Идентификация и разотождествление, кое-что о шаманском посвящении
"При виде моих родных, пришедших для битвы, Кришна,
Подкашиваются мои ноги, во рту пересохло,
Дрожит мое тело, волосы дыбом встали. [...]
Их убивать не желаю, Мадхусудана, хоть и грозящих смертью,
Даже за власть над тремя мирами, не то что за блага земные.
Юный бог отвечает на это упреком, после чего начинает великое поучение:
Как у тебя в беде такое смятенье возникло?
Оно для арийца позорно. [...]
Рожденный неизбежно умрет, умерший неизбежно родится;"
("Бхагават-Гита")
Развитие личности проходит через последовательные фазы идентификаций (отождествлений) и разотождествлений. Образцы для идентификаций берутся изнутри (заложенные в генетической памяти) и снаружи – родительские сценарии, значимые другие. Смена образцов идентификации подчиняется закону диалектики: "отрицание отрицания", по которому старое свергается новым и сильным, а то в свою очередь сменяется еще более современным и сильным. Если идентификация реализуется механизмом впитывания личностью как промокашкой неких образов, то разотождествление возможно через механизм отражения, отталкивания, рефлексии, критического отношения к себе и другим. В этой системе соблюдается еще один закон диалектики "единства и борьбы противоположностей", центробежных и центростремительных сил, впитывания и отторжения. Накопление потенциала действия (количества) между полюсами противоположностей приводит к качественным скачкам в развитии, новым во внешнем проявлении и внутреннем содержании этапам. Теперь перед нами третий закон диалектики – "перехода количественных изменений в качественные". В рунах вполне наглядно отражаются последовательные ступени, как идентификации, так и разотождествления, хотя их сопоставление остается достаточно приблизительным. На самом деле каждая руна представляет собой ступеньку, элемент целостного сюжета нашей судьбы во всей ее многоплановости, в котором заложена дихотомия отождествлений – разотождествлений. Однако некоторые руны все же являются узловыми моментами развития после периодов относительно спокойного развития событий. В следующей таблице отражена последовательность идентификаций – отождествлений в личной биографии человека, начиная от рождения.
|
|
Руны | Объекты идентификации |
Соулу | Сильное животное, дух дикого предка |
Тейваз | Родители, род |
Манназ | Значимые другие из мира сверстников, кумиры |
Ингуз | Свое телесное, чувственное начало |
Отила | Свой род, наследие предков |
Фе | Свое личное имущество, атрибуты личной значимости, благополучия |
Турисаз | Свой дом и семья, родина малая и большая |
Райдо | Свои убеждения, ценности |
Кано | Свое творчество, миссия в мире |
Йер | Свой мир |
|
|
Следующая после этой таблица покажет возможную цепочку разотождествлений – освобождения личности от очередного камуфляжа – сущности, которая является зависимостью от образа-архетипа.
Руны | Сущность, с которой происходит разотождествление |
Эваз | Зависимость от родителей, в первую очередь, матери |
Дагаз | Зависимость от наследия предков (отрыв от корней и воспарение в сферы своих возможностей) |
Уруз | Зависимость от старой формы владельца атрибутов собственного благополучия |
Ансуз | Зависимость от процесса материального созидания для обострения духовного "слуха" |
Хагалаз | Зависимость от своей миссии в мире (я уже не тот, кто был раньше в этом мире) |
Эйваз (Иваз) | Зависимость от своего мира, своей концепции мира (моего мира больше нет, зато есть вся Вселенная) |
Это исследование в основном интуитивного характера, вряд ли можно обнаружить в рунном круге математически строгую модель развития – трансформации человека. А, может быть, в этом вообще нет особого смысла. Другое дело, что насыщенный образный ряд рунного круга способен оживить любую высохшую схему. В этом сущность древа мира – Иггдрасиль.
|
|
О самом шаманском, духовном посвящении вряд ли у меня есть столько же оснований рассуждать, как о героическом посвящении. Можно сказать, что если героическое посвящение связано с цепочкой идентификаций, то шаманское – с последовательностью разотождествлений. Эти два пути мне напоминают двойную спираль ДНК, будучи так же перевиты и, в сущности, неотделимы друг от друга. Только в начале круга (от рождения героя) в этой спирали явно толще героическая составляющая, а во второй половине постепенно набирает удельный вес вторая, духовная компонента. Рунный круг отражает полную реализацию человека в круге его судьбы, но она вовсе не значит, что любой человек проходит полноценно все стадии. Нужно немало: желание, возможности, необходимость. Урд, Верданди, Скульд...Снова три норны сидят возле источника Урд. Снова они режут руны и прядут нить судьбы. Пригласите их на свое рождение?
Приложение
РУННЫЙ КАЛЕНДАРЬ
© Copyright Прудиус Елена Константиновна (theatr-skazok@yandex.ru)
Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 133; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!