Месторождение обсидиана в Сардинии
Своим процветанием Сардиния была обязана обсидиану. Обсидиановые орудия находят на обоих островах начиная с самых ранних неолитических поселений и вплоть до позднейших эпох. Обсидиан был основным товаром при торговле с Южной Францией, Лигурией, Альпийской областью и даже с расположенной по другую сторону Адриатики Боснией. Его основное месторождение — гора Монте-Арчи неподалеку от Ористано (западная часть Центральной Сардинии). Более тридцати лет назад она была исследована Пукседду, который обнаружил на ее склонах 4 карьера, 10 пунктов сбора, ряд мастерских и около 162 участков с обсидиановыми орудиями и нуклеусами21. На Монте-Арчи добывали как полупрозрачный (тип А), так и матовый (тип В) обсидиан. Полупрозрачный обсидиан был в ходу в период раннего неолита, затем его количество на ост-ровах стало постепенно уменьшаться и на смену ему пришла матовая разновидность. ,
Хронология и культурная последовательность
Для этих островов характерна непрерывная культурная традиция, в которой можно выделить периоды раннего, среднего и позднего неолита. Ключом к ее хронологии является стратифицированный и обладающий радиоуглеродными датировками скальный навес Фильестру, раскопки которого в 1980 г. осуществил Дэвид Трамп. Там оказалось шесть последовательных культурных напластований, приблизительно от 6000 до 3000 г. до н.э. В другой пещере долины
|
|
*
182 182 |
Гимбутас М. Цивилизация Великой Бот
|
Рис. 5-10 Рис. 5-10 |
|
Рис. 5-11 |
. /v\
Рис. 5-10 Сардинские сосуды раннего неолита. (1) Шаровидный сосуд с оттисками раковин по краю и изображением лика Богини-птицы на каждой ручке. Гротта-Верде-де-Аль-геро, Северо-Западная Сардиния, ок. 6000 г. до н.э.; высота 24,5 см. (2) Округлые сосуды без украшений с перфорированными ушками; скальный навес Фильестру (вторая неолитическая страта). Масштаб 1:3.
Рис. 5-11 Средненеолитический (бону-игину) сосуд и ук-рашения ручек. (1) Змеиные головы с длинны* ртом, рельефно изображенные на верхней чаш ручки, пещера Фильестру; (2) сосуд с узором из треугольников и рогов, с зооморфными ручками. Центральный мотив - точечное изображен»! букрании или вульвы и бычьих рогов - типичный регенерационный символ. ГроттаРРифр-жио-ди-Ольена. Масштаб приблизительно 1:1
hum V. Неолитические культуры Адриатики и Центрального Средиземноморья
183
Рис. 5-12
Рис. 5-12
Сардинская статуэтка сидящей обнаженной из алебастра: тучная фигура, руки сложены на груди, и голове прическа. Средний неолит, культура бону-игину, Су-Кунджау-де-Марку (Дечи-мопугцу), Кальяри, Сардиния. Середина V тыс. до н.э.; высота 111,5 см.
|
|
184
Гимбутас М. Цивилизация Великой Бот
Рис. 5-13 |
Бону-Игину у Са-Укка-де-Су-Тинтирриолу, также раскопанной Трампом, были найдены стратифицированные отложения среднего (бону-игину) и позднего (оциери) неолита22. Слой импрессо и следующий за ним слой фильестру, во многом продолжающий его традиции, расцениваются как ранний неолит: этот период охватывает VI тыс. до н.э. (рис. 5-10; Табл. 17, Сардиния).
В середине V тыс. до н.э. (средний неолит) пещеры перестали служить постоянным прибежищем для людей, появились поселки. Наличие обугленных зерен ячменя и пшеницы свидетельствует о том, что усиливается роль земледелия. По сравнению с изделиями раннего неолита, керамика бону-игину лучше вылощена и имеет более разнообразные формы. В придачу к округлым разновидностям появляются сосуды и чаши со сложными, порой зооморфными ручками, напоминающие фантастический стиль серра-д'альто. Орнамент выдавлен, нанесен пунктиром или вырезан, а среди мотивов присутствуют такие символические изображения, как рога, вульва, и разные «мифологические» персонажи (рис. 5-11).
