II. ДЫХАНИЕ, АРТИКУЛЯЦИЯ И ГОЛОС



О ЗАЧАТИИ И ЖЕСТАХ РЕЧЕВОГО ПРОЦЕССА

Человек может оказывать воздействие на выдыхаемый поток воздуха. Он может направлять его наружу различными способами. Для этого он пользуется легкоподвижными преградами: языком, зубами, губами и т.п., препятствуя прохождению воздуха. Тем самым из обычно бесформенного выдоха он формирует различно звучащие звуковые формы.

В этом процессе все согласовано. Для образования каждого из звуков на пути выдыхаемого потока воздуха создаются разные более или менее сильные преграды, на преодоление которых и настроен напор выдыхаемого потока воздуха - изумительная координация работы мышц; возможно, это самый тонкий инструмент подобного рода в человеческом организме.

Дыхательная деятельность и артикуляция как настоящие полярности находятся в состоянии мирной борьбы, где напряжение и расслабление гармонично сменяют друг друга. В этом состязании берут свое начало согласные звуки.

Выдыхаемый поток воздуха проходит через гортань, которая придает некоторым звукам голосовую тональность: звонким согласным и гласным звукам.

Некоторым читателям может показаться не совсем ясной разница между звонкими и глухими согласными, поэтому представляется целесообразным включить в изложение небольшое разъяснение.

Научиться различать звонкие и глухие звуки очень легко, прислушиваясь к своей речи. Для звонких можно услышать голос как отчетливое гудение, в то время как при произнесении глухих, которые образуются как бы с помощью шепота, слышится слабый неясный шум. При этом, конечно, звуки надо произносить громко и четко.

Второй способ - это попытаться пропеть звуки. Если звук можно пропеть изменяя высоту тона, то это звонкий звук. Понятно, что подразумевается сам звук, а не его буквенное обозначение, вроде ЭЛЬ, ЭС или КА.

Как далее будет показано, издавать звуки не является единственной задачей гортани. Мы можем рассматривать ее как центральный орган речевой деятельности. Она является посредником между полярностью дыхания и артикуляции, именно она воспринимает и регулирует речь.

В первой части данного изложения мы показали, что гортань, собственно говоря, и порождает звуки. В ней мы видели метаморфозу женского детородного органа. Процессы, отвечающие в матке за эмбриональное развитие, в гортани претерпевают метаморфозу.

В то время как плоду до рождения требуется десять лунных месяцев, рождение звуков в гортани происходит в процессе беспрерывного созидания. Когда дыхание воздушным потоком пронизывает гортань, оно выполняет задачу, соответствующую зачатию.

ДЫХАНИЕ          ГОРТАНЬ               АРТИКУЛЯЦИЯ

зачатие                 рождение               формирование

 

Рис.1 Дыхание

Для внешнего размножения должно быть разделение полов. В отношении органов речи человек является одновременно и мужчиной, и женщиной. Зачинающая сила дыхания соединяется с воспринимающим и рождающим началом гортани для возникновения звуков.

Когда звук, как еще не до конца сформировавшийся образ, покидает гортань, в артикуляционном пространстве он попадает в своего рода учебное заведение, где в исконном смысле этого слова получает образование, получает характер, который ему предназначено иметь. То, что происходит во время артикулирования, может пониматься как продолжение живого воздействия гортани.

Здесь мы сталкиваемся с очень важными взаимосвязями: процесс говорения выглядит как измененный процесс размножения. И наоборот, размножение можно рассматривать как один из видов “речи”. Но, конечно же, во время развития эмбриона говорит не человек, здесь звучит космическая. речь, которая пронизывает звуками и волнами создающийся образ человека, так что возникают формы, которые принимает эмбрион. Это “слово” - Логос, - которое превращается в “плоть”, определяя ее форму. (Евангелие от Иоанна гл. 1).

Эмбрион иным способом повторяет весь путь, проделанный человечеством в ходе своего возникновения. История человечества и эмбриональное развитие до определенной степени совпадают.

Каспар Аппенцеллер54 сравнил с медико-антропологической точки зрения эмбриональное развитие с библейским описанием генезиса и пришел к удивительному заключению, что события в генезисе совпадают с событиями, происходящими в утробе матери. Он показал, что текст на иврите вплоть до подбора слов в своем описании содержит оба эти события: возникновение мира и эмбриональное развитие. Космическое слово, сотворившее в начале мироздания мир и человека, всегда оказывает воздействие еще и тогда, когда возникает ребенок.

Направленное внутрь человека воздействие сущности речи, которое древние называли логосом, имеет двоякое проявление: Логос приводит к рождению в гортани или в утробе матери, можно также сказать, что и тот, и другой орган разговаривает.

