Первое известие о Москве, 1147 год
Славянский мир . Древняя Русь
т
ИСТОРИЯ
РОССИИ
ВВЕДЕНИЕ
Настоящее пособие представляет системное изложение в краткой форме курса истории России с древнейших времен до наших дней, изучаемого в рамках школьной программы. События описываются в строгой логичной последовательности, доступным языком. В дополнение к основному материалу даны приложения в виде именного указателя, хронологических таблиц, списков литературы для дополнительного чтения. Для более глубокого знакомства с некоторыми вопросами представлены фрагменты из исторических источников, позволяющие сделать самостоятельные выводы и суждения по некоторым спорным проблемам истории России (фрагменты цитируются по следующим изданиям: Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до 1861 года. — М., 1987; Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до конца XVIII века. — М., 1989; Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. — М., 1999).
Пособие базируется на школьных учебниках, рекомендованных Министерством образования, и широком круге пособий, справочников и хрестоматий по истории России. Оно позволяет получить основные представления о прошлом страны, систематизировать и обобщить имеющиеся знания.
СЛАВЯНСКИЙ МИР. ДРЕВНЯЯ РУСЬ
: ■ ■ .. . ■ ■ ... . ■ ...
|
|
Восточные славяне
Как считают исследователи, современные ветви славянства возникают в результате распада славянских группировок венедов, антов и склавен (в VI—VII веках), расселившихся по территории Восточной Европы в VII—VIII вв.
Уже с IX века известна территория расселения восточных славян (полян, древлян, славян ильменских, дреговичей, кривичей, северян, радимичей, вятичей, уличей, тиверцев и т. д.).
Соседями восточных славян были финно-угорские племена на северо-востоке, ираноязычные — на юге. Шел процесс ассимиляции, взаимодействия культур.
Угрозу с востока и юго-востока славянам долгое время представляли Волжская Булгария и Хазарский каганат, с северо-запада — норманны, называвшиеся на Руси варягами, пик набегов которых приходится на IX век.
В борьбе с врагами оформилась военная организация славянского общества: сотни во главе с «сотским» и тысячи во главе с «тысяцким». Одним из военных руководителей был князь, выполнявший, кроме того, некоторые судебные и религиозные функции. В этом ему помогал совет старейшин («старцы градские»), а в военных делах — дружина. Важным элементом общественно-политического устройства было вече.
|
|
Экономика восточных славян была смешанного типа: преобладало земледелие, которое дополнялось скотоводством и промыслами. Земледелие носило экстенсивный характер: на севере — подсечно-огневая система, на юге — перелог. Славяне в основном разводили крупный рогатый скот, лошадей. Среди промыслов следует отметить охоту, рыболовство, бортничество (добыча меда диких пчел). Развитие ремесел зависело от наличия источников сырья. Распространение получили такие ремесла, как обработка металла, гончарное, кожевенное, ткацкое ремесла. На основе крупных речных систем зарождается торговля (путь «из варяг в греки», Волжский путь). Торговали славяне медом, воском, мехами и т. п. Ввозились предметы роскоши: украшения, вина, дорогие ткани и т. д.
Религией восточных славян было язычество (фетишизм, анимизм, демонические верования). Постепенно произошел переход к политеизму (вере в богов). Наиболее известными богами на Руси были Перун (бог грозы, молнии, грома), Дажбог и Хоре (разные представления солнца), Волос, или Велес (бог скота, торговли, богатства), Мокошь (богиня плодородия, воды, покровительница женщин), Стрибог (бог ветра, вихря, вьюги), Симаргл — священный крылатый пес (охранял семена и посевы).
|
|
Изменения в восточнославянском обществе привели к языческим реформам. Так в 980 году в Киеве сооружается языческий пантеон божеств, главным из которых становится Перун. Смысл реформы — удержать власть киевского
358 ИСТОРИЯ ♦ ИСТОРИЯ РОССИИ
князя над покоренными племенами. Влияние язычества сохранялось и после принятия христианства.
Образование государства
Развитие общественных отношений у восточных славян привело к зарождению государственности.
На северо-западе Восточной Европы сложился союз союзов разноэтнических племен. Летопись рассказывает о том, что славяне, чудь, кривичи и весь обратились к варягам: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». Три князя прибыли по приглашению: Рюрик стал княжить в Новгороде, Синеус — на Белоозере, Трувор — в Изборске. Оказав значительное влияние на оформление княжеской власти и развитие культуры, варяги не принесли на Русь государственности, складывающейся и развивающейся в древнерусском обществе.
|
|
Под влиянием внешней опасности со стороны хазар, печенегов и варягов сформировался суперсоюз славянских племен во главе с полянами в Среднем Поднепровье (так называемая «Русская земля» — треугольник, ограниченный Киевом, Черниговом и Переяславлем).
После смерти Рюрика (879 год) его родственник Олег, захвативший власть в Новгороде, в 881 году объединил Новгород и Киев. Олег покорил соседние племена древлян, северян и радимичей. Однако власть эта была непрочна, и преемнику Олега Игорю вновь пришлось покорять древлян. В 945 году, взяв с древлян дань, он вернулся к ним с небольшой дружиной за новой данью, но был убит. Его жена Ольга жестоко отомстила за его смерть. Столица древлян Искоростень была сожжена, многие древляне убиты и обращены в рабство.
Так росло Киевское государство, укрепление которого привело к активизации внешней политики. Не ограничиваясь торговлей, Олег, а затем Игорь совершили походы на богатый Царьград. Княгиня Ольга посетила Царьград с «дружественным визитом». Ее воинственный сын Святослав вел борьбу с Византийской империей, разгромил Хазарский каганат, нанес поражение народам Северного Кавказа. Византийскому императору удалось использовать в борьбе со Святославом печенегов, от руки которых и пал возвращавшийся из похода на Византию Святослав в 972 году.
При младшем сыне Святослава Владимире 1 уже все земли восточных славян объединились в составе Киевской Руси. Ему удалось укрепить государственный аппарат и обеспечить защиту русских земель от печенежских племен.
Крещение Руси
Князь Владимир и его окружение, стремясь предотвратить распад единого государства, предприняли ряд мер идеологического характера. Владимир обратил свое внимание на христианство — монотеистическую религию, в которой главное место занимала идея централизации.
Около 988 года Владимир, крестившись сам, приказал крестить своих бояр, а затем и весь народ. Принятие христианства укрепляло го-сударстг~чную власть и территориальное единство Киевской Руси, имело большое международное значение и сыграло значительную роль в развитии русской культуры. Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит, которого назначал константинопольский патриарх. Население должно было платить налог в пользу церкви — «десятину» (десятая часть дохода).
Первыми русскими святыми стали князья Борис и Глеб, погибшие в кровавой междоусобице, разгоревшейся после смерти Владимира.
На киевском престоле утвердился старший сын Владимира Святополк, получивший за убийство братьев прозвище «Окаянный»,
Ярослав Мудрый
Младшему сыну Владимира — Ярославу, княжившему в Новгороде, удалось разгромить и изгнать за пределы Руси Святополка Окаянного. Ярославу Мудрому (1019—1054) удалось обезопасить Русь от печенежских набегов. Вырос международный авторитет Руси, широко велось строительство, работы по обучению грамоте. С именем Ярослава Мудрого традиции связывают составление «Русской Правды» — сложного юридического памятника, опиравшегося на нормы обычного права и на прежнее законодательство. Многие статьи и разделы этого документа были приняты уже после смерти Ярослава. Законы разбирали споры между свободными людьми, прежде всего в среде княжеской дружины.
После смерти Ярослава Мудрого его сыновья Изяслав, Святослав и Всеволод, некоторое время действовавшие сообща, рассорились между собой. В 1070-е годы вспыхнула междоусобная борьба, осложнившаяся постоянным вмешательством внешней силы — кочевников-половцев, йзяслав был убит в сражении, киевским князем стал Всеволод, а после его смерти — Святополк. С 1113 года киевским князем становится Владимир Всеволодович Мономах, которому, как и его сыну Мстиславу Владимировичу (1125—1132), не удается сдержать распад единого государства.
Славянский мир . Древняя Русь
В 1097 году на съезде в городе Любече окончательно оформился распад суперсоюза восточных славян на отдельные города-государства, из которых наиболее крупными стали Галиц-ко-Волынская Русь, Ростово-Суздальская Русь и Новгородские земли.
Галицко-Волынская Русь
Галицко-Волынская Русь располагалась на юго-западе земель восточных славян от Побу-жья до бассейна реки Сан. Здесь жили племена бужан, волынян, хорват, тиверцев, уличей.
Экономическому подъему способствовало наличие благодатных земель, обширных лесов, залежей каменной соли. Росли крупные города — Галич, Владимир Волынский, Холм, Берестье, Львов, Перемышль и др. Отсутствовала угроза со стороны кочевников.
