Подчеркивание “Ужасного” прошлого



Эллис формулирует следующий РЭПК-инсайт: “Вас вывели первоначально из состояния душевного равновесия не ваши ранние детские переживания и ваше прошлое. Это сделали вы” (Ellis, 1988, p. 70). Люди сохраняют эмоциональное беспокойство, выискивая причины в своем прошлом. Сосредоточенность на прошлом мешает людям сосредотачиваться на настоящем, в котором они могут все еще расстраивать себя теми же самыми иррациональными верованиями, которыми они расстраивали себя в прошлом. Люди не могут уничтожить прошлое, но они могут изменять настоящее и будущее. Более того, часто сфокусированность на прошлом ведет к излишнему подчеркиванию не только прошлого относительно настоящего, но также и к излишнему подчеркиванию поведения других людей относительно собственного. Сосредоточение на прошлом может скорее сделать неясной, чем вывести на первый план ответственность людей за их собственные когниции, эмоции и поведение. Эллис (Ellis, 1989) полагает, что многие подходы консультирования, например, психоанализ, действуют в тайном сговоре со склонностью людей избегать иметь дело с настоящим, сосредотачиваясь на прошлом.

Нереалистичные верования относительно изменения

Низкая терпимость людей к фрустрации может быть и причиной, и следствием нереалистичных верований относительно работы по изменению их чувств мыслей и действий при наличии или без профессиональной помощи. Иррациональные верования относительно изменения включают следующее (Ellis, 1987, 1993b):

“Я должен быть способен измениться при небольшом дискомфорте, работе и практике со своей стороны”.

“Изменить то, как я думаю, чувствую и веду себя, не должно быть слишком трудно”.

“Я должен измениться быстро и глубоко”.

“Изменяясь, я не должен иметь никаких неудач”.

“Я не должен быть способен к дальнейшим изменениям, поэтому я буду довольствоваться тем, как функционирую теперь”.

Другие когнитивные факторы

Эллис (Ellis, 1987) перечисляет множество других факторов и процессов, посредством которых люди сохраняют и ухудшают свои иррациональные верования и эмоциональные расстройства.

Невежество. Люди, включая консультантов, могут верить, что для них статистически нормально и здорово быть излишне расстроенным. Они оказываются не в состоянии проводить различие между уместными и неуместными мыслями, чувствами и поведением.

Глупость. Многие люди слишком невежественны, чтобы эффективно работать со своими эмоциональными проблемами. Они не в состоянии достичь достаточного понимания того факта, что они сами вызывают собственные нарушения душевного равновесия.

Невосприимчивость. Без консультирования многие люди с нарушенным душевным равновесием редко обращают внимание на свои иррациональные верования и идеи и на то, как они создают свое расстройство и управляют им. Даже когда им указывают на это при консультировании, многие люди с нарушенным душевным равновесием все же неспособны взять в толк, как они расстраивают самих себя.

Жесткость. Даже признавая свои пагубные иррациональные верования, многие люди твердо придерживаются должнонанистических верований, и их производных, например, нагнетания страха и болезни типа “Я не могу этого выдержать”. Некоторые из таких людей могут быть психотиками или иметь пограничные расстройства личности, в то время как другие являются обыкновенными ригидными мыслителями.

Оборонительность. Люди склонны избегать столкновения лицом к лицу со своими проблемами и необходимости непосредственно иметь с ними дело. Они используют различные методы искажения и отрицания проблем. Например, они могут не желать чувствовать, что являются враждебными, параноидальными или углубленными в себя. Они также могут быть не в состоянии раскрывать поведение, которого стыдятся.

Неисправимый оптимизм и безразличие. Некоторые люди, склонные к чрезвычайной тревоге и страдающие от серьезной болезни, типа болезни сердца или рака, могут справляться с этим, отрицая его серьезность. Иногда такие защитные маневры помогают людям справляться с проблемами. Однако во многих случаях такое мышление может блокировать усилия по достижению физического здоровья и психологического изменения.

Изменение ситуации. Для многих легкий выход состоит в том, чтобы изменить ситуацию, например, получить развод, а не попытаться изменить себя и затем подумать, действительно ли следует изменить ситуацию. На каждого невротика, который действительно пробует фундаментально изменить способ мышления, приходятся, вероятно, десять попыток чувствовать себя лучше, изменяя ситуации, в которых они пагубно ведут себя, а не добиваясь того, чтобы быть лучше. Это соотношение остается истинным независимо от того, проходят люди консультирование или нет.

Другие паллиативные средства. Люди и их потенциальные помощники обращаются ко многим паллиативным средствам, чтобы справиться с эмоциональными нарушениями, вместо того, чтобы добираться до их корней. Многие клиенты и потенциальные клиенты используют методы отвлечения типа прогрессирующей релаксации, биологической обратной связи, медитации и йоги. Некоторые пытаются применять поверхностное позитивное мышление. Многие люди теряют себя в политических, религиозных и мистических культах. Очень обычны вызывающие приятное краткосрочное ощущение средства типа алкоголя и наркотиков. Короче говоря, многие люди с нарушенным душевным равновесием ищут средства низкого уровня и паллиативные, а не более строгие и длительные решения. Кроме того, многие люди либо сопротивляются обращению к консультированию, либо, обратившись к нему, сопротивляются изменению. Эллис подчеркивает, что главной причиной для сопротивления клиента является то, что “большинство клиентов — естественные сопротивляющиеся, которые находят исключительно легким блокировать себя от изменения и считают необычайно трудным сопротивление своему сопротивлению” (Ellis, 1987. pp. 370-1).


Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 166; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!