ИДЕАТОРНЫЙ И ИДЕОМОТОРНЫЙ ПРАКСИС
59. Действия с реальными предметами
Предлагается испытуемому:
причесаться; расстегнуть и застегнуть пуговицу;
снять и одеть куртку (халат) и др.
1 Могут быть и другие задания, аналогичные по сложности.
3-1559 65
60. Действия с воображаемыми предметами:
показать как чистят зубы, пилят дрова,
размешивают сахар в чашке и т. п.
*61. Выполнение символических действии:
попрощаться, молча позвать кого-либо,
отдать воинское приветствие и т. п.
КОНСТРУКТИВНЫЙ ПРАКСИС
62. Складывание из палочек по образцу 3-х фигур (использу-
ется обычно школъный набор счетных палочек):
квадрата, ромба, сложной ломаной линии
из 10 линейных отрезков
*63. Рисование по вербальному заданию:
звезды, домика, кубика, ромашки, лица, стола.
*64. Срисовывание 3-х объемных геометрических фигур:
куба, пирамиды, усеченной пирамиды (рис. 6).
*65. Рисование 3-х фигур с переворачиванием их на 180° в гори-
зонталъной и вертикалъной плоскости (2 — в горизонталъной пло-
скости справа налево и наоборот и 1 — в вертикалъной). Рис. 7.
*66. Рисование геометрических фигур и графических стереоти-
пов (по образцу) в левом поле зрения (для праворуких). Рис. 8.
ДИНАМИЧЕСКИЙ ПРАКСИС
*67. Проба «кулак — ладонь — ребро» по зрителъному по-
казу (выполняется, если позволяет неврологический статус,
попеременно каждой рукой):
кулак — ладонь — ребро; ребро — кулак — ладонь.
|
|
Каждый из вариантов выполняется 3 раза, всего 6 проб.
*68. Усвоение заданной последовательности движений паль-
цев по проприоцептивному показу (глаза испытуемого закрыты,
каждое задание выполняется 3 раза — всего 6 проб), например:
1—3—2 пальцы; 2—1—4 пальцы; 5—3—1 пальцы.
69. Усвоение заданной последовательности движений пальцев
(постукивание по столу) по зрителъному эталону, например:
2—3—4 пальцы; 1—5—2 пальцы; 3—5—1 пальцы.
*70. Воспроизведение заданного графического стерсотипа.
Заполнить строчку сериями:
006660066600 ...
СеееСеееСеееС ...
XXOOOXXOOOOXX...
66
При повторных исследованиях серии можно менять, так же
как и задания в предыдущих пробах.
ОРАЛЬНЫЙ ПРАКСИС
71. Простые движения губ и языка, например:
высунуть язык; надуть щеки;
поместить язык между зубами и нижней губой и т. д.
72. Символический оральный праксис (действия без предме-
тов и объектов), например:
показать, как задувают горящую спичку,
изобразить поцелуй, сплевывание.
При оценке результатов выполнения проб по разделу «прак-
сис» уточняют, не связаны ли нарушения праксиса с речевыми
расстройствами. Так, например, при невозможности выпол-
нить пробы по вербальной инструкций, избирательность нару-
шений праксиса проверяют в пробах на подражание. Следует
также учитывать и особенности двигательных операций (коор-
динации движений, персеверации, эхопраксии и т. д.). Обра-
щают внимание на способности испытуемого правильно
самостоятельно раздеться и одсться (апраксия одевания), на
ошибки в левом или правом поле зрения в пробах на зри-
тельно-конструктивные действия, а также на элементы изло-
жения одного рисунка на другой при рисовании по инструк-
ций двух или более рисунков на одном листе бумаги1.
|
|
VII . ВОСПРИЯТИЕ ШУМОВ, РИТМОВ И МЕЛОДИИ
73. Узнавание знакомых шумов:
шелеста бумаги; хлопания в ладоши;
звона клгочей (монет) и др.
*74. Узнавание (идентификация) различных ритмов.
Экспериментатор задает ритм по схеме постукиванием по
столу —испытуемый должен найти идентичный «ритм» на той
же схеме (6 вариантов). Рис. 9.
*75. Воспроизведение предъявляемых на слух ритмических по-
следователъностей (по той же схеме — 6 вариантов).
