Восточновизантийская архитектурная школа в средневизантийское время.



 

Сохранившиеся в составе государства немногочисленные восточные области Византийской империи находились в средневизантийское время под постоянной угрозой вражеских нашествий. Вследствие  этого строительство здесь было незначительным по объему.

Главными общественными зданиями были в то время церкви.

Средневизантийские монументальные постройки Малой Азии обнаруживают значительное сходство с современными им зданиями Константинополя. Однако они имеют и свои особенные черты. Для восточной школы византийского зодчества этого периода характерно различное соединение местных особенностей и элементов, пришедших из Константинополя. Существовало и обратное влияние восточной архитектурной школы на столичную.

На востоке Византии наибольшее распространение получила трехнефная крестовокупольноя сиситема (Рис.47).

Только в исключительных случаях, когда требовалось достигнуть большой вместимости, трехнефное здание окружали внутренним обходом. Это происходило под влиянием столичных образцов. Примером может служить пятинефный крестовокупольный храм в Майафаркине (Рис.47), современник Аттик и Календер в Константинополе. Сходство с ними проявляется в том, что внутренний обход гораздо шире концов креста. Отличительная особенность – более развитая форма угловых помещений, прямоугольная наружная форма боковых апсид.

Наружный облик здания характеризуется массивностью статического кубического объема, имеющего простые геометрические очертания.

 

Существенные отличия от построек Константинополя обнаруживают сохранившиеся здания Трапезунда. Они были очень характерны для восточной школы средневизантийского зодчества (Рис.48).

Все здания Трапезунда средневизантийского периода обнаруживают базиликальность в плане, которая сохранилась и после их перестройки. Это сближает их с ранневизантийской архитектурой Малой Азии и Сирии. Однако типичная для Византии средневизантийского периода крестовокупольная система постепенно все больше проникала и в Малую Азию.

Ранняя сирийская традиция отразилась в строительной технике церквей Трапезунда, да и всей восточновизантийской архитектуры. Почти все храмы выложены очень хорошей кладкой из тесаного камня. Наружные стены почти не имеют декоративных деталей, что придает им характер строгости и несколько угрюмого аскетизма.

Постройки Трапезунда характеризуются более материальным, тяжеловесным и компактным характером архитектурных форм по сравнению с Константинополем (Рис. 49; 50). В этом также проявилась сирийская архитектурная традиция. Оконные проемы очень невелики, преобладают глухие поверхности стен. Здания чаще всего стоят изолированно на высоких местах и на холмах. Тяжеловатые, строго геометричные, мало расчлененные, крепкие и компактные каменные церкви Трапезунда господствовали над жилой застройкой и были противопоставлены окружающему. Это напоминает расположение античных греческих храмов.

В интерьерах зданий Трапезунда бросаются в глаза столбы крестообразной формы в качестве опор, массивные и тяжеловатые. Они придают внутреннему пространству более статичный и несколько раздробленный характер.

Средневизантийские здания Трапезунда тщательной каменной кладкой, мало расчлененными упрощенными архитектурными объемами зданий напоминают ранние постройки Армении и Грузии. Очевидно, что между архитектурой Малой Азии и Закавказья происходил обмен архитектурным опытом. Но, главным образом, большое сходство между ними объясняется общими чертами их средневековой культуры и теми – сирийской, византийской и позднеантичной – традициями, которыми питались их зодчие.

 

Греческая школа средневизантийской архитектуры.

Греческая средневизантийская архитектурная школа совместила черты, характерные для константинопольской и для восточной школ византийской архитектуры.

Но произведения греческой архитектурной школы отличаются довольно единым и самостоятельным характером, несмотря на многочисленные отклонения, типичные для той или иной части Греции этого периода.

Для эпохи феодализма особенно характерно образование относительно небольших укрепленных комплексов, принадлежавших крупным земельным собственникам. От этого периода хорошо сохранились ансамбли монастырей, игравшие большую роль в жизни страны в средневизантийское время.

Типичным примером является ансамбль монастыря Дафни в Аттике около Афин (Рис. 51; 52). Весь комплекс окружен стенами с башнями. В центре незастроенного монастырского двора изолированно стоит главное культовое здание – собор. Рядом с ним находится довольно большая трапезная монахов. Вплотную к стенам примыкают небольшие кельи монахов, двери которых выходят внутрь галереи на столбах, открытой во двор.

