ТРИ ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОГО АНАЛИЗА
Если попытаться кратко сформулировать метод дифференциального анализа, то можно сказать, что он базируется на трех основных концепциях.
1. Причиной возникновения конфликтов, проблем, разногласий и таких расстройств, как внутреннее беспокойство, страх, агрессия и нарушения сна, а также психосоматических расстройств являются постоянно повторяющиеся конфликтные потенциалы, которые приведены в перечне актуальных способностей. Таким образом, существует возможность изучать конфликты и расстройства с точки зрения их основного содержания. К актуальным способностям относятся следующие психосоциальные категории: пунктуальность, стремление к порядку, аккуратность, послушность, вежливость, честность, верность, справедливость, бережливость,
23
старательность, надежность, точность, а также подражание, терпение, умение ценить время, контактность, сексуальность, доверие, ожидание, вера, религиозность, сомнение, уверенность и целостность.
2. Актуальные способности - это центральные факторы развития личности. Они формируются на основе свойственных каждому человеку качеств в процессе воспитания и затем дифференцируются или тормозятся в своем развитии. В этом смысле можно быть организованным, но не пунктуальным, или организованным, но не терпеливым. Актуальные способности могут стать причиной расстройств, если не выполняются определенные ожидания, относящиеся к актуальным способностям. «Для меня чистоплотность — очень важная черта,— жалуется одна женщина,— если мой муж не вымоется, как надо, у меня нет ни малейшего желания вступать с ним в сексуальный контакт. Тогда я начинаю испытывать к нему глубокое отвращение и не хочу его больше видеть». В то время как для одного человека самое важное — это аккуратность, то для другого — вежливость, а для третьего — честность или стремление к порядку.
|
|
3. В связи с тем, что актуальные способности проявляются под влиянием окружающего мира, их тенденцию выступить в качестве конфликтных потенциалов можно устранить посредством:
а) профилактики в процессе воспитания;
б) самопомощи;
в) психотерапии.
НЕСКОЛЬКО СЛОВ О СОДЕРЖАНИИ КНИГИ
Глава I. В начале главы дано описание теории дифференциального анализа. При этом особое внимание уделяется тенденциям современного воспитания, которые в основных своих чертах могут быть охарактеризованы с помощью таких категорий, как беспомощность и надежда. На примерах конфликтных социальных ситуаций в воспитании и психотерапии разъясняется понятие актуальных способностей как центрального аспекта теории дифференциального анализа. Вводятся понятия основных способностей, способностей к познанию и любви. Актуальные способности обобщаются в типологию, удобную для практического применения.
|
|
24
Глава II.
После объяснения понятия «актуальные способности» предпринимается попытка показать их значение и развитие. Особую роль здесь играют примеры из психотерапевтической практики. Первичные способности представляются читателю в виде цепочке развития. Вторичные способности, поскольку они соотносятся с практикой, представляются на примерах конфликтов как реальные и заданные реакции. Примеры реальных и заданных реакций взяты из психотерапевтической практики. Заданная реакция — это не предписание, не рецепт и не универсальное средство, а альтернатива, которая для пациента в его особой ситуации могла бы стать наиболее подходящей. Читатель может сам ввести понятия реального и заданного значения в «контрольную ситуацию», руководствуясь своими собственными проблемами.
Глава III. На основе многочисленных примеров описаны 22 наиболее типичные неправильные установки. Большинство внутриличностных и межличностных конфликтов возникают на основе подобных установок. На них же продемонстрировано значение актуальных способностей, хотя об этом не всегда говорится явно. Все перечисленные в этой главе неправильные установки подразделяются следующим образом: общие установки, установки в воспитании, в межличностных отношениях, в сексуальных отношениях, а также установки, касающиеся религии и смерти.
|
|
Глава IV. Рассмотрены возможности применения дифференциального анализа в воспитании и самопомощи. При этом самопомощь не должна заменять психотерапию, осуществляемую специалистом. Самопомощь учит справляться с теми конфликтами и проблемами, с которыми человек сталкивается ежедневно. Самопомощь, основанная на дифференциальном анализе, подразделяется на пять ступеней: наблюдение, дистанцирование, инвентаризация, ситуативное одобрение, вербализация и расширение цели. Эти пять ступеней подробно описываются на примерах. Особое внимание уделяется возможностям групповой психотерапии: семейной, родительской и партнерской. И наконец рассказывается о дифференциально-аналитической психотерапии, которая была использована в таких важных случаях, как расстройства поведения у детей и сексуальные расстройства. В конце книги, после списка литературы, объяснены психологические, социологические и медицинские термины с точки зрения дифференциального анализа.
|
|
Отдельные места книги, особенно восточные притчи и раздел о реальных и желательных реакциях, вполне могут заинтересовать детей.
25
Автор этой книги не мог, да и не стремился к тому, чтобы решить все проблемы и дать запатентованные рецепты. Он попытался разъяснить читателю отдельные, можно сказать, классические обстоятельства и проблемы, обострить его восприятие и показать возможности дифференцирования. Таким образом, книгу надо рассматривать не как четкое руководство к действию, а как изложение методики, находящейся в процессе непрерывного развития.