76. Узнавание мелодии 3-х общепопулярных песен, напетых
экспериментатором или воспроизведенных на магнитофоне,
который обычно используется для записей образцов экспрес-
сивной речи испытуемых с речевыми дефектами.
1 Дополнительно могут анализироваться результаты выполнения теста
Бентона
|
|
67
VIII. СХЕМА ТЕЛА
*77. Право-левая ориентировка.
Испытуемого просят показать: свою левую руку; правую ру-
ку экспериментатора (сидит рядом с испытуемым); левую руку
экспериментатора (сидящего напротив испытуемого со скре-
щенными на груди руками).
ПАЛЬЦЕВОЙ ГНОЗИС
*78. Показ палъцев по подражанию.
Покажите, пожалуйста: показывают 3-й палец; 5-й палец;
2-й палец; 3-й палец; 4-й палец; 1-й палец.
*79. Показ палъцев по вербальной инструкций.
Покажите, пожалуйста: указательный палец; мизинец; сред-
ний; большой; мизинец; безымянный.
80. Называние палъцев.
Показывают для называния: указательный палец, большой,
мизинец, средний, безымянный, средний.
Экспериментатор показывает пальцы попеременно то левой,
то правой руки, изменяя каждый раз положение кисти в про-
странстве.
В оценку (№№ 80—83) правильности выполнения проб
включается и смена рук испытуемого в том случае, если ему
позволяет это сделать неврологический статус.
*81. Воспроизведение позы палъцев по зрителыюму образцу.
Показывают 6 вариантов позы пальцев, сидя напротив ис-
пытуемого (или демонстрируя рисунки —образцы). Рис. 10.
|
|
*82. Воспроизведение соотносительного положения кистей
двух рук (6 вариантов). Рис. 11.
83. Воспроизведение соотносительного положения руки по
отношению к лицу (б вариантов). Рис. 12.
Пробы 81—83 проводят также, сидя напротив испытуе-
мого.
При анализе успешности выполнения блока «схема те-
ла" следует помнить об элементах анозогнозий, например,
неосознания пареза в левых конечностях, болезни в целом
и др.
68
IX. ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ
84. Ориентировка в реалъном пространстве.
Узнавание своей палаты, ординаторской, туалета и т. и.
(оценивается по данным клинического наблюдения и анамнеза
со слов персонала или родственников).
85. Схема пространственных отношений.
Испытуемому предлагается нарисовать план своей палаты
с указанием расположения: двери, окон, кроватей.
*86. Части света.
Экспериментатор ставит на бумаге точку и, обозначив ее
«севером», просит испытуемого схематически показать соотно-
шение частей света: юг, запад, восток, юго-запад, севсро-вос-
ток, юго-восток.
*87. Поставив в центре листа чистой бумаги точку и,
обозначив ее Москвой, испытуемому предлагается показать
примерное расположение: Петербурга, Мурманска, Владивосто-
ка, Крыма, Германии, Японии .
*88. Узнавание времени на «слепом» циферблате. Рис. 13.
89. Установка «стрелок» часов по вербальной инструкций
(схематический рис. «слепого» циферблата выполняет Экспери-
ментатор).
При анализе успешности выполнения проб раздела «ориен-
тировка в пространстве» рекомендуется учитывать данные
анамнеза о способности больного ориентироваться в своей
квартире, улицах родного города, самостоятельно находить
свой дом и т. д. Для представления о нарушений топографи-
ческой памяти следует также выяснить, как больные описыва-
ют хорошо знакомые места (дом, улицу и т. д.).
Х. СТЕРЕОГНОЗ
*90. Узнавание реальных предметов с помощью осязания
(глаза испытуемого при этом закрыты). Предлагается, напри-
мер, узнать: ручку, монету, пуговицу, ключ, расческу, ремешок
от часов.
Если больной ошибается, ему предлагается узнать те же
предметы, открыв глаза.
1 Вариантов этой пробы может быть множество при сохранении об-
щих принципов.
69
Сенсибилизированным вариантом этой пробы является уз-
навание материалов, из которых сделаны предметы: дерево,
пластмасса, металл и т. п.
Задание выполняется правой и левой рукой (если позво-
ляет неврологический статус), при оценке результатов следует
учитывать особенности номинативной функции речи (пробы
17-19).
