При неопределенных и отрицательных 20 страница



Мы проехали мимо пруда: на грязных и отлогих берегах еще виднелись ледяные закрайки (Аксаков); Обломов очнулся: перед ним наяву, не в галлюцинации, стоял настоящий, действительный Штольц (Гончаров); Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь… (Тургенев); Он подумал, понюхал: пахнет медом (Чехов);

Лукашин остановился, посмотрел: во рву скапливалась вода, снег был мокрый как сахар (В. Панова); 4) если вторая часть указывает основание, причину того, о чем говорится в первой части (между обеими частями можно вставить союз потому что, так как, поскольку), например: Он покраснел: ему было стыдно убить человека безоружного… (Лермонтов);

Напрасно вы смотрите кругом во все стороны: нет выхода из бесконечных тундр (Гончаров); Хорошо, что Лемм нас не слышал: он бы в обморок упал (Тургенев); И Жилин приуныл: видит – дело плохо (Л. Толстой); Он даже испугался: так было темно, тесно и нечисто (Чехов); Науку надо любить: у людей нет силы более мощной и победоносной, чем наука (Горький); В Мексике похвалить вещь в чужом доме нельзя: ее заворачивают вам в бумажку (Маяковский); Иногда лошади проваливались по брюхо: почва была очень вязкой (Фадеев);

Осень и зиму Павел не любил: они приносили ему много физических мучений (Н. Островский); Степан боялся подойти к обрыву: скользко (Шишков); 5) если вторая часть представляет собой прямой вопрос, например: Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить? (Чехов); Ты мне лучше вот что скажи: правда, что к Маякину сын воротился? (Горький); До сих пор удивительным и неразгаданным остается: кто же в эту роковую ночь дивизионную школу снял с караула? (Фурманов); Я ехала сейчас, говорила с вами и все думала: почему они не стреляют? (Симонов). § 118 Тире в бессоюзном сложном предложении Тире в бессоюзном сложном предложении, распадающемся на две части, ставится: 1) если во второй части содержится неожиданное присоединение, указание на быструю смену событий (между обеими частями можно вставить союз я), например: Иван Иванович подошел к воротам, загремел щеколдой – изнутри поднялся собачий лай (Гоголь); Вдруг

 

 

133. -.

 

 

– дверь каморки быстро распахнулась-вся челядь тотчас кубарем скатилась с лестницы (Тургенев); Игнат спустил курок – ружье дало осечку (Чехов); Упадет луч солнца на траву – вспыхнет трава изумрудом и жемчугом (Горький); Семь раз отбивался штыком Железняк – семь трупов оставил разгромленный враг (М. Голодный);

Метелица был уже совсем близко от костра – вдруг конское ржанье раздалось во тьме (Фадеев); 2) если во второй части содержится резкое противопоставление по отношению к содержанию первой части (между частями можно вставить союз но или а), например: Прошла неделя, месяц – он к себе домой не возвращался (Пушкин); До десяти часов шныряли мы по камышам и по лесу – нет зверя (Лермонтов); Он мучительно провел глазами по потолку, хотел сойти с места, бежать – ноги не повиновались (Гончаров); 5 то время вы уже встречаете во Франции класс людей, который при общей потере приобретает', дворянство лишается прав – они усугубляют свои; народ умирает с голоду – они сыты; народ вооружается и идет громить врагов – они выгодно поставляют сукна, провиант (Герцен); Косили версту – выкосили грош (Горький); Это не усталый, больной солдат шел с фронта – это шел строитель (Горбатов); В сказках Андерсена обретают дар речи не только цветы, ветры, деревья – в них оживает и домашний мир вещей и игрушек (Паустовский); Не сумку у Мишки украли – последнюю надежду похитили (Неверов); Смелые ^.побеждают – трусливые погибают (пословица); 3) если вторая часть заключает в себе следствие, вывод из того, о чем говорится в первой части (между частями можно вставить слова поэтому, тогда), например: Я умираю – мне не к чему лгать (Тургенев); Не было никакой возможности уйти незаметно – он вышел открыто, будто идет на двор, и шмыгнул в огород (Фадеев); Достав из кармана одновременно и спички, и зажигалку, Крайнев зажег шнуры – они вспыхнули (Попов); Слишком много ветра – человек задыхается, вот с шумом лопнут легкие (Горбатов).