ПСИХОТЕРАПИЯ СЕГОДНЯ
В настоящее время от 60 до 80 % всех заболеваний обусловлены психически или, по крайней мере, связаны с психикой.
В ФРГ каждый день оформляется примерно 200 разводов. Количество людей, больных алкоголизмом, постоянно растет. Примерно 40 % мужчин и 70 % женщин выпадают из трудового процесса по причине ранней инвалидности. На 9 миллионов потенциальных пациентов приходится примерно 500 практикующих врачей-психотерапевтов, тогда как, по предварительным подсчетам, нужны примерно 20 000 психотерапевтов.
Для того чтобы получить психотерапевтическое лечение, пациент должен ждать примерно 1-2 года, я примерно 6 лет нужно пациенту с психосоматическими расстройствами, чтобы попасть — если он вообще попадет — к компетентному врачу.
Почему так происходит
Потому что лечат симптом, а не человека.
Потому что занимаются формой конфликтов, а не их содержанием.
Потому что психотерапевт и пациент говорят на разных языках.
Потому что сами психотерапевты крайне редко понимают друг друга.
Что можно сделать
Вывести психотерапию из башни из слоновой кости и освободить ее от дурной репутации науки, окутанной тайной.
Использовать все потенциальные возможности, которые таит в себе самопомощь.
26
Работать с конфликтами не только абстрактно, но и конкретно, исходя из того, что представляет собой каждый отдельный конфликт.
Основные цели этой книги
Помочь человеку, не имеющему психотерапевтической подготовки (книга предназначена для широкого круга читателей).
Дать полезную информацию практикующим врачам и психологам.
Познакомить психиатров и психотерапевтов с новой теорией и новыми психотерапевтическими методами.
Дать терапевту возможность обращаться к пациенту на понятном языке, а также дать пациенту почувствовать, что врач понимает все его проблемы. Метод дифференциального анализа предоставляет всем людям равные условия в области психотерапии.
Чем скорее мы поймем, что психические и психосоматические расстройства содержательно связаны с актуальными способностями, то есть с психосоциально значимыми категория, тем в большей степени дифференциальный анализ будет использоваться как теоретиками, так и практиками психотерапии.
Мысли о воспитании
ТЕНЬ НА СОЛНЕЧНЫХ ЧАСАХ
(восточная притча)
Однажды на Востоке один король захотел доставить радость своим подданным и привез из путешествия солнечные часы. Его подарок изменил жизнь людей в королевстве. Они начали различать время и планировать свой день. Они стали пунктуальнее, организованнее, надежнее и старательнее, в результате чего обрели богатство и здоровье. Когда король умер, подданные стали думать, как им отдать должное его заслугам. И поскольку солнечные часы были символом любви короля к своим подданным и причиной их благоденствия, они решили построить вокруг солнечных часов великолепный храм с золотым куполом. Однако когда храм был готов и купол возвысился над часами, солнечные лучи перестали попадать на них. Тень, которая показывала время, исчезла, и часы перестали служить людям. Изменились и люди:
одни перестали быть пунктуальными, другие — надежными, третьи утратили свою организованность и старательность. Каждый пошел своим путем. Королевство распалось.
Притчу о солнечных часах и затемняющем их великолепном храме можно довольно удачно перенести на ситуацию с воспитанием. Каждый человек располагает определенным количеством способностей, которые он в процессе своего взросления и своего противоборства с окружающим миром продолжает развивать. Родители (поначалу наиболее важные для ребенка персоны окружающего мира), а затем и другие люди, влияющие на его воспитание, могут ускорять или задерживать развитие способностей, которые в начале жизни ребенка еще являются неразвитыми и поддающимися формированию. К сожалению, чаще всего происходит за
29
держка развития способностей, как в нашей притче о солнечных часах. Для того чтобы из ребенка сформировать человека по своему образу и подобию, воспитатель выдвигает на передний план определенные социально желательные качества. В этой связи одни способности ребенка хотя и развиваются и дифференцируются, но им уделяется чрезмерно большое внимание, другие же, напротив, подавляются и перестают действовать, как чудесные солнечные часы в построенном для них великолепном храме.