Отличительная особенность этого периода - печи или скальные гробницы овальной формы. Перед покойником обычно помещали выполненные в особом сардинском стиле столбообразные статуэтки из алебастра, мыльного камня или из глины, которые отличались поразительной гармоничностью и были распространены по всей Сардинии (рис. 5-12). Их высота колеблется от 10 до 20 см. Среди погребального инвентаря также была найдена статуэтка, которая безусловно выполнена в стиле бону-игину, но держит на руках ребенка (к сожалению, точное место ее обнаружения неизвестно). К тому же периоду (но уже безотносительно к могилам) восходят крупные каменные скульптуры с лицами или масками Богини-птицы, т.е. с большими носами, бровями и без рта (рис. 5-13).
|
|
Поздненеолитический период оциери конца V - начала IV тыс. до н.э. — эпоха бурного культурного развития (Табл. 17, оциери). Первые поселения культуры оциери были обнаружены еще в XIX (Гротто-ди-Бартоломео в окрестностях Кальяри в 1878 г.) - начале XX в. Знаменитый подземный некрополь в Ангелу-Рую у города Альгеро был раскопан в 1904-1908 гг., а Гротта-ди-Сан-Микеле в Оциери (центральная часть Северо-Западной Сардинии), давший имя культуре этого периода, был открыт в 1914 г.23 По сравнению со средним неолитом, поселений культуры оциери почти втрое больше, что свидетельствует о быстром росте численности населения; об этом же говорит значительная концентрация поселений и могил в окрестностях Кальяри, в юго-западной части острова, в Ористано и Сасса-ри. Ранее таких крупных поселений не было. В Сан-Джеми-лиану-ди-Сесту (14 км к северу от Кальяри) при проведении спасательных работ было обнаружено более 80 углубленных площадок овальной или прямоугольной формы, длиной приблизительно 8-10 м, которые были разбросаны по аллювиальной теDDace размером 220 на 200 м24 Это крупное поселение датируется периодом оциери и более поздним временем К сожалению не известно каковы были его размеры в ту или иную конкретную эпоху. ,
|
|
Для культуры оциери характерно необычайное разнообразие форм керамики: здесь есть амфоры, горшки, корзинки, чаши, блюда, подставки для кувшинов, треножники, подставки на четырех ножках, сосуды с протомами в виде животных.
Рис. 5-13 Каменная скульптура! маской Богинипптвд (длинный нос, бощ отсутствие рта) и пол-сой зигзагов вокруггор-ла. Средний неощ культура бону-ипщ Са-Мандара, Кллми Середина V тыс.
1
!жа V. Неолитические ккльтуры ААриатики и Центрального Средиземноморья
185
Рис. 5-14
Рис. 5-14
Поззденнелитические сосуды оциери, богато декорриованные снаружи и внутри, ок. 4000 г. юн.э. (1)Куккури-Ар-риус, (2) Паули-Фену-Риола, (3) Конка-Илло-кнс, (4) Гротта-ди-са-Ука-де-Су-Тинтиррио-яу-ди-Мара, (5) Пуисте-рис, Центральная Сар-диния.
186
Гимбутас М. Цившшзация Великой Бог
Рис. 5-15
Рис. 5-15 «Мифологические» сюжеты и ритуальные сцены, выгравированные на сосудах культуры оцие-ри. (1) Изображение двух фигур с солнечными дисками вместо голов и заштрихованными квадратами в качестве тел. Серра-Ис-Араус, Сан-Веро-Милис. Найден в подземной гробнице. (2) Сцена, представляющая ритуальный танец. Пять держащихся за руки девушек с силуэтами в виде «песочных часов» выгравированы на внутренней стороне блюда. Святилище Монте-д'Ак-кодди Сассари Ок 4000 г. дон э Масштаб при-близительно 1:.3. -
Рис.5-16
Рис. 5-16
Мраморная скульптура из Сенорби, к северу от Калы ри, Сардиния. Условное изображение Богини смертии возрождения со сложенными на груди руками. Над грудью вырезан знак «V». На ее лице обозначен лишь нос (или клюв). Культура оциери, приблизительная датировка — ок. 4000 г. до н. э.; высота 42, 2 см.
Рис. 5-17 |
й
Р |
J
О
Рис. 5-17 Мраморные статуэтки типа «порто-фррро», представляющие Богиню смерти и возрождения. Начало IV тыс. до н.э., найдены в подземной гробнице. (1)Пор-то-Ферро; высота 30 см; (2) святилище Монте-д'Аккодди,Сас-сари, Северная Сардиния; высота 23 см.
faim а. Неолитические культуры ыдриатики и Центрального оредСремноморья
187
Рис. 5-18
Рис. 5-18 План некрополя Ангелу-Рую из подземных гробниц. Альгеро, Северо-Западная Сардиния. Период оциери. Ок. 4000 г. до н.э. |
Узоры на них оттискивали или вырезали, причем репертуар используемых символов весьма богат: «глаз-ковый мотив», солнце, бараньи рога, змеи, шевроны и треугольники, а также ритуальные сцены (рис. 5-14,5-15). Изобразительные рисунки на сосудах культуры оциери являются ценным материалом для реконструкции религиозных обрядов: этим они схожи спозднекукутенским изобразительным искусством того же периода.
