Черная Птица (Ваш-инг-га-са-ба) Blackbird (Wash-ing-guh-sah-ba)
Омаха. Самый знаменитый в истории вождь племени омаха. Год рождения неизвестен. В юности был пленен сиу, но сумел бежать. В конце XVIII в. прославился как удачливый военный лидер. В 1798 г. омахи под его предводительством нанесли серьезное поражение киткехахки-пауни: напали на их деревню, сожгли ее и убили ок. 100 чел., потеряв при этом чуть более 10 воинов. Он вел жестокую войну с ото, и только белым торговцам удалось уговорить его заключить с ними мир. Не менее серьезную войну вел он и с канзами. После посещения Сент-Луиса Черная Птица близко сошелся с несколькими белыми торговцами. Он стремился к полной власти в племени и, судя по всему, пользовался для устранения конкурентов тайно купленным у торговцев ядом. После нескольких неожиданных смертей конкурентов и спорщиков соплеменники стали бояться Черную Птицу, считая, что ему помогают духи. Но расправиться получалось не со всеми: младший вождь Маленький Лук, подозревая неладное, ушел со своими людьми и основал другую деревню. Черная Птица доказывал свои сверхъестественные силы и на тропе войны. Однажды во время преследования врагов Черная Птица стрелял в отпечатки копыт их лошадей, говоря, что из-за этого лошади скоро устанут, начнут хромать. Омахи действительно нагнали врагов и убили всех, и еще более уверовали в его возможности. Также в те годы Черной Птице было подконтрольно маленькое племя понков, в обмен на защиту вождя они одаривали его шкурами и т. п. Торговцы тоже платили вождю за благосклонность: по прибытии в деревню омахов торговец сперва давал ему возможность выбрать себе бесплатно все, что он пожелает, а лишь затем мог продавать товары его соплеменникам по любой цене. О деспотичном характере Черной Птицы знали все. Разозлившись на любимую жену, он зарезал ее, а потом, осознав, что наделал, трое суток сидел, накрыв голову одеялом. Умер Черная Птица приблизительно в 1802 г. во время эпидемии оспы, от которой погибло две трети племени. Существует легенда, что вождя похоронили верхом на коне на вершине холма у реки, названного именем вождя. Некоторые исследователи полагают, что это не более, чем легенда.
|
|
Черная Ряса (Черная Сутана) Black Robe
Так индейцы называли христианских миссионеров.
Воин черноногих перед своим типи
Воин черноногих
Черноногие Blackfeet
Конфедерация из 3 родственных алгонкиноязычных племен: сиксики — «Черноногие»; кайны (от «а-кай-на») — «Много вождей», более широко известные как «блады» (от англ. «blood» — «кровь»); пикуни (от «пи-кани») — «Грубо выделанные шкуры», также известные как «пиеганы». Обычно все 3 племени конфедерации обозначались белыми современниками под единым термином «черноногие». Самоназвание «сатойитапикс», или «саоки-тапи-кси» — «Люди прерий», или «нитситапикс» — «Настоящие люди». Согласно преданиям, черноногие еще до появления лошадей вели кочевой образ жизни. Все 3 племени были тесно связаны друг с другом, но каждое являлось независимой единицей, имевшей собственный совет, верховных вождей и свою церемонию Пляски Солнца. Каждое из племен делилось на множество общин, общее количество которых, по данным Гриннела, составляло 45. Название «черноногие» происходит от «сиксинам» — «черный», и «ка» — корень слова «оккатш» — «стопа». Точно неизвестно, откуда оно пошло, но существует две теории: 1. Когда-то люди племени прошли по выгоревшей от огня земле, их мокасины испачкались и почернели; 2. Возможно, имеет отношение к ношению мокасин, выкрашенных в черный цвет, как это было принято у пауни, сихасапа-сиу и некоторых других племен. Б. Бонневиль в начале XIX в. писал: «Эти дикари — наиболее опасные бандиты в горах, и беспощадные враги трапперов». А. Генри в 1810 г.: «Они самые независимые и счастливые люди из всех племен, живущих к востоку от Скалистых гор. Их восхищают война, женщины и бизоны, и всего этого у них предостаточно». Черноногие воевали со всеми окружающими племенами, и до 1880-х гг. мир между ними и каким-либо другим