Переживания потенциального «Я»



Один из аспектов терапевтического процесса, наблю­даемый во всех случаях, может быть обозначен как «осознание опыта» или даже «переживание опыта». Я на­звал это «переживанием Я», хотя этот термин все-таки не полностью передает точное значение. В безопасности от­ношений с клиент-центрированным терапевтом, в отсут­ствие какой-либо реальной или предполагаемой угрозы для Я клиент может позволить себе исследовать различ­ные аспекты своего опыта так, как он их чувствует или узнает через свои сенсорные и висцеральные механизмы в соответствии с существующей Я-концепцией. Многое из этого сильно противоречит Я-концепции и не может быть полностью пережито обычным способом, но в безо­пасных взаимоотношениях с терапевтом клиент может позволить дойти этому до сознания без искажений. По­этому часто наблюдается следующая схема: «Я такой-то и такой-то, но сейчас я переживаю чувство, несовместимое с этим представлением о себе»; «Я люблю своих родите­лей, но временами испытываю к ним удивляющее меня горькое чувство»; «На самом деле я не такой уж хороший, но иногда я чувствую себя лучшим, чем кто-либо еще». Таким образом, сначала говорится: «Мое Я отличается от моего опыта». Позже это изменяется в предположитель­ный паттерн: «Наверное, во мне существуют множество Я или мое Я настолько противоречиво, как я даже и не мог предположить». Еще позже этот паттерн меняется на другой: «Я был уверен, что Я — это не мой опыт, они слиш­ком противоречат друг другу, но сейчас я начинаю верить, что Я — это весь мой внутренний опыт».

Наверное, сущность этого аспекта терапии помогут передать два отрывка из случая психотерапии, проведен­ной с миссис Оук (Mrs. Oak). Миссис Оук — сорокалет­няя домохозяйка. У нее были некоторые сложности в суп­ружеских и семейных отношениях. В отличие от большин­ства клиентов у нее был глубокий естественный интерес к тем процессам, которые в ней происходили. Беседы с ней, записанные на пленку, содержат огромный матери­ал, отражающий ее позицию, ее восприятие происходящего с ней. В словах она пыталась выразить то, о чем умал­чивали другие клиенты. По этой причине большинство цитат в этой главе будут взяты из этого случая.

Материал, описывающий осознание обсуждаемого опыта, был взят из начала пятой беседы.

 

Клиент: Все это довольно неясно. Но, знаете, у меня по­стоянно возникает мысль, что весь этот процесс для меня что-то вроде складывания загадочной мозаики. Мне кажет­ся, что я нахожусь в стадии рассматривания различных ку­сочков, которые на самом деле не имеют большого значе­ния. Вероятно, я перебираю их, не задумываясь о целой кар­тинке. Эта мысль постоянно ко мне приходит. И мне инте­ресно делать это, потому что я на самом деле не люблю скла­дывать мозаику. Это всегда меня раздражало. Но я так чув­ствую. Я имею в виду, что беру маленькие кусочки (она не­прерывно жестикулирует во время разговора, чтобы проил­люстрировать свои слова) совершенно бессмысленно. Я не вижу общего рисунка. Я просто перебираю их, прикасаюсь к каждому и стараюсь почувствовать, где его место.

Терапевт: А в этот момент, в этом процессе, обладая толь­ко чувством и формой, контурами различных кусочков, вы как-то незаметно чувствуете: «Да, они куда-то подходят», но основное внимание сфокусировано на вопросе: «На что это похоже по ощущению? В чем его особенность?»

Клиент: Правильно. В этом есть что-то телесное. Э-э...

Терапевт: Вы не можете точно описать это без исполь­зования рук. Это реальное, почти чувственное ощущение в...

Клиент: Верно. И снова это, это чувство очень объек­тивно, но я никогда не была настолько близка к себе.

Терапевт: В одно и то же время, отступив, вы смотрите на себя со стороны и каким-то образом становитесь ближе к себе...

Клиент: Угу. И впервые за многие месяцы я не думаю о своих проблемах. Действительно не думаю и не работаю над ними.

Терапевт: У меня сложилось впечатление, что вы всерьез не работали над «своими проблемами». Это совсем не то чувство.

Клиент: Верно. Верно. Я предполагаю, что я... я имею в виду, что я не сидела и не складывала кусочки, чтобы уви­деть картинку. Может быть, я действительно наслаждалась ощущением самого процесса. Или я чему-то, наверное, учусь.

Терапевт: В конце концов, вы ощущаете, что непосред­ственная цель — почувствовать кусочки, а не увидеть кар­тинку, но вам очень приятно по-настоящему познакомить­ся с каждым кусочком. Это...