В могилах культуры оциери археологи находят знаменитые мраморные и алебастровые изображения Белой Богини смерти, у которой конусообразная нижняя половина тела, а руки сложены на груди так, что верхняя часть туловища приобретает очертания прямоугольника (рис. 5-16, 5-17). Лицо представлено схематично: либо на нем обозначен только нос, либо его вообще заменяет круглая маска. В старой исследовательской литературе существовало мнение, то эти выполненные в условной манере обнажен-
ные скульптуры в начале или в середине Штыс. до н. э. были заимствованы с Кикладских островов или возникли под воздействием их искусства. Однако они появились на Сардинии более чем на тысячу лет ранее, нежели на Кикладах, и, по-видимому, были местного происхождения. Изображения Белой Богини смерти имеют корни в местных традициях всех регионов, поэтому за их конкретными формами может стоять собственная логика стилистического развития.
Самое примечательное творение культуры оциери — подземные гробницы, которые местные жители называют DomusdeJanas , «ведьмовскими домами»: в Северной Сардинии их насчитываются сотни (рис. 5-18). Наиболее простые состоят из одной овальной (яйцевидной) комнаты, другие представляют собой сложные комплексы из нескольких залов и комнат (рис. 5-19). Их кровли поддерживают колонны, а над входами нередко имеются рельефные изображения
188
Гимбутас М. Цивилизацяя Великой
Бона
Рис. 5-19
Рис. 5-19 Общие планы и реконструа многокамерных гробниц Северно! Сардинии. (1)Сан-Андреа-Прщ Бонорва; (2) М.Петрузу-Плоил; (3-5) Коронедду, Боза. Перод оциери. Ок. 4000 г. до н.э.
|
бычьих голов или рогов (см. рис. 7-109). Для окраски внутренних и внешних стен и потолков использовалась красная, пурпурная и желтая охра; изнутри стены были украшены символами возрождения — вуль-вами, букраниями, тройными вульвами, «песочными часами» (два треугольника), бараньими рогами и рисунками «ока». Эти сложные подземные постройки были не просто могилами, но, как точно сформулировал в 1981 г. Э.Атцени25, храмовыми гробницами (т.е. они почитались священными, как и сами храмы). Мы еще вернемся к ним в конце главы VII в разделе, посвященном погребениям.
Мальта
Мальтийский архипелаг, куда входят два Kpvnmn острова Мальта и Гоцо и три островка Комино, Ко-минотто и Филфла, расположен приблизительное 80 км к югу от Сицилии (рис. 5-20). В ясные днис Мальты можно видеть берега Сицилии, поэтому очевидным образом для опытных мореплавателей-носителей культуры керамики импрессо освоение этш земель не представляло ни малейшей трудности. Первые земледельцы обосновались на Мальте в VI тыс до н.э. в эпоху зрелой керамики импрессо, т.е. примерно тогда же, когда они появились на Сицилии,
. .нас а. Неолитические культуры ыдриатики и Центрального оредиземноморья
189
Они вели смешанное хозяйство, разводили овец, коз, рупный рогатый скот и свиней, выращивали пше-нщ. ячмень и чечевицу. 8000 лет назад эти острова 1С были столь бесплодными, как в наши дни, поэто-му земледелие было возможно. Первопоселенцев ривлекло большое количество легко обрабатываемо камня, в особенности кораллового и мягкого звестняка globigerina . Использование долговечного к птня сыграло главную и решающую роль в форми-мвании мальтийской культуры, славной своими монуменнтльными храмами, выстроенными без применения металлических инструментов. Каменная архитектура Мальты поражает исследователей на протяжении уже нескольких столетий.
Открытие
Всего известно 43 храма, 9 на Гоцо и 34 на Мальте: все они выстроены из необтесанных глыб кораллового и ракушечного известняка весом до 30 тонн, среди которых попадаются отшлифованные плиты и ортостаты*. Часть этих удивительных памятников была известна уже в XVII в., однако никто тогда не мог сказать, что это такое. Даже в XIX в. их значимость оставалась далеко не очевидной. Гжантийя, первый храм, раскопки которого были осуществлены в 1827 г., был представлен в Париже К.Маццара как «допотопный храм титанов». Когда же в 1839 и
1840 гг. были раскопаны еще два храма, Хагар-Ким и Мнайдра, то их сочли финикийскими постройками.
