Политико-правовое учение Т. Джефферсона.
Томас Джефферсон (1743 — 1826) (из семьи зажиточного фермера; хорошее образование; избирают депутатом законодательной ассамблеи Виргинии; с началом Войны за независимость выступил инициатором создания Комитета связи (революционный орган власти в штате); избран депутатом Континентального конгресса; создал Декларацию независимости; по его инициативе принята Декларация о правах, ставшая прообразом Билля о правах; занимал должность госсекретаря в правительстве Дж. Вашингтона; был послом во Франции; избирался вице-президентом и дважды президентом США).
Происхождение государства.
Декларация независимости (отказывается от доктрины божественного права королей и отстаивает теорию общественного договора и естественных, неотчуждаемых прав человека (жизнь, свобода и стремление к счастью)).
Характеристика государства (определение государства).
В основе Декларации независимости права человека (краеугольный камень — идеи свободы и равенства; к неотчуждаемым правам относились свобода мысли и право предавать гласности свои мысли, а также свобода совести).
Неотъемлемая часть свободы мысли — свобода слова и печати (свобода мысли могла быть реализована только образованными людьми — просвещение; создал первую в колониях кафедру права и первый университет; разработал систему народного образования (от всеобщего начального до высшего)).
Противник тирании (религиозную ее форму полагал более отвратительной, чем политическая; в Виргинии добился закона об отделении церкви от государства).
|
|
Концепция государства (строилась на фундаменте естественных прав человека; государство — продукт общественного договора, создается людьми для максимально полной реализации своих прав; учредив государство народ остается единственным носителем суверенитета; из идеи народного суверенитета выводилось право народа на смену власти).
Пересмотрел взгляды (его симпатии склонились к регулярным и глубоким политическим реформам, приводящим государство в соответствие с потребностями каждого нового поколения американцев) (ни одно поколение не должно связывать потомков своими законами и учреждениями).
Форма правления (только республиканская).
Форма государственного устройства (конфедерация, в которой широкие права штатов поглощали полномочия центра) (идея Конституции США 1787, по которой страна стала федеративным государством, воспринята им критически).
Понятие права (отличие от закона; виды права).
Разделял принцип верховенства права в широком смысле и закона — в более узком, а также принцип обеспечения прав и свобод личности.
|
|
Принцип разделения властей (видел в нем общий принцип, а не инструмент для достижения подлинного народовластия; признал распределение полномочий между исполнительной и законодательной ветвями власти, особые функции судебной власти вызывали его протест).
Особенности теории.
Неокантеанское учение о праве Р. Штамлера.
Р. Штаммлер (1856–1938 гг.) основными произведениями которого являются «Хозяйство и право с точки зрения материалистического понимания истории», «Учение о правильном праве», «Теория юриспруденции».
Штаммлер подверг критике материалистическую концепцию истории, социальный материализм (то есть марксизм). Он отвергает марксистский тезис о первичности экономики, хозяйственной жизни и вторичного права, политических учреждений, тезис о подчиненности права экономике.
Право выступает первоосновой и предпосылкой государства. Нельзя сформулировать понятие государства, не предпослав понятие права. Можно дать определение правового строя без всякого отношения к государственной организации, но нельзя говорить о государственной власти, не предпосылая юридических норм.
Право – специфический комплекс нормативных предписаний, особый внешний регулятор совокупной социальной деятельности. Оно постольку играет определяющую роль, поскольку без него не может иметь место сама эта социальная деятельность индивидов.
|
|
Право неразрывно связано с «социальным хозяйством». Право не существует само для себя, так как каждое из его положений неизменно направлено уже на определенный способ совокупного действия. В свою очередь «социальное хозяйство» не представляет собой «самостоятельно и отдельно существующей вещи, на которую правовое регулирование должно воздействовать по времени позднее».
Виды права:
· справедливое;
· несправедливое.
Самому праву по его сути внутренне свойственно воление достигать объективно справедливого упорядочения социальной жизни, ему внутренне свойственно движение к социальному идеалу. Но оно никогда не останавливается окончательно в каком – то одном историческом пункте. Постоянно происходит изменение содержания, прежде считавшегося материально справедливым, «и человечеству суждено всегда вынашивать все лучшее понимание того, что является справедливым по определенным вопросам».
Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 321; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!