УПРАЖНЕНИЕ 68 ДВОЙНАЯ КИНОЛЕНТА
Это упражнение выполняется успешно лишь при оттренированном рассредоточенно внимании. Оно тренирует механизмы переключения.
Ученики в полукруге. Педагог пускает по рукам два изображения, разных п характеру и стилю исполнения. Допустим, одно из них - цветная репродукци картины К. Моне "Стог сена". Другое-вырезанная из газет карикатура Ю. Ганфа "Бюрократы".
- Запомните оба изображения. Крепко отпечатайте их на внутреннем экране, вспомните во всех деталях. Вспомните первое... Второе... Возьмите изображения, проверьте, все ли запомнили. Отложите изображения. Вспомните первое... Второе...
Первое... Второе...
- Создадим два кинофильма по мотивам этих картин. Один-лирический этюд по названием "Лето". Другой - мультипликационный фельетон "В конторе". Оба фильм будем снимать одновременно. Справа налево по полукругу пойдет кинолента "Лето", слева направо - "В конторе".
Ученики, тренируя мгновенное переключение зрительной памяти со "Стога сена" н "Бюрократов" и с "Бюрократов" на "Стог сена", создают две киноленты видени поочередно.
Если в полукруге десять учеников, киноленты создаются, например, в тако порядке:
1-й ученик (сидящий крайним справа):-Поле.
10-й ученик (сидящий крайним слева);-Столы.
2-й: - Поле. Солнечный день.
9-й:-Столы. Телефоны.
3-й: - Поле. Солнечный день. Стог сена.
8-й: - Столы. Телефоны. Графики выполнения.
|
|
4-й: - Поле. Солнечный день. Стог сена. Прохлад в тени.
7-й: -Столы. Телефоны. Графики выполнения. Суета.
5-й:-Поле. Солнечный день. Стог сена. Прохлада в тени. Птицы.
6-й: - Столы. Телефоны. Графики выполнения. Суета. Старший помзамзав.
Теперь две киноленты скрестились и-расходятся в разные стороны:
7-й:-Поле. Солнечный день. Стог сена. Прохлада в тени. Птицы. Шум листьев.
:
5-й:-Столы... и т. д.
Каждый ученик, таким образом, запоминает одновременно обе киноленты и участвуе в создании то одной, то другой, в зависимости от того, с какой сторон приближается к нему очередная кинолента, справа или слева.
УПРАЖНЕНИЕ 69 ГРУППОВОЙ РАССКАЗ
В "киноленте" ученики сочиняли рассказ-конспект, пользуясь только одним-двум словами для каждой картины. Можно теперь расширить рамки задания: сочинять, используя большие фразы. На первый взгляд это кажется более простым делом.
Допустим, рассказ начался с фразы, которую произнес первый из сидящих полукруге учеников:
- Дождь хлестал.
Второй повторил фразу и продолжил:
- Дождь хлестал. Охотники промокли до нитк в своем шалашике...
Третий:
- Дождь хлестал. Охотники промокли до нитк в своем шалашике. Близилась ночь, и нужно было успеть дойти до станции...
|
|
Если ограничить цель упражнения только развитие фантазии учеников, совсем несложно продолжить этот или любой другой рассказ, лишь бы работало воображение. Но поставим цель-тренировать в этом упражнени непрерывность внутренних видений, и все станет сложнее! Нам все время придетс волевыми усилиями держать ускользающие видения и с помощью внутреннег контролера следить за их непрерывностью-это и будет физической целью данног упражнения. :|
Может показаться, что волевые усилия излишни. Ц Ведь словесные сигналы накрепк связаны с изобра-| жениями: мы говорим "лил дождь" и при этом не мо- i жем н видеть на внутреннем экране картины дождя. I Конечно, видим. Но видения эт часто не осознаются нами. Картина приобретает зримые черты только в том случае, если мы остановим на видении свое внимание. Льет дождь. Низкие, темные тучи, темень, косые плети воды... А еще? Вода бьет по голым сучьям дерева (наверное, осень?), срывает листья... А еще? Вода мнет жухлую траву, бежит мутным потоко по лесно тропке...