Только в 1901 г. с появлением работы Альберта Майра «Доисторические памятники Мальты» (Albert Mayr «Die vorgeschichtlichen Denkmäler von Malta»), краткая версия которой вышла по-английски в 1908 г., мальтийские храмы были впервые признаны сооружениями доисторической эпохи. Их более профессиональное изучение началось благодаря Феми-стоклу Заммиту, директору мальтийского музея, под руководством которого в 1911 г. были закончены и обнародованы раскопки знаменитого гипогея Халь-Сафлиени, случайно обнаруженного еще в 1902 г. В 1914-1919 гг. Заммит провел раскопки Тарксиен-ны самого большого и богатого из мальтийских храмов. Эти важные раскопки были в 1920-х гг. продолжены Заммитом, британским археологом М.Мюрреем и некоторыми другими.
Первое общее описание доисторических культур Мальты было в 1959 г. предложено Дж.Д.Эвансом26, и ему же принадлежит их подробный обзор, вышедший в 1971 г.27 Самым значительным открытием послевоенного периода стали обнаруженные Д.Трампом храм и поселение в Скорбе28. Одновременно с этими раскопками была осуществлена радиоуглеродная датировка некоторых материалов из Скорбы и из других мест что позволило пересмотреть давнюю и весьма запутанную проблему хронологии этих памятников.
Хронология мальтийской культуры
Уточненные датировки | Этапы | Памятники |
ок. 2500 до н. э. | тарксиеннский могильник | Тарксиеннский могильник |
ок. 3000 до н. э. | тарксиенна | храмы: Тарксиенна, Борг-ин-Надур, Хагар-Ким, Мнайдра Южн., гигюгей Халь-Сафлиени |
ок. 3500 до н.э. | гжантийя | храмы: Гжантийя, Мнайдра Вост., Скорба Зап., Корбин, Бугибба, Санта-Верна, гипогей Халь-Сафлиени |
ок. 4000 до н.э. | мгарр цеббуг | гробницы Ксемксийя и Цеббуг |
ок. 4500 до н.э. | скорба | красный храм в Скорбе, серое поселение в Скорбе |
ок. 5000 до н.э. | гар-далам | пещерное святилище Гар-Далам |
ок. 6000 до н. э. | керамика импрессо |
¥
Вертикально стоящие большие камни или плиты.
190
Гимбутас М. Цивилизация Великой Боящ
Рис. 5-20 | ||||
Еанта-Ве|жЯ1 | ||||
Гжантийя ^^И | ||||
тл о. Гоио | ШИОПО | V<>«—""S. Бугабба | ||
1 г | ||||
Л Таль-Кади "■ | ||||
' в • Та-Хаграт (Мгарр) | ||||
Скорба | ||||
Халь-Сафлиени •'• Корбин ^^| | ||||
^^ гробницы Цеббуг • | •ТарксиеннаС | * Мальта | ||
^Ч_^ Хагар-Ким | Гар-Далам^к г | |||
^^>к* | ||||
Мллйдра ^*" | —"^ Борг- | «H-HW | ||
О о. Филфлл | ||||
Рис. 5-20 Карта Мальты и о. Го:
Рис. 5-21 Скальные гробницы почковидной формы. Ксем ксийя, Мальта. Плат поперечный разрез. КонецУтыс. до н.э.
Рис. 5-21
baa У. Неолитические еультуры Адриатики и иентрального Средиземноморья
191
Хронология
В настоящее время принята семичастная классификация неолитических пещер, гробниц и храмов Мальты VI-III тыс. до н.э. Мальтийские храмы датируются V, IV и началом III тыс. до н.э. Хронологическую последовательность культур см. в приведенной выше таблице, а радиоуглеродные данные — в Табл. 17 (правая колонка).
Пещерные святилища
Первыми обрядовыми центрами на Мальте были пещеры. Ко времени прибытия сюда первопоселенцев древняя Европа уже достигла больших высот в способах выражения человеческой духовности, и пещеры прочно ассоциировались со святилищами. Возможно, этим объясняется тот факт, что над некоторыми природными пещерами (такими как Гайн-Абул в западной части Гоцо или Микста в центральной части этого же острова) возводились куполообразные своды.
Один из древнейших храмов - пещера Гар-Далам в юго-восточной части Мальты. В ней были обнаружены коричневые, серые и желто-коричневые чаши с круглым дном и шаровидные горшки с тиснением илинейным орнаментом — полосами из диаагнально или крест-накрест заштрихованных 2—4 параллельных линий или заштрихованными треугольниками с простыми шевронами. Многие сосуды были инкруссированы белым гипсом. Здесь также было найдено немало фаллообразных сталактитов и сталагмитов, которые, видимо, почитались как наделенные таинственной силой священные символы. Не исключено, что в этой пещере проводились регене-рационные ритуалы.