племенем, кроме гровантров (до 1861 г.) и сарси, был скорее исключением, чем правилом. В 1780 г. английская Компания Гудзонова залива построила торговый пост Бакингем-Хауз на р. Саскатчеван, и они получили доступ к огнестрельному оружию. После того как черноногие заимели достаточное количество лошадей и огнестрельного оружия, они выдавили с Равнин в Скалистые горы шошонов, плоскоголовых и кутеней, которые, не имея ружей, не могли противостоять им. В 1806 г. несколько черноногих посетили лагерь экспедиции Льюиса и Кларка, и один из них (пиеган) был убит при попытке украсть лошадей. С тех пор черноногие объявили американцам беспощадную войну. В 1805–1831 гг. между черноногими (и их союзниками гровантрами) и белыми трапперами и мехоторговцами произошло множество столкновений. Дважды за этот период (в 1811 и 1823 гг.) им удавалось полностью освобождать от трапперов территорию совр. шт. Монтана, оставляя горы трупов белых людей. Ненависть к трапперам была столь велика, что в 1834 г. один из вождей сказал индейскому агенту Санфорду: «Если вы пришлете на наши земли торговцев, мы будем защищать их и помогать им. Но для трапперов здесь места не будет никогда». Торговля мехами приносила дельцам огромную прибыль, и в 1821 г. американская Миссурийская меховая компания отправила на земли черноногих партию трапперов, которые добывали меха самостоятельно. Год еще не закончился, а пиеганы, взбешенные тем, что трапперы опустошали их охотничьи угодья, уже перебили большую часть из них. Такая же участь постигала и все последующие группы белых охотников, осмелившихся проникать на контролируемую конфедерацией черноногих территорию. В 1831 г. Джеймс Кипп из Американской меховой компании попытался подружится с черноногими и предложил не посылать на их земли трапперов, а построить для индейцев торговый пост, где бы он покупал их меха. Черноногие согласились, и для них на р. Миссури был построен пост Форт-Пиеган. Прибыль оказалась огромной, но когда торговый сезон закончился, кайны сожгли пост. Согласно записи в дневнике одного из торговцев за 1837 г., ежегодно на землях черноногих индейцы убивали по 40–50 свободных трапперов. Отношения с американскими торговцами постепенно налаживались, пока в 1844 г. один из них не обстрелял из маленькой пушки группу невиновных пиеганов, убив десяток из них и ранив еще нескольких. В 1847 г. основным торговым постом в Монтане стал форт Бентон, построенный А. Калбертсоном — американским торговцем, женатым на дочери вождя кайна. В 1855 г. 26 ведущих вождей подписали с правительством США так называемый «Договор Хромого Быка» о мире с другими племенами и США. В нем приняли участие 59 вождей из восьми племен, но вскоре война с индейскими противниками разгорелась с новой силой. В 1855 г. среди канадских черноногих появился первый миссионер. В 1859 г. иезуиты основали в Монтане миссию среди американских черноногих. В том же году индейский агент Воган организовал первую «ферму», где черноногие могли бы учиться земледелию. Но ни то, ни другое не получило своего продолжения. В 1862 г. земли черноногих заполонили нелегальные старатели, и кровавые схватки между ними и индейцами стали обычным делом. В 1865 г. губернатор Монтаны опасался, что может вспыхнуть настоящая война. Летом 1869 г. в районе форта Бентон участились столкновения между индейцами и белыми. 23 января 1870 г. карательная экспедиция армии США под командованием майора Бэйкера атаковала лагерь невиновных пиеганов, солдаты убили, согласно рапорту, 173 чел. Это событие стало известно как «Резня на р. Мариас». У канадских черноногих серьезных проблем с белыми людьми не возникало. Черноногие еще некоторое время продолжали охотиться на бизонов, но в 1883–1884 гг. бизоны исчезли. Численность: 1790 г. (Маккензи) — ок. 9000 чел.; 1841 г. (Дорси) — 6350; 1874 г. (на терр. США) — 5450; 1997 г. (США и Канада) — 31 186 чел.
|
|
|
|
|
|
Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 184; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!