Примечание.

В произведениях писателей-классиков, изредка и в современной художественной литературе, вместо тире в рассматриваемом случае встречается двоеточие, например: Делать было нечего:

Марья Ивановна села в карету и поехала во дворец… (Пушкин);

Мы ехали сзади: никто не видал (Лермонтов); Мелкий дождь сеет с утра: выйти невозможно (Тургенев); Володина лошадь хромала: папа велел оседлать для него охотничью (Л. Толстой);

Заботы, огорчения, неудачи измучили бедного батюшку до крайности: он стал недоверчив, желчен… (Достоевский); 4) если в первой части указывается время совершения действия, о котором говорится во второй части (в начале первой части можно добавить союз когда), например: Ехал сюда-рожь начинала желтеть. Теперь уезжаю обратно – эту рожь люди едят (Пришвин);

Победим – каменный дом построишь (А. Н. Толстой); Был партизан – честь ему за это; кулаком стал, врагом сделался – раздавить (Шолохов); Впереди пробирался старшой, подавал команду осторожным движением руки:поднимет руку над головой – все тотчас останавливались и замирали; вытянет руку в сторону с наклоном к земле – все в ту же секунду быстро и бесшумно ложились; махнет рукой вперед – все двигались вперед; покажет назад – все медленно пятились назад (Катаев); Пашню пашут – руками не машут (пословица);

 

 

134

 

 

5) если первая часть обозначает условие совершения действий» о котором^говорится во второй части (в начале первой части можно добавить союз если), например: Будет дождик – будут и грибки; будут грибки – будет и кузов (Пушкин); Что нужно будет – скажите Павлу или Татьяне (Тургенев); Пропади ты совсем – плакать о тебе не будем (Чехов); На глаз поверишь – криво отмеришь (Горький); Ругаться будут – не бойся (Гладков); Биться в одиночку – жизни не перевернуть (Н. Островский); Нравится рисовать – рисуй на здоровье, никто не запрещает (В. Панова).

Ср. пословицы: Назвался груздем – полезай в кузов; Любишь кататься – люби и саночки возить; Упустишь огонь – не потушишь;

Взялся за гуж – не говори, что не дюж; Волков бояться – в лес не ходить; Лес рубят – щепки, летят; Пожалеешь лычка – отдашь ремешок.; Смерти, бояться, – на свете не жить и др.; 6) если во второй части содержится сравнение с тем, о чем говорится в первой части (перед второй частью можно добавить союзы словно, будто), например: Молвит слово – соловей поет (Лермонтов);…Посмотрит – рублем подарит (Некрасов); 7) если вторая часть (нередко неполное предложение) имеет изъяснительное значение (перед ней можно вставить союз что), причем в первой части не содержится интонационного предупреждения о последующем изложении какого-либо факта (ср. § 117, п. 2), например: Овца же говорит – она всю ночь спала (Крылов); Иногда мне думается – надо убежать (Горький); Тишина была такой полной и угрюмой, а небо таким душным, что мальчику казалось – раздайся хоть один только резкий звук •- ив природе произойдет что-то страшное: смерч, ураган, землетрясение (Катаев); Вчера на соседнем зимовье рассказывали – медведь человека задрал (Арбузов); Кто-то скребется, мне показалось – мышь; Но вижу – не слушает она меня; Ты позвони в квартиру, бабушка спросит – кто, назовись; 8) если вторая часть представляет собой присоединительное предложение (перед ним можно вставить слово это, которое иногда имеется в самом предложении), например; На стене ни одного образа – дурной знак (Лермонтов); Инга была возбуждена, Левшин наблюдал за ней слишком пристально – это бросилось Клебе в глаза (Федин); Идет большая вода – это^ всего интереснее (Горбатов).

Вторая часть может начинаться местоименными словами так, такой, таков, например: Приказ есть приказ – так его воспитал фронт (Воробьев); Мир должен быть свободен от угрозы новой войны – таково требование всего прогрессивного человечества (из газет).

