Начните как группа, копирующая стиль звезд



Разумеется, нужно стремиться к своему, оригинальному материалу, а не выступать в роли кавер-группы. Но большинство великих начинали с копирования – первой целью Rolling Stones было просто познакомить с любимой музыкой, ритм-энд-блюз, белую аудиторию. Они начали с подражания Мадди Уотерсу.

 

 

Другой учитель, к которому я внимательно прислушивался, – Том Питерс, соавтор популярной книги «В поисках совершенства», известный своими энергичными и вдохновенными речами. Том не занимался со мной непосредственно, но я много раз присутствовал на его выступлениях в разных странах, и этого было достаточно, чтобы значительно ускорить процесс моего обучения. Одна из замечательных особенностей Тома – умение брать в качестве примера нечто незначительное и конкретное, знакомое почти всем присутствующим – например нечитаемый текст на флаконах с шампунем и увлажняющим кремом из отелей. «Боже, что за дрянь я вылил себе на голову!» – восклицал он. А затем от этого забавного примера он переходит к тому, как трудно – и в жизни, и в бизнесе – понять восприятие другого человека.

Ученичество может принимать разные формы. В идеале нужно найти хорошего коуча. Лучше всего прямое общение, но если это невозможно, в Сети есть много виртуальных обучающих модулей. Некоторым подойдет Skype. Даже опытный лектор найдет что-то новое и ценное, если хотя бы ненадолго войдет в роль подмастерья.

 

Наблюдайте и учитесь

 

Еще один способ обучения – наблюдение (именно этим я занимался в случае с Томом Питерсом), но оправданно оно только в том случае, если оно сфокусировано . Ищите не «что», а «как». Попробуйте такой прием: сосредоточьтесь на всем желтом.

Вот как знаменитый фотограф рассказывал о творчестве группе руководителей. Он предложил им странное задание: выйти на улицу с камерой и фотографировать только желтые объекты. Смысл? Сузив фокус, мы становимся более наблюдательными. В противном случае диапазон возможностей слишком широк. В том, что касается наблюдения за ораторами, это означает отсеять бо́льшую часть и сосредоточиться на нескольких аспектах:

 

• Как они начинают и завершают свою речь?

• Как они утверждают свое присутствие?

• Как они используют истории?

• Была ли это чистая логика?

• Как они используют вопросы?

 

Мысленно сфотографируйте только эти «желтые объекты», и они помогут вам в обучении.

Я никогда не видел Джими Хендрикса (хотя слышал его, стоя рядом с концертным залом – как и большинство жителей моего родного города!). Но не имея доступа к самому лучшему, я учился у другого выдающегося музыканта, певца и композитора, Ричарда Томпсона, которого на протяжении многих лет считали одним из лучших гитаристов мира, особенно его коллеги.

 

Современный мастер

 

Томпсон был гитаристом британской фолк-рок-группы Fairport Convention, но не стоит автоматически причислять его к старикам. Он часто играет на электрогитаре в рок-группах, исполняя блистательные соло, достойные самого Джими Хендрикса. В 1960-х гг. в Лондоне талантливый семнадцатилетний подросток выступал с Хендриксом и другими звездами.

Другое музыкальное амплуа Томпсона – песни под акустическую гитару, где он с таким мастерством аккомпанирует самому себе, что кажется, будто не сцене две гитары, а не одна.

Блюзовая певица и гитаристка Бонни Рэйтт, исполнившая несколько композиций Томпсона, рассказывала, что, когда она впервые услышала его, ей захотелось выйти из зала и перебить себе обе руки – Бонни поняла, что ни она, ни кто-либо другой не сможет сыграть с таким же мастерством и энергией.

Наблюдая за игрой Томпсона, я усвоил следующие принципы: энергия, свет и тень, синхронизация .

Механизм воздействия презентации на слушателей определить трудно, но сила убеждения, даже при тихом голосе, несомненно, является одним из важных его компонентов. Томпсон всегда начинает петь с короткой паузы, словно набираясь сил, а затем выкладывается полностью. Я никогда не видел, чтобы он выступал не в полную силу, так что не возникало ощущения, что это не он поет песню, а она звучит через него.

Если вы уже выступали с презентациями, то узнаете тот момент, зачастую сопровождающийся полной тишиной, когда вы теряете (или уже потеряли) аудиторию. Возможно, вы над чем-то слишком долго думали, рассказывали слишком много историй или показывали слишком много графиков. Когда я чувствую приближение такого момента, то из глубины моей памяти вплывает концерт Томпсона – я делаю паузу, внимательно смотрю на аудиторию, а затем с удвоенной энергией перехожу к новому разделу. Как правило, это помогает. Похоже, частый просмотр концертов Томпсона привел к тому, что эта схема укоренилась в моем подсознании.

