Мыслительная деятельность. Научный стиль мышления.

Тема 1. Возникновение и развитие научного мышления

 

1.1. Подходы к возникновению науки и периоды ее развития

1.2. Мыслительная деятельность. Научный стиль мышления

1.3. Идея всеобщего развития

Подходы к возникновению науки и периоды ее развития

 В литературе можно выделить, два подхода к  истокам возникновения науки.

Первый подход основывается на формационных критериях развития общества, разработанных К.Марксом. Он разделил его на следующие фракции: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. При этом за методологическую основу берут положение о способе производства как факторе, определяющем все сферы человеческой деятельности.

 Но этот подход к типологизации науки страдает определенными недостатками:

1) он не ставит вопрос о специфике научных эпох в отличие от исторических этапов развития общества;

2) наличие различных теорий и противоборствующих течений в развитии науки делает маловероятным точное совпадение периодизации науки с общественными формациями.

При этом определение периода зарождения и становления науки в соответствии с периодизацией истории общества не согласуется по следующим причинам:

а) на ранних этапах развития общества наука, как таковая, не существовала, так как общественное производство не нуждалось в научном познании природы и практическом применении знания;

б) регулятором материального производства выступали приемы и навыки, сложившиеся в ходе предметно-практического освоения мира на уровне обыденного сознания.

Известный историк науки О.Нейгебауэр отмечает, что “математика и астрономия практически не влияли на обычную жизнь древних цивилизаций. Даже в наиболее развитых экономических структурах древности потребность в математике не выходила за пределы элементарной домашней математики, которую ни один математик не назовет математикой”[1].

В этом смысле поворотным моментом в истории генезиса науки можно считать начало появления зачатков новых производственных отношений, основанных на частной собственности и использовании в промышленности механических паровых машин. С возникновением этих производственных отношений, по словам К.Маркса, “впервые возникают такие практические проблемы, которые могут быть решены лишь научным путем” [4].

Сторонники второго подхода к проблеме возникновения науки выделяют два периода в развитии науки: доклассический и классический, ( есть и эти: неклассический и постнеклассический? )

Классический период развития науки, по их мнению, совпадает с началом формирования новых экономических отношений: капиталистических.  В этот период развивается естествознания. Поэтому всю предшествующую историю науки следует охарактеризовать как доклассическую.

Исходя из данной схемы периодизации истории науки, доклассический этап развития познавательной деятельности следует рассматривать как донаучный период накопления знания. А то, что мы называем наукой, которая возникла в высоко развитых в культурном отношении античных странах - Вавилонии, Греции, Китае, Индии - и продолжала свое развитие в средневековой Арабии, свидетельствует о возникновении, становлении и накоплении донаучных знаний на фоне социального и культурного развития того или иного общества. Их особенность в том, что донаучные знания вырабатывались, не имея специализированных методов и средств, без учета определенных норм и правил их производства, они не оформлялись в соответствующие теоретические схемы.

Таким образом, современная наука в том смысле, какой мы вкладываем в это понятие сейчас, берет свое начало со второй половины XVI в. Экономическая – с XVIII  века. Значит и начало развития научного мышления следует рассматривать именно с этого периода. Мышление, которое предшествовало научному, называют «донаучное», а точнее, как обыденно-практическое мышление.

Отличие обыденно-практического мышления от научного состоит в том, что оно стремится к установлению свойств, связей и отношений наблюдаемой реальности, подвергает логическому обобщению информацию о явлениях, процессах и вещах, вовлекаемых в сферу практической и познавательной деятельности. С помощью таких обобщений, включающих воображение, человек осваивал окружающий его мир, формировались общие представления о вещах и явлениях, которые впоследствии образовали тот или иной исторический тип мировоззрения.

Обыденно-практическое сознание также придает логическую структуру знаниям, что является свидетельством единства чувственного и рационального моментов познания. Однако эти знания не отличаются системностью, методичностью, включают в себя известную случайность, в содержательном аспекте менее глубоки, отражают внешнее проявление объекта.

Человек понимал несовершенство практического мышления. И первый шаг, который им был сделан в этом направлении, был шагом в сторону создания особых средств с целью придания обыденно-практическим знаниям специализированного  вида.

Это стало возможным только в рамках определенной духовной (философской) деятельности, которая специализировалась на познании природы и человека.

