Политическая мысль в странах Арабского Востока,
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
План
Политическая мысль в странах Арабского Востока, Средней Азии и Закавказья.
Западноевропейские мыслители
Августин Аврелий
Фома Аквинский
Николо Макиавелли
Августин Аврелий
Августин развивал христианскую концепцию истории человечества, в которой все социальные и правовые нормы трактовались как следствие греховной природы человека. Господство «человек над человеком», проявляющееся в отношениях господства и подчинения — «естественный порядок человеческой жизни, возникший в результате грехопадения.
Человеческая природа становится несовершенной и нуждается в контроле: власть необходима, чтобы обеспечить преобладание справедливости и порядок, способствуя тем сами достижению благой жизни в будущем.
Августин защищал земные социально-политические порядки с тем условием, что они должны чинить препятствий христианской религии и церкви. В противном случае политическая власть уподобляется насилию, а государство, лишенное идеи справедливости, подобно шайке разбойников.
Поддерживая идею государства, Августин заложил основы учения о правомерности борьбы с государством неправедным. В разработанной им концепции «двух градов» — «града земного и «града Божьего» — институты светской власти принадлежав первому, а церковные институты — ко второму «граду».
Автор доктрины «двух мечей».
|
|
Официальная христианская» церковь впоследствии использовала эти аргументы Августина для защиты собственных властных притязаний и утверждения себя в качестве главного арбитра земных интересов.
До возникновения Вселенной понятие времени лишено смысла. На это впервые указал Блаженный Августин. Когда его спрашивали, чем занимался Бог до того, как создал Вселенную, Августин никогда не отвечал в том духе, что, мол, Бог готовил ад для тех, кто задает подобные вопросы . Нет, он говорил, что время – неотъемлемое свойство созданной Богом Вселенной и поэтому до возникновения Вселенной времени не было.
Фома Аквинский
Предпринял пытку переосмыслить взаимоотношения церкви и государства. Он попытался осуществить синтез аристотелевского учения о государстве с христианскими церковными канонами.
Государство — не порождение греха, а результат общественной природы человека, наделенного свыше свободной рациональной волей. Цель государства — «общее благо», служба обществу, состоящая в обеспечении условий для достойной, разумной жизни человека в этом мире и приближении его спасения.
Возникновение государства аналогично процессу сотворения мира. При акте творения вначале появляются вещи как таковые, затем происходит их дифференциация в соответствии с функциям, которые они выполняют. Прежде чем приступить к управлению миром, Бог делает его организованным — так и монарх вначале учреждает государство, а затем управляет им.
|
|
Если действия правителей противоречат воле Бога и интересам церкви, то подданные вправе оказать им сопротивление: такое решение вправе принять лишь церковь. Повиноваться властям следует настолько, насколько они от Бога.
Подчинение человека человеку имеет место только относительно телесных действий: во внутренних движениях души челе должен повиноваться не человеку, а единственно Богу. Тем сами он отстаивал определенную автономию частной и духовной жизни человека.
Воспроизводя почти дословно аристотелевскую модель классификацию форм правления, Фома Аквинский в качестве наилучшей предлагал монархию. Свой выбор он аргументировал фактами исторического опыта, наибольшей степенью воплощения в монархии единства цели и воли, способствующих сохранению единства общества. Эти аргументы будут использованы в Новое время теоретиками монархии.
Главным итогом политического учения явился вывод о необходимости подчинения светской власти владычеству церкви, ибо именно последней принадлежит забота о конечной цели — цели спасения.
|
|
С целью обосновать превосходство духовной власти над светской Фома Аквинский расчленяет государственную власть на три элемента: 1) сущность, 2) форму и 3) использование.
Сущность власти — это порядок отношения господства и подчинения, при котором воля лиц находящихся на вершине человеческой иерархии определяет положение низших слоев населения. Такой порядок определен Богом. Поэтому власть есть установление божественное, а значит, она всегда справедлива и добра. Конкретные же ее формы вполне могут быть несправедливо устроенными. Использование их может вырождаться в злоупотребления, поэтому форма и использование лишены печати божественности.
Закон - установление для общего блага, выстроил иерархию законов, в которой различные их виды связаны нитями субординации. Венчает пирамиду вечный закон, заключенный в Боге и тождественный ему, от которого производны другие законы.
Проблема должного - закон Бога, разум, существующий сам по себе. Он универсален и от него производны все остальные законы. Это — естественные законы, связанные с самосохранением и продолжением рода мыслящих существ, и позитивные законы, предписывающие силой и страхом принуждать людей избегать зла и стремиться к добродетели.
|
|
Никколо Макиавелли
Термин «макиавеллизм» используется обычно для характеристики политики, основанной на пренебрежении нормами морали.
Н. Макиавелли объявлен сторонником чистой политики и рассматривается как мыслитель, отделивший политику от морали и религии, как защитник принципа «цель оправдывает средства», что справедливо лишь отчасти.
В его произведениях отражен характер политических процессов, протекавших в Италии в тот период: раздробленная, раздираемая противоречиями среди бесчисленных политических группировок, она превратилась в арену борьбы между Францией и Испанией за европейскую гегемонию.
Человек связан определенными условиями жизни, с которыми он обязан согласовывать свои поступки. Тем не менее, в противоположность христианской доктрине, Макиавелли отстаивает идеал человек-борца, идущего наперекор судьбе.
Логическую и психологическую предпосылку его теории власти составляет пессимизм по отношению к людям: люди в целом неблагодарны, лживы, лицемерны, малодушны, алчны и дурны. Тот, кто хочет добиться успеха в политике, не может руководствоваться в своих поступках только законами нравственности. Государь должен обладать силой духа и творить добро, насколько это возможно, и зло — насколько это необходимо.
