ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СЛЕПОГО ДОШКОЛЬНИКА



Одна из важных задач эстетического воспитания слепого — пробуждение его творческой активности под воздействием произведений искусства. В этом огромную роль играют произведения искусства, создающие эмоциональные, живые образы людей, действующих в усло­виях, хорошо знакомых и понятных детям. Дети, поняв­шие и прочувствовавшие произведения, прочитанные носят на себя черты героев, особен­но им запомнившихся и понравившихся.

Детские книги, издающиеся для зрячих детей, богато иллюстрированы. Картинки и иллюстрации помо­гают детям яснее представить основных действующих лиц. В художественной иллюстрации заостряются цент­ральные эпизоды, подчеркиваются положительные или отрицательные черты действующих героев.

Воспитатели, работающие со слепыми детьми, ли­шены этого добавочного и очень действенного иллю­стративного материала. Они должны сосредоточить внимание на самом тексте, словом, интонацией подчеркивая характеристики героев, отношение к ним автора.

Например, при знакомстве детей с русской народной сказкой «Кот и лиса» воспитатель передает и хитрый ласковый голос лисы, и простодушный грубый — медве­дя, и мяукающий — кота так, чтобы дети сразу почувствовали характер каждого героя. Сама идея сказки выражается через интонацию воспитателя. Для передачи характера действия, описанного впроизведении, воспи­татель пользуется дополнительными действиями или звуками, характеризующими действие.

Так, он рассказывает о том, как тяжело ступает мед­ведь, когда несет на себе быка или кота, размеренно постукивает ногами и говорит басом: «Ох, тяжело идет медведь, тяжело несет». Пли, читая сказку В.М. Гаршина «Лягушка-путешественница», копирует свист крыльев уток, чтобы дать представление детям о том, как свистит ветер в крыльях у уток, когда они летят: «Фьють, фьють, фьють», и бросает сверху в таз с водой маленький резиновый мяч, чтобы показать детям, как плюхнулась лягушка в пруд, сопровождая это словами: «Плюх в воду».

Такое чтение и рассказывание художественного тек­ста помогают слепым детям полнее овладеть содержа­нием художественного произведения. Задача эстетиче­ского воспитания слепых детей при прослушивании художественных произведений состоит в том, чтобы дети научились воспринимать словесные образы, чтобы эти образы вызывали у них живые и яркие представления и переживания. Поэтому словесные образы необходимо подкреплять наглядностью, пополнять запас конкретных представлений о предметах, изображаемых в произве­дениях. Очень важно эмоциональное и выразительное чтение сочетать с пояснением смысла, с беседой на тему произведения, со словарной работой.

Например, в детском доме для слепых дошкольни­ков г. Уфы перед разучиванием стихотворения С. Баруз­дина «Интересная машина» воспитательница М. Ф. Маслова напомнила детям о том, как они встретили на улице удивительную машину.

— Вспомните, дети, как у машины шумели тетки, подметающие мостовую, как журчала вода; мы тогда только слушали, как работает эта машина, а теперь я дам ее посмотреть — у меня есть игрушечная машина. Она совсем как настоящая. Вот здесь спереди два кра­на для полива мостовых, а вот вместо кузова большой бак для воды, а внизу, между колесами, щетки. Машина идет по улицам и подметает их. Улицы становятся чи­стыми. Я прочитаю вам стихотворение об этой машине, и мы его будем разучивать.

Дети с удовольствием рассматривают машину и на­чинают разучивать стихотворение. Однако ограничивать работу только знакомством с машиной нельзя. Необхо­димо, кроме этого, провести работу над текстом, ра­зобрать отдельные выражения. Например, словосоче­тание «серебряная метла» осталось детям непонятным, хотя они все его запомнили и употребляли, рассказы­вая стихотворение. Только когда смысл художествен­ного произведения становится понятным, оно может оказать на слепого ребенка глубокое, эмоционально пе­реживаемое воздействие.

Важно, чтобы каждое слово и выражение было де­тям понятно, чтобы за ними у детей возникали четкие образы.

