Позиции восприятия – тройственное описание



(А. Плигин)

Кроме разделения информации на сенсорные составляющие и распределения ее по конкретным иерархиям, человеку (а точнее его сознанию) также свойственно различать информацию относительно трех позиций восприятия. Тройственное описание позиций восприятия позволяет разделить информацию на части, одна из которых принадлежит лично человеку, вторая относится к другому лицу или объекту, а третья, наиболее объективная, исходит от многих объектов и субъектов.

Один из важны компонентов, позволяющих осущетсвлять позиционные переходы, – это механизм ассоциации / диссоциации. Итак, рассмотрим поочередно каждую из трех позиций восприятия.

1-я позиция – восприятие мира из вашей личной карты. Оценка события со своей собственной точки зрения, основанная на вашей системе ценностей. Внешний мир вашими глазами. 1-я позиция восприятия – это ассоциация с самим собой. Когда мы говорим о себе, пользуемся местоимениями и глаголами первого лица: «Я слушаю», «Я чувствую».

2-я позиция – восприятие мира из карты другого человека. Оценка события с точки зрения другого человека, основанная на его системе ценностей; внешний мир чужими глазами. 2-я позиция – это ассоциация с другим человеком (объектом). Когда мы ассоциируемся с кем-то и реагируем на то, как мы выглядим, то пользуемся местоимениями и глаголами второго лица: «Ты…», «Ты выглядишь». Когда мы хотим, чтобы другой человек перешел на нашу позицию восприятия (для него во 2-ю позицию), то обычно говорим: «Попробуй встать на мое место», «Посмотри на это моими глазами». И наоборот, когда мы сами хотим оказаться во 2-й позиции, то говорим: «Будь на моем месте Вася, он бы…», «Будь я леной, я бы…»

3-я позиция –  восприятие мира из более широкой карты. Оценка события с точки зрения нейтрального / беспристрастного / независимого / объективного наблюдателя, выходящая за рамки убеждений и предположений 1 и 2-й позиций. 3-я позиция – это не просто диссоциация от события, это возможность выйти за границы карт 1 и 2-й позиций на более обширное пространство. При рассказе о себе или о другом употребляются местоимения и глаголы третьего лица: «Он думает», «Он хочет», «Она хочет», «Они не согласны» и т.д. 3-я позиция – это широкий взгляд со стороны. Если при диссоциации мы просто смотрим на себя со стороны, сохраняя свои привычные критерии оценки, то из 3-й позиции мы смотрим на себя как на элемент системы (участника группы, один из объектов), что позволяет нам уделять максимум внимания взаимоотношениям (связям), которые сложились в системе.

1-я позиция 2-я позиция 3-я позиция
Моя карта Карта другого Карта ситуации
Ассоциация Ассоциация Диссоциация
Фокус внимания на своих ценностях Фокус внимания на ценностях партнера Фокус внимания на взаимоотношениях

Каждый человек время от времени бессознательно совершает переходы по всем трем позициям восприятия. Но также, как у человека есть предпочтительная сенсорная репрезентативная система восприятия, существует и характерная для каждого позиция восприятия. Для людей, проводящих большую часть времени в 1-й позиции, более своейственно жесткое отстаивание собственных интересов, индивидуализм, трудности в понимании взглядов других. Люди с более ярко выраженной 2-й позицией склонны к эмпатии, сочувствию другим людям. Они часто переживают чужие неприятности глубже, чем свои собственные. К таким людям ходят, чтобы «поплакаться в жилетку». Чачто 2-ю позицию восприятия используют писатели, когда ведут повествование от лица какого-нибудь вышышленного героя.

Разница между 1 и 2-й позициями хорошо видна в игре некоторых актеров. Есть, как минимум, два вида ктеров: одни во всех ролях играют самх себя: какие они в жизни, такие и на сцене. Сценаристы, зная их типаж, пишут специально для них. Это актеры 1-й позиции. Другие актеры кардинально изменяются от роли к роли, порой их даже трудно узнать. В каждую роль они стараются вжиться, прочувствовать ее изнутри, на время становясь другим человеком. Это актеры 2-й позиции.

Примером ярко выраженной 3-й позиции может служить футбольный коментатор. Это человек, который одинаково беспристрастно относится к обеим командам. Действия, происходящие на поле, он оценивает не пособственным субъективным критериям, а по четко сформулированным правилам игры. Комментатор наблюдает сразу за всеми игроками, за всем, что происходит на поле, и особенно его интересуют те взаимоотношения, которые складываются между игроками как членами команды. Единственное, но очень важное, чем жертвует комментатор ради всеведения и всезнания – возможность личного участия в комментируемой игре. 3-я позиция – это точка зрения ученого, определяющего законы природы.

Позиционные переходы являются неотъемлимой частью процесса обучения. С помощью трех позиций восприятия можно описать существующие стили обучения. Традиционный («западный») стиль обучения, где предпочтение отдается переходу между 1 и 3-й позициями схематично можно представить следующим образом: сначала изучаются правила и инструкции, а затем уже человек пробует применять их на практике до приобретения требуемого навыка. Если вы вспомните ступени обучения, то представите себе путь по всем его четырем сегментам. Один из возможных недостатков этой системы состоит в том, что человек часто знает, что и как надо делать, но сам этого не умеет.

Иной («восточный») подход к обучению, где предпочтение отдается переходу между 1 и 2-й позициями, можно представить так: сначала человек подражает учителю, до тех пор, пока не научится определенному навыку, а затем ему объясняют законы и правила, на которых базируется этот навык. В лестнице обучения – это переход из бессознательной некомпетентности сразу в бессознательную компетентность. Несовершенство такого стиля обучения заключается в том, что человек умеето делать что-то, но часто не знает, как это у него получается, а следовательно, ему трудно усовершенствовать этот навык. Естественно, что наиболее эффективный стиль обучения тот, который гармонично сочитает в себе оба эти подхода.

В заключение о процесс обучения стоит добавить, что для детей (а все мы когда-то ими были) наиболее свойствен переход между 1 и 2-й позициями. Этот процесс называется бессознательным моделированием через подражание взрослым. Вы можете вспомнить детские перевоплощения во взрослые игры, игры в «Дочки-матери», подражание кумирам и киногероям. Практически все житейские навыки дети приобретают не из умных книг и учебников, а непосредственно из жизни. Особенно это касается обучения родному языку. Ребенок учится хорошо и грамотно строить предложения, не зная правил синтаксиса языка. Так же в процессе бессознательного моделирования ребенок познает большиство норм социального поведения, копируя своих родителей. Поэтому неудивительно, что детям в школе порой трудно понять вербальные определения добра, милосердия, любви. И вряд ли ребенок станет более культурным, если только прочитает книги по этике и эстетике.

Задание 15. «Зима. Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь. Его лошадка, снег почуя, плетется рысью как-нибудь». Разверните эту строфу в эссе, дав (додумав) исчерпывающее, детальное описание ситуации с использованием 1) трех репрезентативных систем и 2) трех позиций восприятия. Что Вы для себя открыли, проделав это упражнение?


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 337; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!