Неадекватно завышенная самооценка



 

Не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку; считает, что мама оценивает его также; аргументируя свой выбор, ссылается на мнение взрослого: «Я хороший. Хороший и больше никакой, это мама так сказала».

Завышенная самооценка

 

После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называет какие-то свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, независящими от него, причинами, считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный».

А декватная самооценка

 

Обдумав задание, ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже.

Заниженная самооценка

 

Ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала».

Если ребенок ставит себя на среднюю ступеньку, это может говорить о том, что он либо не понял задание, либо не хочет его выполнять.

Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказываются выполнять задание, на все вопросы отвечают: «Не знаю».

7 8


ПР И Л О Ж Е Н И Е Б

 

Исследование эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста /констатирующий этап/

 


№ п/п       Эмоциональная идентификация

1                                    1 (В)

2                                    0,5 (С) 3                                 1 (В)

4                                    0 (Н)

5                                    0,5 (С) 6 0,5 (С) 7         0 (Н)

8                                    0 (Н) 9 0 (Н) 10                              0,5 (С) 11                              0 (Н) 12                              0,5 (С) 13                              0 (Н) 14                              0,5 (С) 15                              0 (Н) 16                              0,5 (С) 17                              0 (Н) 18                              0,5 (С) 19                              0 (Н)

20                                  0,5 (С) 21                               1 (В) 22        0 (Н) 23                               1 (В) 24       0,5 (С) 25                                       0 (Н) 26 0,5 (С) 27       0,5 (С) 28       0 (Н) 29          0 (Н) 30          0,5 (С) 31       0 (Н) 32                          0 (Н) 33 0,5 (С) 34       0 (Н) 35          0,5 (С) 36       0 (Н) 37          0,5 (С) 38       0,5 (С) 39                          0 (Н) 40 0,5 (С)

41                                  0,5 (С)


Цветовой тест М. Люшера

0,5 (С) 0,5 (С) 0,5 (С) 0 (В) 0,5 (С) 0,5 (С) 0,5 (С) 0 (В)

0 (В) 0,5 (С) 0 (В) 0,5 (С) 0 (В) 0,5 (С) 0 (В)

0 (В) 0 (В)

0,5 (С) 0 (В) 0,5 (С) 0,5 (С) 0 (В) 0,5 (С) 0,5 (С) 0,5 (С) 0 (В) 0,5 (С) 0 (В)

0 (В) 0,5 (С) 0 (В) 0,5 (С) 0,5 (С) 0 (В) 0,5 (С) 0 (В) 0,5 (С) 0 (В)

0 (В) 0,5 (С)

0 (В)


 

Рисунок несуществующего животного

 

1 (Н) 0 (В) 0 (В)

0,5 (С) 0,5 (С) 0 (В) 0,5 (С) 0,5 (С) 0,5 (С) 0 (В) 0,5 (С) 0,5 (С) 0,5 (С) 0 (В) 0,5 (С) 0,5 (С) 0,5 (С) 0 (В) 0,5 (С) 0,5 (С) 0,5 (С) 0,5 (С) 1 (Н)

0 (В) 0,5 (С) 0,5 (С) 0 (В) 0,5 (С) 0,5 (С) 0 (В) 0,5 (С) 0,5 (С) 0 (В) 0,5 (С) 0,5 (С) 0,5 (С) 0 (В) 0,5 (С) 0,5 (С) 0 (В)

0,5 (С)


 

79


 


42                                  0,5 (С) 43 0 (Н) 44          0 (Н) 45          0,5 (С) 46       0 (Н) 47          0 (Н) 48          0,5 (С) 49                          0 (Н)

50                                 0,5 (С)


 

0,5 (С)                           0 (В)

0 (В)                               0,5 (С) 0 (В)   0,5 (С) 0,5 (С) 0 (В)

0 (В)                               0,5 (С) 0,5 (С) 0,5 (С) 0,5 (С) 0 (В)

0 (В)                               0,5 (С)

0,5 (С)                           0,5 (С)


 

 

80


ПР И Л О Ж Е Н И Е В

 

Результаты диагностики ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ГРУППЫ

 

до проведения эксперимента

 


№                     Рисунок «Несуществующего

животного»