 

 

Слушайте басы

Один из способов совершенствования своей способности эффективно наблюдать и слушать – музыка. Попытайтесь слушать только один инструмент – например бас-гитару в Badge группы Cream или в Miss You группы Rolling Stones (несомненно, их лучшая танцевальная композиция). Отвлекитесь от всего остального, и вы испытаете совсем другие ощущения – вся композиция будет звучать для вас по-новому.

В вашей речи бас-гитара – это ритм, пульс и практичность того, что вы говорите. В таком случае что значит – «добавить басов» в свою лекцию?

 

 

Следующий принцип – свет и тень. Репертуар Томпсона состоит вовсе не из оптимистичных баллад, и это еще мягко сказано. На самом деле он может представить следующую композицию так: «Вечер нельзя считать удачным без хорошей баллады об убийстве. Тут всего двенадцать куплетов!» Watching the Dark – довольно точное название сборника его ранних песен.

Откуда же берется «свет»? На концерте Томпсон может исполнить смешную песенку, которую сочинил для своих детей, и, кроме того, он великолепный и ироничный рассказчик. Не всем это нравится; некоторые считают, что это разрушает музыкальные чары, но для меня это пример баланса света и тени, юмора и серьезных вещей. Если вам удается рассмешить людей, они с большей готовностью углубляются в идею, которая лежит под поверхностью. Другими словами, проникают в суть.

Все это имеет отношение к тональности – и музыкальной, и в презентации. Возьмите верную ноту, и аудитория последует за вами.

Синхронизация – еще один интуитивный урок, который я усвоил. Томпсон никогда не заканчивает песню, пока не находит идеальный финал. Это может быть резкий аккорд или нежная нота, но этот финал неизменно оставляет у вас ощущение, что другого просто быть не может . Похоже, это импровизация, соответствующая настроению, причем не обязательно совпадающая с записанной версией.

 

 

Научите себя любопытству

Молодой Роберт Циммерман появился на музыкальной сцене нью-йоркского района Гринвич-Виллидж в 1961 г. Он смотрел, слушал и играл со всеми, в разных музыкальных жанрах, – и все, что он слышал, ему нравилось. Бо́льшая часть этой музыки нашла отражение в его творчестве. Дилана могут любить или не любить, но его индивидуальность признают все, хотя он начинал с копирования лучшего, что исполняли другие. Заимствуют ли великие исполнители? Возможно. Но копирование – это прекрасное начало.

 

 

Точно так же зачастую лучше всего запоминаются настрой и эмоции, которые остаются у аудитории. Я обнаружил, что полезно иметь две или три разные концовки презентации и использовать ту, которая больше подходит для данной группы и для данного дня. Подобно Томпсону, я не перехожу к концовке, пока не нахожу верную тональность.

Присутствие на лекциях (и концертах) – великолепный способ обучения ораторскому искусству. Отчасти той же цели можно достигнуть просмотром выступлений в интернете или по телевизору, если вы обращаете внимание на структуру информационного материала и на то, как красноречивый оратор излагает свои мысли. Записывайте все, что привлекает ваше внимание, – потом вы можете этого не вспомнить, особенно эмоциональный эффект. Ведите свой «учебный журнал» ораторского искусства, который может быть не менее полезен, чем то, что говорю вам я или любой другой оратор.

 

Не жалейте времени (но тратьте его с умом!)

 

Вероятно, вы слышали о правиле 10 000 часов – такое время требуется для того, чтобы стать профессионалом в своей отрасли, достичь мастерства. Именно столько времени Джобс и Гейтс потратили на обучение, эксперименты и разработку первых компьютеров, и столько же времени Beatles играли вместе в Гамбурге, репетируя по восемь часов в день на протяжении нескольких недель.

Если точнее, то студенту консерватории требуется 1000 часов, преподавателю музыки – 3000–4000 часов, а профессиональному музыканту – 10 000 часов.

Хендрикс мог с гитарой на шее готовить завтрак у себя в квартире. Он все время играл, экспериментировал, репетировал – даже в постели. Вероятно, кто-нибудь должен написать блюз для подруги гитариста: должно быть, в глубине души она опасается, что он лучше займется любовью с несколькими фунтами стали, дерева и струн. Иногда ночью я просыпаюсь от собственного голоса – зачастую повторяю то, что у меня вышло не слишком хорошо, или то, что я забыл сказать, а иногда просто проговариваю новую идею, над которой работаю. По крайней мере, именно так я буду все объяснять, если мне придется пойти к психиатру.