XI . ЗРИТЕЛЬНЫЙ ГНОЗИС
91. Зрительное представление.
Испытуемого просят представить и описать: очки, арбуз,
велосипед, или другие 3 или 6 предметов.
ПРЕДМЕТНЫЙ ЗРИТЕЛЬНЫЙ ГНОЗИС
92. Узнавание реальных предметов. Используются реальные
предметы, находящиеся под руками или в поле зрения экспе-
риментатора и больного, например, как в пробе 17.
93. Узнавание изображений предметов (проверяется при ис-
следований называния, проба 19, рис. 1).
*94. Узнавание наложенных друг на друга изображений пред-
метов (модифицированные рисунки пробы Поппельрейтера).
Рис. 14.
*95. Узнавание изображений предметов с «недостающими»
признаками.
Предъявляется 6 изображений набора, например: лампочка,
очки, ножницы, якорь, кофейник, ключ. Рис. 15.
*96. Узнавание изображений предметов на «зашумленных»
рисунках.
Предъявляются для узнавания б изображений предметов
при уровне шума —0,35 (уровень шума как и в пробе 48 оп-
ределяется соотношением черных и белых элементов, так на-
зываемых статистик, синтезированных ЭВМ). Если испытуе-
мый не узнает 2—3 изображения, то переходят к менее за-
шумленным рисункам с уровнем шума —0,25. Рис. 16а и
16б.
Если зрительно предметы не опознаются, задание можно
облегчить, предложив обвести их контуры карандашом.
97. Идентификация цветов.
Испытуемому предлагается называемые экспериментатором
цвета: красный, черный, желтый, зеленый, синий, коричневый.
70
Для образцов можно использовать набор цветных каранда-
шей или любой другой набор цветов и их оттенков, например
из методики Люшера.
Дополнительно можно попросить испытуемого называть цвета
вслед за экспериментатором или в виде самостоятельной пробы.
98. Классификация цветов по их оттенкам (по тем же об-
разцам).
Испытуемому предлагается подобрать оттенки к 3-м чис-
тым тонам, например, желтому, зеленому или синему.
ЛИЦЕВОЙ ГНОЗИС
*99. Узнавание знакомых лиц.
Предъявляются (в любой последовате‚льности) 6 фотогра-
фий выдающихся отечественных писателей, например: Пуш-
кина, Лермонтова, Гоголя, Толстого, Чехова, Горького. Рис. 17.
*100. Идентификация фотографий незнакомых лиц по за-
данному образцу.
Предъявляются одновременно 3 фотографии незнакомых
лиц— эталоны; затем испытуемый, глядя на эти фотографии,
должен отыскать идентичные в соответствующем наборе из 20
фотографий. Опыт проводится 3 раза с 3-мя фотографиями.
Если испытуемый не справляется с заданием (все три пробы
делает с ошибками), то опыт проделывают трижды с 2-мя или
1-й фотографией. Рис. 18.
Если больной успешно справляется с этим заданием, пере-
ходят к следующему.
*101. Идентификация фотографий незнакомых лиц при
кратковременном предъявлении заданных образцов.
Испытуемому Предъявляются для запоминания одчовременно
3 фотографии — эталоны. Экспозиция — примерно 10 сек. Затем
требуется найти их среди 20 фотографий соответствующего на-
бора. Опыт проводится 3 раза с 3-мя фотографиями. Если ис-
пытуемый не справляется с заданием (2—3 пробы делает с
ошибками), то опыт проводится трижды с 2-мя или 1-й фото-
графией. Рис. 18.
Эта проба и последующие четыре направлены на исследо-
вание кратковременной зрительной памяти.
102. Идентификация предметных изображений при кратко-
временной их экспозиции1.
1 Методические приемы исследования №№ 101—107 являются сен-
сибилизированными пробами на оценку зрительной кратковременной па-
мяти. При этом пробы №№ 101—105 используются в наборе также
и для уточнения латерализлции очагов поражения.
71
Испытуемому предъявляются для запоминания 9 изобра-
жений предметов (как часто, так и относительно редко встреча-
ющихся в обыденной жизни). Экспозиция примерно Ю сек. За-
тем требуется их найти (а при возможности и назвать) среди
20 фотографий соответствующего набора (рис. 1). Опыт прово-
дится 3 раза с разными матрицами из 9 изображений каждая
(пример —рис. 19а, 196, 19в).