1.                         В - 0


«Цветовой тест» М. Люшера

 

С - 0,5


«Эмоциональная идентификация»

 

С - 0,5


2.                         В - 0                                            С - 0,5                                              В - 1 3.          В - 0                             С - 0,5                                          С - 0,5 4.                                         В - 0 С - 0,5 С - 0,5 5.                  В - 0                                            С - 0,5                                          С - 0,5 6. В - 0 С - 0,5                                          С - 0,5 7.                       С - 0,5                                     В - 0       Н - 0 8.                       С - 0,5                                    В - 0                       Н - 0 9.                            С - 0,5                                    В - 0                          Н - 0 10.                     С - 0,5                                    В - 0                                             Н - 0 11.                     С - 0,5                                    В - 0                                             Н - 0 12.                     С - 0,5                                    В - 0                                             Н - 0 13.                     С - 0,5                                    В - 0                                             С - 0,5 14.                     С - 0,5                                    В - 0                                             Н - 0 15.                     С - 0,5                                    В - 0                                             Н - 0 16.                    Н - 1                                       С - 0,5                                          В - 1 17.                     С - 0,5                                    С - 0,5                                          С - 0,5 18.                     С - 0,5                                    С - 0,5                                             Н - 0 19.                     С - 0,5                                    С - 0,5                                          С - 0,5 20.                 С - 0,5 С - 0,5 С - 0,5 21                 С - 0,5                                    В - 0                                                       Н - 0 22          С - 0,5                                    В - 0                               Н - 0 23                                            С - 0,5                                    В - 0                  С - 0,5 24                                  С - 0,5                                    В - 0           Н - 0 25                             С - 0,5                                    В - 0                                                       Н - 0 26          0,5 (С)                      0 (В)                                             0,5 (С) 27                                         0,5 (С) 0,5 (С) 0 (В) 28                        0 (Н)                                            0 (В)                                                   0,5 (С) 29       0 (Н)                             0 (В)                                             0,5 (С) 30                      0,5 (С) 0,5 (С)                                          0 (В)

 

81


ПР И Л О Ж Е Н И Е Г

 

Результаты диагностики КОНТРОЛЬНОЙ ГРУППЫ

 

до проведения эксперимента

 


№                         Рисунок «Несуществующего

животного» 1.        В - 0

2.                                   В - 0 3. В - 0 4.          В - 0 5.          В - 0 6.          В - 0 7.                               С - 0,5 8.                               С - 0,5

9.                                   С - 0,5


«Цветовой тест» М. Люшера

 

С - 0,5 С - 0,5 С - 0,5 С - 0,5 С - 0,5 С - 0,5 В - 0 В - 0

В - 0


«Эмоциональная идентификация»

 

Н - 0 С - 0,5 С - 0,5 С - 0,5 С - 0,5 С - 0,5 Н - 0 С - 0,5

Н - 0


 


10.                                С - 0,5 11.          С - 0,5 12.      С - 0,5 13.      С - 0,5 14.      С - 0,5 15.      С - 0,5 16.                                      С - 0,5 17.                             Н - 1 18.      С - 0,5 19.      С - 0,5

20.                                С - 0,5


В - 0                                         Н - 0 В - 0         Н - 0 В - 0  Н - 0 В - 0  Н - 0 В - 0                                     С - 0,5 В - 0                         Н - 0 В - 0         В - 1 В - 0  В - 1 В - 0  Н - 0 С - 0,5                                 Н - 0

В - 0                                          С - 0,5


 

82


ПР И Л О Ж Е Н И Е Д

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «МИР ЭМОЦИЙ»

 

 

Цель данной программы:

 

• Помочь ребенку познать себя, свои возможности;

 

• Формировать навык невербального, чувственного контакта с окружающим;

• Способствовать снятию у детей нервно-психического напряжения в процессе движения и слушания музыки;

• Развивать умение распознавать и выражать различные эмоции в мимике и танце;

• Учить понимать чувства, переданные в музыке, различать оттенки настроения, сопереживать, радоваться, заряжаться положительными эмоциями;

• Прививать навыки расслабления при помощи музыки, способствуя коррекции психоэмоциональной сферы.