В конце X—начале XI века возросло значение города Владимира, началась борьба за отделение от Киева. С 1130-х годов возникает собственная княжеская династия, основателем которой становится внук Владимира Мономаха Изяслав Мстиславович. В середине XII века прекращается зависимость Владимира от Киева. Тогда же независимости от Киева добивается и галицкая земля, которая достигает особого могущества при князе Ярославе Осмомыс-ле (1152—1187).
В Галицкой земле было сильно влияние городской общины, борьба с которой привела к приглашению владимирского князя Романа Мстиславовича и объединению Галицко-Волын-ских земель в единое государство в 1199 году. Одним из сильнейших на Руси становится га-лицкий князь Даниил Романович.
Однако в первой половине XIII века Галицкая и Волынская земли распались на самостоятельные города-государства.
Владимиро-Суздальская земля
Ростово-Суздальская земля (как ее называли сначала) занимала территорию в междуречье Оки и Волги. Район богат плодородными почвами, пригодными для земледелия. Подъем экономики привел к росту старых и возникновению новых городов. Территория была хорошо защищена от внешних врагов естественными преградами, что способствовало притоку сюда населения из южнорусских княжеств. Через Владимиро-Суздальские земли проходили и важные торговые пути, в частности, Волжский торговый путь.
Экономический подъем привел к возникновению сильного местного боярства, стремившегося вместе с князьями отделиться от Киева. И
359 Щ
если Юрий Долгорукий (1125—1157) посвятил жизнь борьбе за киевский великокняжеский престол, то его сын Андрей (1157—1174), получивший прозвище «Воголюбский», сосредоточился на местных интересах, распространяя дани и укрепляя границы Северо-Восточной Руси. Политику Андрея Боголюбского продолжил его брат Всеволод Большое Гнездо (1176—1212).
Однако уже в первой четверти XIII века Ростово-Суздальская земля распалась на несколько городов-государств, волостей.
Новгородские земли занимали огромную территорию от Ледовитого океана до верховьев Волги, от Белого моря до Урала. В XI веке Новгород стал одним из самых могущественных городов-государств Древней Руси. Земля была сосредоточена в основном в руках местного боярства, однако своего хлеба не хватало. Значительное развитие получили промыслы — охота, рыболовство, солеварение, производство железа, бортничество. Выгодное географическое положение (Новгород находился на пересечении торговых путей) способствовало развитию торговли и препятствовало набегам кочевников.
С конца XI века князь из наместника киевских правителей постепенно превращается в представителя республиканской волостной администрации. С 1130-х годов ликвидированы последние остатки власти Киева над Новгородом, складывается Новгородская волость (главный город с зависимыми от него пригородами).
Постепенно сложилась система, характерная для древнерусских городов-государств (вече, князь, посадник, тысяцкий, народное ополчение).
Высший орган власти — вече, где избиралось новгородское управление, рассматривались важнейшие вопросы внутренней и внешней политики и т. д.
Вече выбирало главу новгородской церкви. Важным должностным лицом был посадник, фактически являвшийся главой правительства, в руках которого были управление и суд. Тысяцкий ведал городским ополчением и судом по торговым делам.
Вече приглашало князя, который руководил армией во время военных походов. Дружина князя следила за порядком в городе.
Новгороду удалось отбить натиск со стороны Швеции и Ливонского Ордена в 1240-х годах, но зависимость от Золотой Орды оказала значительное влияние на дальнейшее развитие Новгородских земель.
Культура Киевской Руси
Культура Киевской Руси достигла высокого уровня развития. В основе — устное народное творчество. Если о славянской мифологии со-
ш
360
ИСТОРИЯ ♦ ИСТОРИЯ РОССИИ
хранилось мало сведений, то о более позднем пласте народной культуры — былинах — известно значительно больше.
Ряд современных историков считает, что в былинах в обобщенной форме нашли отражение общественно-политические процессы и исторические персонажи. Наиболее известны циклы героических былин (о Илье Муромце, Доб-рыне Никитиче, Алеше Поповиче и др.). Былины дают представления о культурном уровне народа, образованности и грамотности. Широкое распространение грамотности подтверждается и другими источниками (берестяные грамоты, граффити).
К XI веку относится зарождение русской литературы, возникает русское летописание («Повесть временных лет», написанная монахом Киево-Печерского монастыря Нестором).
Выдающимся памятником древнерусской литературы является «Слово о полку Игореве», повествующее о походе новгород-северского князя Игоря против половцев в 1185 году.
В Киевской Руси высокого уровня достигла архитектура. Памятников древнерусского деревянного зодчества не сохранилось, до наших дней дошло немного и каменных построек.
В 996 году в Киеве была построена так называемая Десятинная церковь, посвященная Успению Богородицы (в первоначальном виде не сохранилась), там же около 1037 года византийскими архитекторами был создан Софийский собор. В 1045—1050 годах и в Новгороде был построен Софийский собор, архитектура которого более строга.
В XI—XIII веках появляется много произведений архитектуры и в других русских землях (Полоцк, Чернигов, Вышгород). Интересна архитектура Ростово-Суздальской земли (Успенский собор во Владимире, княжеский замок в Боголюбове, церковь Покрова на Нерли).
В Древней Руси получила распространение и живопись, прежде всего фрески — роспись по сырой штукатурке и икона.
Развиваются художественные ремесла — «златокузнечество» (ювелирное дело), гончарное дело и др. Говоря о развитии древнерусской культуры в IX—XII веках, следует отметить, что она проникнута языческими традициями. Двоеверие, сочетание христианской веры и прежних языческих обычаев было характерно не только в домонгольский период, но и до конца XVII века, а в некоторых случаях и позднее.
Основные документы эпохи
«Повесть временных лет», «Русская правда», «Изборник», «Поучение Владимира Мономаха», «Правда Ярославичей».
|
Основные исторические даты
Даты | ,-------------------------------------------------- События |
860 | Первое летописное упоминание о Руси |
882 | Объединение Новгородских и Киевских земель в единое Древнерусское государство |
907,911,944 | Первые договоры Руси с Византией |
945 | Восстание в древлянских землях |
964—972 _ | Княжение и походы Святослава |
980—1016 | Княжение Владимира Святославича |
988 | Принятие христианства на Руси |
1019-1054 | Княжение Ярослава Мудрого. Составление «Русской Правды» |
1113—1125 | Княжение Владимира Мономаха. Дополнение «Русской Правды» законами о закупах и резах |
Исторические деятели
Рюрик (?—879) — родоначальник династии Рюриковичей, первый русский князь. Летописные источники утверждают, что Рюрик был призван из варяжских земель новгородцами на княжение вместе с Синеусом и Трувором в 862 году. После их смерти правил всеми новгородскими землями. Перед смертью передал власть своему родственнику — Олегу.
Олег (?—912) — княжил с 879 по 912 год сначала в Новгороде, затем в Киеве. Является основателем единой древнерусской державы, созданной им в 882 году с захватом Киева и подчинением Смоленска, Любеча и других городов. После переноса столицы в Киев подчинил также древлян, северян, радимичей. Одним из первых русских князей предпринял удачный поход на Константинополь и заключил с Византией первый торговый договор. Получил прозвище «Вещий», то есть мудрый.
Игорь (?—945) — сын Рюрика, княжил с 912 года. Главным направлением его деятельности была защита страны от набегов печенегов и сохранения единства державы. Предпринял многочисленные походы по расширению владений Киевской державы. Продолжил походы на Византию. Предпринял первые успешные походы в пределы Северного Кавказа и Закавказья. В 945 году попытался дважды собрать дань с древлян (порядок ее сбора не был закреплен юридически), за что был ими убит.
Ольга (890—969) — жена князя Игоря, первая женщина-правительница Русского государства (регентша при сыне Святославе). Установила в 945—946 годах первый законодатель-
Славянский мир . Древняя Русь
ный порядок сбора дани с населения («уроки» и «погосты»). В 955 году (по другим данным — в 957 году) предприняла поездку в Константинополь, где тайно приняла христианство под именем Елены. В последние годы жизни от политической деятельности была практически отстранена.
Святослав (?—972) — сын князя Игоря и княгини Ольги. Правил с 962 по 972 год, отличался воинственным характером. Был инициатором и руководителем многих захватнических походов: на окских вятичей (964—966), хазар (964—965), на Северный Кавказ (965), Дунайскую Болгарию (968, 969—971), Византию (971). Воевал против печенегов (968—969, 972). Во время возвращения из Болгарии в 972 году его обескровленное в войне с Византией войско атаковали на Днепре печенеги, Святослав был убит.
Владимир I Святой (?—1015) — младший сын Святослава, победивший своих братьев Яро-полка и Олега в междоусобной борьбе после гибели отца. Князь новгородский (с 969 года) и киевский (с 980 года). Покорил вятичей, радимичей и ятвягов. Продолжил борьбу отца с печенегами, Волжской Булгарией, Польшей, Византией. При нем были сооружены оборонительные рубежи по рекам Десна, Осетр, Трубеж, Сула и др. В 988—990 годах ввел в качестве государственной религии восточное христианство. Был канонизирован Русской православной церковью.