Скальные гробницы и гипогеи
Древнейшие на Мальте каменные гробницы яйцевидной или почкообразной формы находятся в Ксемксийе и Цеббуге. Цеббугские гробницы невелики - около 1,9 м в диаметре, тогда как ксемксийские намного крупней, в среднем около 3,5 м в ширину (рис. 5-21). В общем и целом эти скальные гробницы родственны тем, что встречаются на Сардинии и в Южной Италии. Однако на Мальте эти почковидные или яйцевидные могилы сыграли особую роль, по всей видимости, повлияв на внутреннюю форму более поздних храмов.
В Цеббуге среди погребального инвентаря, куда входили куски красной охры, раковины и пуговицы, была найдена известняковая голова в барельефной маске (рис. 5-22). Это одно из ранних изображений могильного божества, Богини смерти и возрождения, которая в более поздний период на Сардинии и на Кикладах обретет черты столбообразного типа. Ее маска имеет сходство с хищной
птицей. Кроме того, здесь были обнаружены фрагменты керамики с нарезным орнаментом в виде человечков-палочек с большими треугольными головами (рис. 5-23). Покойники были уложены в позе эмбриона, на них и вокруг них — значительное количество красной охры.
Самое крупное скопление подземных гробниц яйцевидной формы - знаменитый гипогей Халь-Сафлиени в восточной части Мальты, неподалеку от храма Тарксиенны (см. рис. 7-104); здесь погребали мертвых начиная с IV тыс. до н.э. и вплоть до заката мальтийской культуры, т.е. приблизительно до 2500 г. до н.э. (регенерационная символика этих гробниц будет рассмотрена в главе VII в разделе о погребениях).
Мальтийские храмы
Дж.Д.Эванс был первым, кто заметил связь между гробницами и храмами: это действительно решающий фактор для интерпретации их назначения.
Закругленные формы гробниц в храмовой архитектуре стали апсидами. Некоторые древнейшие храмы имеют тройную структуру (таков, например, храм в Та-Хаграте), но в большинстве случаев у них 4-5 апсид и антропоморфный силуэт, очертаниями напоминающий скульптуры тучных мальтийских богинь. Это сходство отнюдь не случайно. Однако первые храмы формами напоминали яйцо или лоно Богини, сходство с человеческой фигурой появилось позднее, в IV тыс. до н.э.
Как и яйцевидные скальные гробницы (например,
гробница в Ксемксийе), мальтийские храмы симво
лически отождествлены с телом Богини, в особенно
сти с ее ягодицами. Вход обычно смотрит на юго-вос
ток: учитывая, что прецессия земной оси равна по
ловине градуса в столетие, можно предположить, что
первоначально они были ориентированы с севера на
юг. Их внешние дворы образовывали крут или эллипс,
а основным отличительным элементом были вогну
тые фасады и трехарочные входы. Хотя внешние сте
ны по большей части не сохранились, многое указы
вает на то, что они были характерны для этого типа
построек, предназначавшихся для народных собра
ний. Правомерно предположить, что во время подоб
ных сборов там устраивались жертвоприношения,
проводились религиозные церемонии и пиршества,
что естественно подразумевало музыку и пляски. Во
многих внешних дворах, в частности в храмах Тар
ксиенны ХаraD-КимаиМнашгаы у входа в хшм сто
ял большой камень с отверстиями, который, по не-
которым предположениям использовался в качест
ве столба для привязи. Если это действительно так,
то супя по его рэ.змеоэ.м в жертву приносили кпуп-
ный рогатый скот. ,
Храмы чаще всего стоят парами, причем один всегда крупней другого. Судя по всему, в это вкладывал-
192
Гчмбутас M. Цивилизация Великой
I
Fa.;-.
ся некий смысл: в терминах божественного семейства, больший храм - материнский, а меньший - дочерний, или же можно считать их сестринскими храмами, — вспомним двухголовых богинь из Чатал-Хююка (ок. 6500 г. до н.э.) и таких же богинь-птиц из Гомолавы (культура винча, ок. 4800 г. до н.э.). Конечно, нельзя исключить, что они представляют два разных лика Богини, символизируя, скажем, юность и зрелость или смерть и возрождение.
Поскольку восток символически связан с началом жизни, а запад — с ее концом, последняя гипотеза нам кажется особенно соблазнительной. В более крупных западных храмах больше культовых материалов и обстановки, из чего можно заключить, что в них в основном проходили обряды, связанные со смертью и возрождением. Они были оштукатурены или выкрашены красной краской, от которой, конечно, ничего не осталось; их возводили из более темного коричнево-красного известняки Возможно что церемо-нии связанные с празднованием рождения, были поделены между меньшими храмами в то время как весенние ритуалы проводили в больших храмах или в гробницах. Восточные храмы, судя по всему были менее замкнуты про-странственно и выстроены из более светлого известняка.