 

 

Содержание программы:

 

• Для целенаправленной, системной работы с детьми за основу

 

были выбраны такие эмоции: - Радость

- Удивление

 

- Печаль (грусть) - Гнев (злость)

- Страх

 

 

8 3


• Особенности внешнего проявления эмоциональных состояний

 

определяются по мимике (выразительные движения мышц лица);

 

пантомимике (выразительные движения всего тела); вокальной мимике

 

(выражение эмоций в интонации, тембра, ритма, вибратора голоса).

 

• Знакомство с эмоциями (пиктограммы).

 

Занятия по арт-терапии строятся по определенной схеме:

 

1. РАЗМИНКА. Двигательные и ритмические упражнения.

 

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Восприятие музыки (слушание, пение, муз.

 

игры, творческие задания).

 

3. МУЗЫКАЛЬНАЯ     РЕЛАКСАЦИЯ.     Психогимнастика, аутотренинг.

Занятия строятся как развернутая ролевая игра или литературно­ музыкальная композиция, объединенная общей темой занятия.

Показатели гармоничности эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста, проявляющиеся в музыкально-игровой деятельности:

Э м о ц ио н а л ь н а я у ра вн ов е ш е н н о с т ь проявляется в музыкально-игровой деятельности как:

- способность к гибкому переключению и регуляции эмоциональных проявлений;

- естественность, раскрепощенность эмоциональных проявлений через движение и интонирование, их адекватность игровой ситуации;

- пластичность, ритмичность, координированность движений, свободное определение себя в игровом пространстве;

- удовольствие от двигательной и интонационной игровой активности.

Э м оц и о н а л ь н а яв ы ра з и т е л ь н о с т ь , выражающаяся в музыкально­ игровой деятельности как способность передавать в интонациях, жестах, мимике, движениях разнообразные эмоции.

 

 

8 4


Эмоциональная о т з ывчивость на музыку проявляется в различных

 

формах музыкально-игровой деятельности (двигательная импровизация под

 

музыку, рисование музыки, темброво-шумовой аккомпанемент) как:

 

- восприимчивость к смене эмоциональных состояний в музыкальном звучании;

- способность к выражению эмоционального содержания музыкальных образов.

Д вигательно-звуковая творческая активность проявляется в музыкально-игровой деятельности как увлеченность, оригинальность и беглость в игровом              воплощении художественных образов с помощью мимики, жестов, движений, интонаций, темброво-шумовых эффектов.

 

 

8 5


ПР И Л О Ж Е Н И Е Е

 

Результаты диагностики ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ГРУППЫ

 

после проведения эксперимента

 


№                     Рисунок «Несуществующего

животного»


«Цветовой тест»

М. Люшера


«Эмоциональная

идентификация»


1.                         Н - 1                                           С - 0,5                                              В - 1 2.          Н - 1                             С - 0,5                                        В - 1 3.                                            Н - 1 С - 0,5 В - 1 4.                          Н - 1                                           С - 0,5                                              В - 1 5.                       Н - 1                                       С - 0,5                                          В - 1 6.                      Н - 1 С - 0,5 В - 1 7.                       С - 0,5                                             В - 0                                                  Н - 0 8.                       С - 0,5              В - 0                                             С - 0,5 9.                       С - 0,5 Н - 1                                             С - 0,5 10.                     С - 0,5                                    Н - 1                                             С - 0,5 11.                     С - 0,5                                    Н - 1                                             С - 0,5 12.                     С - 0,5                                    Н - 1                                             С - 0,5 13.                     С - 0,5                                    Н - 1                                             С - 0,5 14.                     С - 0,5                                    Н - 1                                             Н - 0 15.                     С - 0,5                                    Н - 1                                             Н - 0 16.                    Н - 1                                       С - 0,5                                          В - 1 17.                    Н - 1                                        С - 0,5                                          С - 0,5 18.                    Н - 1                                        С - 0,5                                          С - 0,5 19.                    Н - 1                                        С - 0,5                                          В - 1 20.                     С - 0,5                                    Н - 1                  В - 1 21                      С - 0,5                                    В - 0           Н - 0 22                      С - 0,5                                    В - 0                       Н - 0 23                      С - 0,5                                    В - 0                                             С - 0,5 24                      С - 0,5                                    В - 0                                          Н - 0 25                      С - 0,5                                    В - 0                       Н - 0 26                      0,5 (С)   0 (В)                                              0,5 (С) 27                      0,5 (С)                            0,5 (С)                                          0 (В) 28                      0 (Н)                      0 (В)                                              0,5 (С) 29                      0 (Н)   0 (В)                                              0,5 (С) 30                      0,5 (С)                            0,5 (С)                                          0 (В)