Ярослав Мудрый (ок. 978—1054) — великий князь киевский с 1019 года, сын Владимира Святого. Незадолго до смерти отца, будучи новгородским князем, отказался признавать власть киевских правителей и платить Киеву дань, чем вынудил Владимира с войском выступить против Новгорода. После смерти отца вел борьбу с братьями за власть. После смерти брата Мстислава объединил киевские земли под своим началом. Разбил печенегов, которые после этого прекратили нападения на Русь. Совершил последний поход Руси против Византии. Пытался укрепить международное положение Руси при помощи династических браков.
Владимир II Всеволодович Мономах (1053— 1125) — князь смоленский (с 1067 года), черниговский (с 1078 года), переяславский (с 1093 года), великий князь киевский (1113—1125). Сын Всеволода и дочери византийского императора Константина Мономаха. Был призван на княжение в Киеве по время народного восстания 1113 года, последовавшего после смерти Святополка II. Ему удалось добиться относительного единства Руси и прекращения усобиц. Дополнил своды законов новыми статьями. Оставил «Поучение» своим детям, в котором призывал крепить единство Русского государства, жить в мире и согласии, избегать кровной мести.
361 |
ш
Из исторических источников «Повести временных лет»
...Токже и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие — древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, по имени Полота, от нее и получили название по-лочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем — славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суде, и назвались северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась «славянская».
Когда же поляне жили отдельно по горам этим, тут был путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру, а в верховьях Днепра — волок до Ловоти, а по Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское. И по тому морю можно плыть до Рима, а от Рима можно приплыть по тому же морю к Царьграду, а от Царьграда можно приплыть в Понт море, в которое впадает Днепр река. Днепр же вытекает из Оковско-го леса и течет на юг, а Двина из того же леса течет, и направляется на север, и впадает в море Варяжское. Из того же леса течет Волга на восток и впадает семьюдесятью устьями в море Хвалисское. Так и из Руси можно плыть по Волге в Болгары и в Хвалисы, и дальше на восток пройти в удел Сима, а по Двине — в землю Варягов, от Варяг до Рима, от Рима же и до племени Хама. А Днепр впадает устьем в Понтийское море; это море слывет Русским, — по берегом его учил, как говорят, святой Андрей, брат Петра...
...Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами; ибо и до той братии (о которой речь в дальнейшем) были уже поляне, и жили они родами на своих местах, и каждый управлялся самостоятельно. И были три брата: один по имени Кий, другой — Щек и третий — Хорив, а сестра их была Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подьем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по нему Хоривицей. И построили городок во имя старшего своего брата, и назвали его Киев. Был кругом города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве.
Некоторые же, не зная, говорят, что Кий был перевозчиком; был-де тогда у Киева перевоз с той стороны Днепра, отчего и говорили: «На перевоз на Киев». Если бы был Кий перевозчиком, то не ходил бы к Царьграду; а между тем Кий этот княжил в роде своем, и ходил он к царю, и великие почести воздал ему, говорят, тот царь, при котором он приходил. Когда же возвращался, пришел он на Дунай, и облюбовал место, и срубил городок невеликий, и хотел
ш
362
ИСТОРИЯ ♦ ИСТОРИЯ РОССИИ
сесть в нем со своим родом, да не дали ему близ живущие; ток и доныне называют придунайские жители городище то — Киевец. Кий же, вернувшись в свой город Киев, тут и умер; и братья его Щек и Хорив и сестра их Лыбедь тут же скончались...
...В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собою владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом, И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по нраву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти прозывались. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, пришли и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были славяне. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И овладел всею властью один Рюрик и стал раздавать мужам своим города — тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах — находники, а коренное население в Новгороде — славяне, в Полоцке — кривичи, в Ростове — меря, в Белоозере — весь, в Муроме — мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик...
...В год 6453 (945). В тог год сказала дружина Игорю: «Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы наги. Пойдем, князь, с нами за данью, и себе добудешь, и нам». И послушал их Игорь — пошел к древлянам за данью и прибавил к прежней дани новую, и творили насилие над ними мужи его. Взяв дань, пошел он в свой город. Когда же шел он назад, — поразмыслив, сказал своей дружине; «Идите с данью домой, а я возвращусь и пособираю еще». И отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства. Древляне же, услышав, что едет снова, держали совет с князем своим Малом: «Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит». И послали к нему, говоря: «Зачем идешь опять? Забрал уже всю дань». И не послушал их Игорь; и древляне, выйдя из города Искоростеня, убили Игоря и дружину его, так как было ее мало. И погребен был Игорь, и есть могила его у Искоростеня в Деревской земле и до сего времени... Сказали же древляне: «Вот убили князя мы русского; возьмем жену его Ольгу за князя нашего Мала и Святослава возьмем и сделаем ему, что захотим».
...В год 6454 (946). Ольга с сыном своим Святославом собрала много храбрых воинов и пошла на Деревскую землю. И вышли древляне против нее. И когда сошлись оба войска для схватки, Святослав бросил копьем в древлян, и копье пролетело между ушей коня и ударило коня в ногу, ибо был Святослав еще
ребенок. И сказали Свенельд и Асмуд: «Князь уже начал; последуем, дружина, за князем». И победили древлян. Древляне же побежали и затворились в своих городах. Ольга же устремилась с сыном своим к городу Искоростеню, так как жители его убили ее мужа, и стала с сыном своим около города, а древляне затворились в городе и крепко боролись из города, ибо знали, что, убив князя, не на что им надеяться после сдачи. И стояла Ольга все лето и не могла взять города, и замыслила так: поспала она к городу со словами: «До чего хотите досидеться? Ведь все ваши города уже сдались мне и обязались выплачивать дань и уже возделывают свои нивы и земли; а вы, отказываясь платить дань, собираетесь умереть с голода». Древляне же ответили: «Мы бы рады платить дань, но ведь ты хочешь мстить за мужа своего». Сказала же им Ольга, что-де «я уже мстила за обиду своего мужа, когда приходили вы к Киеву в первый раз и во второй, а в третий раз — когда устроила тризну по своем муже. Больше уже не хочу мстить, — хочу только взять с вас небольшую дань и, заключив с вами мир, уйду прочь». Древляне же спросили: «Что хочешь от нас? Мы рады дагь тебе мед и меха». Она же сказала: «Нет у вас теперь ни меду, ни мехов, поэтому прошу у вас немного; дайте мне от каждого двора по три голубя да по три воробья. Я ведь не хочу возложить на вас тяжкой дани, как муж мой, поэтому-то и прошу у вас мало. Вы же изнемогли в осаде, оттого и прошу у вас этой малости». Древляне же, обрадовавшись, собрали от двора по три голубя и по три воробья и послали к Ольге с поклоном. Ольга же сказала им: «Вот вы и покорились уже мне и моему дитяти, — идите в город, а я завтра отступлю от него и пойду в свой город». Древляне же с радостью вошли в город и поведали обо всем людям, и обрадовались люди в городе. Ольга же, раздав воинам — кому по голубю, кому по воробью, приказала привязывать каждому голубю и воробью трут, завертывая его в небольшие платочки и прикрепляя ниткой к каждой птице. И, когда стало смеркаться, приказала Ольга своим воинам пустить голубей и воробьев. Голуби же и воробьи полетели в свои гнезда: голуби в голубятни, а воробьи под стрехи, и так загорелись — где голубятни, где клети, где сараи и сеновалы, и не было двора, где бы ни горело, и нельзя было гасить, так как сразу загорелись все дворы. И побежали люди из города, и приказала Ольга воинам своим хватать их. И так взяла город и сожгла его, городских же старейшин забрала в плен, а других людей убила, третьих отдала в рабство мужам своим, а остальных оставила платить дань... ...В год 6495 (987). Созвал Владимир бояр своих и старцев градских и сказал им: «Вот приходили ко мне болгары, говоря: „Прими закон наш". Затем приходили немцы и хвалили закон свой. За ними пришли евреи. После же всех пришли греки, браня все законы, а свой восхваляя, и многое говорили, рассказывая от начала мира, о бытии всего мира. Мудро говорят они, и чудно слышать их, и каждому любо их послушать, рассказывают они и о другом свете: если кто, говорят, перейдет в
Славянский мир . Древняя Русь
нашу веру, то, умерев, снова восстанет, и не умереть ему вовеки; если же в ином законе будет, то на том
ге гореть ему в огне. Что же вы посоветуете? Что ответите?» И сказали бояре и старцы: «Знай, князь, что своего никто не бранит, но хвалит. Если хочешь в самом деле разузнать, то ведь имеешь у себя мужей: послав их, разузнай, какая у них служба и кто как служит богу». И понравилась речь их князю и всем людям...