- Не спешите продолжать рассказ, не выдумывайте, не вымучивайте "литературную" фразу. Сперва ' поживите в атмосфере предыдущих слов, и, когда кар- j тин станет совсем конкретной, сами собой явятся новые подробности, которые захочется назвать, до того они ярки! Так видение дожд привело нас к лесу, лес- к охотникам, они - к их мыслям об обратной дороге.
|
|
Рассказ растет, но не забудем напомнить:
- Живите в атмосфере вымысла, в атмосфере рас-. сказа в течение всег упражнения. Вот вы сказали свою фразу, и уже ваши товарищи продолжают развиват сюжет рассказа, а вы снова и снова, с каждым новым повторением, заставляйте себ видеть все картины, как только слышите слова товарищей. Заставляйте себ мгновенно переключаться с одной картины на другую.
Обычно рассказ катится по полукругу. Возможно и усложнение: педагог называе фамилию любого ученика, и тот продолжает рассказ.
УПРАЖНЕНИЕ 70 ПУТЕШЕСТВИЯ
Каждому из учеников, сидящих в полукруге, педагог дает маршрут путешествия:
- Антарктида. Джунгли. Ангара. Черноморское побережье. Гималаи...
Три минуты молчания. Ученики готовят свои "киноленты", фантазируя о далеки местах, где они никогда. не бывали. Затем начинаются рассказы: описание кадра з кадром. Несколько фраз-кадров-и педагог останавливает ученика, дает слов второму. Начинает второй, педагог останавливает его после нескольких фраз-кадро и дает слово третьему. Потом снова первому, для продолжения. Потом-четвертому, для начала. Третьему, для продолжения. Снова первому, для продолжения, и т. д. любом порядке.
|
|
Когда окончились рассказы (они должны состоять не более, чем из шести-восьм фраз-кадров), дается несколько минут на то, чтобы восстановить в памят последовательность кадров в каждом рассказе. После этого любой ученик долже повторить любое из описанных путешествий.
- Упражнение делает правильно тот, кто внимательно слушал рассказы товарищей.
Кто не только слушал, но и слышал - а это не одно и то же. Кто слушал и видел.
Старался видеть как можно более конкретно, а значит - запечатлевал в памяти. Н только слова запоминал, но и свои видения.
Таким образом, в этом упражнении тренируется и непрерывность внутренних видений, и переключения с помощью развитого рассредоточенного внимания, тренируется н механическое запоминание слов, а образное запоминание чередующихся картин распределение их по заданным "полочкам".
УПРАЖНЕНИЕ 71 МЫСЛЕННАЯ РЕЧЬ
- Вспомните сегодняшнее утро, всю цепь малень-' ких эпизодов с той минуты, когд вы вышли из дома. Нужно увидеть в воображении весь путь, шаг за шагом. На что в смотрели по дороге, о чем думали, что делали? Старайтесь увидеть все подробност в их тогдашней последовательности, а одновременно, чтобы укрепить видения, бормочите тихонечко вслух: "Вышел из парадной. Какое было утро? Серенькое. Н небо посмотрел-облака сизые-сизые, как голубиное крыло. И тут о голубях подума - на углу Столярного их всегда много, прохаживаются, старушек поджидают, которы их крупой подкармливают (а сам будто вижу все это). Теперь весь перекресто разрыт, огромные трубы лежат, голуби куда-то перебазировались (бормочу, вижу, сам - иду, вот сейчас улицу перехожу мысленно, посмотрел машинально налево, н идет ли трамвай)...
Мысленная речь поможет впоследствии, па уроках актерского мастерства, перейти внутреннему монологу, к мысленному и словесному действию, поможет думать момент действия так, как думал бы изображаемый актером герой. Тренировк мысленной речи - начало отработки мысленного и словесного действия.
- Вспомните самое интересное событие вашей жизни за прошедшее лето.
- Вспомните самое важное событие, которое заинтересовало вас во вчерашне газете. О чем вы думали, когда читали? Что видели?
- Вспомните самое важное для вас событие вчерашнего дня. В каждом дне, сред множества мелких эпизодов, можно найти и наиболее важное, определяющее ваш дальнейшую жизнь хоть немного. Из каких эпизодов сложилось это событие?
- Вспомните какой-нибудь эпизод из последнего фильма, который вы смотрели. Оди эпизод, но во всех, самых мельчайших подробностях. И главное, в той же, что и фильме, логике и последовательности действия.
Тренировка логики и последовательности мысленной речи-работа над приближением логике и последовательности чувств.
Мысленной речью можно пользоваться во многих упражнениях, всюду, гд отрабатываются внутренние видения и действия с воображаемыми предметами.
Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 195; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!