Раннее христианство 2-5вв:догматика,этнический состав,организация,культовая практика.
Во 2-3 веке появляется большое количество образованных людей. Особенной критике христианчкие авторы подвергали дуалистические учения гностиков и манихеев. Постепенно формируются богословские школы.особенно большое значение в становлении и развитии богословия имели Александрийская и Антиохийская школы. Александрийская школа прославилась аллегорическим методом толкования священного писания, привлечением идей и методов из филосовского арсенала. Наиболее видные ее представители – это: приемник Пантена Тит Флавий Климент (Климент Александрийский, 150 – 215 г.г.), Ориген (185 – 253), Афанасий Великий (293 – 373) и Кирилл Иерусалимский (315 – 387). Еще от первых ее основателей александрийская богословская школа утвердилась в том философском богословском направлении, которое в церковном и научно-исследовательском мире получило единодушное название мистико-спекулятивного. Каждый видный представитель этой школы - в зависимости от личных вкусов и дарований, в зависимости от социально-исторических условий и потребностей времени - был неповторимой личностью, не повторял, а развивал своих предшественников. Но мистико-спекулятивных характер их философствования и богословствования оставался идентичным. Антиохийская школа Антиохийская христианская богословская школа возникла несколько раньше аналогичной школы в Александрии. Ее начало христианское предание возносит к самому апостолу Павлу. Здесь христианство с момента своего возникновения нашло себе тихий и благосклонный приют. Авторы новозаветных книг не без гордости отмечает, что именно в Антиохии последователи Иисуса Христа «впервые начали называться христианами» (Деяние, 11:19-30). Есть также предание, что основателем антиохийской богословской школы был пресвитер Дорофей. Достоверно же известно, что одним из первых преподавателей и руководителей школы был знаменитый Лукиан, пресвитер, мученик и святой. Характерной особенностью философской и богословской мысли представителей антиохийской школы был реализм и рационализм, конечно, реализм и рационализм в их богословском преломлении. Борьба школ способствовала развитию христианской догматики.Христианская догматика сложилась под сильным влиянием ближневосточных религиозных учений, иудаизма, манихейства. Оно являлось синтетической философско-религиозной системой, важным компонентом которой являлись античные философские учения. На смену непримиримости христианства со всем, что несло клеймо язычества приходит компромисс между христианским и античным миросозерцанием. В составе первоночальных христианских общин преобладали представители низших слоев общества – рабы,нищие и т.д.с конца 1 века на протяжении 2-3 веков увеличивается число людей сенаторского звания.стремление осмыслить постулаты веры привело к ряду иных течений – это маркионизм,монтанизм,новатианство,и др.предстовители образованных и зажиточных слоев стали занимать руководящии позиции в общинах. Появляется клир – управление от харизматиков. Организация нарождавщейся церкви все больше тяготела к централизации. Существовал культ гения императора. Отказ принести жертву перед статуей императора рассматривался как проявление политической неблаганадежности. Из культа христианства можно назвать крещение, венчание, миропомазание, елеосвящение, священство, исповедь, причащение, молитвы, поклонение кресту, иконам, реликвиям и т.д. Важное место в христианстве занимают праздники.
|
|
|
|
Особенности догматики и организации католической церкви.
Обособление католицизма в христианстве началось в 3-5 вв. в связи с углублением экономических, политических, культурных различий между западными и восточными частями Римской империи, особенно после её раздела на Западную Римскую и Восточную Римскую в 395. Основной причиной разделения общехристианской церкви на западную (римско-католическую) и восточную (восточно-кафолическую, или греко-православную) являлось соперничество между римскими папами и константинопольскими патриархами за главенство в христианском мире. Являясь разновидностью христианской религии, католицизм признаёт её основные догмы и обряды; в то же время он имеет ряд особенностей в вероучении, культе, организации. Организация католической церкви отличается строгой централизацией, монархическим и иерархическим характером. По вероучению католицизма папа римский (римский первосвященник) - видимый глава церкви, преемник апостола Петра, истинный наместник Христа на земле; его власть выше власти Вселенских соборов. Католическая церковь, в отличие от протестантской, источником своего вероучения признаёт не только "священное писание", т. е. Библию, но и "Священное Предание", или традицию. При этом в "Священное Предание" Католицизм включает помимо древней устной традиции, постановлений первых 7 Вселенских соборов (как то делает православие) и решения последующих церковных соборов, папские послания; это способствует возвышению папства, а также позволяет католической церкви более гибко приспосабливаться к меняющимся историческим условиям.В догмате Католицизм о Троице "Святой Дух" исходит не только от Бога-Отца (как в "Символе веры", признаваемом православием), но и от сына.Лишь в Католицизме имеется догмат о чистилище - промежуточном месте между адом и раем. Католическая церковь, как и православная, признаёт семь таинств, но в отправлении их имеются некоторые различия. Культ в католицизме характеризуется особенно пышным театрализованным богослужением, которое должно воздействовать на воображение, чувства верующих. Кроме пения, используется инструментальная музыка (орган), храмы украшены скульптурами и картинами. В католицизме четко выделяются два основных течения: римский католицизм и неримский католицизм.
|
|
Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 201; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!