оправдывают такие ужасные средства.

Смелые мечты (по произведениям М. Горького)

В ранней романтике М. Горького нашли отражение проблемы: мечты о новой жизни, страстное желание свободы, призыв к борьбе с угнетателями, протест против капиталистических порядков. Так, в сказе «О Чиже, который лгал, и о Дятле — любителе истины» перед нами предстаёт мечтатель Чиж, зовущий птиц к свету: «Туда — в страну счастья!.. Туда 一 в это чудное “вперёд”!».

Однако он оказывается бессильным перед «мудростью» Дятла. Чиж не уверен в том, что имеет право вести за собой птиц, потому что он не знает, что

их ждёт впереди. И поэтому Чиж отступает перед Дятлом. Но история показала, что движение вперёд всегда лучше, чем пассивное ожидание. Да, существующие порядки несправедливы, но они не вечны. Борьба за изменение жизни, постоянное развитие — вот в чём заключена истина, утверждает автор.

Герой Горького, гордый Сокол, вступает в битву с врагами. Ему противопоставляется Уж, который живёт, «гордясь собою». В образах Ужа и Дятла обличается мещанско-обывательское самодовольство, самоуспокоенность, за которыми скрывается желание жить только для себя и уверенность в том, что все люди хуже, чем они сами. Этими образами Горький изобличил либералов, испугавшихся бури, о приближении которой возвестил смелый Буревестник.

Горьковский Буревестник — это символ героя-меч- тателя, призывающего к борьбе. Причём над ним стихия уже не властна. Он торжествует победу: «Силу гнева, пламя страсти и уверенность в победе слышат тучи в этом крике».

«Песня о Буревестнике» делится на три композиционные части. Так, в первой — ветер только собирает тучи. Во второй — он «в дикой злобе бросает волны на утёсы». И в третьей части разражается сама буря, ставшая символом грядущей революции.

Хотя обе песни написаны в прозе, им присуща ярко выраженная ритмичность. И поэтому «Песни» Горького воспринимаются как стихи. Во всех трёх рассказах писатель использует символику. Сокол  — символ отваги и бесстрашия. Символ дерзновенной мечты, которая устремлена вперёд. Буревестник — символ борца, образы Ужа и Дятла символизируют довольных собой мещан. Но символичность у Горького недвусмысленна. Она понятна каждому. Особенность этих рассказов заключаются в том, что Горький выбрал для повествования народные жанры: песню, сказку.

Раннее романтическое творчество Горького затрагивает самую животрепещущую проблему того времени, отвечает на вопрос, надо ли мечтать о лучшей жизни и что надо делать, чтобы жизнь была светлой и чистой. Для этого необходима вера в мечту и смелость в борьбе с существующими порядками.

Испытание жестокостью

Фронтовики  — люди особых душевных качеств. Настойчивость, прямота, смелость и мужество всегда отличали их, прошедших испытание жестокостью.

Характерна в этом смысле повесть Бориса Васильева «В списках не значился». Юноша, почти мальчик, Плужников сравнивается с вечными воинами, с людьми из преданий. Был ли Плужников наделён необычайной силой, был ли он стратегом? В чём секрет его подвига?

Я думаю, секрет этот не в воинских достоинствах Плужникова, а в чём-то ином, находящемся на шкале нравственных категорий. Мы видим, как связываются совершенно непостижимо победы юноши Плужни- кова с его мировоззрением, воспитанием, нравственным кодексом его времени — довоенной поры: всегда стоять на защите общественного интереса, не дрогнуть перед жестокостью, никогда не искать лазейки, слабости не поддаваться, от себя требовать того, чего ждёшь от других. Стойкость лейтенанта питается его юношеской ортодоксальностью, от которой всем окружающим подчас приходится нелегко.

Так в чём же нравственные истоки победы на войне? Мне представляется, прежде всего, в нравственной силе ушедшего поколения, в его смелости и решимости во что бы то ни стало сломить жестокого врага. Максимализм был нравственной сущностью времени.

Я думаю, что в том, как мыслили, как жили эти простые ребята, и были нравственные истоки героического поступка в нужный час. Именно это подметил Борис Васильев. Писатель сравнивает жизнь лейтенанта с жизнью подвижников. Плужников в подва- лах, катакомбах несёт свет души, и этот свет разгоняет тьму и жестокость, приближает победу.

Человек на войне

О подвиге и смелости человека на войне написано множество произведений, среди них повесть «Сашка» В. Кондратьева, в которой дана картина фронтовых будней подо Ржевом.

На бесчеловечной, кровавой войне человек остаётся человеком. Это для писателя — главное. Об этом и написана повесть: о страшной войне и сохранённой человечности.

Ржев был оккупирован фашистскими захватчиками, с начала 1942 года по март 1943 года на подступах к городу велись ожесточённые бои с крупной фа- шисткой армией «Центр».

В память об этих изнурительных, затяжных боях А. Твардовский написал одно из самых горьких военных стихотворений «Я убит подо Ржевом…»:

Фронт горел, не стихая,

Как на теле рубец.

Я убит и не знаю:

Наш ли Ржев наконец?...

От индивидуального «я» рассказ переходит к солдатскому «мы»:

Нам свои боевые

Не носить ордена.

Вам — всё это, живые,

Нам — отрада одна...

Двадцатилетний Сашка из одноимённой повести В. Кондратьева воюет подо Ржевом. Остался ли он в живых, как далеко прошёл дорогами войны, чем отличился, — нам знать не дано. Не исключено, что мы стали свидетелями жизни одного из тех сотен и тысяч, чью судьбу и чьи чувства выразил поэт в стихотворении.

Сашка участвует в боях местного значения, переживает свою первую любовь, приводит своего первого пленного, отправляется на нейтральную полосу за валенками для командира, которые присмотрели на мёртвом немце.

Писатель выявляет гуманистическую основу народного характера, который призван вершить свой справедливый суд над противниками. В грязи, холоде и голоде, в дни, когда мало кто из стоявших на одном рубеже с ним мечтал или надеялся дожить до победы, Сашка по совести решает поставленные перед ним жизнью нравственные проблемы и выходит из испытаний возмужавшим и духовно окрепшим.

Повесть Кондратьева заставляет задуматься о характере советского воина-освободителя, о поведении человека на войне, сплочённости русского народа и о его верности Родине.

«Кто доброе сеет — добро его плод,


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 862; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!