Слияние традиций курганной и кукутенской культур: комплекс Усатово к северо-западу от Черного моря



Курганы в этих местах обычно тянутся вдоль рек по высокому гребню возвышенностей. Самые при­мечательные - усатовский комплекс вблизи Одес­сы59 и Тудорово в Молдавии60. В одном кургане усатовской культуры обнаружены циста из одина­ковых ортостатов, входной коридор, а над централь­ным захоронением — куполообразная: насыпь; рядом с ним полукругом стояли стелы с резьбой и релье­фами, имелось внешнее и внутреннее каменное кольцо. Самые богатые гробницы принадлежали предводителю племени и его спутнице (обычай сати) меж тем как остальные взрослые и детские захоронения заметноскромнее Рядом с усатовским поселением и курганами расположен грунтовый могильник того же времени принадлежавший ме-

стным нОСиТЕлЯМ кукутенсKOH куJIbTурbT" он СОСТО-

ит из обычных расположенных рядами и ничем не отмеченных ямных захоронений

У носителей кукутенской и курганной культур раз­личались не только погребальные обычаи, но и по­селения. Жилища кукутенской культуры стояли на просторных речных террасах, а полуземлянки курган­ной — на отрогах, дюнах и обрывистых возвышенно­стях вдоль рек. Так, в Городище на берегу реки Тете­рев (Западная Украина) дома были небольшие - око­ло 5 м в длину, — с круглыми очагами посерединее61 близкие аналоги им можно видеть в бассейне Ниж­него Днепра.

Датировки усатовского комплекса, полученные в результате радиоуглеродного анализа древесного угля и останков животных из Усатово и Маяков, представ­лены в Табл. 26. С определенной корректировкой, они относятся к XXXIV—XXIX вв. до н. э.

Культуры курганного типа Центральной и Воаочной Европы : культурные группы баден - вучедол и эзерская

Второй наплыв курганной культуры шел в южном направлении, от северопонтийских областей - к Нижнему Дунаю и далее. Радиоуглеродные датиров­ки второй фазы холма с городищем в Чернаводэ (До-бруджа) дают приблизительно 3400-3200 гг. дон. э.62 К этому времени вдоль Дуная, в долине реки Мари-цы (Болгария) и к северу от Эгейского моря уже воз­никла сеть акрополей, признак распространения сильной власти. Преобразование теллей в укреплен­ные городища лучше всего можно проследить на при­мере недавно раскопанных поселений Эзеро (Цен­тральная Болгария)63 и Ситагрой в долине Драмы (греческая Македония)64. Их радиоуглеродные дати­ровки приведены в Табл. 27 и 28.


410


Гимбутас М. Цивилизацяя Великой Богиш


 


Многие карановские телли в долинах Нижнего Дуная, Марицы и Македонии свидетельствуют о том, что жившее здесь туземное население было потрево­жено, поскольку поверх них были выстроены крепост­ные укрепления (это относится к поселениям Эзеро, Ситагрой IV, Караново VII, Нова-Загора, Веселино-во и Биково). В других местах правящий класс изби­рал для своих резиденций крутые берега рек и труд­нодоступные возвышенности.

Культурный сдвиг такого рода заметен не только в бассейне Дуная, но и в западных областях, вплоть до альпийских долин Италии и Швейцарии и бассей­на реки По (культурная группа ремеделло), где на крутых возвышенностях также встречаются городи­ща (к примеру, Колумаре к северу от Вероны)65. Это изменение общественной структуры сопровождалось изменением религии. В альпийских долинах начало эры новых религиозных идей ознаменовано стелами с вырезанными на них символами, чуждыми тузем­ным культурам кортайо и лагоцца. К ним мы еще вер­немся в конце главы.

Слияние древнеевропейской и курганной культур

Насколько можно судить, на протяжении IV тыс. до н. э. новый режим успешно покончил с остатками прежней организации общества или в корне их из­менил. Вся власть и культурное бытие были сконцен­трированы в городищах, в то время как окрестные земли давали пропитание скотоводам или — в зави­симости от природных условий и количества остат­ков туземного населения — земледельцам. Поселения отличались малыми размерами, дома были полузем­лянками. Эта система хозяйства очевидным образом представляла результат смешения традиций древне-европейской и курганной культур. В ряде мест, к при­меру, в Центральной Болгарии, по-прежнему продол­жали выращивать эммер, ячмень, вику и горох, воз­можно это следует отнести за счет деятельности остатков местного населения. На других территори­ях возобладали сезонные стоянки скотоводов.

Новая металлургия, изначально связанная с око-лопонтийским регионом, теперь стала общим достоя­нием всей Восточной и Центральной Европы, при­чем на первом месте стояло производство кинжалов, проушных топоров, плоских топоров из мышьякови­стой бронзы; в городищах были обнаружены мастер­ские для работ по металлу (включавшие двустворча­тые литейные формы)66. Однако в керамических из­делиях по-прежнему ощущались древнеевропейские традиции: судя по всему, антропоморфные, зооморф­ные и орнитоморфные сосуды прекрасной работы были изготовлены уцелевшими древнеевропейскими мастерами. Эти великолепные артефакты обычно находят в городищах и в богатых гробницах под боль­шими курганами (ср. сосуды изТарнавы, рис. 10-11)


хотя в обычных поселениях и могилах их уже не бы­вает. Эта ситуация, по всей видимости, похожа на положение вещей в микенской Греции, когда уцелев­шие минойские мастера продолжали изготавливать из глины, золота и камня истинные шедевры для сво­их новых властителей. Древнеевропейская символи­ка практически исчезла с самых ходовых артефактов, а ее место занял вездесущий солярный орнамент.

К концу IV тыс. до н. э. остались лишь изолиро­ванные островки древнеевропейских традиций. Та­ков комплекс коцофени дунайской долины Ожении, Западной Мунтении, Южного Баната и Трансиль-вании67 (Табл. 29). Носители этой культуры были оседлыми земледельцами, которые жили в крепкш домах, использовали медные орудия и по-прежнему производили красную керамику с узорным лощени­ем и белой росписью. Большое количество сосудовв форме птиц говорит о том, что здесь продолжали по­клоняться Богине-птице.


Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 148; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!