...В год 6562 (1054). Преставился великий князь русский Ярослав. Еще при жизни дал он наставление сыновьям своим, сказав им: «Вот я покидаю мир этот, сыновья мои; имейте любовь между собой, потому что все вы братья, от одного отца и от одной матери. И если будете жить в любви между собой, бог будет в вас и покорит вам врагов. И будете мирно жить. Если же будете в ненависти жить, в распрях и ссорах, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов своих, которые добыли ее трудом своим великим; но живите мирно, слушаясь брат брата. Вот я поручаю стол мой в Киеве старшему сыну моему и брату вашему Изяславу; слушайтесь его, как слушались меня, пусть будет он вам вместо меня; а Святославу даю Чернигов, а Всеволоду Переяславль, а Игорю Владимир, а Вячеславу Смоленск». И так разделил между ними города, запретив им переступать пределы других братьев и сгонять со стола, и сказал Изяславу: «Если кто захочет обидеть брата своего, ты помогай тому, кого обижают». И так наставлял сыновей своих жить в любви...
«Русская правда» в краткой редакции
1. Убьет муж мужа, то мстит брат за брата, или
сын за отца, или сын брата, или сын сестры; если не
будет никто мстить, то 40 гривен за убитого.
Если убитый — русин, или гридин, или купец, или ябедник, или мечник, или же изгой, или Словении, то 40 гривен уплатить за него.
2. Если кто будет избит до крови или до синяков, то ему не надо искать свидетеля, если же не будет на нем никаких следов (побоев), то пусть приведет свидетеля, о если он не может (привести свидетеля), то делу конец. Если (потерпевший) не может отомстить за себя, то пусть возьмет с виновного за г^иду 3 гривны, и плату лекарю.
3. Если кто кого-либо ударит палкой, жердью, ладонью, чашей, рогом или тылом оружия, платить 12 гривен. Если потерпевший не настигнет того (обидчика), то плотить, и этим дело кончается.
4. Если ударить мечом, не вынув его из ножен, или рукоятью меча, то 12 гривен за обиду...
8. Если кто вынет меч, а не ударит, то тот платит гривну.
9. Если пихнет муж мужа от себя или к себе — 3 гривны, — если на суд приведет двух свидетелей. А если это будет варяг или колбяг, то идет к присяге.
10. Если холоп бежит и скроется у варяга или у колбяга, а они его в течение трех дней не выведут, а обнаружат на третий день, то господину отобрать своего холопа, а 3 гривны за обиду.
_ ____ Ш Щ
11. Если кто поедет на чужом коне без спросу, то уплатить 3 гривны.
12. Если кто возьмет чужого коня, оружие или одежду, а владелец опознает пропавшего в своей общине, то ему взять свое, а 3 гривны за обиду,
13. Если кто опознает у кого-либо (свою пропавшую вещь), то ее не берет, не говори ему — это мое, но скажи ему так: пойди на свод, где ты ее взял. Если тот не пойдет, то пусть (представит) поручителя в течение 5 дней.
14. Если кто будет взыскивать с другого деньги, а тот станет отказываться, то идти ему на суд 12 человек. И если он, обманывая, не отдавал, то истцу можно (взять) свои деньги, а за обиду 3 гривны.
15. Если кто, опознав холопа, захочет его взять, то господину холопа вести к тому, у кого холоп был куплен, а тот пусть ведет к другому продавцу, и когда дойдет до третьего, то скажи третьему: отдай мне своего холопа, а ты ищи своих денег при свидетеле.
16. Если холоп ударит свободного мужа и убежит в хоромы своего господина и тот начнет его не выдавать, то холопа взять и господин платит за него 12 гривен, а затем, где холопа застанет тот ударенный человек, пусть бьет его.
17. А если кто сломает копье, щит или испортит одежду, и испортивший захочет удержать у себя, то взять с него деньгами; а если тот, кто испортил, начнет настаивать (на возвращении испорченной вещи), платить деньгами, сколько стоит вещь...
18. Если убьют огнищанина умышленно, то убийце платить за него 80 гривен, а люди не платят; а за княжеского подъездного 80 гривен.
19. А если убьют огнищанина по-разбойничьи, а убийцу люди не ищут, то виру платит та вервь, где найден убитый.
20. Если убьют огнищанина у клети, у коня, или у стада, или во время кражи коровы, то убить его, как пса; тот же закон и для тиуна...
22. За княжеского сельского старосту или за полевого старосту платить 12 гривен, а за княжеского рядовича 5 гривен.
23. А за убитого смерда или холопа 5 гривен.
24. Если убита рабыня-кормилица или кормилец, то 12 гривен...
26. За кобылу 60 резан, за вола гривну, за корову 40 резан, за трехлетнюю корову 15 кун, за годовалую полгривны, за теленка 5 резан, за ягненка ногата, за барана ногата...
28. Если придет муж в крови или в синяках, то ему не надо искать свидетеля...
30. А за княжескую борть 3 гривны, если выжгут или разломают.
31. За истязание смерда, без княжеского повеления, за обиду 3 гривны.
32. А за огнищанина, тиуна или мечника 12 гривен.
33. А кто распашет полевую межу или испортит межевой знак, то за обиду 12 гривен.
34. А кто украдет ладью, то за ладью платить 30 резан (владельцу) и 60 резан продажи.
&
364
ИСТОРИЯ ♦ ИСТОРИЯ РОССИИ
35. А за голубя и курицу 9 кун.
36. А за утку, гуся, журавля и за лебедя платить 30 резан, а 60 резан продажи.
37. А если украдут чужого пса, или ястреба, или сокола, то за обиду 3 гривны.
38. Если убьют вора на своем дворе, или у клети, или у хлева, то тот убит, если же вора додержат до рассвета, то привести его на княжеский двор, а если его убьют, а люди видели вора связанным, то платить за него...
41. А тот, кто схватил вора, получает 10 резан, от 3 гривен мечнику 15 кун, за десятину 15 кун, а князю 3 гривны. А из 12 гривен поймавшему вора 70 кун, а в десятину 2 гривны, а князю 10 гривен...
Из «Повести временных лет»
В лето 1097. Пришли Святополк, и Владимир, и Да-выд Игоревич, и Василько Ростиславич, и Давыд Святославич, и брат его Олег и собрались в Любече для устроения мира. И обращались к себе, говоря: «Зачем губим Русскую землю, сами на себя вражду воздвигая, а половцы землю ношу терзают на части и радуются, что между нами войны и доныне. С этого времени соединимся в одно сердце и будем охранять Русские земли. Пусть каждый держит отчину свою <...> « и на этом целовали крест «если кто пойдет на кого, то на того будем все, <...>» и принеся клятву, разошлись восвояси. <...>
Первое известие о Москве, 1147 год
В 1147 году. Пошел Юрий воевать Новгородскую волость и, придя, взял Новый Торг и всю Мету. А к Святославу послал Юрий, повелел ему воевать Смоленскую волость. И Святослав пошел и захватил голядь вверх по Протве; и дружина Святослава набрала там пленных. И прислал к нему Юрий со словами: «Приди ко мне, брат, в Москву». Святослав поехал к нему с сыном своим Олегом и с небольшою дружиной и взял с собой Владимира Святославича. А Олег поехал вперед к Юрию и подарил ему барса. Вслед за ним приехал его отец Святослав, и они сердечно встретились с поцелуями в пятницу, в день похвалы святой Богородицы, и были веселы. На другой день повелел Юрий устроить большой пир (обед силен) и оказал князьям великую честь; и дал Святославу, в знак любви, много даров, и одарил сына его Олега, и Владимира Святославича, и Святославовых мужей, и так отпустил их. <...>
Дополнительная литература по теме
Славянский мир, Древняя Русь V—XI веков
Ахиезер А. С Россия: критика исторического опыта. — Ч. 1—3. — М., 1991.
Греков Б. Д. Киевская Русь. — М., 1949.
Гумилев Л. Н. Древняя Русь и Великая Степь. — М., 1992.
Гумилев Л. Я. От Руси к России. — М., 1992.;
Данилевский Н. Я. Россия и Европа. — М., 1991.
Златоструй: Древняя Русь X—XIII вв. — М., 1990.
Кузьмин А. Г. Падение Перуна: становление христианства на Руси. — М., 1988.
Курбатов Г. Л., Фролов Э. Д., Фроянов И. Я. Христианство: Античность. Византия. Древняя Русь. — Л., 1988.
Лихачев Д. С. Человек в литературе Древней Руси. — М., 1970.
Любимов Л. Д. Искусство Древней Руси. — М., 1974.-
Мавроиин В. В. Образование Древнерусского государства и формирование древнерусской народности. — М., 1971.
Откуда есть пошла Русская земля. Века VI— X. — Кн. 1, 2. — М., 1986.
