Основные положения теории массовой межкуль турной коммуникации.



Межкультурная коммуникация — энергично развивающееся и востребованное обществом теоретическое и прикладное научное направление, находящееся на стыке лингвистики, культурологии, коммуникативистики и лингводидактики. Это направление активно разрабатывается во многих странах Англии, Германии, Испании и других странах.

Коммуникацию можно рассматривать как форму деятельности, осуществляемую людьми, которая проявляется в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании и взаимопонимании партнеров. Она характеризует общение как двухстороннюю деятельность людей, предполагающую взаимосвязь между ними, сопереживание и обмен эмоциями. Коммуникация может решать разные задачи: обмен информацией, выражение отношения людей друг к другу, взаимное влияние, сострадание и взаимное понимание. Такая многофункциональность общения позволяет выделить следующие аспекты коммуникации:

информационный, при котором общение рассматривается как вид личностной коммуникации, осуществляющей обмен информацией между коммуникантами;

* интерактивный, где общение анализируется как взаимодействие индивидов в процессе их кооперации;

* гносеологический, когда человек выступает как субъект и объект социокультурного познания;

* аксиологический, предполагающий изучение общения как процесса обмена ценностями;

* нормативный, выявляющий место и роль общения в процессе нормативного регулирования поведения индивидов, а также процесс передачи и закрепления стереотипов поведения;

* семиотический, в котором общение выступает как специфическая знаковая система и как посредник в функционировании различных знаковых систем;

* практический, где процесс общения рассматривается в качестве обмена результатами деятельности, способностями, умениями и навыками.

Вступая в общение, то есть, взаимодействуя друг с другом, люди обычно преследуют конкретные цели. К основным целям коммуникации обычно относятся:

* обмен и передача информации;

* формирование умений и навыков для успешной социокультурной деятельности;

* формирование отношения к себе, к другим людям, к обществу в целом;

* обмен деятельностью, инновационными приемами, средствами, технологиями;

* изменение мотивации поведения;

* обмен эмоциями.

Содержательный характер взаимодействия людей определяется предметом их общения. На основе этого критерия различают такие виды общения, как межличностное, деловое, профессиональное, научное, политическое, информационное, межкультурное и т.д. Соответственно способы взаимодействия зависят непосредственно от целей, которые преследуются при общении, от особенностей его организации, эмоционального настроя партнеров, уровня их культуры.

Выявление перечисленных аспектов коммуникативного акта происходит с помощью как вербальных, так и невербальных средств. Эти средства благодаря своей стратификационной и ситуативной вариативности способны передать не только текст самого сообщения, но и информацию о его отправителе (его социальном статусе, территориальной принадлежности, возрасте, образовании, самооценке). В зависимости от соответствующей комбинации вербальных и невербальных средств, выбранных норм речевого этикета и поведения становится ясно и отношение отправителя к адресату. При этом нужно учитывать, что если вербальную информацию контролировать достаточно легко, то невербальные средства плохо поддаются контролю. Поэтому самая удачно составленная речь, призванная побудить адресата к какому-то нужному для отправителя информации действию, может привести к провалу коммуникации при неудачном использовании или плохом контроле невербальных и паравербальных средств.

Учет национальных стереотипов в практике кон сультирования.

Если коротко, то национальные стереотипы – это упрощенное, эмоционально окрашенное представление одного народа о другом или о самом себе. Несмотря на то, что национальные стереотипы могут содержать зерно истины, они часто основаны на дискриминации и предрассудках и имеют, прямо скажем, негативную природу. Укоренению стереотипов способствует тот факт, что их разделяет большинство людей.

Ученые-психологи считают, что национальные стереотипы возникают и живут в нашем сознании из-за слабости нашего критического мышления. Чтобы жить в этом мире, полном самых разнообразных явлений и людей, человеку требуются определенные упрощения-категории. Поэтому он, вместо того чтобы всесторонне рассмотреть каждого, с кем общается, навешивает на него известный ярлык. Так нам легче и проще.

Кто из нас не улыбался, увидев на экране ТВ в программе «Наша Раша» гастарбайтеров Равшана и Джамшуда? Действительно, когда эти горе-строители заклеивают окна обоями, варят суп из хозяйской кошки и коверкают русский язык, это может быть кому-то даже смешно. Такой вот обидный, по сути, образ строителей-таджиков, да и в целом всех гастарбайтеров, создан на нашем телевидении.

Задолго до Равшана с Джамшудом, еще при советской власти, эталоном недалекого человека у нас был чукча. Кто не слышал анекдотов про этого представителя народов Крайнего Севера?

Да что там чукчи. Давайте вспомним хохлов с их «прижимистостью, хитростью и любовью к салу».

Или грузин, которые «все ходят в кепках-аэродромах, продают зимой мимозу и гвоздики и дают взятку машиной «Волгой» или бараном за поступление сына в столичный вуз».

Прибалты у нас якобы заторможены, белорусы питаются одной бульбой, все цыгане воры, попрошайки и, вообще, детей крадут.

Все молдаване недалекие, потому что с раннего детства пьют виноградное вино.

Больше всего обидных ярлыков досталось, пожалуй, евреям. «Хитрые, жадные, с большими носами, каждый день едят фаршированную рыбу, презирают всех остальных и так и норовят обмануть каждого русского».

Вспомним здесь также представителя закавказских народов – армянина, который, «где прошел, там двум евреям делать нечего».

Ну а титульная нация России – русский народ, что говорят о нем другие. Лень, пьянство и неопрятность – одни из самых обидных и болезненных стереотипов для русских.

Китайский национальный стереотип. Китайский национальный стереотип находится под влиянием конфуцианства, в основе которого лежит образ «благородного человека» которого Учитель наделил 5 главными свойствами: человечность, чувство долга, деликатность, ум (знания), верность.

Японский национальный стереотип. Японский национальный стереотип основывается на вере в коллективизм и стремлении к достижению гармонии.


Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 221; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!