ПРИНЦИПЫ СОЕДИНЕНИЯ РУК И НОГ ЧЕРЕЗ ТЕЛО. «НАВЕДЕНИЕ МОСТОВ».



 

Можно не обладать большой силой и скоростью, иметь посредственную реакцию и выносливость и, тем не менее, эффективно справляться с людьми, заметно превосходящими вас по этим параметрам, можно — при условии хорошо согласованной между собой работы рук и ног. Так, например, старик-мастер побеждает молодого бойца. Такое соединение означает, что:

— конечности двигаются независимо друг от друга, т.е. не влияют на движение друг друга, помимо желания хозяина:

— каждая конечность при этом максимально использует вложение силы всего тела.

— конечности работают самостоятельно, совершая одновременно и атакующие и защитные действия, достаточные для успешного ведения боя, в случае если даже будут повреждены остальные[15];

— руки и ноги помогают друг другу, как четыре хорошо натасканные зверовые собаки подчиняются одному хозяину, но, нападая на зверя, не мешают друг другу. Так в калейдоскопе беспорядочная мешанина стекляшек создает четкий симметричный рисунок. Такое свободное, спонтанное, слаженное взаимодействие и является истинным мастерством — кунг-фу, как говорят китайцы.

Отсутствие такой координации обычно почти для всех, так как лишь очень немногие тратят достаточное количество времени на то, чтобы освоить двигательные возможности своего тела. Повсюду мы можем видеть более или менее ярко выраженный «развал тела», когда человек не может ударить ногой, не сделав при этом совершенно нелепый, неконтролируемый взмах руками, или нанести удар кулаком, не забыв при этом о защите ног. Такое положение обусловливается тем, что рукопашными драками как на улице, так и на татами и на ринге занимается, в основном, молодежь. К 30-ти годам потенциал «драчливости» резко падает, люди отращивают «пивные» животики или делают зарядку, им уже не хочется самоутверждаться этим способом.

Координация и работа над ней — здесь личное дело бойца, специально не развиваемое и поддерживаемое на примитивно-достаточном уровне.

На этом уровне сила и сознание не отделимы, и, если человек бьет кулаком, он вряд ли контролирует все остальные части тела, т.е. он весь, целиком «уходит в кулак». Так военный вождь каких-нибудь варваров бежит на врага, увлекая за собой свою армию. Здесь достаточно пары метко пущенных стрел, и грозная орда споткнется о труп своего предводителя, будет смята, опрокинута и уничтожена. В схватке с таким бойцом достаточно «отрубить» бьющий кулак, чтобы на 90% лишить его возможности драться. Если же одновременно с этим нанести неожиданный удар на другом уровне или направлении, то происходит перехват боевой инициативы, охотник превращается в жертву (рис. 269).

 

 

Рис . 269.

 

Сделав эти удары несколько сильнее, мы можем создать опрокидывающий момент, который приведет к падению противника (рис. 270).

 

 

Рис . 270.

 

Так же удары могут быть заменены рывками и затягиваниями, но общий рисунок движения остается неизменным (рис. 271).

 

 

Рис . 271.

 

Воздействия могут и не совпадать по времени, если производятся с включением или другим воздействием по принципу передачи, который выражается в том, что удар-антипод[16] применяется не непосредственно к самому удару, а к движению противника, вызванному им (рис. 272).

 

 

Рис . 272.

 

В случае правильного использования этой тактики можно повернуть врага легчайшим толчком, т.е. получается принцип, сходный с айкидо, но выполненный на ударной технике (рис. 273).

 

 

Рис . 273.

 

В таком сочетании мы видим, что трудно добиться хорошего взаимодействия рук и ног, поскольку расчет времени нанесения каждого удара должен быть очень точным. Как добиться наведения мостов между руками и ногами, если между ними находится корпус? Очень просто! Вспомните о колодце-журавле или аптекарских весах (рис. 274).

 

 

Рис . 274.

 

Корпус в этом случае посылает вперед ногу, тем самым оттягивает назад руку и т.д. (рис. 275).

 

 

Рис . 275.

 

Следует помнить, что бросок не является самоцелью, вполне хватит даже короткого момента неустойчивости, чтобы успеть войти в первые ворота (см.главу «Трое ворот»). Для нас важна не красота броска, а приведение противника к потере контроля над ситуацией и, вследствие этого, его повреждению и потери возможности продолжать бой.