Сделаем краткий обзор основных мальтийских храмов.
Насколько можно предположить, каждый храм обладал собственной спецификой. Один из древнейших, красный храм в Скорбе, датируется V тыс. до н.э., однако он слишком сильно разрушен, чтобы можно было составить ясное представление о его архитектуре. Больший интерес представляют найденные в нем глиняные и каменные статуэтки с треугольными масками на лицах, у которых намечен нос и точка вместо рта. Кроме того, у них длинные шеи, большая грудь, задняя часть похожа на птичью и выда-
Рис. 5-22
Рис. 5-23
Рис. 5-22 Известняковая скул» тура из скальной роб-ницы. Цеббуг, мопш №5. Конец Vтыс.» н.э.; высота 18,5 см.
Рис. 5-23 Вырезанные на сосуда из скальных гробнш фигурки«ппалочки*с большими треугшыш-ми головами, инкру* стированные бело! пастой. Цеббуг, мопш № 4. Конец Утыс. : н.э.
men V. Неолитические ку.гьтуры Адриатики и Центрального Средиземноморья
193
Рис. 5-24 |
i
Рис. 5-24 Террркотовая статуэтка с большой головой, неестественно огромной вульвой и выстууающим птичьим задом, в треугольной маске и 1юлсе-«подпруге». Найдена в храме Скорбы, Мальта. Середина Утыс. до н.э. Масштаб 1:1.
ется ступенечкой, а пол обозначен крупным треугольником; они носят пояс-подпругу и ожерелья (рис. 5-24). Их черты явным образом свойственны Богине-птице, а позы и атрибуты имеют немалое сходство с ранним периодом культуры винча.
Один из важнейших парных храмов - расположенный в центральной части Гоцо комплекс Гжан-тийя (рис. 5-25). Оба храма окружены стеной высотой в 6 м из грубых необработанных глыб кораллового известняка. Вес некоторых плит достигает 50 тонн: это самые крупные из тех, что использовались для строительства храмов на Мальте. Внутренние стены и входы сделаны из обработанного известняка.
Большой храм отличался весьма изысканным убранством: в апсиде № 2, первой комнате справа от входа в святилище, имелась выкрашенная в красный цвет ниша из плит, по-видимому, обрядового назначения или использовавшаяся для хранения священных предметов. Ближе к задней части комнаты — несколько плит с барельефным орнаментом из соединенных вместе спиралей. В апсиде № 5 (восточный отсек) найден неглубокий каменный резервуар диаметром около 1 м, который, по всей видимости, служил ритуальным очагом. Напротив юго-восточной стены — колонна с резным барельефным изображением змеи (см. рис. 7-61). Апсида JVs 6 заключала в себе тройное святилище (см. dhc 5-25 2) В ней было tdh жертвенных стола и установленная вертикально как колонна трапециевидная плита. В апсиде № 7 были высокие известняковые плиты главный алтарь стоял в передней части и был украшен ямками.
Другие храмы Гоцо также принадлежат к фазе гжан-тийя. В общей сложности на каждый храм приходилось по 7,4 кв. км.
Хагар-Ким расположен на южном побережье Мальты: это наиболее примечательный храм периода тарксиенны (рис. 5-26; цветная вклейка 20). У него хорошо сохранилась внешняя опоясывающая стена из известняка, фасад из вертикальных плит, десять апсид, внутренние плиты с похожими на окна прямоугольными отверстиями и каменный алтарь. Кроме того, он знаменит каменными изображениями сидящих — просто или на корточках — и стоощих тучных женщин. Это статуэтки высотой около 20 см со следами охряной окраски (цветная вклейка 21). Сам храм стоит на холме лицом к морю, возвышаясь над расположенным ниже храмом Мнайдра.
Посвоим очертаниям Хагар-Ким отличается от храмов Гжантийя и Мнайдра: нельзя исключать, что это был комплекс из трех двухапсидных святилищ. Основной вход располагался на юго-востоке, однако западное и северное святилища также имели отдельные входы. В толще восточной стены из вертикальных плит выдолблена небольшая полукруглая ниша, в которую был доступ как изнутри, так и снаружи. Там был установлен каменный алтарь треугольной формы: лобко-
194
Пш бутас М. Цивилизацяя Великой Еш\
Рис. 5-25 (1) Двойной хап Гжантийя,Гоцо.П? вая половина IVп до н.э. (2) Тройное святил-ще внутри апсшш |
Рис. 5-25.1
а V. Неолитические ккльтуры Адриатики и Центрального Средиземноморья
195
Ряс. 5-26
10 м
Рис. 5-26 План храма Хагар-Ким. Южное побережье Мальты. Конец IVтыс. до н.э.