Романов Б. А. Люди и нравы Древней Руси // От Корсуня до Калки. — М., 1990,
Рыбаков Б. А. Мир истории: начальные века русской истории. — 2-е изд. — М., 1987.
Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. — М., 1981.
Сахаров А. Н. Дипломатия Древней Руси. — М., 1980.
Тихомиров М. Н. Пособие для изучения Русской правды. — М., 1953.
Факторы самобытности русской истории // Россия и мир: В 2 т. — М., 1994.
Федотов Г. Святые Древней Руси. — М., 1990.
Фроянов И. Я. Киевская Русь: Очерки социально-политической истории. — Л., 1980.
Фроянов И. Я. Киевская Русь: Очерки социально-экономической истории. — Л., 1974.
.
БОРЬБА РУСИ ПРОТИВ ИНОЗЕМНЫХ ЗАХВАТЧИКОВ
XIII век обрушился тяжелыми испытаниями на русские земли. С севера и запада на Русь нападали шведы и немецкие рыцари, начавшие колонизацию Прибалтики. С востока надвигалась угроза порабощения монголо-татарами.
Борьба
с монголо-татарскими завоевателями
С конца XII века у монгольских племен, занимавших территорию нынешних Монголии и Бурятии, происходил процесс распада родопле-
Борьба Руси против иноземных захватчиков
365
Ш
менного строя. Главным занятием монголо-та-тар было экстенсивное кочевое скотоводство, а на севере и в таежных районах — охота. Из среды общинников скотоводов (карачу) стала выделяться знать — богатуры и нойоны, возглавлявшие дружинников-нукеров.
В начале XIII века монгольские племена объединились. В 1206 году на съезде племен (курултае) на реке Онон Темучжин был провозглашен правителем всех монгольских племен. Он получил имя Чингисхана. Чингисхан укрепил военную организацию монголов, была введена строжайшая дисциплина. Основной силой была конница. Создав мощную армию, Чингисхан приступил к завоеваниям. Покорив соседние народы, Китай, Корею, Среднюю Азию, Иран, Афганистан, получив отпор в Закавказье, монгольское войско в 1223 году вышло к границам русских земель.
31 мая 1223 года монголо-татары разбили союзные силы половецких и русских князей в приазовских степях на реке Калке. Это было последнее крупное совместное выступление русских князей накануне нашествия Батыя. В походе, однако, не участвовал могущественный князь Юрий Всеволодович Владимиро-Суздаль-ский. Несмотря на успех, монголо-татары неожиданно повернули назад в степи.
После смерти Чингисхана в 1227 году завоевательные походы были продолжены его сыном Угэдеем. В 1236 году начинается новый поход на русские земли, который возглавил внук Чингисхана — Бату (Батый).
В 1236 году монголы овладели Волжской Булгарией, а осенью 1237 года основные силы монголо-татар, перейдя Волгу, сосредоточились на реке Воронеж. В русских городах знали о нависшей угрозе и готовились дать отпор. Однако отсутствие политического и военного единства на Руси привело к трагическим последствиям.
В 1237 году первому удару подверглась Рязань. На шестой день осады город был взят и полностью разрушен.
В январе 1238 года по реке Оке монголо-татары двинулись во Владимиро-Суздальскую землю. В бою под Коломной погибло практически все владимирское войско, что предопределило судьбу Северо-Восточной Руси.
Монголо-татарские войска двинулись на северо-запад Руси, встречая на своем пути упорное сопротивление.
Не дойдя до Новгорода 100 верст, у местечка Игнач-крест монгольские войска неожиданно повернули к югу. Северо-западная Русь была спасена от разгрома. Отход монголо-татар на юг носил характер «облавы». Были разорены Переяславль-Южный, Чернигов и другие города. Удалось устоять Смоленску, активное сопротивление оказал небольшой город Козельск,
продержавшийся семь недель. После этого монголо-татары вновь ушли в степь. Но уже в 1239 году последовало новое вторжение. Целью становится Южная Русь. После длительной осады был взят и разорен Киев, в следующем году нападению подверглась Галицко-Волынская Русь.
После ряда сражений в Чехии и Венгрии Батый, которому вследствие смерти великого хана Угэдея предстояло принять участие в избрании наследника, повернул свои войска обратно.
Принято считать, что с 1240 года на Руси установилось монголо-татарское иго. Из 74 русских городов 49 были разорены, 14 из них перестали существовать навсегда, а 15 превратились в сельские поселения. Погибли многие горожане, селяне, знатные люди и простые общинники. Множество людей было уведено в плен.
Борьба с агрессией с запала
Вторжение рыцарей Ливонского ордена и шведских захватчиков на земли Прибалтики и Северо-Западную Русь было санкционировано германским императором Фридрихом II и римским папой. В интервенции приняли участие также германские, датские, норвежские рыцари и рыцари из других стран Северной Европы.
Первыми тяжелым положением на Руси воспользовались шведы. В июле 1240 года шведские корабли дошли по реке Неве до впадения в нее реки Ижоры, намереваясь пройти через Ладогу на Новгород. 19-летний князь Александр Ярославович с дружиной и частью ополчения стремительно двинулся к месту высадки шведов. 15 июля 1240 года произошла битва на Неве. Успех новгородцам принесли внезапность, стремительность нападения и полководческий дар молодого князя. Предводитель шведов, зять шведского короля Эрика Картавого, ярл Бир-гер, получив удар копьем в лицо от Александра, едва спасся. Победа была полной. Князь Александр получил почетное прозвание Невский.
Практически одновременно на Русь напали и рыцари-крестоносцы. Захватив в 1240 году Изборск и Псков, они оказались в 40 верстах от Новгорода. По требованию веча в город был возвращен ранее изгнанный князь Александр Невский, который и возглавил войско. Вместе со своей дружиной он освободил захваченные города и перекрыл путь дальнейшему продвижению войск ордена на льду Чудского озера. 5 апреля 1242 года на подтаявшем льду состоялась битва, получившая название Ледового побоища. Воинское мастерство Александра Невского, который учел обстоятельства военного и географического характера, позволило одержать полную победу. Победы в этих ера-
ш
366
ИСТОРИЯ ♦ ИСТОРИЯ РОССИИ
жениях остановили дальнейшее продвижение Ордена на Восток, русские земли были спасены от порабощения.
Русь под властью Золотой Орлы
Летом 1242 года в низовьях Волга монголы основали новое государство, входившее в состав Монгольский империи, — Золотую Орду (улус Джучи). Столицей стал Сарай (Сарай-Бату), основанный неподалеку от нынешней Астрахани.
К северо-восточным русским князьям были отправлены послы, потребовавшие изъявления покорности. Первым в Орду отправился старший среди владимиро-суздальских князей Ярослав Всеволодович. В последующие десять лет русские князья совершили не менее 19 поездок к монголо-татарам. В Орде они получали подтверждение своих прав на княжение — ярлык, то есть грамоту. К концу 1250-х годов на Руси сложилась система взимания дани — «ордынский выход» (была даже проведена перепись), а также введена воинская повинность. Создан институт ханских наместников — баскаков, которые осуществляли экономический и политико-военный контроль в русских землях (существовал до XIV века). Не прекращались и новые вторжения монголо-татар (за последнюю четверть XIII века было предпринято около 15 походов на Русь).
Политические последствия установления зависимости Руси от Западной Орды. Снижается роль веча и возрастает роль князя. Несколько возрастает роль Великого Владимирского князя. Начинает складываться единое государство с самодержавной властью.
Социальные последствия. Земля становится главным источником достатка для князей и их подчиненных, так как собираемая дань уходит в Золотую Орду. Возрастает количество частновладельческих земель. Начинают складываться феодальные отношения.
Экономические последствия. Разрушено множество городов, сократилась численность населения. Дань и непрекращающиеся набеги мешают восстановлению. Спасаясь от повторных набегов, население уходит на менее плодородные земли Северо-Востока и Северо-Запада Руси. Товарные связи носят случайный характер.
Русь в XIV—начале XVI века
С XIV века наметились тенденции к политическому объединению русских земель. Многие русские княжества развивались синхронно, восстанавливались былые экономические связи. Важным фактором объединительного
процесса была необходимость постоянной обороны от врагов, свержение ига Золотой Орды.
Наибольшие шансы возглавить объединительный процесс были у Москвы и Твери (территории этих княжеств достаточно далеки как от Орды, так и от католических орденов).
Причины возвышения Москвы:
• Выгодное географическое положение (центр Русских земель, перекресток торговых путей).
• Относительное спокойствие в сильной и сплоченной княжеской семье.
• Мудрость и дальновидность московских князей.
• Успехи Москвы привлекали на службу бояр, вольных слуг, духовенство из других областей.
