Личность как объект и субъект общественной жизни



Личность – общие качества человека; индивид, обладающий исторически определёнными социальными качествами и реализующий их в своём поведении и деятельности. Личность всегда активный субъект социальной, материальной и духовной деятельности.

Личность во многом определяет характер общественной жизни, судьбу общества. Она не только старается органически влиться в него, выполнять все возложенные на неё соц.функции, но и намечает пути прогресса человечества, материального и духовного, своим примером показывая их другим людям.

Личность есть человек, он существует вне общества. Само общество во многом определяет судьбу личности. Оно относится к личности, как ко всем остальным людям, не акцентируя на этом внимания. Другое дело, что личности, имеющие большие обязанности (в основном нравственные), труднее их выполнять, но их осуществление подтверждает человека как личность, способствует его многостороннему развитию.

Как объект общественной жизни, личность должна существовать и как неличность. Но примирение с твоим существованием попытки своего нравственного, духовного (и в меньшей степени физического) совершенствования могут позволить личности стать субъектом общества. Это становление уже позволяет говорить о том, что данный человек стал личностью. Личность – индивидуальное средоточие и выражение общественных отношений и функций людей, субъект познания и преобразования мира, прав и обязанностей, этических, эстетических и всех иных соц. норм.

Личность есть обладающий самосознанием и мировоззрением человек, достигший понимания своих соц. функций, своего места в мире, осмысливающий себя как субъекта исторического творчества, как звено цепи поколений, в том числе родственных. Личность есть индивидуальное средоточие и выражение общественных отношений и функций людей, субъект познания и преобразования мира, прав и обязанностей, этических, эстетических и всех иных соц. норм, в том числе и юридических. Личностные качества чела есть производные от двух моментов: от его самосознающего разума и от его социального образа жизни.

 

Личность в ходе истории. Роль личности в истории. Массы и личность.

Всемирно-исторические личности, герои – выдающиеся люди, личные интересы которых содержат в себе субстанциональный элемент, составляющий солю Мирового духа или Разум истории (Гегель, Сочинения, том VII).

Исторические личности – личности, вознесённые силой обстоятельств, личными качествами на пьедестал истории. Факт выдвижения на историческую роль именно этого человека – случайность. Необходимость же выдвижения определяется исторически сложившейся потребностью общества в личность именно такого рода. Часто в силу исторических условий выдвигаются просто способные люди или даже посредственные.

Как бы гениальна не была историческая личность, она в своих поступках детерминирована сложившейся совокупностью общественных событий. Если же личность начинает творить произвол и возводить свои капризы в закон, то она становится тормозом и в конечном счёте свергается.

Исторические личности благодаря тем или иным качествам своего ума, характера, опыта могут изменять лишь форму общественных событий и некоторые частичные их последствия. Они не могут изменять их общее направление, повернуть историю вспять. В развитие ист. процесса огромный вклад вносят гениальные и талантливые личности, творящие духовные ценности в сфере науки, техники, философии, лит-ры, иск-ва, религиозной мысли.

Гений – это человек, который охвачен великим замыслом, обладает мощным умом, ярким воображением, огромной волей, колоссальным упорством в достижении своих целей. Он обогащает общество новыми открытиями.

Харизматическая личность – духовно одарённая личность, которая воспринимается и оценивается окружающими как необычная, порой даже сверхъестественная по силе постижения и воздействия на людей, недоступная обычному человеку.

По Веберу (Вебер М. Харизматическое господство), харизматическая власть вождя основана на безграничном и безоговорочном, притом радостном подчинении и поддерживается прежде всего верой в избранность, харизматичность властителя.

 

50. Культура как мир человека. Как способ самоопределения личности.

Культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, умение использовать их для дальнейшего прогресса человечества, передавать от поколения к поколению. К. совокупность форм и способов человеческой деятельности, закрепленных в создаваемых людьми материальных и духовных ценностях и передаваемых от одного поколения к другому. Культура есть философское понятие, характеризующее развитие творческих сил и способностей человека. Культура - это сотворенный человеком мир.