Если вы будете привязаны к идее закончить бой броском или ударом, т:е. нарушить тем самым его естественное течение, вы будете скованы собственными желаниями и иллюзиями — вам будет «жалко» отпустить понравившийся захват, вы не будете реагировать на «невыгодные удары» и т.п. (рис. 276).

 

 

Рис . 276.

 

Бой должен течь естественно. Ваша цель в нем лишь своевременное выполнение необходимых техник, решение имеющимися у вас в запасе средствами спонтанно возникающих боевых ситуаций. Перестав стремиться к быстрому окончанию боя, вы парадоксальным образом пресечете его почти мгновенно. Если же этого не произойдет, вы сможете удержать противника под контролем столько, сколько вам будет необходимо. Так или иначе, это потребует от вас хорошего сведения техники рук и ног (рис. 277–280).

 

 

Рис . 277. Длина переднего удара ногой равна длине руки .

 

Рис . 278. Измерение необходимой для удара дистанции .

 

Рис . 279. Защита коленом от удара кулаком в живот .

 

Рис . 280. Защита пинком от прямого удара рукой .

 

Основным упражнением для обретения подвижности корпуса и чувства взаимосвязи рук и ног является гашение ударов корпусом в сочетании с тянущими и, соответственно, толкающими движениями конечности (рис. 281).

 

 

Рис . 281.

 

Запомните — мертвый корпус в бою висит на вас мертвым грузом. У вас практически не остается двигательных резервов в работе согнутой рукой и ногой, поскольку сохранить их согнутыми можно при активной работе корпуса и кисти (рис. 282).

 

 

Рис . 282.

 

Траектория удара основана на круговых движениях, но не ограничивается только большими и малыми кругами.

Один переход с большого на малый круг дает неисчислимо большое множество техник. Их можно вязать узлами, делать восьмерки, петли, спирали, волны (рис. 283).

 

 

Рис . 283.

ПРИНЦИП ВОСЬМИ КОНЕЧНОСТЕЙ

 

Если вы хотите быть непобедимым — никогда не ставьте себя в одинаковые условия с вашим противником. Пусть ему всегда будет неудобно сражаться с вами. Мастерство состоит не в том, чтобы превзойти противника, — истинный мастер пытается заманить его в положение, в котором чувствует себя наиболее уверенно. Например, мастера бразильского семейного стиля грейси-джиу-джитсу говорят, что 95% уличных драк кончается схваткой на полу. Наряду с этим, многие представители ударных стилей, являясь прекрасными бойцами, не умеют даже правильно упасть. Они просто заканчивают схватку гораздо раньше. Тэквондо и тансудо, знаменитые обилием ударов ногами, предпочитают драться на длинной дистанции. Китайский Вин Чун стремится навязать ближний бой. Как говорится: «Всяк кулик свое болото хвалит».

Из этого следует вывод: «Чтобы быть непобедимым, вам нужно свое болото, где вы знаете каждую кочку, а противник тут же утонет, сделав малейший неверный шаг». Посмотрим вокруг, нет ли у нас перед глазами живого примера этой тактики. Да вот он, в углу, пеленает очередную муху. Нет, он не сражается, он обедает. Он не гоняется за добычей, он поджидает ее в своем углу. Вот вам первый урок — всегда необходимо знать свое место в этом мире и в этой жизни.

Если бы человек соревновался с лошадью в скорости бега, а со слоном в поднятии тяжести, он бы постоянно проигрывал. Причина, по которой человеку удается подчинить себе и лошадь и слона, лежит в том, что человек никогда не устраивает подобных соревнований. Для него скорость лошади и сила слона не являются вызовом, побуждающим отращивать копыта или хобот. Человек попросту использует скорость лошади и силу слона, запрягая их в свои повозки и заставляя переносить грузы. Т.е. для того, чтобы использовать их силу, чело-век лишает их свободы, связывает их. Посмотрите на паука. Ловко уклоняясь от грозного жала, он неторопливо связывает осу своей липкой нитью. Лишите противника возможности применить свою силу и скорость, и он будет в ваших руках, как оса в сетях паука. У паука 8 ног, у вас 4 конечности. Но человек хитер, он из любой ситуации может найти выход. Согните руку в локте. Видите? Теперь можно использовать выступающий локоть независимо от кисти и колено независимо от стопы (рис. 284).

 

 

Рис . 284.