Московская земля становится самостоятельной при младшем сыне Александра Невского Данииле Александровиче (1276—1303). Его потомкам Юрию Даниловичу, Ивану Калите, Симеону Гордому, Ивану Красному удается не только расширить пределы княжества, но и устоять в борьбе за великое княжение, которая велась с тверскими князьями. Пошатнувшееся положение Москвы в связи с тем, что после смерти Ивана Ивановича Красного великим князем стал его 9-летний сын Дмитрий, благодаря усилиям митрополита Алексея и московских бояр было восстановлено в 1362 году. Однако противостояние продолжалось, и конец ему положила лишь начавшаяся в 1375 году московско-тверская война, которая закончилась победой Москвы. Таким образом, судьба владимирского престола решалась уже не в Орде, а на Руси. Этому способствовало и ослабление Орды, разрушаемой изнутри усобицами (за 20 лет здесь сменилось на престоле 20 ханов). Однако пришедший к власти в Орде в середине 1370-х годов темник (военачальник) Мамай сумел восстановить порядок внутри Золотой Орды и взял курс на восстановление в полном объеме зависимости русских земель. Столкновение стало неизбежным.
В 1377 году русские дружины потерпели поражение на реке Пьяне, но уже в 1378 году возглавляемые лично князем Дмитрием Ивановичем одержали победу над войском мурзы Бе-гича на реке Воже. Эта победа показала, что русское войско готово к сражению с Ордой.
В 1380 году Мамай, собрав значительные силы, двинулся на Русь. Князю Дмитрию Ивановичу удалось объединить под своим началом воинов из большей части Северо-Восточной Руси.
В начавшемся 8 сентября 1380 года сражении Дмитрий Иванович проявил себя талантливым полководцем. Сражение началось с поединка русского и татарского воинов. В начале битвы татары почти полностью уничтожили передовой полк русских и вклинились в ряды большого полка. Мамай уже торжествовал по-
Борьба Руси против иноземных захватчиков
367
В
беду, когда неожиданный удар западного полка во главе с воеводой Дмитрием Воброком-Во-лынцем и князем Владимиром Андреевичем Серпуховским решил исход битвы. Мамай бежал в Кафу (Феодосию), где был убит. Власть над Ордой захватил Тохтамыш, который предпринял в 1382 году поход на Москву и разорил ее, обязав вновь платить дань.
Тем не менее, победа на Куликовом поле показала единственный путь к свержению монголо-татарской зависимости, который лежал в дальнейшем объединении русских земель.
Перед смертью Дмитрий Донской передал великое княжение Владимирское своему сыну Василию I по завещанию как «отчину», не спрашивая права на ярлык в Орде.
Василий Дмитриевич продолжил политику усиления и расширения Московского княжества. При нем к Москве присоединились Нижегородское, Муромское и Тарусское княжества.
Дальнейшие события на Руси называют «феодальной войной второй четверти XV века». Династическая усобица вовлекла в свою орбиту широкие народные массы и привела к победе идеи создания централизованного государства.
Поводом стал династический конфликт между князьями московского дома — сыном Василия Дмитриевича, 10-летним Василием, и его младшим братом Юрием Дмитриевичем (с сыновьями Василием Косым, Дмитрием Шемякой и Дмитрием Красным).
Борьба шла по всем «правилам средневековья» — в ход пускались и отравления, и обманы, и заговоры, и ослепления. Дважды Юрий захватывал Москву, но не смог ее удержать. Наивысшего успеха противники Василия Васильевича II Темного (ослеплен, отсюда прозвище «темный») добились при Дмитрии Шемяке, который недолгое время был московским князем. Только после того, как церковь и московское боярство стали на сторону Василия П, феодальная война закончилась. К концу княжения Василия Темного владения Московского княжества увеличились в 30 раз по сравнению с началом XIV века. О силе великокняжеской власти говорит и отказ Василия II признать Флорентийскую унию (1339 год) — союз католической и православной церквей под главенством римского папы. Было положено начало фактической самостоятельности русской церкви.
Заключительными этапами объединительного процесса стало присоединение к Москве Ярославской, Ростовской, Тверской, Новгородской и ряда других земель. Наиболее сложной задачей стало присоединение Новгорода, в котором очень сильна была традиция независимости, тем более что одна из двух сложившихся в городе политических группировок ориентировалась на Литву. Возглавляла ее вдова посадника Марфа
Борецкая. После ряда военных поражений (1471, 1477 года) в январе 1478 года Новгород капитулировал, а в 1484—1499 годах произошло массовое выселение новгородских бояр, земли которых отдавались московским служилым людям. В 1485 году к Москве была присоединена и Тверь. Окончательное оформление территории Московского государства произошло при Василии Ш Ивановиче (1505—1533).
Усиление Московского государства привело и к окончательному избавлению от золотоор-дынской зависимости. С 1476 года Иван Щ перестал платить дань. Хан Большой Орды Ах-мат, собрав значительное войско, двинулся на Русь. Иван Ш, находившийся в сложном положении (конфликт с братьями из-за уделов, напряженность на западных границах), не пошел на крупные военные действия. В начале октября 1480 года оба войска оказались друг против друга на берегах притока Оки — Угре. Простояв на Угре несколько недель, Ахмад-хан понял, что вступать в сражение безнадежно. Узнав же, что столица Орды — Сарай подверглась нападению, он увел свои войска. Более чем двухвековое иго было свергнуто. На политической карте Европы внезапно возникло огромное государство.
Социально-экономическое развитие. Конец XIII—XIV века — время роста крупного княжеского и боярского землевладения. Быстро крупным землевладельцам становится церковь. Однако в XIV—XV веках крупное частное землевладение еще не было господствующим. В Северо-Восточной Руси, на Севере господствовало общинное крестьянское землевладение («черная волость»). Положение черносошных крестьян было легче, чем частновладельческих, которые делились на две основные категории: половники (обязаны погашать долг за землю половиной урожая) и серебреники (уплачивали долг деньгами с процентами или работой за проценты). Основная форма эксплуатации — натуральный оброк, с конца XV века — денежный оброк. С конца XIII века упорядочиваются переходы крестьян. Переход, как правило, был приурочен к Юрьеву Дню (Юрьев день осенний — 26 ноября). Крестьянин имел право переходить за неделю до этого дня и неделю после него. Существовали и другие категории частновладельческих крестьян (страдники, кабальные холопы).
В XIV—XV веках продолжается развитие ремесел. Центрами ремесла были города (до 200 ремесленных специальностей). Расширялись хозяйственные связи между регионами. Однако внутренняя торговля еще находилась в процессе становления. Несколько активнее развивалась внешняя торговля (в основном со странами Востока). Но значительные трудности пре-
Щ 368
пятствовали ее широкому развитию. Необходим был выход к Балтийскому морю и контроль за Волжским торговым путем.
Социально-политическое развитие. Центральную власть представляли великий князь, Боярская дума, различные дворцовые учреждения и аппарат дьяков. Великий князь издавал законодательные распоряжения, назначал на высшие государственные должности, вел великокняжеский суд, возглавлял наиболее значительные военные походы. В государственных делах координировал свои действия с Боярской думой (постоянный совещательный орган). Дума состояла из двух чинов: бояр (10—12 человек) и окольничих (5—6 человек). В XV веке в боярской среде сложились местнические отношения (по заслугам предков). При Василии I в думу стали входить также думные дьяки и думные дворяне. Со второй половины XV века начала складываться единая исполнительная власть (сначала «избы», затем «приказы»). Во главе приказов стали дьяки. Одновременно произошли изменения и в органах местного управления. По мере присоединения к Москве удельные князья либо подчинялись Москве, либо становились наместниками и воеводами (служебные князья). В ведении удельных князей был суд по «земельным» и «разбойным» делам, сбор пошлин и поборов. Территория, управляемая служебным князем, — уезд — в XV веке делится на станы и волости. Власть в уезде принадлежала наместнику, в станах и волостях — волостелям. Наместники и волостели присылались из Москвы. Они получали управление территориями «в кормление» (то есть вознаграждение). На рубеже XV— XVI веков в городах был создан институт городских приказчиков (военных комендантов).
При Иване III в 1497 год создан и первый общерусский законодательный свод — «Судебник», основным вопросом которого являлась организация судебно-административной системы как в центре, так и на местах, а также вопросы поземельной собственности и зависимого населения.
Церковь и государство в XIV— XVI веках. Став крупным землевладельцем, церковь стала претендовать на самостоятельность и независимость решений.
К середине XV века русская церковь стала независимой от константинопольского патриарха. После падения в 1453 году под ударами турок-османов Константинополя право выбора русского митрополита перешло к русскому епископату.
Во второй половине XIV—XVI веков возникли острые религиозные споры. В XIV веке на Руси появились еретические движения (ересь стригольников, ересь жидовствующих), с которыми церковь вела решительную борьбу.
