При использовании наглядных средств следует придерживаться ряда правил.
1. То, что вы показываете, должно быть видно всем слушателям.
2. Текст на слайдах и плакатах должен быть виден с последних рядов аудитории (буквы должны быть достаточно большими, использовать только контрастные цвета).
3. Желательно давать на плакатах не текст, который вы будете читать, а то, что нельзя или трудно описать словами (взаимосвязи, взаимодействия, взаимоположение и т. п.).
Если все же вам необходимо дать текст, то основное правило –7 х 7: не больше 7 строк и не больше 7 слов в строке.
Убеждение слушателей
Задача убеждения слушателей решается двумя способами:
· "сильная" аргументация
· и невербальные средства воздействия.
При аргументации своей точки зрения важно
· использовать не только логические доказательства,
· приведение всех "за" и "против",
· но и эмоциональные аргументы,
· ссылки на опыт,
· мнения авторитетных людей.
ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ АРГУМЕНТАЦИИ
Конкретные примеры | · приведение конкретных примеров, · подтверждающих основной тезис. |
Иллюстрации | · использование пословиц и поговорок, анекдотов, примеров из литературных произведений и т. п. для повышения убедительности основного тезиса |
Позитивная аргументация | · изложение положительных результатов и выгод от принятия данной точки зрения или предложения |
Негативная аргументация | · изложение негативных моментов, отрицательных результатов и последствий, которые возможны в случае непринятия основного тезиса. |
Ссылка на авторитеты | · ссылки на народную мудрость, на великих людей, данные научных исследований и т. п. |
Логическая аргументация | · обоснование своей позиции с использованием логических приемов ("Если... то...", "Отсюда следует...", "Вывод..."). |
Эмоциональная аргументация | · ссылки на эмоции, · отношение, · чувства, · настроения и т. п. Для обоснования справедливости основного тезиса · "Приятно, когда...", · "Здорово, что можно...", · "Вызывает справедливое негодование тот факт, что..." и т. п. |
Гиперболизация | · преувеличение, доведение идеи до абсурда с целью подтверждения основного тезиса |
|
|
· Привлекает слушателей и демонстрация собственной убежденности и искренности.
· Вызвать положительное, заинтересованное отношение к себе и к тому, что вы говорите, возможно, через демонстрацию единства интересов со слушателями, через собственную увлеченность темой.
· Используйте личные местоимения, где только возможно, чтобы показать солидарность со слушателями.
Чаще используйте местоимения "мы", "нам" или "наше".
|
|
Усилить воздействие на аудиторию можно и с помощью некоторых приемов:
· отдельные слова и предложения надо выделять голосом (громкостью, тоном);
· нужный акцент может быть сделан путем повторения ключевых слов;
· эффект выделения конкретной мысли, идеи или проблемы достигается внезапным ускорением или замедлением темпа речи;
· сделать паузу перед отдельными словами и фразами, которые говорящий хочет выделить особо, либо после них;
· усилить сказанное помогают некоторые жесты (поднятый указательный палец, удар кулаком по столу и т. п.);
· использовать наглядные средства;
· использовать глаголы вместо существительных
(прибавление – прибавить, обеспечение – обеспечить, достижение – достичь и т. п.);
· употреблять активные глагольные формы вместо пассивных(было сделано – сделали);
· использовать образность.
Например,
вместо фразы
"Нам придется отказаться от реализации задачи по ускорению этого процесса с помощью имеющихся у нас средств, если мы не сможем устранить ряд тормозящих этот процесс факторов"
можно сказать:
"Пора прекратить нажимать одной ногой на газ, а другой – на тормоз: это ущербная стратегия!"
Убеждению слушателей способствует уверенность докладчика в себе.
|
|
Не следует путать
· уверенность в себе
· с агрессивностью.
Сравните невербальные проявления уверенного, неуверенного и агрессивного поведения.