Если испытуемый не справляется с заданием — не запоми-
нает более 4—5 изображений (см. табл. 1), то опыт можно
повторить, предъявляя матрицы с 6-ю и 4-мя предметами
(изменяя длину «алфавита» предъявляемых стимулов).
103. Идентификация предметных изображений в условиях
интерфвренции (сенсибилизированный вариант предыдущей
пробы по аналогии с субтестом № 15).
Испытуемому предлагается заполнить последовательно 2 серии
из 4-х предметных изображений каждая (см. табл. 1) и после уз-
навания предметов первой, а затем и второй серии в наборе из
20 фотографий (рис. 1), через 5 сек. вновь отыскать в наборе
предметы первой из предъявляемых серии. Опыт проводится 3
раза с сериями из 4-х предметов. Если испытуемый не справля-
ется с заданием (в 3-х пробах делает 2—3 ошибки), то опыт про-
делывают трижды с 3-мя или 2-мя изображениями предметов.
Наиболее отчетливые расстройства идентификации предметных
изображений в пробах № 102 и 103 выявляются у больных с
поражением левой гемисферы, в частности височной области.
104. Узнавание «полувербализуемых» графических изображе-
ний при кратковременном предъявлении заданных образцов.
Испытуемому предъявляются для запоминания 9 графиче-
ских «полувербализуемых» изображений (рис. 20а, 206, 20в),
экспозиция примерно 10 сек. Затем требуется найти их среди
20 изображений соответствующего набора (рис. 21). Опыт про-
водится 3 раза с разными матрицами из 9 элементов.
Если испытуемый не запоминает в этом эксперименте бо-
лее 2—3 изображений, можно изменить длину «алфавита»,
предъявляя одновременно 6 или 4 изображения.
В качестве «поискового» варианта эксперимента эту пробу
проводят по аналогии с субтестом 100.
105. Узнавание «полувербализуемых» графических изображе-
ний в условиях интерференции (сенсибилизированный вариант
предыдущей пробы по аналогии с субтестом № 16).
Испытуемому предъявляется для запоминания последова-
тельно 2 серии из 4-х «полувербализуемых» графических изо-
бражений каждая и после узнавания изображений первой, а
72
затем и второй серии в наборе из 20 элементов (рис. 21),
через 5 сек. вновь обнаружить в том же наборе изображения
первой серии. Опыт проводится 3 раза с сериями из 4-х изо-
бражений. Если испытуемый не справляется с заданием (в 2—
3 пробах делает 2—3 ошибки), то опыт воспроизводят трижды
с 3-мя или 2-мя рисунками.
Наиболее отчетливые расстройства идентификации слабовер-
бализуемых графических изображений (пробы № 104 и 105)
отмечаются у больных с поражением правой гемисферы (у прав-
шей), в частности височно-теменных отделов.
*106. Узнавание изображений невербализуемых геометриче-
ских фигур при кратковременном предъявлении заданных образ-
цов1.
Испытуемому предъявляется для запоминания одновремен-
но 3 изображения — эталоны на 10 сек. Затем требуется их
найти среди 20 изображений соответствующего набора. Опыт
проводится 3 раза с 3-мя изображениями. Если испытуемый
не справляется с заданием (2—3 пробы делает с ошибками),
то опыт проделывают трижды с 2-мя или 1-м изображением.
Рис. 22.
*107. Идентификация невербализуемых геометрических фи-
гур в условиях интерференции (сенсибилизированный вариант
предыдущей пробы).
Испытуемому предлагается запомнить последовательно 2 се-
рии из 3-х невербализуемых геометрических фигур каждая и по-
сле нахождения фигур первой, а затем и второй серии в иаборе
из 20 изображений, через 5 сек. вновь отыскать в наборе фигуры
первой из предъявлявшихся серии. Опыт проводится 3 раза с
сериями из 3-х фигур. Если испытуемый не справляется с за-
данием (2—3 пробы делает с ошибками), то опыт проделывают
трижды с 2-мя или с 1-й фигурой. Эту пробу проводить неце-
лесообразно, если испытуемый не справляется с заданиями №№
104—106 (фиксируются выраженные нарушения).
Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 300; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!