Овладение культурой означает для человека возвышение его индивидуальной деятельности до всеобщих норм общества. Достигнутый обществом уровень культуры выступает как образец деятельности и поведения. Поэтому культура производит и самого человека. Он не только субъект, но и объект культуры. Личность проявляет свою индивидуальность в освоении и развитии культуры. Так как человек осваивает культуру в деятельности, он творит ее.

Культура есть показатель господства общества над природой, а следовательно, и показатель господства личности над природой. Так как культура обуздывает животную природу человека, заставляя его следовать нормам искусственной среды, то культура есть показатель господства человека над своей собственной природой. Эту сторону культуры отмечает 3. Фрейд. Он называет культуру механизмом социального подавления и преобразования бессознательных влечений.

Рассматривая материальную и духовную культуру необходимо указать, что они не только не противостоят друг другу, а находятся в противоречивом единстве: в материальной культуре всегда присутствует элемент духовности; продукты же духовной культуры всегда облечены в материальные формы.

Особое место в культуре человека занимает его духовная культура. Она выступает важнейшей системой воспитания и образования, то есть формирования человека. Духовная культура не может существовать без ее опредмечивания. Поэтому духовность проявляется только как интеллигентность — деятельностно-практическое проявление духовности. Культура — это мера человеческого в человеке, характеристика его как общественного существа.Кабанов «учебное пособие».

 

Социальные функции культуры.

Многообразными способами включается культура в движение истории. Они выражают личностную сторону деятельности человека в обществе, выполняют важную функцию трансляции опыта, знаний, результатов человеческой деятельности. Новые идеи, и те из них, которые находятся как бы в стадии разработки, и те которые уже являются результатом человеческой деятельности, и сама эта деятельность - все это дает результат, который включаются затем в исторический процесс, внося в него новые элементы.

Любое изобретение человека может превратится в фактор исторического развития и начать оказывать на него воздействие. Примером тому может быть изобретение ядерного оружия, которое с момента своего изобретения начало влиять на ход научно-технического прогресса. Для устранения этой страшной угрозы были созданы различные комитеты во многих странах мира. Так, создание научно-технической мысли вошло в социальную жизнь, оказывая влияние на протекающие в обществе социальные, экономические и политические процессы. Но не все, что было рождено человеческой мыслью вошло в общественную жизнь, в культуру, стало моментом исторического процесса. Многие изобретения не были реализованы по различным причинам, к примеру, изобретение Ползуновым в 18 веке паровой машины (Россия просто не была к этому готова); работы в области генетики советских ученых и т.д. В ходе общественного исторического процесса из тех "предложений", которые идут со стороны культуры, данным обществом осуществляется как бы "социальный отбор" этих предложений и то каким он будет, зависит от текущего состояния развития общества.

К-ра. - в сущности своей родовой овеществленный опыт духовного освоения той ил иной стороны жизнедеятельности человека. Ис-во. – родовой опыт освоения дух. жизни чел-ка. Мир ис-ва – мир дух. жизни чел-ка. культура является ценностью, так как ей живет душа человека(а не тело). Жизнь чел-ка является ценностью только с того момента, когда был накоплен дост. опыт, чтобы понять, ято это явление неповторимо. Чел-к в родовом значении считает, что жизнь ценна сама по себе.   Производственная, экономическая, к-ра семьи т .д. – есть родовой опыт выраженный в определенных принципах жизнедеятельности человека. Эти принципы могут быть материализованы. Основная функция к-ры – сделать человека человеком. Причем к-ра единственное средство с помощью которого человек делает себя человеком. Человек существо культурное, все его свойства : способность мыслить и чувствовать, формируются благодаря культуре. В.И.Ленин на 3 съезде комсомола: «коммунистом можно стать лишь тогда, когда ты освоишь все то богатство, что было накоплено человечеством».

 

52. Культура и развитие познавательных способностей человека.