 

 

Пример Пикассо

Я всегда делаю то, чего не умею, чтобы этому научиться.

 

 

Целенаправленная практика

 

Время нужно тратить разумно. Многократное повторение одного и того же пассажа напоминает мне шутку о тридцатилетнем опыте, который на поверку оказался одним годом, но повторенным тридцать раз.

Суть в том, что практика должна быть «целенаправленной». Вы должны сознательно работать над тем, что у вас не получается, что нуждается в улучшении, экспериментировать с новым стилем или манерой подачи материала. Только тогда практика принесет огромные творческие дивиденды.

В Сети есть потрясающее видео, иллюстрирующее принцип целенаправленной практики: clarissa three.mov . В течение пятнадцати минут девочка-подросток, ни разу не бравшая в руки кларнет, разучивает пьесу, настойчиво повторяя трудные пассажи. И каков результат! За несколько минут она добивается таких успехов, что, по мнению писателя Дэниэла Койла, видео следовало бы назвать: «ДЕВОЧКА, КОТОРАЯ ОСВОИЛА МЕСЯЧНУЮ ПРОГРАММУ ЗА ШЕСТЬ МИНУТ».

Она слышала свои ошибки и исправляла их, все время пытаясь привязать фрагмент к целому, полностью сосредоточилась на устранении недостатков.

Оратор может последовать примеру студентов консерватории. Музыканты слышат то, что играют, что обеспечивает мгновенную обратную связь, и в следующий раз мозг уже может внести поправки. Идея состоит в том, что мы должны изложить свои идеи, предпочтительно вслух, чтобы оценить ясность мысли и манеру изложения. Репетиция – это повторное прослушивание, а значит, обучение.

Конечно, какой-нибудь чокнутый программист может разработать хитрый алгоритм, чтобы определить, какая практика была у Хендрикса, целенаправленная или повторяющаяся. Думаю, в этом нет необходимости. Его игра всегда раздвигала границы возможного, а за год до своей преждевременной смерти он стал включать в свои концерты больше джазовых и экспериментальных композиций.

Конкретные объекты целенаправленной практики – предпочтительно вслух – это энергичность и интонация, ясность изложения и даже кульминационные пункты ваших историй.

Брайан Ино, знаменитый основатель эмбиентной музыки, говорит о силе высвобождения идеи, то есть ее озвучивания, чтобы посмотреть на реакцию других людей. Слово «высвобождение» очень подходит для музыкантов, которые слышат разговоры у себя в голове и должны выпустить их на волю, чтобы увидеть, как они обрушиваются на слушателей.

Большинство людей удивляются, что сложнее убеждать тех, кто вас хорошо знает; вероятно, они более критичны и менее снисходительны, чем более широкая аудитория. Если вы выдержите это крещение огнем, целенаправленная практика принесет плоды.

 

Мыслите шире

 

Ключ к совершенствованию ораторского искусства: скука может быть стимулом для творчества! Ближе к концу своей карьеры Джими Хендрикс признавался, что ему наскучил блюз с его узким набором тем – несчастья, алкоголизм и бедность. Это чувство заставило его внести разнообразие в сюжеты песен и музыкальный стиль.

 

 

О практике

Практика – это не то, что вы делаете, когда становитесь мастером. Практика – это то, что делает вас мастером.

Малкольм Гладуэлл

 

 

Черным музыкантам не нравилось, что он слушал самую разную музыку, блестяще исполняя такие энергичные композиции, как Wild Thing группы Troggs и All Along the Watchtower Боба Дилана. Для Джими не было запретных тем – собственная философия, научная фантастика, погружение во «внутренний мир». Не стоит забывать, что пик его карьеры пришелся на эпоху космических полетов, которые стали для многих источником вдохновения. Скука и неугомонный характер подталкивали его к поиску новой техники. Его резкое, рваное исполнение The Star Spangled Banner трудно принять с первого раза: он раздвигал выразительные возможности гитары.

Аналогичным образом при регулярных выступлениях какие-то фрагменты ваших речей могут наскучить. Некоторые истории вы рассказываете слишком часто, примеры пора бы уже обновить, учесть результаты новых исследований. Один из способов поддерживать интерес аудитории – постоянно встряхивать себя, подталкивая к экспериментам.

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 158; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!