Клиент: Точно. Точно. И еще это становится каким-то сенсорным ощущением, как прикосновение. Это очень ин­тересно. Иногда не вполне приятно, я уверена, но... Терапевт: Немного другой вид опыта.

Клиент: Да. Точно.

 

Этот отрывок ясно показывает переход опыта в осоз­наваемую форму без попыток осмыслить его как часть Я или соотнести с другим опытом, содержащимся в созна­нии. Это, точнее выражаясь, осознание широкого круга опыта при отсутствии мысли о его связи со своим Я. По­зднее то, что было пережито, может быть осознано как часть Я. Поэтому заголовок этой части звучит как «Пере­живания потенциального Я».

Фактически эта новая и необычная форма опыта, вы­раженная в сбивчивой, но эмоционально ясной вербаль­ной форме, отражена в шестом интервью.

 

Клиент: Ох... я поймала себя на мысли, что в течение этих встреч... ох... я... я... как бы пою песню. Сейчас это звучит смутно и... ох... не то чтобы пою... это как бы песня без ме­лодии. Может быть, это что-то вроде рождающегося стихот­ворения. И мне это нравится, я имею в виду, что это прихо­дит прямо из ничего. И внутри вслед этому появляется... да... появляется как бы другое чувство. Я спрашиваю себя: это случается со всеми клиентами? Возможно, я только пьянею от своих слов. И поэтому мне кажется, я попусту трачу ваше время. Но потом я думаю, сомневаюсь. И до меня еще что-нибудь доходит. Ох, откуда только это берется, я не знаю, нет никаких логических цепочек мыслей. Меня поразила мысль: мы складываем кусочки, не испытывая особых со­мнений и потрясений, или тревог, или сильного интереса, как слепые учатся читать по методике Брайля (Braille). Я не знаю, все как будто перемешалось. Может быть, я испыты­ваю что-то вроде этого.

Терапевт: Давайте посмотрим, что я ухватил из этой пос­ледовательности чувств. Во-первых, вы и я испытываем до­вольно-таки положительные чувства, вы же создаете здесь стихотворение — что-то вроде песни без музыки, что-то очень творческое, но почему-то испытываете долю скепти­цизма. «Может быть, я только говорю, только увлекаюсь словами, которые говорю, а на самом деле все это ерунда». Но позднее вы чувствуете, что, возможно, теперь умеете по-новому переживать, как слепой, пытающийся понять свои чувства с помощью подушечек пальцев.

Клиент: Угу. Угу. (Пауза.) ...и иногда я размышляю про себя: хорошо, наверное, мы смогли бы проникнуть в каж­дый конкретный случай. А когда я сюда прихожу, это стано­вится похоже не на правду, а на фальшь. Потом я оказыва­юсь в бесцельном потоке слов, и у меня постепенно накап­ливаются сомнения. Ну, это напоминает сочинение музы­ки... Наверное, потому я сегодня постоянно сомневаюсь, что все какое-то ненаправленное. И я реально чувствую, что я должна что-то делать, систематизировать. Я должна боль­ше работать и...

Терапевт: Вы как будто задаетесь глубинным вопросом: что я делаю со своим Я, не стремясь к какому-нибудь дей­ствию или решению, не правда ли?

Клиент: И еще дело в том, что я... мне на самом деле нра­вится это новое — назовем его мучительным чувством... я имею в виду то, что ощущаю чувства, которые раньше не испытывала. Мне это тоже нравится. Может, так и надо де­лать. Только сейчас я этого не знаю.

 

Вот здесь и наблюдается сдвиг, который обязательно возникает в более-менее глубокой терапии. Можно пред­ставить его схематично в виде чувства клиента: «Я при­шел сюда решить проблемы, а сейчас я обнаружил, что переживаю свой опыт». И так же, как и у этого клиента, сдвиг обычно сопровождается интеллектуальной форму­лировкой, что это неправильно, и эмоциональной оцен­кой, что это «приятно ощутить».

Мы можем сделать вывод, сказав, что одним из фун­даментальных направлений процесса терапии является свободное переживание актуальных сенсорных и внутрен­них реакций организма без особенных попыток соотне­сения этого опыта с Я. Обычно это сопровождается убеж­дением, что опыт не принадлежит к Я и не может войти в Я в качестве составной части. Конечный результат этого процесса заключается в том, что клиент открывает в себе возможность быть своим опытом с присущим ему много­образием и внешними противоречиями. Клиент может выразить себя, исходя из своего опыта, вместо того что­бы накладывать Я-концепцию на свой опыт, сознательно отрицая неподходящие элементы.

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 208; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!