Уроки 20-21. Социально-политическая деятельность личности. Молодежное протестное движение. Утопия и идеология.
Цели урока:
1.Изучение роли социально - политической деятельности личности и ее мотивов в общественной структуре
1.Формирование представления о свободе воли как важнейшем историко–психологическом мотиве деятельности личности
2.Умение устанавливать взаимосвязи между социально-политическими, философскими и историческими знаниями;
3.Формирование морально-нравственной оценки свободы воли и ответственности личности
IПроверяем себя:
Дайте характеристику научного, религиозного и художественного сознания
Какие мировые религии вам известны?
Каковы важнейшие мифопоэтические образы русской культуры?
?Что такое социально – политическая деятельность?
20.1. Социально – политическая деятельность направлена на формирование и управление системой общественных отношений между людьми.
IПроверяем себя:
Каковы важнейшие исторические традиции демократической русской культуры?
Каковы цели социально-политической деятельности?
?Повторяем:
?? Каковы ценности молодежного демократического движения? Каковы его формы?
Что такое “комплекс Наины”?
?? Каковы отличия идеологии и утопии как форм социально - политического сознания
Историко-психологические корни социально-политической деятельности. Утопия и идеология
Развитие социально – политического сознания осуществляется в форме взаимосвязанных утопий и идеологий.
|
|
Утопия - форма деятельного сознания, которая выражает в виде художественных образов социальные мечты, основанные на нравственных ценностях, присущих данному народу.
Народные социальные утопические движения определяют возможности развития эпохи, поскольку в их недрах формируются ценностно-значимые изменения культуры. Лидеры народных социальных утопий, как правило, выдающиеся ученые-идеологи, люди нравственно и духовно необычайно сильные, что позволяет им стать легендарными личностями, святомучениками. С утопиями связаны возможности прочного межнационального объединения на основе общего образно- символического поля политической культуры.
K Многие из современных философов полагают, что народные социальные утопии-мечты носят созидательный характер и со временем реализуются, в отличие от идеологий. Другие, напротив, считают, что утопии - антинаучны и не реализуются, в отличие от идеологий. И с теми, и с другими можно поспорить.
Эмоционально - утопическому сознанию человека свойственна религиозная форма.
Идеология - форма деятельного сознания, которая заключается в научном осмыслении утопических образов в сфере социальных интересов отдельных групп граждан (как наука она имеет созидательные функции).
|
|
Идеологии носят устойчивый характер потому, что интересы, как и идеи, выражают взаимосвязь всех уровней психики человека (подсознательно-образного, рассудочного мышления) и социальных отношений.
K Идея содержит в себе утопический образ-мечту, понятие (в основе которого лежит конвенция, соглашение, считать данное высказывание определением образа) и оценку образа-понятия, под которой мы понимаем его актуализацию, то есть критическую проверку на соответствие современным потребностям.
Утопический образ - устойчивый психический знак, который закрепляется в подсознании с помощью эмоций (подобно слепку, находим у Аристотеля сравнение). Однако эмоции отражают актуальное, деятельное, значение образа. Обстоятельства же меняются, и закрепленный эмоционально образ приобретает ложный, несоответствующий действительности, характер. Так возникает антиутопия, рожденная "комплексом Наины", общественным желанием реализовать то, что когда-то не произошло, или "эмоциональная актуализация" ложных образов. Можно это явление так же назвать общественной истерией.
Наиболее сильно это выражено в религиозной идеологии, обращенной непосредственно к утопическому сознанию общества. Нравственные оценки религией исторической реальности и политических деятелей могут носить выраженный реакционный характер, если она делают актуальными и закрепляют в общественном сознании ложные образы и мечты.
|
|
Идеологизация общественного сознания означает актуализацию образов-идей на уровне социально-политических интересов общества.
Причем идеологизация общественного сознания вызвана войнами и иными общественными катаклизмами, которые призваны компенсировать ложные эмоции, вытесняя их. В действительности же их закрепляют. Результатом этого становятся ложные идеологии как гитлеризм, маккартизм, сталинизм в XX веке. Выше мы уже указывали, что такие лже - идеологии спекулируют инстинктами, интересами и мечтами на подсознательном уровне социальной психики (так же как у истеричного человека). Поэтому они имеют разрушительные черты, нарушая целостность нравственно-правовых норм и поведения.
Таковы историко-психологические корни моделей общественного развития в XX веке. Особенность идеологических моделей в том, что, в условиях, когда исторические причины и предпосылки негативных явлений (как монархизм, фашизм, сталинизм) уже отсутствуют, их рецидивы продолжаются. Сгладить проявления и последствия антикультуры возможно, только используя дружескую взаимопомощь различных народов.
|
|
K Идеология является результатом деятельности интеллигенции - социального слоя ученых, участвующих в политической борьбе, используя политические партии, как ее средство
Изучаем учебник:
& Боголюбов Л. Н., Лазебникова А. Ю., Смирнова Н. М. и др., Обществознание, 10 кл.: уч. для общеобр. учр-ий/ РАН/ М.: Просвещение, 2011. 415 с. - § 16. С. 157 – 165.
Понятия: АБСОЛЮТНАЯ СВОБОДА; СВОБОДА КАК ОСОЗНАННАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ
?? Назовите важнейшие черты философских теорий свободы личности?
Исследование понятия этической свободы одно из важнейших направлений развития европейской культуры. Восходит оно к античной науке.
Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 194; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!