 

86


ПР И Л О Ж Е Н И Е Ж

 

Результаты диагностики КОНТРОЛЬНОЙ ГРУППЫ

 

после проведения эксперимента

 


№                         Рисунок «Несуществующего

животного» 1.        В - 0

2.                                   В - 0 3. В - 0 4.          С - 0,5 5.                               С - 0,5 6.                               С - 0,5 7.                               С - 0,5 8.                               С - 0,5

9.                                   С - 0,5


«Цветовой тест» М. Люшера

 

С - 0,5 С - 0,5 С - 0,5 С - 0,5 С - 0,5 С - 0,5 С - 0,5 С - 0,5

С - 0,5


«Эмоциональная идентификация»

 

С - 0,5 С - 0,5 С - 0,5 С - 0,5 С - 0,5 С - 0,5 С - 0,5 С - 0,5

Н - 0


 


10.                                С - 0,5 11.          С - 0,5 12.      С - 0,5 13.      С - 0,5 14.      С - 0,5 15.      С - 0,5

16.                                С - 0,5


С - 0,5                                     Н - 0 В - 0         Н - 0 В - 0  Н - 0 В - 0  Н - 0 В - 0                                     С - 0,5 В - 0                          В - 1

В - 0                                         В - 1


17.                                Н - 1                                        Н - 1                                        В - 1 18. Н - 1 Н - 1                                   Н - 0 19.                                 Н - 1                                         В - 0    Н - 0 20.                             Н - 1                                    В - 0                                     С - 0,5

 

 

87


ПР И Л О Ж Е Н И Е З

 

Памятка для родителей МУЗЫКОТЕРАПИЯ В ОЗДОРОВЛЕНИИ ДЕТЕЙ

 

 

Музыкотерапия представляет собой метод использования музыки в качестве средства коррекции различных эмоциональных отклонений у детей, страхов, двигательных и речевых расстройств и т.д.

Главное, научить ребенка «омузыкаленному» видению и восприятию мира, показать ребенку, что каждое его переживание, будь то радость или грусть,          можно и нужно выражать в вокальных и танцевальных импровизациях, т.е. в творчестве.

Творческие  задания, побуждающие детей к вокальному самовыражению: «Спой, как тебя зовут»; «Спой своей кукле, как ты ее любишь» (или колыбельную); «Спой, какое у тебя сейчас настроение»; «Поздоровайся песенкой».

Можно предложить ребенку на Ваш вопрос-песенку придумать и спеть ответ-песенку. Например:

• Что ты хочешь, мишка? •   Медовую коврижку.

• Что ты хочешь, кошечка? •   Молочка немножечко.

Все вокальные творческие задания выполняются индивидуально. В результате снижается и устраняется эмоциональная скованность и напряжение.

А вот танцевальное творчество, к тому же, еще и помогает детям быстро и легко устанавливать дружеские связи с другими детьми, что также дает определенный терапевтический эффект.


Творческие задания,

 

самовыражению:


побуждающие детей к танцевальному

 

8 8


• Можно предложить детям под музыку отправиться на прогулку в

 

сказочный лес.

 

•Предложить по маршировать по площади праздничным маршем. •Полюбоваться красивым цветком.

• Показать, как двигается крадущаяся кошка, порхает бабочка, бежит мышка, идет крокодил и т.д.

Работая с детьми над развитием музыкального ритма, мы также способствуем гармонизации духовной жизни ребенка. Еще К. Станиславский указывал на то, что каждое человеческое чувство имеет свой темп и ритм, и предлагал упражнения на воспроизведение ритма. Например, такие, как: «Ладушки». Эта всем известная и очень популярная песенка-игра, хорошо развивающая не только чувство ритма, но и произвольное внимание, и координацию движений.