Дети всегда радуются тому, что конкретные дейст­вующие лица или события, описанные в рассказе или в сказке, знакомы им из личного опыта, и начинают о них рассказывать. Так, например, после рассказывания сказки В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница» Игорь С. сказал: «Я видел лягушку. В Ташкенте около дома был арык, я залез в него, а на меня прыгнула ля­гушка и укусила. Я очень испугался и выскочил из ары­ка — лягушка холодная». Люда Т. рассказала, как она с братом ловила лягушек и маленьких лягушат.

Эти рассказы свидетельствуют об активности де­тей, вызванной чтением художественного произведения. В этом и состоит огромная коррекционная активизирую­щая роль художественного чтения.

В развитии творческой активности огромную роль играет эмоциональное живое отношение к рассказу воспитателя и требование от детей самостоятельности выводов.

Дети очень живо реагировали на вопросы воспита­теля и, ответив на них, продолжали обсуждение рас­сказа. Оля сказала, что ей жалко Котьку — ему одному надо идти в поле. Он ведь больше не будет брать огур­цы без спроса.

Тима возразил: «Нет, пусть идет, он неправильно сделал, стащил из колхоза огурцы».

Приведенные выше высказывания детей показыва­ют, что вопросы, поставленные воспитателем, вызвали самостоятельное обсуждение поступков героя рассказа. Дети высказывали свое отношение к Павлику и Котьке.

У дошкольников порой не хватает слов для выраже­ния своих чувств и отношений к воспринимаемым яв­лениям природы, к общественной жизни. Большую помощь в этом оказывают художественные произведе­нии и особенно стихотворения. В дошкольной группе Московской школы слепых во время прогулок в сад, в лес, наблюдая за падающим снегом, убравшим в бе­лый наряд все кругом, воспитатель знакомит детей со стихотворением 3. Александровой «Зима» и обращает их внимание на то, как можно красиво сказать о зим­ней природе и как верно в стихотворении подмечены признаки зимы:

Снежок порхает, кружится,                                                                                                                                                                               на улицах бело,

И превратились лужицы

В прозрачное стекло.

В саду, где пели зяблики,

Сегодня посмотри,

Как розовые яблоки,

На ветках — снегири.

Воспитатель обращает внимание детей на мягкий, пушистый, только что выпавший снег, на хрупкий лед на лужах, на голые деревья и другие признаки зи­мы, которые слепые дети могут определить самостоя­тельно.

Под влиянием прочитанного стихотворения обост­ренные восприятия детей надолго сохраняют в их па­мяти картины природы, нарисованные в стихотворении и увиденные ими в натуре.

Очень важной стороной в эстетическом воспитании слепого дошкольника должна стать работа по обучению выразительному чтению и пересказу.

 

При этом методы обучения выразительному чтению зависят от содержания стихотворения, от его смысла. Если стихотворение построено на звукоподражании, то для этого хорошо познакомить детей с криками животных. В стихотворения, отражающие действия человека или животных, хорошо вводить инсценировки выполнения всех действий, изображенных в стихотворении. Этот прием создаст у слепых детей яркие, запоминающиеся эмоции, живую картину действий, вызывая естественные интонации при чтении стихотворения. Дети легко запоминают такие стихи.

В некоторых случаях для обучения выразительному чтению стихотворений следует провести построчный анализ, разъясняя и показывая детям смысловое содержание стихотворения.

В дошкольной группе Московской школы слепых дети разучивали стихотворение о Ленине.

Воспитатель выразительно прочитал стихотворение и разобрал его с детьми. Дети слушали и рассуждали, о чем рассказывается в каждой строчке, оценивали и вместе с воспитателем решали, как она должна звучать. Воспитатель сопровождает подробный анализ стихотворения четким и выразительным чтением. Заставляет повторить и воспроизвести все оттенки интонации при прочтении стихотворения. Дети хорошо запомнили и выразительно читали это стихотворение.

Первое условие развития выразительной речи слепого дошкольника - это понимание текста, знание значения слов, наличие конкретных знаний о том, что говорится в стихотворении.

Понимая и четко представляя содержание стихотворения, слепой ребенок обычно без особого труда находит смысловую характеристику предложения, правильно ставит смысловые ударенияв стихотворении. Однако здесь необходима помощь воспитателя, который помогает слепому осмыслить стихотворение.

Очень важно наряду с акцентом на смысловом уда­рении выдерживать ритм стихотворения. Это усваи­вается слепыми детьми дошкольноговозраста проще.


Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 282; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!