При наличии перед присоединительным предложением слова smo иногда перед тире ставится еще запятая, например: Русская интеллигенция росла и развивалась в условиях совершенно зверских,smo неоспоримо (Горький); Если вам писать противно, скучно, не пишите,- это все равно получится скверно, фальшиво (А. Н. Толстой); В такую пору надо говорить грубо и прямо,- это умнее и честнее перед нашими детьми (Леонов); Широкий подъезд был совершенно пуст,- это показалось мне странным (Каверин).

Примечание.

Для разграничения случаев постановки двоеточия и тире в бессоюзных сложных предложениях можно исходить из следующего общего положения: если основная часть высказывания (соответствующая главному предложению в сложноподчиненных

 

 

135

 

 

предложениях) заключена в первой части, а во второй (соответствующей придаточному предложению в сложноподчиненных предложениях) содержится пояснение, раскрытие содержания первой части, изложение какого-либо факта, указание на причину, то между частями ставится двоеточие; если же, наоборот, основная часть высказывания заключена во второй части, а первая имеет подчиненное по смыслу значение (указывает время, условие и т. д.), то между частями ставится тире. Ср.: Выйти невозможно: на улице проливной дождь (основное высказывание содержится в первой части, во второй указывается причина).На улице проливной дождь – выйти невозможно (причина указывается в первой части, во второй следствие, вывод, что составляет основу высказывания). Ср. также при сохранении того же порядка частей бессоюзного сложного предложения: Молодежь ушла: на вечере стало скучно (ушла, потому что стало скучно).

Молодежь ушла – на вечере стало скучно (ушла, поэтому стало скучно).

 

 

XXXI

 

 

Знаки препинания при прямой речи § 119

Прямая речь после авторских слов 1. Прямая речь выделяется кавычками, если идет в строку (в подбор), например: В маленький городок вихрем ворвалась ошеломляющая весть: «Царя скинули!» (Н. Островский).

Если же прямая речь начинается с абзаца, то перед началом ее ставится тире, например: …Никита, поклонясь в землю, сказал:

– Прости, батюшка (Горький).

Независимо от места, занимаемого по отношению к авторским словам, кавычками выделяется, как правило, внутренняя речь, невысказанные мысли, например: Смотрю вслед ему и думаю:

«Зачем живут такие люди?)) (Горький); «.Что-то в ней есть жалкое все-таки'»,- подумал он (Чехов).

Кавычками же. выделяются передаваемые на письме звуки эха и слова из репродуктора, например: «Ау, где вы?»- громко повторило эхо; Голос диктора звучал отчетливо: «Передаем последние известия».

Для передачи разговора по телефону используется более обычная для оформления диалога пунктуация – тире между репликами (см. § 123).

2. Перед прямой речью, следующей за авторскими словами, ставится двоеточие, причем первое слово прямой речи пишется с прописной буквы. Вопросительный и восклицательный знаки, а также многоточие ставятся перед закрывающими кавычками, а точка после них. Например: Наконец я ей сказал: «Хочешь, пойдем прогуляться на вал?» (Лермонтов); Лежа на тюке и плача, он дергал руками и ногами и шептал: «Мама! Мама!» (Чехов); Закричали:

«Двоих… Санитары… Гляди, гляди – еще летит… Лезь под вагоны…» (А. Н. Толстой); Хозяйка очень часто обращалась к Чичикову со словами: «Вы очень мало взяли» (Гоголь).

3. Если прямая речь начинается с абзаца, то двоеточие после предшествующих авторских слов ставится не всегда.