ИСТОРИЯ ♦ ИСТОРИЯ РОССИИ
Внутри самой церкви возникли движения «иосифлян» (во главе Иосиф Волоцкий) и «нестяжателей» (Нил Сорский). В борьбе, продолжавшейся до середины XVI века, победу одержали «иосифляне». Лишь с середины XVI века усилившееся государство смогло повести наступление на церковные владения.
Культура XIII — XV веков
Внутренним рубежом в развитии русской культуры XIII—XV веков стала Куликовская битва. Восстанавливающаяся экономика предопределила обьзй подъем русской культуры в конце XIV—XV веках. Восстанавливались связи с Византией и южнославянскими государствами. Со второй половины XV века в России стали работать итальянские мастера.
Литература. Новый подъем переживает устное народное творчество. Новые произведения звали на борьбу за свержение золото-ордынского ига («Сказание о невидимом граде Китеже», «Песня о Щелкане Дудентьеви-че»). Появились новые центры летописания. С 1325 года летописные записи стали вестись в Москве. В 1408 году был составлен общерусский летописный свод — Троицкая летопись. Интерес к всемирной истории вызвал появление хронографов — своеобразной всемирной истории. В 1442 году Пахомием Логофетом был составлен первый русский хронограф. Распространенным литературным жанром стали исторические повести («Повесть о разорении Рязани Батыем», повести «О битве на Калке», об Александре Невском и др.). Победе на Куликовом поле посвящены «Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщина». Расцвел жанр житийной литературы. Первое в европейской литературе описание Индии дал тверской купец Афанасий Никитин («Хождение за три моря» 1466—1472).
Архитектура. В Новгороде и Пскове быстрее, чем в других землях, возобновилось каменное строительство (церкви Федора Стра-тилата (1361 год) и Спаса на Ильине улице (1374 год) в Новгороде, расписанная внутри Феофаном Греком, церковь Василия на Горке (1410 год) в Пскове). Каменные постройки в Московском княжестве появились в XIV—XV веках (храмы в Звенигороде, Загорске, собор Андрон-никова монастыря в Москве). При Дмитрии Донском в 1367 году были возведены белокаменные стены Московского Кремля. Спустя сто лет с участием итальянских мастеров был создан ансамбль Московского Кремля, во многом сохранившийся до наших дней. В 1475—1479 годах итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти был создан главный храм мое-
Борьба Руси против иноземных захватчиков
ковского Кремля — Успенский собор. В 1484— 1489 годах псковскими мастерами был сооружен Благовещенский собор. Тогда же (в 1487—1491) была построена Грановитая палата.
Живопись. Как и в архитектуре, в живописи шел процесс слияния местных художественных школ в общерусскую (вплоть до XVII века). В XIV веке в Новгороде и Москве работал выдающийся художник Феофан Грек, приехавший из Византии. Высший подъем русской живописи этого периода связан с творчеством гениального русского художника Андрея Рублева, жившего на рубеже XIV—XV веков. Наиболее известными произведениями Рублева являются «Троица» (хранится в Третьяковской галерее), фрески Успенского собора во Владимире, иконы Звенигородского чина (Третьяковская галерея), Троицкого собора в Загорске.
Основные исторические даты
Даты | События |
1223 | Битва на Калке |
1237 | Первый поход монголо-татар на Русь |
1239 | Второй поход монголо-татар на Русь |
1240 | Невская битва |
1242 | Ледовое побоище |
1325-1341 | Правление Ивана Калиты. Начало возвышения Москвы |
1380 | Куликовская битва |
1410 | Грюнвальдская битва |
1425-1462 | Правление Василия П. Феодальная война |
1462—1505 | Правление Ивана III . Завершение объединения земель вокруг Москвы |
1480 | Свержение татаро-монгольсого ига |
1497 | Принятие Судебника |
1505—1593 | Правление Василия III |
Основные документы эпохи
«Повесть о разорении Рязани Батыем», «Слово о погибели Русской земли», «Ледовое побоище 1242 г.», «Задонщина», «Судебник 1497года».
Исторические деятели
Александр Невский (1220—1263) — сын Ярослава Всеволодовича, внук Всеволода Большое Гнездо. Князь новгородский (1236—1251),
369 Щ
великий князь владимирский (с 1252 года). После разгрома шведских военных отрядов Бир-гера в устье Невы в 1240 году стал именоваться Невским. 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера разгромил войска Ливонского ордена, обеспечив независимость Северо-Западной Руси от иноземцев. Будучи великим князем владимирским, принимал меры по предотвращению разорительных набегов монголо-татар ьа Русь. Был канонизирован Русской православной церковью как воин-избавитель, выступавший также и против введения католичества в северо-западных русских землях.
Евпапгий Коловратп — легендарный богатырь, рязанский боярин. В 1237 году с «полком» в 1700 человек нанес поражение монголо-татарам на Суздальской земле. Убит в бою. Воспет в «Повести о разорении Рязани Батыем».
Даниил Александрович (1261—1303) — младший сын Александра Невского. Великий князь московский. При нем Московское княжество выделилось из Владимирского в качестве самостоятельного, основал Данилов монастырь. Канонизирован Русской православной церковью.
Иван Данилович Калита (1296—1341) — сын Даниила Александровича. Великий князь московский (с 1325 года) и великий князь владимирский (с 1328 года). Оказав помощь Орде в подавлении тверского восстания в 1327 году, получил ярлык на княжение в Костроме. В 1332 году получил основную часть великокняжеских владений. Значительно пополнил казну. Расширяя территорию московского княжества, повышая его влияние и авторитет, Иван Калита заложил основы для последующего превращения Москвы в центр собирания русских земель и борьбы против монголо-татарского ига.
Сергий Радонежский (около 1321—1391) — основатель и игумен Троице-Сергиева монастыря. Инициатор введения общежитийного устава в русских монастырях. Активно поддерживал объединительную и национально-освободительную политику князя Дмитрия Донского.
Пересвет Александр (?—1380) — монах Троице-Сергиева монастыря. Герой Куликовской битвы. Его поединок с татарским богатырем Темир-Мурзой (Челубеем), в котором оба погибли, стал началом битвы.
Ослябя Родион (?—1398) — монах Троице-Сергиева монастыря, брат Пересвета. Герой Куликовской битвы. В 1398 году ездил с московским посольством в Византию.
Дмитрий Иванович Донской (1350—1389) — великий князь московский (с 1359 года). Главным делом стало укрепление позиций Московского княжества и борьба за великое владимирское княжение. С 1370-х годов усилил сопротивление Орде, в том числе вооруженное. В сражении на реке Пьяна (1377 год) потерпел поражение. На
централизованного государства. В 1510 году присоединил Псков, в 1521 году — Рязань. В ходе |
Щ370
реке Воже (1378 год) разбил ордынское войско. В сентябре 1380 года проявил полководческий талант и одержал победу над огромным золото-ордынским войском Мамая. Значительно расширил пределы Московского княжества за счет мещерских, смоленских, приокских, белорусских земель. Был первым русским князем, передавшим по наследству власть во Владимирском великом княжестве своему сыну без санкции Орды. Канонизирован Русской православной церковью.
Василий II Васильевич Темный (1415— 1462) — великий князь московский (с 1425 года). В междоусобной борьбе 1425—1453 годов одержал победу. В 1446 году был ослеплен двоюродным братом Дмитрием Шемякой. Присоединил к Москве Нижегородское княжество, часть ярославских земель. Принимал меры по освоению вятской, пермской земель, Печерско-го края. Сократил земельные пожалования светским феодалам. Лично руководил многочисленными военными походами.
Иван III Васильевич (1440—1505) — великий князь всея Руси (с 1478 года). Основатель единого Московского государства. Присоединил к московскому княжеству Ярославское (1463 год), Ростовское (1474 год) княжества, Новгород (1477 год), Тверское княжество (1485 год), ряд других территорий. При Иване Ш произошло окончательное освобождение Руси от монголо-татарского ига (1480 год). При нем оформился аппарат Российского централизованного государства и составлен Судебник 1497 года. Вел активную внешнюю политику.
Василий III Иванович (1479—1533) — великий князь владимирский и московский, государь всея Руси (с 1505 года). Сторонник и продолжатель линии на укрепление Российского
ИСТОРИЯ ♦ ИСТОРИЯ РОССИИ
русско-литовской войны в состав России вошел Смоленск (1514 год). Для обеспечения безопасности южных и восточных пределов государства приказал создать Большую засечную черту (1521 год). Стремился ограничить монастырское землевладение. При нем заметно упрочилось международное положение Московского государства.
Из исторических источников
Битва на Калке, 1223 год
(по Гали~;ко-Волынской летописи)
В год 6732 (1224). Пришло неслыханное войско, ...называемые татарами; пришли они на землю Половецкую. Половцы пытались сопротивляться, но даже самый сильный из них Юрий Кончакович не мог им противостоять и бежал, и многие были перебиты — до реки Днепра. Татары же повернули назад и пошли в свои вежи. И вот, когда половцы прибежали в Русскую землю, то сказали они русским князьям: «Если вы нам не поможете, то сегодня мы были побиты, а вы завтра побиты будете».