 

Таким образом мы противопоставляем четырем конечностям противника свои восемь, создавая двойной количественный перевес. Теперь, связывая противника локтями, мы можем применять кисти рук для атаки. Связывая противника кистями можем применять локти, связывая коленом, бить стопой, а прижимая стопой — бить коленом (рис. 285).

 

 

Рис . 285.

 

Если же мы при этом, следуя паучьему примеру, уклоняемся от жала, то есть держаться подальше от «секторов обстрела» рук и ног, т.е. заходить сбоку или сзади, то практически обезопасим себя, в то время как противник совершенно беззащитен (рис. 286).

 

 

Рис . 286.

 

Зайти за спину очень просто. Стоит лишь, захватив одну руку, проскользнуть по ней к плечу, прижаться грудью к корпусу противника — и вот вы уже сбоку, где вашим двум рукам пытается противостоять лишь одна. Такая же ситуация возникает и для ног.

Существует еще один способ прохода обороны противника, применяющийся более опытными бойцами, который состоит в том, что они прорываются со своей контратакой в мертвую зону, расположенную около груди противника, «вклиниваются» в него (рис. 287).

 

 

Рис . 287.

 

Здесь расчет идет на то, что, сознательно рискуя быть охваченным с двух сторон, боец рассчитывает на то, что мощная серия его ударов поразит наиболее уязвимые места, которые расположены на средней линии противника (пах, солнечное сплетение, горло, нос). Такую атаку может предпринять только человек, уверенный в поражающей силе и скорости своих ударов. Здесь боец получает преимущество в том, что, «входя» в противника, он более или менее защищен от атак других, врагов сбоку (рис. 288).

 

 

Рис . 288.

ПРИНЦИП РОДСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ

 

Комбинируя различные способы перехвата инициативы и воздействия на противника, мы встречаемся с такой интересной закономерностью, как принцип «родственных связей», где различные способы воздействия на тело противника представлены как члены одной большой семьи.

Здесь отец и мать — это основные удар и захват, вокруг которых строится весь комплекс действий, определяемый как «комбинация» или «прием», выполняемый бойцом. Это — стержень всего приема.

Например, прямой удар кулаком — отец и мать — это основной захват, который производит боец (рис. 289).

 

 

Рис . 289.

 

Сын — это косвенное яньское воздействие, производимое в процессе основного, либо как следствие основного, но все-таки с помощью своего тела или оружия.

То же относится и к дочери, с той разницей, что это воздействие будет иньским, хватающим.

Внук или внучка — это, соответственно, яньское или иньское воздействие, но происходящее уже без участия тела или оружия бойца, хоть и являющегося результатом последнего (рис. 290).

 

 

Рис . 290.

 

Одно порождает другое, отец порождает сына, сын порождает внука, но вся семья живет в одном и том же доме и ест за одним и тем же столом, весь комплекс воздействий происходит одновременно.

Таким образом, если в стандартных спортивных системах боец вынужден выполнять всю работу кистями рук (парировать удары противника, выполнять свои атаки и контратаки, захватывать и ударять), то в такой дифференцированной системе, где используются двигательные возможности разных частей тела и всего тела в целом, мы можем, распределив «обязанности» между всеми членами семьи, использовать даже любое малейшее движение с максимальным к.п.д.

Спортивная ситуация похожа на такой анекдот: идут 15 туристов, а все рюкзаки тащит один. На вопрос удивленного прохожего отвечают: «А он у нас самый сильный».

Естественно, руки не в состоянии справиться со всей массой свалившихся на них обязанностей и вынуждены упрощать задачу до приемлемых размеров:

— таким образом рука от локтя до кончиков пальцев превращается в негнущуюся прочную дубинку, но уже не обладающую ни качествами меча, ни копья, ни крюка, что может обеспечить только гибкая мобильная кисть;

— активная многоуровневая защита сводится к постоянному широкозахватному «заградительному» огню либо простым подставкам, где рука выполняет роль амортизатора между атакой и уязвимым местом.

Принцип «родственных связей», используя многоуровневую эшелонированную оборону, дает возможность каждому боевому звену активно проявить себя в наиболее, для этого звена, выгодной форме.

Каждый делает свое дело — кисти цепляют, запястья сбивают, предплечья контролируют, локоть обрубает, тело обкатывает (рис. 291).

 

 

Рис . 291.

 

Получается конвейер, где каждый, выполнив свою операцию, передает работу по цепочке далее, а сам возвращает к своей операции, возобновляя цикл с новым объектом.

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 125; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!