Двоеточие ставится, помимо обычных случаев, когда авторские слова содержат в себе глагол со значением речи или мысли (сказать,

 

 

136

 

 

спросить, ответить, подтвердить, начать, продолжать, прервать, подумать, вспомнить и др.) либо же аналогичное по значению имя существительное (вопрос, ответ, слова, восклицание, голос, звук, шепот, крик, мысль и т. п.), также в тех случаях, когда в функции слов, вводящих прямую речь, используются глаголы, обозначающие чувства говорящего, его внутреннее состояние (обрадоваться, огорчиться, обидеться, удивиться, ужаснуться и Др.), а также глаголы, обозначающие мимику, жесты, движения (улыбнуться, усмехнуться, рассмеяться, нахмуриться, вздохнуть, вскочить, подойти, подбежать и т. п.). Подобные глаголы допускают возможность добавить к ним глагол речи (например: обрадовался и сказал, удивился и спросил, улыбнулся и ответил, подбежал и воскликнул), поэтому они воспринимаются как вводящие прямую речь. Например:

Он глянул с усмешкой:

– Ничего, до свадьбы заживет.

Пока откапывали увязшие в песке колеса, к нам подошел милиционер:

– Кто такие?

Мать нахмурилась:

– Опять двойку получил?

Все ужаснулись:

– Неужели это правда?

Двоеточие ставится также и в тех случаях, когда в авторских словах нет глаголов речи или заменяющих их глаголов с указанными выше значениями, но ситуация показывает, что вводится прямая речь, например:…А тот ему: «.Этот дом наш общий» (Чехов).

Если же вставка слов и сказал, и воскликнул, и. спросил и т. п. после авторских слов невозможна или затруднительна, то двоеточие не ставится, например:

Ему все стало ясно.

– Говорить нам больше не о чем.

Никому не хотелось уходить.

– Расскажите еще что-нибудь о ваших путешествиях.

Мои слова его явно смутили. • – Значит, ты мне не доверяешь?

Другого выхода у него не было.

– Я принимаю ваши условия.

Не ставится также двоеточие, если прямая речь заключена между двумя предложениями от автора, причем во втором из них содержатся слова, вводящие прямую речь, например:

Ок вырвал из блокнота несколько листов бумаги и протянул мне их.

– Запишите подробно свои замечания,- сказал он спокойным голосом. § 120 Прямая речь впереди авторских слов Если прямая речь стоит перед авторскими словами, то после нее ставятся запятая (вопросительный или восклицательный знак, многоточие) и тире; слова автора начинаются со строчной буквы.

Например: «Мать, наверное, не спит, а я с работы возвращаюсь»,думал Павка (Н. Островский); «Дедушку знаешь, мамаша?»- матери сын говорит (Некрасов); «Не шуми, тише иди, солдат!»- сердитым

 

 

137

 

 

шепотом говорил старик Оленину (Л. Толстой); «Я хотел бы купить крестьян…»- сказал Чичиков, запнулся и не кончил речи (Гоголь).

Примечание.

После закрывающих кавычек ставится только тире без запятой (независимо от того, каким знаком заканчивается прямая речь) в тех случаях, когда в последующих авторских словах содержится характеристика прямой речи (авторская ремарка начинается словами так говорит, так указывает, вот что сказал, вот как описывает и т. п.), например: «.Ничего не случилось»так говорил ум. «Случилось»- так говорило сердце. То же при присоединительной конструкции, например: «Каждому рабочему – знания инженера»- этот лозунг комсомольцев рожден самой жизнью. § 121 Авторские слова внутри прямой речи 1. Если авторские слова стоят внутри прямой речи, выделяемой кавычками, то последние ставятся только в начале и в конце прямой речи и не ставятся между прямой речью и авторскими словами (такая пунктуация встречалась в произведениях писателей XIX в.). Например: «Я командовать приехал,- заявил Чапаев,-а не с бумажками возиться» (Фурманов).

Примечание.

Обычно не выделяется кавычками прямая речь: а) если нет точного указания, кому она принадлежит, или когда приводится общеизвестная пословица либо поговорка, например:

Дома и хворать легче и жить дешевле; и недаром говорится: дома стены помогают (Чехов); Про Ивашку Бровкина говорили: крепкий (А. Н. Толстой); б) если она приводится в таком виде, который может иметь и косвенная речь с тем же лексическим составом, например:

Но мне приходит в голову: точно ли.стоит рассказывать мою жизнь? (Тургенев); в) если в середину прямой речи вставлено слово говорит, играющее роль вводного слова, указывающего на источник сообщения, например: Я› говорит, самого вахмистра жандармерии из пистолета убить хочу (Вершигора); г) если в середину предложения, представляющего собой сообщение из периодической печати, вставлено указание на источник сообщения (такая вставка выделяется одними запятыми, без тире), например: Речь оратора, продолжает корреспондент, вызвала горячую поддержку у большинства присутствующих.