Ритмизация движений человека - спокойный шаг, бег, имитация рубки дров, забивания гвоздя в стену.

Ритмизация движений животных - простучи, как идет степенная корова, как бежит проворный заяц, скачет дикий конь, прыгает лягушка и т.д.

После выполнения ритмических упражнений ладони становятся теплыми, и дети готовы для проведения контактного массажа. Массаж будет эффективнее, если его проводить под веселую музыку. Это вызовет сильный прилив энергии и энтузиазма у детей.

Пение с воспроизведением звука с закрытым ртом также полезно с точки зрения медицины. Здесь важно прочувствовать волны вибрации в области горла и груди. Это упражнение снимает мышечные зажимы на уровне горла и шеи, в практике йогов она считается ответственной за эмоциональное состояние организма.

Теперь немного о так называемых формулах музыкального самовнушения. Если сказать проще - это песни, текст которых составлен в форме внушения. Нацелены эти формулы на то, чтобы пробудить в человеке стойкость               при неудачах,  умение радоваться жизни, поддерживать

89


оптимистическое настроение. Если у ребенка занижена самооценка, если он не уверен в себе и робок, ему поможет формула музыкального самовнушения «Я - хороший, ты - хороший». А вот если у ребенка по какой-то причине плохое настроение, значит, пришла пора выучить с ним формулу радости «Я в хорошем настроении» или «Ах, как мне весело!».

Кстати, колыбельные песни также являются формулами музыкального самовнушения и ориентируют детей на расслабление и успокоение. Вспомните песни, очень популярные в свое время - «Я люблю тебя, жизнь», Э. Колмановского, «Давайте восклицать, друг другом восхищаться!», Б. Окуджавы, «Священная война» В. Лебедева-Кумача. Они также являются формулами музыкального самовнушения.

Любите, слушайте музыку вместе с Вашими детьми! Она может все! Все вышесказанное относится к активному варианту арт-терапии, когда

дети активно выражают себя в музыке. Но существует и самая простая, пассивная форма арт-терапии, когда детям предлагается только слушать музыку. Но такую музыку, которая в данный момент наиболее подходит их душевному состоянию, которая может переключить ребенка с отрицательных эмоций на положительные. Слушание музыки разряжает накопившиеся отрицательные эмоции.

Например, если у ребенка подавленное настроение, эффективна тихая, мелодичная музыка. А вот при возбуждении целебное действие на психику оказывают мелодии с подчеркнутым ритмом. Для того, чтобы музыка подействовала на ребенка наибольшим образом, его необходимо для этого специально подготовить и настроить. Эта настройка заключается в том, что надо сесть или лечь в удобной позе, закрыть глаза, расслабиться и сосредоточиться на звуках музыки. По существу, такое слушание музыки представляет собой разновидность медитации.

Смысл музыкальных медитаций заключается в соединении звучащей музыки, образов, специальной формулы внушения. В процессе музыкальных медитаций происходит разрядка подавленных переживаний. Еще из практики

90


упражнений йогов музыку рекомендовалось слушать так, чтобы

 

воспринимать ее не только ушами, но и как бы «вдыхать при этом аромат

 

звука, чувствовать его на своем языке, ощущать кожей, самому становиться звуком, чтобы музыка пронизывала от кончиков пальцев ног до корней волос». Также для снятия внутренней напряженности и успокоения детей нужно научить их мысленно «летать» под музыку.

По мнению ученых, умение «летать» под музыку помогает ребенку полностью избавиться от аллергий. Почему? Аллергия - это повышенная чувствительность организма к воздействию аллергенов. А полет под музыку как бы вырывает человека из этой окружающей среды, омывает его, очищает дыхательные пути. Даже в лекарственных сборах для лечения аллергий очень эффективным оказывается одуванчик («летающий цветок»). Музыка всегда поможет раскрыть неограниченные силы человека, надо лишь стараться всегда и во всем слышать музыку. Пусть это будет живая музыка дождевых капель, торжественная песнь океана, тихий шелест травы, гул могучих сосен. И пусть эта музыка природы сольется с музыкой, сотворенной человеком.

 

 

91


Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 189; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!