Макиавелли рассматривает государство не как раз и навсегда данный институт в его иерархической статике, что было характерно для средневековой идеологии, а в движении, как результат, зависимый от соотношения разных политических сил.
В основе политического поведения сила выступает как основа права, и тем самым политика освобождается от морали.
Подобно Аристотелю, Макиавелли считает, что нет идеальных форм государства. В стране, расколотой на враждебные блоки, республика невозможна, а "развращенному народу необходимо единовластие".
Макиавелли выводит образ властителя, попирающего моральные законы. В принципе монарх доложен стремиться к тому, чтобы его считали честным и добродетельным, но если это мешает сохранить единство страны и верность подданных, не нужно опасаться прослыть лицемерным и коварным.
Макиавелли судит о правилах политического искусства не с точки зрения справедливости и морали, а с позиции тех политических целей, для достижения которых моральные критерии могут быть отброшены. Макиавелли формулирует свой знаменитый тезис "Цель оправдывает средства". Он признает абсолютизм в качестве временной переходной меры для слома старых отношений.
Насилие оправдано лишь в целях объединения государства, поэтому зло необходимо использовать против большего зла, а силу победить можно только насилием.
Успешное развитие государства возможно лишь в условиях республики. Республика обеспечивает свободу и гражданское равенство.
Макиавелли в отношениях государей и подданных делает ставку на силу и страх: "Люди меньше остерегаются обидеть того, кто внушает им любовь, нежели того, кто внушает им страх". Любовью можно пренебречь ради своей выгоды, тогда как страх поддерживается угрозой наказания, которой пренебречь невозможно".
Высшая политическая цель — сохранение государства всеми доступными средствами и любой ценой.
Власть - это необходимое средство для достижения общего блага, стабильности и единства государства. Государство делает великим благо людей.
Политическая мысль в странах Арабского Востока,
Средней Азии и Закавказья.
Если идея светского государства родилась в греческой и римской культурах еще до нашей эры и уже тогда прочно закрепилась, то на Арабском Востоке, в Средней Азии и Закавказье господствовали теологические трактовки государства. Объективная необходимость в объединении разрозненных арабских племен, враждовавших между собой и истреблявших друг друга, побуждали лидеров к поиску социальных механизмов, которые бы способствовали объединению арабов. Такими механизмами были институт частной собственности, составлявший фундамент стабильности в любом обществе, и государство. Да, несправедливое, защищавшее интересы богатых и обдиравшее бедных до последней нитки, но улаживавшее внутренние конфликты, державшее в страхе тех, кто посягал на его устои, способное применить силу.
Интеграционным фактором для арабских народов выступил ислам. Эта религия возникла в VII в. н. э. и в переводе с арабского означает "покорность". Она основана на вере в то, что Аллах и его посланник, управляющий людьми по божественной воле, определяют, как это сказано в Коране, жизнь всех своих подданных. "Повинуйтесь Аллаху и обладателям власти среди вас". Смысл этой идеологии — покорность и смирение, повиновение сильному, богатому, власть имущему.
К моменту зарождения ислама традиционные общества арабского Востока еще не знали государственной организации. Быстрое развитие и распространение мусульманской веры, происходившее в специфической культурной среде, включавшей политеистические племенные верования и иудео-христианские воззрения, на фоне постоянных межплеменных столкновений стало ведущим фактором возникновения арабского государства. Выполняя священную функцию защиты веры, восточные владыки и правящая верхушка широко применяли в политической практике религиозные этнические нормы ислама.
Государственная власть в трактовке представителей арабской правящей элиты представляла собой ими как преемственность миссии Пророка по распространению новой веры и руководство практическими делами мусульманской общины, поэтому повиновение властям является религиозной обязанностью мусульман.
Ислам изначально обосновывает идею теократии — власти духовенства. И в реальной жизни верховная власть действительно принадлежала духовным лидерам ислама. Однако, с течением времени в конфликте духовных лидеров и светских правителей верх заняла светская власть.
Низами Гянджеви
Идеал - просвещенная монархия. Государственный строй будет устойчив, если правитель соблюдает закон.
Предлагает идею народного суверенитета и ответственности правительства перед народом.
Низами в XII в. изображает страну, которая где-то существует, с идеальным общественным строем. Здесь полностью уничтожена эксплуатация и насилие, отсутствует госаппарата, все равны в имущественном и социальном отношении. Отсутствует классовое разделение на богатых и бедных, обязателен общий труд и равномерное распределение продуктов и товаров. Эта утопическая страны не знает пороков, свойственных реальному обществу.
Мхитар Гош.
Оправдывая неравенство людей и считая его источником появления государства, Гош в то же время критикует феодальный абсолютизм, выступает сторонником смягчения этого политического режима.
Считает необходимым провести реформу налоговой системы и снизить налоги, а также сократить количество дней, которые свободные крестьяне работают на феодала, до одного.
Отрицательно относился к политической нестабильности, к которой одинаково могут вести как сильное имущественное расслоение населения, так и отсутствие самой власти. Поэтому он не стремится убрать абсолютную власть знати, а предлагает способы ослабления социальных конфликтов и выступает за сильное централизованное государство. Именно оно способно наблюдать за исполнением законов и обеспечить порядок в обществе.
Ибн Халдун
Он выделял две исторические фазы развития общества: "сельскую жизнь", т. е. занятие земледелием и скотоводством, и «городскую жизнь» — занятие ремеслами и торговлей. Каждой фазе соответствует и своя форма власти. В первой фазе обществом управляют вожди и старейшины с ограниченной властью. Для второй фазы характерно государство во главе с царем, власть которого неограниченна. Ибн Халдун резко критиковал такую государственную политику, которая наносит ущерб собственности подданных.
Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 158; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!