1. Если на месте разрыва прямой речи авторскими словами не должно было быть никакого знака или должна была стоять запятая, точка с запятой, двоеточие или тире, то слова автора выделяются с обеих сторон запятой и тире, после которых первое слово пишется со строчной буквы, например: «Мы решили,- продолжал заседатель,- с вашего дозволения остаться здесь ночевать» (Пушкин);

«.Позвольте,- заметил один скептик,- не от лимонов ли этот ящик?» (Гончаров).

3. Если на месте разрыва прямой речи должна была стоять точка, то перед авторскими словами ставятся запятая и тире, а после них – точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы. Например: «Я ни с кем и ни с чем не связан,- напомнил он о себе.- Действительность мне враждебна-» (Горький); «Искалечить

 

 

198

 

 

ш меня, хотите, Леночка,- покачал головой Воропаев.- Ну, разве мне дойти?» (Павленко).

4. Если на месте разрыва прямой речи должен был стоять вопросительный или восклицательный знак, то этот знак сохраняется перед авторскими словами и после соответствующего знака ставится тире; слова автора начинаются со строчной буквы, после них ставятся точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы. Например: «Так вас зовут Павкой?- прервала молчание Тоня.- А почему Павка? Это некрасиво звучит, лучше Павел» (Н. Островский); «.Вот он, край света! – воскликнул {Лохов.Здорово! Никогда еще так далеко не ездил!» (Ажаев).

5. Если на месте разрыва прямой речи должно было стоять многоточие, то оно сохраняется перед авторскими словами и после него ставится тире; после слов автора ставится или запятая и тире (если вторая часть прямой речи не образует самостоятельного предложения), или точка и тире (если вторая часть представляет собой новое предложение); в первом случае вторая часть начинается со строчной буквы, во втором – с прописной. Например: «Не надо…сказал Вершинин,-не надо, парень!» (Вс. Иванов); «Обожди…сказал Морозко угрюмо.- Давай письмо…» (Фадеев).

6. Если в авторских словах внутри прямой речи имеются два глагола со значением высказывания, из которых один относится к первой части прямой речи, а другой – ко второй, то после слов автора ставятся двоеточие и тире, причём первое слово второй части пишется с прописной буквы. Например: «Я тебя не спрашиваю,- строго сказал офицер и, снова спросил:- Старуха, отвечай!» (Горький); «Покорно благодарю,- отозвался Мешков, смиренно снял картузик, но сразу опять надел и поклонился, добавив торопливо:-Спасибо вам большое, товарищи» (Федин). § 122 Прямая речь внутри авторских слов Если прямая речь стоит внутри авторских слов, то перед ней ставится двоеточие, а после нее-запятая или тире (по условиям контекста).

Например: 1) Отец Василий поднял брови и курил, пуская дым из носа, потам сказал: «Да, так вот как», вздохнул, помолчал и ушел (А. Н. Толстой) (запятая разделяет однородные сказуемые сказал и вздохнул, между которыми находится прямая речь);…Софья Карловна еще раз поцеловала Маню и, сказав ей: «Поди, гуляй, моя крошка», сама поплелась за свои ширмы (Лесков) (запятая закрывает деепричастный оборот, в состав которого включена прямая речь); Ко мне подходит Борис, говорит: «Хорошо сбил, замечательно», но глаза его блестят, полные зависти (В. Кудашев) (запятая разделяет части сложносочиненного предложения, связанные противительным союзом но); 2) На вопрос мой: «Жив ли старый смотритель?»- никто не мог дать мне удовлетворительного ответа (Пушкин) (тире поставлено в связи с тем, что предшествующая прямая речь заканчивается вопросительным знаком); И только когда он шептал: «Мама!


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 193; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!