Одновременно с этим процессом стали формироваться демаркационные черты научного и ненаучного знаний. Обоснованные научные знания стали обладать определенными атрибутивными свойствами - системностью, истинностью, интерсубъективностью, доказательностью и другими.

С возникновением науки формируется и соответствующий ей тип мышления - научное мышление.

Наука и научное мышление тесно взаимосвязаны между собой, но не тождественны. Наука в целом является завершившимся процессом, результатом мыслительной деятельности. В этом плане наука выступает как сложившаяся система, содержание которой включает продукты деятельности мышления - аксиомы, постулаты, принципы, эмпирические факты и закономерности, гипотезы и теоретические законы, понятийно-категориальные структуры и методы. Научное же мышление есть определенный способ производства содержания этой системы.

Развитие науки неотделимо от развития научного мышления. В познавательной деятельности они выступают как форма и содержание, и тем самым составляют единство противоположностей, неразрывно связанные собой и дополняющие друг друга. В основе их диалектического единства лежит противоречие между существующими наличными знаниями, с одной стороны, и мыслительной активностью, связанной с поиском и производством новых знаний, не соответствующих установившимся научным представлениям - с другой.

Мыслительная деятельность. Научный стиль мышления.

До  Николая Коперника мыслительная деятельность протекала в одной системе координат. Она всецело базировалась на идеях и представлениях геоцентрической картины мира. Появление на свет сочинения Коперника “Об обращениях небесных сфер” (1543) можно рассматривать как “бунт” вечно ищущей мысли против устоявшихся, догматизированных и господствовавших на протяжении тысячелетий представлений о мире. Идеи о расположении Земли относительно Солнечной системы легли в основу создания гелиоцентрической картины мира. Галилео Галилей сумел устранить качественное различие между законами Неба и Земли, сумел показать несостоятельность аристотелевской физики и основанных на ней физических принципов движения Вселенной. “Открытие, сделанное Галилеем, и применение им методов научного рассуждения были одним из самых важных достижений в истории человеческой мысли...” Альберт Энштейн[7].

Исследовательский ум Исаака Ньютона открыл законы всемирного тяготения и разработал на его базе теорию движения небесных тел. Механика оформилась в классическую научную дисциплину. Само мышление вооружилось механистическими (метафизическими) принципами объяснения явлений, в соответствии с которым процессы, протекающие в природе и обществе, рассматриваются не как следствия внутреннего развития, а как вызванные внешним воздействием. Успехи механистическо-метафизического мышления в познании природы привели к становлению классической формы естествознания. Роль ядра классической науки выполняла ньютоновская механика, рационально-методологическая установка которой предписывала:

· рассматривать все явления природы как имеющие механистическую основу;

· как поддающиеся объяснению законами механики Ньютона (объяснение понималось как поиск механических причин, лежащих в основе наблюдаемого явления);

· подходить к исследованию всех физических явлений и процессов как к следствиям действия простых сил;

· свойства целого объекта рассматривать как полностью определяющиеся состоянием и свойствами его частей.

Эти метаморфозы в представлениях на мир, завершились соответствующим логическим следствием - формированием метафизико-механистическим стилем мышления в науке.

Научный стиль мышления - это определенная форма мыслительной деятельности, в рамках которой субъектам познания задаются специфическое видение исследуемого объекта и, в соответствии с особенностями этого объекта, определенные стандарты и нормы их научной деятельности, учитывающие сложившиеся в данный исторический период социокультурные реалии. Указанный тип мышления сформировался не только в астрономии, механике и физике, но и стал в XVIII-XIX вв. оказывать влияние и на другие науки о природе. Механистические представления о вещах и явлениях, транслированные из механики в биологию, стали оказывать определяющее влияние на формирование эмпирических и теоретических концепций о живых организмах. Так, развитие органического мира рассматривалось как сумма ответных реакций организмов на воздействие факторов внешней среды, как результат усиления или ослабления функций организмов в процессе механической адаптации их к окружающей природе [8]. В геологии, географии объект исследования предстал в виде уникальных пространств (районов), заполненных механически взаимосвязанными и жестко детерминированными вещественно разнородными телами - геокомпонентами. Это был период, когда отдельные науки имели успех в познании естества природы. И многим представителям естествознания казалось, что их научно-изыскательские старания достигли цели.