Невербальные средства | Неуверенность | Агрессивность | Уверенность в себе |
1 | 2 | 3 | 4 |
Поза | Согнутая, сутулая, принужденная | Выпрямленная, напряженная, нависающая над собеседником | Прямая, спокойная, открытая |
Выражение лица | Испуганное, напряженное, изменяющаяся улыбка, часто кивает головой, в знак согласия. | Напряженное, глаза опущены, зубы сжаты | Заинтересованное, сосредоточенное, дружелюбная улыбка |
Глаза | Смотрит в пол, избегает зрительного контакта | Угрожающе "сверлит" взглядом | Нормальный зрительный контакт, не избегает смотреть на собеседника, но и не смущает его слишком пристальным взглядом |
Речь и голос | Тихий, сомневающийся, медленный, запинки | Громкий, быстрый, требовательный, не допускающий возражений. | Спокойный дружелюбный |
Жесты | Частые адаптивные (потирает руки, крутит что-то в руках и т.п.) либо их отсутствие из-за скованности | Указывающие, вторгается в личное пространство собеседника | Спокойные, уместные. |
|
|
Голос, вызывающий доверие.
Чтобы вызвать доверие, голос не должен быть ни слишком громким, ни очень тихим.
· Громкий голос воспринимается как претензия на доминирование и поэтому препятствует созданию атмосферы взаимного доверия.
· Слишком тихий голос воспринимается как признак неуверенности человека в том, что он говорит.
· Тон не должен быть ни слишком резким, ни излишне мягким.
Ø Резкий тон может вызвать ответную агрессивную реакцию.
Ø Слишком мягкий тон может создать у слушателя впечатление, что его пытаются ввести в заблуждение.
· Тон должен передавать уверенность человека в своих силах.
· Трудно доверять тому, кто чувствует себя неуверенно и, похоже, сам себе не верит.
· Высокий темп речи в данном случае малопродуктивен и даже вреден.
· Человек, говорящий скороговоркой, в лучшем случае воспринимается как болтун.
· Речь, в которой смысловой акцент делается на позитивных словах и фразах, звучит более убедительно.
· Злоупотребление интонацией придает речи излишне назидательный характер, что может быть воспринято собеседником как стремление к доминированию.
Комментарии
Нужный политический имидж создается и поддерживается практически исключительно за счет невербальных средств.
Приведем некоторые средства воздействия, обычно используемые политиками:
· сидящий политик обычно подается телом вперед, чем демонстрирует готовность сотрудничать со своим собеседником. Он поддерживает с собеседником более длительный зрительный контакт, чем это бывает при обычном общении. Такое поведение не только дает возможность выглядеть хозяином положения, но и позволяет лучше контролировать взаимодействиес собеседником;
· политик стремится оставить последнее слово за собой, исходяиз того, что последнее слово всегда остается за человеком,обладающим наиболее высоким статусом:
· жесты политиков размашисты и часто подчеркнуто театральны. Когда политик стремится "продавить" свои идеи, он стучит кулаком по столу, клеймит невидимого противника указующим перстом, а по окончании наиболее удачной тирадыдержит драматическую паузу, провоцируя нужную реакциюаудитории;
· политики стремятся вызвать доверие окружающих. Они твердо глядят искренними глазами в глаза собеседника. Рукопожатие их естественное и крепкое. Они охотно кивают в ответ, словно им не терпится вникнуть в мельчайшие детали проблемы. Они непременно улыбаются собеседнику.
· Диаметрально противоположный участок политического спектра представлен государственными деятелями. Для них характерна общая сдержанность движений и жестов, прямая осанка, легкая улыбка при общении с публикой и размеренная, продуманная речь.
Заключение выступления
Любое выступление должно заканчиваться заключением.
Оно решает несколько задач:
· подводит итог выступлению;
· именно в заключении достигается поставленная вами цель (вызвать энтузиазм, согласие, призвать к действию);
· готовит слушателей к тому, что сейчас вы закончите говорить.
Заключение является кульминацией выступления,
· поэтому отсутствие заключения или скомканное заключение очень сильно снижает впечатление от выступления.
· Не меньшей ошибкой является и затянутое заключение, когда докладчик уже показал (и словами, и всем своим поведением), что конец близко, но говорит, говорит и никак не может остановиться.
Слушатели начинают томиться и смотреть на часы.
Запомните: вторая половина выступления всегда воспринимается как более долгая по сравнению с первой, а затянутое заключение в восприятии человека растягивается еще больше!
Волнение при выступлении
Волнение – естественное состояние. Волнение не всегда плохо, оно добавляет выразительности выступлению, показывает, что вам небезразлична тема, небезразличны слушатели и их мнение.
Основная задача выступающего состоит не в том, чтобы вообще не волноваться, а в том, чтобы уметь справляться с волнением.
Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 280; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!