шй треугольник — символ возрождения. К ссверу от этого святилища и от апсиды № 5 вертикально поставлен очень высокий камень, возвышающийся над всеми прочими храмовыми постройками: этот башнеобразный менгир, по-видимому, представляет саму Богиню. В глубине, слева от главного (южного) входа, располагался жертвенник в виде стола, увенчанный сосудом, на его лицевой части - изображение древа жизни, произрастающего из горшка. Поверхность жертвенника была декорирована характерным для мальтийских храмов ямочным узором. Рядом с ним была обнаружена стоячая плита с изображением двойной спирали или «глазкового мотива». В каждой из двух ниш центрального двора находился известняковый алтарь грибовидной формы с вогнутым верхом. Расположенные в этой же центральной части храма две комнаты были оснащены жертвенными столами с канавками и одной каменной колонной. Еще одна колонна располагалась у апсиды комнаты 10 юго-восточного святилища.
Типичный пример двойного храма периода тар-ксиенны с полукруглым внешним двором из корал-
лового известняка - святилище Мнайдра на южном побережье Мальты в 60 м к морю от стоящего выше храма Хагар-Ким. В наше время оно обращено на восток и юго-восток, хотя скорей всего его изначальная ориентация — юго-восток и юг (рис. 5-27: восточный храм, с очертаниями трилистника, относится к более раннему периоду гжантийя). Эти парные храмы в меньшей мере отличаются друг от друга размерами, нежели прочие мальтийские храмы, однако у западного храма более сложное внутреннее устройство, в нем много ниш, а в главной комнате -остатки твердого торбанитового пола. По обеим сто-ронам одного из наиболее тщательно отделанных входов стоят камни треугольной и фаллической формы (см. рис. 7-64).
Слева от входа установлен конический каменный фаллос 75 см высотой. А в апсиде № 4 (вторая «восточная») в большом количестве обнаружены странные глиняные предметы и скрученные комки глины, весьма напоминающие человеческий эмбрион. Возможно, что некоторые из отправлявшихся в Мнайд-ре обрядов были связаны с лечением и деторождени-
196
Гимбутас М. Цивилизация Великой Бк
Рис. 5-27
Рис. 5-27 Двойной храм Мнайдра, южное побережье Мальты. Конец IV-начало III тыс. до н.э. Маленький восточный храм с тремя апсидами относится к периоду гжантийя.
|
Рис. 5-29 Предположиеельная ре. конструкция фасада Трр-ксиенны.
ем: на это указывают статуэтки в позах рожениц (см. рис. 7-64).
Три храма в Тарксиенне (восточная часть Мальты) неподалеку от гипогея Халь-Сафлиени много раз перестраивались, поэтому об их назначении судить трудно. Тарксиенна, как и Гжантийя, имеет просторный центральный двор (рис. 5-28, 5-29). По счастью, тарксиеннские храмы украшает сложный и выразительный символический рисунок. Каменные блоки испещрены рельефно вырезанным спиральным и растительно-спиральным орнаментом. Эти пронизанные энергией знаки связаны с силой растущего растения и змеи, что напоминает о принципе циклического возрождения.
Кроме того, здесь было найдено много керамики, рогов животных, каменных и глиняных резервуарм и алтарей. В первой западной апсиде № 3 на верхней части того, что осталось от тщательно отделннного алтаря, видны следы огня: по-видимому, здесь проводились какие-то церемонии. На одной из его сирон изображены идущие друг за другом баран, свинья и четыре козы (цветная вклейка 19). Баран -священное животное Богини, изображение его загнутш рогов постоянно повторяется в виде змеевидных спиралей на колоннах и плитах всего комплекса. Ворра! западная апсида № 5 была заполнена костями и рогами крупного рогатого скота, а также коз или овса В расположенной между первым и вторым хр;
Глава V. Неолитические культуры Адриатики и Центрального Средиземноморья
197
Рнс. 5-28
Рис. 5-28 Храмы Тарксиенны. Начало III тыс. до н.э. |
Рис.5-29
|
|
fi? |
^xrA |
TIT |
^fe |
< . —г
^^
п—г
198
Гимбутас М. Цивилизацяя Великой Ьж,
комнате № 13 обнаружена куча костей животных. На восточной стене - два быка, один из которых смотрит вправо, а другой - влево; под ними - релььф, ,н котором сука с тринадцатью сосунками (см. рис. 7-62.3). Количество алтарей и останков животных указывает на то, что в Тарксиенне часто проводились жертвоприношения, возможно — с целью обожествления. На небольшой площадке к востоку от второго храма было найдено 50 каменных чаш, вероятно, предназначавшихся для ритуальных пиршеств и возлияний; а еще дальше к востоку — тринадцать перевернутых чаш.