Однако мир не исчерпаем в своем многообразии, следовательно, процесс познания этого многообразия будет продолжаться до бесконечности. Поэтому беспокойное человеческое мышление будет всегда стремиться к новым неизведанным горизонтам мироздания.

Идея всеобщего развития

В первой половине XIX в. в некоторых частных науках стал накапливаться эмпирический материал, который не мог быть объяснен законами механики. Представители биологии и геологии стали осознавать непригодность средств и методов механики и физики для познания предмета их науки. Это был первый сигнал начала “раскола” внутри естествознания в классический период его развития. Представляемый ими единый мир, поддающийся описанию и объяснению с помощью законов механики, так же стал “раздваиваться” на неорганический, в котором действуют принципы механики, и на органический, в котором, по мнению ученых, видимо, действуют свои законы, отличные от законов механики и физики.

К тому времени в отдельных отраслях знания стала пробивать себе дорогу идея всеобщего развития. Эта идея и до XIX в., со времен Карла  Линнея, выступала философско-методологической установкой для естествознания. С появлением Гегеля на философской арене идея развития и всеобщей связи стала обретать черты историзма (правда, в идеалистическом обрамлении). В произведениях Маркса и Энгельса идея развития включает в себя диалектическое содержание и обусловливает возникновение исторического метода познания.

Впервые идея историзма с диалектическим содержанием стала утверждаться в геологии. Однако в ее первоначальной форме ей была присуща некоторая ограниченность, нашедшая свое выражение в историческом методе. Последний был ориентирован на фиксацию только количественных изменений земной поверхности, совершающихся постепенно и непрерывно в течение длительного исторического времени в результате суммирования мелких отклонений ( с учетом обратимости суммирования) [11].

Но уже в 40-60 гг. XIX в., набирающая силу материалистическая диалектика, задавала методологические установки мышлению ученых, ориентируя их на понимание развития не только как количественного изменения предметов и явлений, но и как их качественного преобразования. Философские идеи о диалектическом характере развития реальной действительности становятся ядром астрономии, биологии, географии и геологии. Объекты исследования этих дисциплин осмысливаются через призму идей диалектического развития и в новой интерпретации предстают как развивающиеся в пространственно-временном множестве. В эволюционном процессе время становится важнейшим атрибутом развития неорганического и органического миров. Поэтому в науках о неживой и живой природе фактор времени стали восприниматься как один из важнейших элементов естественно-научного познания, а метод исторический - важнейшим в ряду других методов производства научных знаний.

Конец ХIX первая половина ХХ в. - период крупных научных открытий, заставивших пересмотреть прежние представления о мире. Существенные изменения в развивающемся научном мышлении произошли с возникновением квантовой механики. Признанием фундаментального значения стало положение квантово- механической теории о том, что объективный мир дан нам в формах нашей деятельности. В научном познании это положение нашло свое выражение в принципах дополнительности и относительности к средствам наблюдение.

Квантово-механическим видением мира был стимулирован и дан толчок становлению вероятностного стиля мышления в естествознании [16]. В частности процесс научного познания представлялся уже как диалектическое взаимодействие субъекта и объекта. Идеал объективно-истинностного знания предполагал связь между знаниями о предметной области и спецификой средств познавательной деятельности. Закономерности мира рассматривались как имеющие статистический характер, а сами же законы природы понимались не как единственно допустимое направление развития мира, а как граница возможного развития природы.

С генезисом вероятностного стиля мышления усложнялся и категориальный строй научного мышления. В структуру категориального языка были введены понятия “определенность”, “неопределенность”, “случайность”, “возможность”, “вероятность” и другие, которые обнаруживали тесную связь с категориями философского мышления - возможностью и действительностью, случайностью и необходимостью, тождеством и различием, качеством и количеством, мерой, связью, движением, свойством [17].

Вероятностный стиль расширил рамки возможных областей познания. Стали формироваться программы новых направлений научного исследования. Наиболее знаменательным событием стало возникновение и ускоренное развитие кибернетики и других наук, с ней связанных, в том числе генетики, математической теории сложных систем. С развитием этих наук изменился и образ современной науки. Наука стала высокотеоретизированной и информатизированной. Эти изменения в науке обусловили становление системно-структурного стиля мышления [18].

