VI. РЕФОРМАЦИЯ И КОНТРРЕФОРМАЦИЯ
КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ I. ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ РАМКИ. - V - XIV / XV вв.: 8 Раннее средневековье (V – IX вв.) 8 Зрелое средневековье (X – XIII вв.) 8 Позднее средневековье (XIV - XVI вв.)
II. СРЕДНЕВЕКОВЫЙ СИМВОЛИЗМ
- Средневековый символизм – художественный метод западноевропейского искусства V – XIV / XVI вв. Сюжеты произведений искусства и литературы этого периода неразрывно связаны с христианской тематикой и символикой. Отсюда название метода. С принятием христианства в Киевской Руси (988 г.) художественная культура развивалась во многом аналогично.
8 Земная жизнь человека коротка, загробная вечна.
8 Земные страдания – путь к вечному блаженству.
8 Смысл жизни – в подвижничестве, аскетизме, жертвенности.
8 Осуждение мысли, сомнения, знания, гордыни, телесной красоты и плотских радостей.
8 Утверждение гуманизма, сострадания, милосердия к униженным и обездоленным, безграничной веры в Бога.
III. ОСОБЕННОСТИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ
- Противоборство двух культур - официальной (церковной) и народной; их взаимопересечение.
- Целостность средневековой культуры, которая обеспечивается богословием.
- Принцип типизации, в основе которого лежит христианская концепция общего Бога, - главенствующий принцип средневековой культуры.
IV. СРЕДНЕВЕКОВА КАТОЛИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА
БОГ
|
|
- В центре вселенной стоит Бог, а люди
- его верные слуги.
- Человек выполняет свое предназначение,
которое определяет Бог.
- Человек не существует сам по себе, он лишь
часть большой общности (рода, нации).
- Любовь – высокое религиозное чувство, обращенное
к Богу и его воле. БОГ
- Уважение человека к человеку зависит от уровня духовенство
в иерархической структуре общества.
- Жизненные блага и пристрастия (еда, вино, рыцарство
развлечения, любовь, плотские наслаждения)
считались дьявольским соблазном. Крестьянство
V. СХОЛАСТИКА КАК КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
- Схоластика возникает как обращение к формальной логике на фоне теократизма (господства религиозных взглядов), где догматические предпосылки совершенно естественно соединялись с рационалистической методикой.
- Основные представители средневековой схоластики:
8 Пьер Абеляр (ок.1079 – 1142) – франц. философ, теолог, поэт. Античная религия, по его мнению, «естественная» и является предшественницей христианства, отрицал его сверхразумность; отстаивал принцип «знать, чтобы верить»: прежде чем верить в содержание той или иной религиозной истины, нужно с помощью разума установить, заслуживает ли она этой веры.
|
|
8 Фома Аквинский (1125 или 1226 – 1274) – средневековый философ и теолог; обосновывал вероучение в форме здравого смысла.
8 Уильям Оккам (ок.1285 – 1349) – англ. философ, церковно-политический писатель; предвосхитил многие идеи Реформации; выступил против претензий Папы на светскую власть; отстаивал принцип «апостольской бедности», нарушаемой Папой и священством.
VI. РЕФОРМАЦИЯ И КОНТРРЕФОРМАЦИЯ
- Реформация – общественное движение в Западной и Центральной Европе XVI в., носившее ярко выраженный антифеодальный характер, которое приняло форму борьбы против католической церкви.
- Контрреформация – церковно-политическое движение в Европе середины XVI – XVII вв. во главе с папством, направленное против реформации, которое осуществлялось с помощью инквизиции и монашеских ордеров.
VII. РЕФОРМАЦИЯ
- Самостоятельные ответвления протестантизма:
8 Англиканство;
8 Лютеранство;
|
|
8 Кальвинизм;
8 Методисты;
8 Баптисты;
8 Адвентисты.
- Основные черты протестантизма:
8 Отсутствие принципиального противопоставления духовенства мирянам, отказ от сложной церковной иерархии, упрощенный культ, отсутствие монашества.
8 Отсутствие культа Богородицы, святых, ангелов, икон; сведение числа таинств к двум: крещению и причащению.
8 Основной источник вероучения – Священное писание.
- Вожди Реформации: М. Лютер, Ж. Кальвин, Т. Мюнцер.
VIII. ЕСТЕСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕЖИТИЯ, ИЗЛОЖЕННЫЕ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ
- Пусть не будет у тебя других богов кроме меня;
- Не сотвори себе кумира;
- Не произноси напрасно имени Бога;
- Шесть дней трудись, а седьмой посвяти Богу своему;
- Почитай отца и мать свою;
- Не убий;
- Не прелюбодействуй;
- Не укради;
- Не лжесвидетельствуй;
- Не пожелай жены ближнего, всего того, что не надлежит тебе.
IX. ПРИНЦИПЫ ОБЪЕКТИВНОГО ПОДХОДА К АНАЛИЗУ СРЕДНЕВЕКОВОГО ИСКУССТВА
- Отказ от интерпретации средневековья как мрачного периода в истории человечества, где господствовали мракобесие и изуверство и все подчинялось церкви. Необходимо открыть пласт народной культуры с ее скептицизмом, вольномыслием, карнавальностью.
- Необходим диалектический подход к «фанатичности» средневекового искусства; то, что для нас сегодня кажется фантастичным, для человека средневековья было вполне достоверно и единственно возможным; магия играла сугубо утилитарную роль, направленную на достижение материального (урожай) или личного (здоровье) благополучия.
|
|
- В средневековом искусстве необходимо видеть не только христианские мотивы, христианскую мифологию, но и мифологию языческую, нередко затемненную поздними христианскими вставками или христианской интерпретацией переписчика.
Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 84; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!