Примерами греческих монастырей служат монастырь Мелетия и монастырь в Бетии (Рис. 53).

 В монастырях на территории Балканского полуострова сохранилось большое количество утилитарных построек (прачечные, бани, кухни, больницы и т.д.), значение которых очень велико для развития византийской архитектуры. Они имеют купольные покрытия, которые происходят, очевидно, от народного жилища. (Рис.54).

Все эти утилитарные постройки очень похожи на византийские церкви. Очевидно эти здания и жилые постройки были истоком архитектуры византийских культовых зданий.

 

В Греции, как и во всей Византии, получили распространение крестово-купольные храмы, чаще всего простые трехнефные.

В качестве подкупольных опор в них применялись колонны, вследствие чего получается слабо расчлененный интерьер, различные части которого сливаются воедино.

Выдающимся представителем греческих крестово-купольных построек является малая церковь монастыря Луки в Фокиде, (Рис. 55) (церковь Кафоликон) (Рис.56).

 

Своеобразную особенность греческой школы средневизантийской архитектуры составляет довольно широкое распространение особого типа церкви, в которой купол опирается на 8 опор. Переход от квадратного плана центральной части к окружности купольного кольца достигается при помощи тромпов.

Наиболее знаменитыми примерами подобных зданий являются большой собор монастыря Луки в Фокиде ( собор Богоматери) и церковь монастыря Дафни.

Церкви с куполом на 8 опорах генетически связаны с центрическими ранневизантийскими зданиями (например, с церковью Сергия и Вакха в Константинополе) и восточными византийскими зданиями, исконной особенностью которых являются тромпы. Их древнейший источник - восточная народная жилая архитектура.

В основе церкви с куполом на 8 опорах лежит простое помещение для молящихся, к которому примыкают алтарные части. Только в одной церкви монастыря Луки в Фокиде это центральное помещение окружено обходом, напоминающим внутренние обходы и боковые нефы пятинефных крестово-купольных церквей Константинополя.

Очень типично для развития средневизантийской архитектуры Греции то, что в последующих постройках внутренний обход исчезает. Центральную купольную часть ограничивают стенами (Рис.57).

 

В постройках средневизантийской архитектуры Греции была выработана собственная система кладки стен, которая соединила воедино константинопольскую кирпичную кладку и восточновизантийскую кладку из тесаного камня.

Некоторые части здания выкладывали только из камня, другие – из одного кирпича. Применялась кладка, в которой чередовались один ряд тесаного камня и 2 ряда кирпичей со швами равными толщине кирпича.

Особенно характерно разделение камней одного и того же ряда вертикально поставленными плитками кирпича. Тесаный камень оказался обрамленный кирпичом.

На наружных стенах построек Греции из кирпичей составляли узоры. Кирпичная декорация поверхностей стен пришла от соседних с Византией славянских народов, которые уже раньше применяли ее в своих постройках.

 В наружную поверхность стен стали вкрапливать керамические орнаментальные плитки.

Ярко-красный кирпич различных оттенков в сочетании с розовым цемяночным раствором и камнем образует живописный колористический эффект.

 

Для всей византийской архитектуры были характерны оконные проемы, которые были разделены колонками на 2 или 3 части.

В интерьерах широко применялись мозаики.

Греческие постройки, в отличие от архитектуры Константинополя, имели более монументальные пропорции. В большинстве зданий имелись миниатюрные формы, столь характерные для средневизантийского столичного зодчества.

 

Важную роль в сложении особого характера греческой школы средневизантийского зодчества играли античные классические традиции и влияние славянских архитектур – болгарской, сербской и русской, которые в этот периода уже сложились как самостоятельные архитектурные школы.

Переходным характером от средневизантийского к поздневизантийскому зодчеству отличаются некоторые постройки Фессалоник, в особенности церковь Пантелеймона (Рис.58) и церковь Апостолов (Рис. 59; 60).

В богатой наружной кирпичной декорации церкви Апостолов сказывается влияние архитектуры болгар и сербов.

 

В процессе развития средневизантийского зодчества все три рассмотренные выше школы – столичная, восточная и греческая – находились в постоянном взаимном обмене строительным опытом и архитектурно-композиционными приемами. В силу этого архитектура Византии этого периода представляет собой известное единство.

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 539; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!