По мере того, как развивался системно-структурный стиль мышления, обогащался и языковой аппарат мышления. В его структуры вводились, например, такие понятия, как отражение, информация, содержание, система, управление, обратная связь. Трансформировалась семантика научного познания: исследовательский процесс стал пониматься как процесс конструирования идеальной модели объекта.

Отличительной особенностью вероятностного и системно-структурного стиля мышления является то, что в их рамках решение каждой научной проблемы проходит в два этапа:

1) сначала происходит поиск путей познания, определение и конструирование ряда вариантов возможного решения проблемы,

2) далее последовательное редуцирование имеющихся вариантов решения и сведением их в идеале к единственному оптимальному решению. Две группы образуют и логико-методологические принципы, выражающие названные стили мышления. Принципы первой группы - аналогия, соответствие, инвариантность, - называемые координационно-конструктивными, регулируют формирование поля возможных решений. Принципы же другой группы - полноты, универсальности, простоты, - именуемые селективно-вариационными, формируют требования, предъявляемые к возможным решениям - максимальной емкости, максимальной информативности, минимума исходных понятий, аксиом - и на этом основании осуществляют выбор оптимальных решений. В результате взаимосогласованных действий принципов обеих групп возникает такая устойчивая интегральная тенденция развития науки, как взаимная согласованность, корреляция всех элементов научного знания, ведущая к его единству.

Вторая половина ХХ столетия ознаменовалась в развитии науки формированием новых представлений о природе как о сложной и динамической системе, которые привели к обнаружению общих законов управления и обратной связи. Указанные законы ориентируют на освоение сложных саморегулирующихся и саморазвивающихся систем. Последние характеризуются относительно самостоятельными подсистемами, элементы которых имеют тенденцию к массовому стохастическому взаимодействию, а также наличием управления с обратной связью, позволяющей надежно функционировать целостной системе. Идея относительно автономных подсистем в системе детерминирует иное видение образа объекта в философских основаниях науки.

Современное научное познание во многом определяется уровнем развития компьютерной технологии и техники. Последняя открывает в исследовательской деятельности широкие возможности, связанные прежде всего с моделированием будущих состояний развития объектов познания. В связи с этим перспективным направлением научного исследования становятся сложные синергетические системы, характеризующиеся открытостью и саморазвитием [19]. Сами по себе синергетические системы являются объектами междисциплинарных областей наук, исследование которых возможно в рамках смежных научных дисциплин.

Таким образом, вся история развития науки является историей развертывания развивающейся мысли.

Литература

1. Нейгебауэр О. Точные науки в древности. М.,1968. С.83.

2. Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. М.,1972. С.138.

3. Келле В.Ж. Наука как феномен культуры //Наука и культура. М.,1984. С.10.

4. Маркс К.,Фридрих Э. Соч. 2-Е изд. Т.47, С.554.

5. Мамардашвили М.К., Соловьев Э.Ю., Швырев В.С. Классика и современность: две эпохи в развитии буржуазной философии //Философия в современном мире. М.,1972.

6. Мартынович С.Ф. Факт науки и его детерминация. Саратов, 1983. С.31.

7. Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики. М.,1965. С.10.

8. Ламарк Ж.Б. Философия зоологии. М.,1937. Т.1.

9. Завадский К.М. Развитие эволюционной теории после Дарвина (1859-1920-е годы). Л.,1973.

10. Докучаев В.В. Учение о законах природы. М.,1948. С.63.

11. Лайель Ч. Основные начала геологии. М.,1866.

12. Дарвин Ч. Происхождение видов. Соч. Т.3. М.-Л.,1939. С.555.

13. Степин В.С. Научное познание и ценности техногенной цивилизации //Вопросы философии. 1989. №10. С.8.

14. Эйнштейн А., Инфельд Л. Указ.соч. С.102.

15. Омельяновский М.Э. Проблема элементарного и сложного в квантовой теории //Структура и формы материи. М.,1967. С.286.

16. Сачков Ю.В. Введение в вероятностный мир. М.,1971.

17. Готт В.С.,Урсул А.Д. Определенность и неопределенность как категории научного познания. М., 1971. С.41-53.

18. См.:Саймон Г. Науки об искусственном. М.,1972.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 745; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!