ВОСПИТАНИЕ И ПЕРЕВОСПИТАНИЕ
Некоторым читателям может не понравиться то, что мы рассматриваем проблемы воспитания в одной плоскости с проблемами партнерства, брака и межличностных отношений. Когда мы стали думать о том, допустимо ли вообще подобное сопоставление, мы пришли к признанию неизбежной необходимости отказаться от узкого взгляда на воспитание только как на процесс влияния родителей на ребенка. Во всех формах взаимного влияния людей друг на друга, а также в процессе формирования установок, ожиданий и устранения конфликтов мы снова и снова обнаруживали основные принципы воспитания: не только родители воспитывают детей, но и формы поведения детей оказывают воспитательное воздействие в противоположном направлении. Поведение родителей было в свое время сформировано их собственным воспитанием. Сходную картину мы наблюдаем и в партнерских отношениях. Стойкий интерес друг к другу, общие цели и, в любом случае, эмоции характеризуют партнерство вообще, которым в этой трактовке являются и отношения родителей и ребенка. Симпатия или неприязнь, которые формируются в результате партнерства, зависят не только от разумности решений или обоснованности установок: весь опыт, который человек накопил с начала своего существования и который он отчасти позаимствовал из культурных традиций, накладывает отпечаток на его ощущения, чувства, установки, ожидания и мысли.
Так как каждый из нас связан со своей собственной «сферой воспитания», то очень часто ожидания, направленные на другого человека, не сбываются и люди, как бы говоря на разных языках, в конце концов начинают ненавидеть друг друга. Если эти выводы о партнерстве перенести на всю сферу социальных отношений, куда относятся также взаимоотношения групп, народов, наций и культур, то можно было бы взять на себя смелость и разработать
30
общественную теорию, которая наряду с экономическими проблемами выдвигала бы на первый план и трудности взаимодействия.
. Конфликты не возникают, как гром среди ясного неба, у них своя собственная история. Пытаясь их предотвратить, мы с надеждой обращаем свой взгляд на перевоспитание и пытаемся устранить готовность к конфликтам путем «довоспитания». Институтами, которые отвечают за перевоспитание, являются как психотерапевтическая, так и консультационная помощь. Однако эти институты могут выполнять свою задачу лишь в том случае, если не ограничиваются только отношениями между психотерапевтом и пациентом. Для того чтобы перевоспитание было наиболее эффективным, необходимо участие самих пациентов в этом процессе.
Таким образом, воспитание и перевоспитание не ограничиваются только воспитанием детей, а касаются общих вопросов жизни человека в социуме. Перечислим лишь некоторые из этих вопросов.
Каким образом я научился ненавидеть?
Как получилось, что я терпеть не могу именно этого человека?
Почему именно эта черта характера моего мужа (моей жены) заставляет меня лезть на стенку?
Почему этот поступок моего мужа (моей жены) так разозлил меня, в то время как тот же поступок другого человека меня не задевает?
Почему мой ребенок довел меня до бешенства?
Мы подробно обсудим вопросы, которые касаются каждого человека, поговорим о причинах, проверим различные гипотезы и попытаемся найти приемлемые решения.
В заключение приведем известную восточную мудрость:
Если ты дашь кому-нибудь рыбу, Он поест только один раз. Но если ты научишь его ловить рыбу, Он будет сыт всегда.
НЕУВЕРЕННОСТЬ И НАДЕЖДА
Воспитание — это процесс выяснения разногласий, который охватывает различные уровни общения и множество участников. На переднем плане стоят, несомненно, взаимоотношения между родителями и ребенком, которые зависят от выяснения разногласий между родителями относительно их представлений о воспитании; от отношений родителей друг с другом и с обществом; от влияния социальных учреждений. Воспитание — это дело не толь-
31
ко родителей, но всех людей, которые тем или иным образом участвуют в коммуникации и оказывают длительное воздействие.
Вместе с общественными изменениями идет изменение привычных стилей и содержания воспитательного процесса. Возможности и направления развития человека в наше время значительно расширились. Но ситуация большего количества возможностей все чаще превращается в ситуацию все большей неуверенности родителей, учителей и воспитателей. Родители ведут себя по-разному: одни действуют осмотрительно, другие все время колеблются, третьи из чувства протеста проявляют провокационную самоуверенность.
«Когда я вечером прихожу домой,— рассказывает один отец,— дети уже в постели. Если они сразу же не засыпают и мешают мне, я даю им шлепок по заду, и тогда наступает тишина. Моя жена наконец признала, насколько хорош этот старый метод».
«Я не бью своих детей,— делится своим опытом другой,— этого больше нельзя делать. Мы ведь современные люди. Я купил своим детям собаку, с которой они играют по вечерам. Им с ней очень весело, и они берут ее с собой в спальню. Они так заняты собакой, что мы целый вечер свободны от них. В конце концов, я ведь имею право спокойно отдыхать, если целый день занят на работе».
Термины «авторитарный», «разрешающий» и «антиавторитарный», относящиеся к различным стилям воспитания, не исключают того, что каждый человек имеет свои собственные, особенные методы воспитания, которые к тому же обусловлены конкретной ситуацией. Мы имеем дело с плюрализмом стилей воспитания. Таким образом, недостатка в методах воспитания нет, однако существует недостаточно критериев для оценки уместности метода в той или иной ситуации.
Проблемы неуверенности, беспомощности и надежды, с которыми часто сталкиваются воспитатели, носят общий характер. Это заставляет нас рассматривать проблему воспитания в контексте ситуации конкретного человека, ситуации конкретного общества и ситуации всего человечества.
Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 185; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!