Был совет всех князей в городе Киеве, и решили на совете так: «Лучше нам встретить их на чужой земле, чем на своей». На этом совете были Мстислав Романович Киевский, Мстислав Козельский и Черниговский и Мстислав Мстиславич Галицкий — они были старейшими князьями Русской земли. Великого же князя Юрия Суздальского на том совете не было. А младшие князья были Даниил Романович, Михаил Всево-лодич, Всеволод Мстиславич Киевский и иных князей много... Оттуда пришли они в апреле месяце и подошли к реке Днепру, к острову Варяжскому. И съехалось тут с ними все кочевье половецкое, и черниговцы приехали, киевляне и смоляне и иных земель жители. И когда переходили Днепр вброд, то от множества людей не видно было воды. Галичане и волынцы пришли каждый со своим князем. А куряне, трубчане и путивльцы, каждый со своим князем, пришли на конях. Изгнанники галицкие прошли по Днестру и вышли в море — у них была тысяча лодок, — вошли в Днепр, поднялись до порогов и стали у реки Хортицы на броде у быстрины... Дошла до стана весть, что пришли татары посмотреть на русские ладьи; услышав об этом, Даниил Романович погнался, вскочив на коня, посмотреть на невиданную рать; и бывшие с ним конники и многие другие князья поскакали смотреть на нее. Татары ушли. Юрий сказал: «Это стрелки». А другие говорили: «Это простые люди, хуже половцев». Юрий сказал: «Это ратники и хорошие воины».
Вернувшись же, Юрий все рассказал Мстиславу. Молодые князья сказали: «Мстислав и другой Мстислав, не стойте! Пойдем против них!» Все князья, Мстислав и другой Мстислав, Черниговский, перешли через реку Днепр, к ним перешли и другие князья, и все они пошли в половецкую степь. Они перешли Днепр
Борьба Руси против иноземных захватчиков
371
Ш
во вторник, и встретили татары русские полки. Русские стрелки победили их, и гнали далеко в степь, избивая, и захватили их скот, и со стадами ушли, так что все воины обогатились скотом.
Оттуда они шли восемь дней до реки Калки. Встретили их татарские сторожевые отряды. Когда сразились сторожевые отряды, был убит Иван Дмитриевич и еще двое с ним.
Татары отъехали; около самой реки Калки встретились татары с русскими и половецкими полками. Мстислав Мстислазич повелел сначала перейти Калку Даниилу с полком и другим полкам с ними, а сам после них переехал.
Сам он ехал в сторожевом отряде. Когда он увидел татарские полки, то приехал сказоть: «Вооружайтесь!» Мстислав Романович и другой Мстислав сидели и ничего не знали: Мстислав им не сказал о происходящем из-за зависти, потому-то между ними была большая вражда.
Сошлись полки вместе... Даниил крепко боролся, избивая татар. Увидел это Мстислав Немой и, подумав, что Даниил ранен, сам бросился на них, ибо был он муж сильный; он был родственником Роману от рода Владимира Мономаха. Он очень любил Даниила, а тот поручил ему свою волость после своей смерти, чтобы отдал ее князю Даниилу.
Когда татары обратились в бегство, Даниил избивал их со своим полком, и Олег Курский крепко бился с ними, но новые полки сразились с нами. За грехи наши побеждены были русские полки.
Даниил, увидев, что разгорается сражение и татарские лучники усиленно стреляют, повернул своего коня под напором противника. Пока бежал он сильно захотел пить, а напившись, почувствовал рану на теле своем, которую не заметил во время боя из-за мужества и силы возраста своего. Ибо был отважен и храбр, от головы до ног не было у него изъянов.
Побеждены были все русские князья. Такого же никогда не бывало. ...Русские же, не ведая об их лживости, вышли навстречу им с крестами и были все перебиты.
Ожидая покаяния христиан, бог пг-ернул татар назад на восточную землю, и они завоевали землю Тангутскую и иные страны.
Нашествие Батыя на Русь, 1237—1240 годы
В лето 1237. Пришли безбожные измаильтяне, раньше бившиеся с русскими князьями на Калке. Это был первый приход их на землю Рязанскую. И взяли они город Рязань приступом, обманом выманив князя Юрия, и привели его к Протоку, потому что в то время была его княгиня в Пронске; обманом выманили его княгиню, убили Юрия князя и княгиню его и всю землю его разорили, не пощадили детей и до грудных младенцев... Батый же устремился на землю Суздальскую... Всеволод же был побежден и рассказал отцу о происшедшей битве с быстро устремившимися на землю и горо-
да его врагами. Князь же Юрий оставил сына своего во Владимире и княгиню, а сам вышел из города. Когда же он стал собирать вокруг себя воинов и не поставил сторожевых отрядов, то был захвачен беззаконным Бурундаем, и князя Юрия убили. Батый же осадил город, но горожане сильно боролись за город; тогда татары сказали обманом горожанам: «Где князья рязанские, ваш город и ваш киязь великий Юрий? Но наша ли рука схватила их и предала смерти».
И услышав об этом, епископ Митрофан начал со слезами говорить всем: «Дети, не побоимся соблазна от нечестивых, не будем думать о тленной этой и скоро минующей жизни».
Услышали эти слова все люди, начали крепко сражаться. Татары же разбивали городские стены стенобитными орудиями и стреляли без числа стрелами. Князь же Всеволод увидел, что надвигается еще сильнейший бой, испугался, потому что он был молод, сам вышел из города с небольшой дружиной, неся с собой многие дары, надеясь получить от татар пощады. Батый же, словно дикий зверь, не пощадил юности его, велел его перед собою зарезать и весь город разорил. Епископ же с княгиней и детьми убежали в церковь, а нечестивый Батый велел ее зажечь огнем, и так все бежавшие в церковь отдали свои души богу.
Так Батый разорил город Владимир, попленил города суздальские и пришел к городу Козельску, а в нем был молодой князь, именем Василий. И нечестивые узнали, что у людей в городе крепкий дух, и нельзя обманными словами взять города. Козляне же совещались и решили не сдаваться Батыю, сказав: «Хотя наш князь и молод, положим жизнь за него, и здесь примем славу этого мира и там небесные венцы от бога получим». Татары же бились около города, желая захватить его, разбили стену у города и взошли на вал. Козляне же на ножах резались с ними и постановили выйти на полки татарские, и вышли из города, и порубили их стенобитные орудия, напали на полки их, убили у татар четыре тысячи и сами были перебиты. Батый же взял город и не пощадил никого, от подростков до грудных младенцев, а о князе Василии неизвестно, иные говорили, что он в крови утонул, потому что был очень мал. С тех пор татары не смеют называть этот город Козельском, но называют его город злой, потому что бились около него семь недель, и убили у татар под ним трех сыновей темниковы. Татары искали их и не могли найти их среди множества трупов.
Батый же взял Козельск и пошел в землю Половецкую, оттуда же начал посылать на русские города, и взял приступом город Переяспавль; в то же время Батый послал войска на Чернигов, обступил город с великой силой. Слышав же Мстислав Глебович про нападение на город иноплеменников пришел на них со всеми своими воинами; бились они, и побежден был Мстислав, и много его воинов было убито, а город татары взяли, предали огню; Меньгухан же пришел посмотреть город Киев. Он стоял у него на противоположной стороне Днепра, около городка Песочного; в:-.дел город и дивился красоте его и величию его.
ш
372
ИСТОРИЯ ♦ ИСТОРИЯ РОССИИ
прислал послов своих к Михаилу и к горожанам, желая обмануть их, но они не послушались его.
...В лето 1240. Пришел Батый к Киеву с великой силой, со множеством силы своей и окружил город, и обнес его частоколом, и был город в великом стеснении. И Батый был у города, и воины его окружали город, нельзя было слышать от скрипения множества телег его, от рева верблюдов его, от ржания стад коней его. И была вся Русская земля наполнена ратными людьми.
...Поставил же Батый стенобитные орудия у города подле Ляшских ворот, потому что здесь находились овраги. Орудия били беспрестанно день и ночь и пробили стены. И взошли горожане на стены, и тут было видно, как ломались копья и щиты разбивались в щепки, и стрелы помрачали свет для побежденных. Когда же Дмитр был ранен, татары взошли на стены и занимали их в тот день и в ту ночь.
Горожане же построили новую стену около церкви Богородицы Десятинной. На другой же день татары пошли приступом на них, и был между ними сильный бой. Люди же взбежали на церковь и на церковные своды со своим имуществом, и церковные стены от тяжести рухнули. И взят был город воинами. Дмитра же татары взяли в плен раненым и не убили ради его храбрости.
Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 189; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!