Но в отношении речи или рождения в гортани необходимо ясно понимать, что человечество в его современном состоянии порождает короткоживущие создания. Едва лишь начавшись, жизнь звука снова затихает. С помощью эвритмии, формирования речи (Sprachgestaltung) и хирофонетики делаются попытки увеличить действенность звуков.

В этой связи следует напомнить, что Рудольф Штайнер рекомендовал не заниматься формированием речи или эвритмией во время беременности, чтобы у формирующегося ребенка не забрать силы Логоса, необходимые ему для построения тела. Это относится без сомнения и к занятиям хирофонетикой.

Речевой организм погружается в земную твердь не в той мере, как прочие тела. Он принимает значительное участие в половом созревании, но это созревание звучит как музыкальный мотив. Дыхание становится более глубоким. Гортань увеличивается так, что мужской голос понижается на целую октаву, а женский на терцию. Тем самым духовно-душевное в мужчине достигает более компактной и глубокой взаимосвязи с телом, чем у женщин. По этой же причине тело женщины остается более мягким и нежным, и более похожим на детский организм.

Если в качестве средней величины измерения между интервалами взять квинту, то можно сказать, что мужчина на октаву погружен в земное существование, а женщина - лишь на терцию. При соединении мужчины и женщины следует искать идеальную квинту, которая является мерилом духовного человеческого бытия. Собственно говоря, душевная сущность квинты звучит всегда, когда гармонично связываются женский и мужской жизненные принципы. В гармонии между мужчиной и женщиной всегда присутствует сущность, которая становится слышна, если звучат два тона с интервалом квинта.

Рис.2 Человек и интервалы

 

Таким образом, речевой организм остается в сфере, которая лишь слегка касается области полов. Он отражает состояние в развитии, в котором человечество находилось перед разделением полов.

ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ ЗВУКИ

К звонким звукам относятся в первую очередь гласные и некоторые согласные, такие как Й(J), В, Л, М, Н и т.д. При образовании гласных сначала столб воздуха поднимается из легких. Воздух проходит через гортань и начинает там звучать. Далее тон с определенной основной частотой попадает в полость рта и глотки, и сразу же начинают вибрировать эластичные стенки. Образуется модифицированная волна с определенным количеством пиков интенсивности, которые называют формантами. Если рту придать другую форму, то сразу же изменятся и форманты. При этом частота тона не играет роли. Она совершенно не важна для характерного звучания гласного. Когда мы слышим речь, мы обращаем внимание на характерную окраску произносимого звука, а не на высоту тона, с которой он произносится.

И эта примечательная способность человеческого слуха указывает на принципиальное отличие восприятия тонов от восприятия речи.

При образовании согласных, как уже отмечалось, воздушный поток где-то на пути к свободе сталкивается с преградой. В зависимости от того, как и когда это происходит, возникает определенный шум, который состоит из большого числа не периодичных колебаний. Эти колебания не подчиняются каким-либо простым математическим взаимоотношениям.

Это справедливо, без каких либо ограничений, в отношении глухих согласных, таких как Ф, С, X, Ш и П, Т, К. Но при образовании звонких согласных (В, И, Л, М, Н и т.д.) также звучит гортань, и происходит то, что указывалось в описании гласных звуков. Воздух поднимается, а так как он должен преодолевать преграду, то к интерферентной волне примешивается артикуляционный шум55.

Но при этом следует понимать, что при любой звонкости, как гласных, так и звонких согласных, проявляется не сам голос. Голос является лишь причиной, вследствие которого возникает резонанс. Звук отражается от эластичных стенок. Открываются имеющие соответствующую форму стенки артикуляционного пространства. В речи звучит не тон, а пронизанные душой пространства ротовой полости и носа. В то время как у звонких согласных мы встречаемся со смешением феноменов, при образовании гласных действуют только одухотворенные пространства. Звук, издаваемый гортанью, лишь дает толчок, в действительности же говорит живая, одушевленная архитектура рта.

Только вдумайтесь, какую восхитительную работу осуществляет речь. Она создает не затвердевшие пространства, а лишь такие, которые перестраивает с величайшей подвижностью.

Итак, гласные несут архитектурный принцип, а согласные - пластический. Гласные выстраивают архитектуру, в которой могут проявиться пластические образы согласных.

Греческие драмы игрались в самых совершенных архитектурных конструкциях. Артисты сопровождали свои выступления звуками лиры, так как музыкальный тон прокладывал путь для гласных. Сегодня артист должен отказаться от совершенной акустики и от лиры. Он это может, если с помощью хорошо отлаженного вокала сам создает одушевленное пространство, в которое он помещает согласные.

Также и согласные не являются колоссальными звучащими колоннами Мемнона, а являются подвижными воздушными скульптурами, которые получают свои залы в храмах гласных, также как различные жрецы, каждый из которых был посвящен в таинства послания слова.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 186; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!