Историко-литературное значение Феокрита.
Феокрит оказался создателем жанра мирового значения. Во II в. до н.э. Мосх Сицилийский и Бион Смирнский, отказываясь от широкой тематики Феокрита и разнообразия его жанров, кроющихся под термином "идиллия", сосредоточиваются исключительно на любовной тематике, схематизируют его эстетическую полноту и направляют идиллию на путь формализма. Но как раз это и оказалось живучим в литературе Новой Европы, где буколическая поэзия всегда была популярна. Она прошла через средние века12.
Придворные Карла Великого, члены так называемой Академии, брали псевдонимами имена пастухов Феокрита и Вергилия.
Влюбленные пастухи и пастушки, восторженные и поэтически настроенные, всегда красивые и изящные, кокетливые и манерные, но в то же время овеянные какой-то жеманной наивностью, а со стороны поэта и снисходительной иронией,- это буколический комплекс образов, созданный Феокритом (и в дальнейшем усиленный мировой популярностью буколического романа Лонга "Дафнис и Хлоя"), прожил длинный ряд столетий и не потерял своего значения даже до последнего времени.
21. Периодизация римской литературы:
I. Древнейший период — до появления в Риме литературы по греческому образу (до 240 г. до н. э.).
II. Архаический период — до начала литературной деятельности Цицерона (240 — 81 г. до н. э.).
III. Золотой век римской литературы:
а) время Цицерона — расцвет римской прозы (81 — 43 г. до н. э.),
|
|
б) время Августа — расцвет римской поэзии (43 г. до н. э. — 14 г. н. э.).
IV. Серебряный век римской литературы — до смерти императора Траяна (14 — 117 г. н. э.).
V. Поздний императорский период (117 — 476 г. н. э.)
долит-й период 8-3 вв до н.э. | фольклор | |
эпоха республики | ранняя III-II в. (рост рабовладельческой республики, экспансия на юг); | Плавт Теренций |
поздняя (период гражданских войн с конца II в. до 30-х гг. до н. э.). | Катулл; Цицерон Цезарь; Салюстий | |
принципат Августа 30-е до н.э. -14 г. н. э. «золотой век» | Вергилий; Гораций Овидий; римские историки | |
эпоха империи | I-II вв н. э. («серебряный век»); | Сенека; Петроний Марциал; Ювенал историки |
позднейшая литература (II-476г.). | Апулей |
Римский фольклор и мифология (относительно греческой)
Эллинистический период достиг своего пика, начинает развиваться литература на латинском языке. По сути – такие же стадии развития, но она более поздняя, поэтому заимствованы очень многие черты и открытия греческой культуры.
Жизнь римской общины отлична от греческой. Греки составляли плотную этническую группу эллинов, а римляне был окружены другими племенами. Поэтому- постоянная борьба за выживание.
У греков было больше возможностей развивать культуру. Римляне не создали разветвленной мифологии – примитивные мифы. Верили в добрые и злые силы – нумина.
|
|
Религия превращается в техническое подспорье к жизни общества.
Жизнь общины и семьи давлеет над религией. Явное предпочтение государственного перед религией.
Только когда римляне начали завоевание Греции, они начали приспосабливать свою религиозную систему под греческую. Были некоторые боги, которые не имели аналогов у римлян. Были собственно римские боги – Янус, бог начала и конца. Отсюда – январь. Особое место занимал Марс (Арес) – более почетен, чем в Греции. Особый бог Квирин – покровитель римской общины и собраний.
Собственные мифы. Прежде всего римский миф, чтобы обосновать право римлян на завоевание других народов. Он очень разветвленный – давал возможности соединить греческую и римскую религии, обосновать превосходство. Он повествует о Ромуле и Реме.
Они должны были погибнуть. Но их пожалели, положили в корзину. Пустили по реке. Волчица выкормила их молоком, затем их подобрал пастух. Они вырастают, начинают создание римского государства.
Герои греческой мифологии жили в отдаленные мифические времена. Римляне обожествляли своих предков. Добрые и злые силы как бы присутствовали постоянно. Божки – лары и манны – помогали в обыденной жизни. Героями становились предки, жившие за поколение или за два. Религия древних римлян теряет космогонический, мистический ореол.
|
|
Трагедию не заимствовали, а историю, лирику, комедии взяли. В Греции литература развивалась поступательно, последовательно. В Риме все жанры появились одновременно. Положительное: эти жанры взаимно дополняли друг друга. С другой стороны, римляне могли отбросить то, что мешало им, например, хор, связанный с культом Диониса.
В Греции почти не было сатиры, нотки у киников. В Риме сатирические жанры начинают развиваться одними из первых.
В Риме рано начинает развиваться проза. В Риме появляется раньше всего и в разных вариантах.
В Риме появляются эпистолярные жанры. У греков писем нет. Личность более осознавала себя – развиваются мемуары, чего вообще не было у греков. Записки Юлия Цезаря.
Главный прием римской литературы – прием контаминации, соединение в одном произведении сюжетов и образов из разных произведений. Римляне не стеснялись использовать другие произведения, всегда указывали, что заимствовали
Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 297; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!