Домашних животных приносили в жертву изображению Богини. В западном храме Тарксиенны во дворе № 2 находится то, что можно считать древнейшим образцом монументальной скульптуры. Фигура Владычицы Тарксиенны высечена из известняка и установлена на резном постаменте. К несча-
стью, ее верхняя часть давно разобрана, хотя ее пер-воначальная высота должна была достигать овд 2,5-3 м (см. рис. 7-64).
Великий храмовый комплекс Тарксиенны знай-нует конец эпохи построения храмов на Мальте. Что случилось с их строителями - неизвестно: скорее: всего, они покинули остров из-за исчезновения!-сов или неурожаев, приведших к голоду, повальнь:' болезней или каких-либо других бедствий. Вмест: них острова были заселены чужаками, принесши» другие традиции. Относящийся к постхрамовому иг-риоду (после 2500 г. до н.э.) Тарксиеннский могш-ник с кремационными захоронениями принадлш: другой культурной группе, которая, впрочем, очевдным образом входила в число древнеевропейсюш имела ту же религию. Обнаруженные в этих зххорг-нениях сосуды сродни сицилийским и даже тем, ч:( находят в далекой Западной Югославии.
Глава VI
Западноевропейский неолит
Западноевропейский неолит был итогом самостоятельной эволюции туземных эпипалео-литических и мезолитических обитателей Иберии (Португалия и Испания), Франции и Северной Италии (традиций советеррской, тарденуазской и культуры кастельновьен). Однако этот процесс шел не без мияния идей, которые, благодаря мореплаванию и местной торговле, циркулировали по всему западномупобережью Средиземноморья и Атлантики. Такие творческие проявления, как керамика и религиозное искусство, в какой-то мере возникли здесь в результате общения с обитавшими по соседству народами. Ни иберийский, ни французский мезолит не был изо-шрован от прочего мира; в эпоху среднего неолита их сообщение через прибрежную зону становится более интенсивным о чем говорht характерное для этого периода распространение мегалитов. Побывав в Боетани или Португалии нетрудно убедиться что первые мегалитические постройки могли возникнуть благодаря тому что эти страны богаты камнем По-скольку сооружения такого типа появляются уже в Утыс, до н э есть основания ПОЛНОСТЬЮ ПРОСТИТЬСЯ стстапевшей точкой зрения что импульсом к сочла-ню дольменов и коридорных гробниц ПОСЛУЖИЛИ египетские пирамиды или критские и восточносое-шемноморские гробницы-толосы.
На Британские острова земледелие пришло приблизительно в середине Утыс. до н.э. вместе с пере-щшлявшимися с континента колонистами; не исклю-
чено, что первоначально они прибывали из Центральной Европы позднего периода культуры линейно-ленточной керамики, поскольку возводимые на островах длинные курганы и «-лагеря с вымостками» имеют близкие аналоги в Центральной Европе. Затем, в IV тыс. до н. э., сюда либо из Бретани, либо из Иберии прибыли строители коридорных гробниц, принеся с собой свои религиозные обычаи. Ко второй половине VI тыс. до н.э. в Ирландии и Англии существовало несколько отличных друг от друга традиций возведения гробниц, в основе которых очевидным образом лежала единая система верований.
Хотя от западноевропейского неолита не осталось ни моделей святилищ и предметов культового назначения, ни тысяч глиняных статуэток и расписных сосудов, как это было характерно для Юго-Восточной Европы, до нас дошли почти не поддающиеся разрушению каменные и земляные сооружения, по-видимому, связанные со сложной системой погребальных обрядов. Эти великолепные монументы, порой имевшие внешний двор и украшенные резными символами, служили не только хранилищами костей, но и святилищами. Здесь для совершения обрядов собиралась вся община. Мегалитические гробницы, в которых практиковались коллективные захоронения, и гигантские огороженные территории свидетельствуют о том, сколь тесна была связь родовых групп с землей предков и с самими предками. Они — главные символы неолитической общины.
202
Гимбутас М. Цивилизацяя Великой Бот
Ранний неолит Западного Средиземноморья
За последние десятилетия представление о том, как происходила неолитизация западных районов Средиземноморья от Северной Италии до Испании и Португалии (рис. 6-1), претерпело существенные изменения. Ранее считалось, что первоначальный импульс шел из Восточного Средиземноморья, однако на данный момент очевидно, что, по сравнению с восточными, в западных областях неолит появился с небольшим отставанием.
Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 192; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!