Культура - это своеобразный «генотип» общественного организма, определяющий его строение и развитие. Она представлена в продуктах материального и духовного труда, в социальных нормах и духовных ценностях, в отношених человека к природе и между людьми. Человеческий мир огромен и разнообразен, все сферы человеческой деятельности переплетены и влияют друг на друга. Например политическая культура будет включать в себя наилучшие способы политического выбора и действия, ценности и идеалы политического переустройства общества, оптимальные формы социальных взаимоотношений людей. В нравственной культуре фиксируется достигнутый обществом уровень представления о добре и зле, чести, справедливости, долге и т.д. Эстетическая культура общества включает в себя эстетические ценности(прекрасное, возвышенное, трагическое и т.д.)способы их создания и потребления. Культура не существует вне своего живого носителя - человека. Индивид усваивает её через язык, воспитание, живое общение. Биологически человеку даётся только организм, обладающий лишь опредплёнными задатками, потенциальными возможностями. Овладевая существующими в обществ е нормами, обычаями и способами деятельности, индивид осваивает к изменяет культуру.Степень его приобщения к культуре определяет меру его общественного развития, меру человеческого в человеке. Культура тесно связана с познанием человека, с его научной, художественно - эстетическими формами. Культура позволяет развивать эти формы познания, если человек сам стремится к ней приобщиться. Осваивая методы воздействия над природой, осваивая природу и социум, приобщаясь к произведениям искусства, человек лучше познаёт себя, общество, природу. Это в свою очередь влияет на его деятельность, жизнь, участие в общественном производстве. Развитие познаватеьных способностей человека ведёт к более продуктивному и качественному материальному производству, к развитию культуры.

 

 

53 Единство мнообразия и взаимодействия культур.

Источник развития культур находится в их различных исторических условиях относителиной обособленности различныз регионов. Впроцессе развития общества взаимодействие культур усиливалось. Каждая культура как новая целастность неповторима и универсальна. Различие культур - один из источников многообразия исторического процесса. Межкультурное взаимодействие обладает накоторой самостоятельностью, но является частицей общественно - историчкского процесса и зависит от общественных отношений. Современная интернационализация общественной жизни, увеличивается в следствие НТП, приводит к усилению степени межкультурного взаимодействия. Многообразие культур - объективная реальность; к ней можно подходить двояко: руководствоваться либо идеей единства мировой культуры, либо утверждением несовместимости культур. В настоящее время существуют оба мнения, привлекая к себе много единомышленников.

 

 

54 Понятие цивилизации.

Слово «цивилизация» впервые появилось во Франции в середине 19 века. Оно произошло от латинского civilis - гражданский, государсвенный и поначалу носило юридический смысл, относящийся к судебной практике, но затем его значение расширились. Цивилизация - это общество, находящееся на своём уровне развития и характеризующееся уровнем развития, способом производства(для формации). Кризис прогрессивных иллюзий просвятителей, полученный в эпоху «путешествий» и обнаруживший огромное разнообоазие нравов и культур вне Европы, привели к тому, в начале 19 века возникла «этнографическая концепция цивилизаций», в основу которой было положено представление о том, что у каждого народа -совя цивилизация (Т.Жуффруа). Появление в 1869г. работы Данилевского «Россия и Европа», посвященной проблемам зарождения и развития Российской цивилизации, было явным диссонансом в ряду аналогичных исследований. Данилевский отрицал существование «человечества» как целого, как «единой цивилизации», признавая реальным субъектом исторического процесса лишь отдельные «культурно истрические типы», народы с их самобытными цивилизациями, не подлежащими передаче и заимствованию. Всеобщие формы организации:

1 .политическая,2.эстетическая,3 .религиозная,4.правовая,5 .нравственная. Цивилизация как синоним материальной культуры, как достаточно высокая степень овладевания силами природы, безусловно несёт в себе мощный заряд технического прогресса и способствует достижению изобилия материальных благ. Цивилизация — это преобразованный человеком мир материальных объектов, а культура - это внутреннеедостояние самого человека, оценка его духовного развития,степени свободы от окружающего социального мира. Впервые разграничил эти два понятии И. Кант, а в начале 20 века другой немецкий философ О.Шпенглер окончательно их противопоставил в своём знаменитом труде «Закат Европы». Цивилизация предстала у него высшей стадией культуры, на которой происходит её окончательный упадок. Шпенглер сформулировал теорию культурно - исторического круговорота, которая постулировала цикличность развития моножества разрозненных, но равноценных по уровню достигнутой зрелости культурных миров.

 

55.Понятие ценности. Ценности познавательные, этические и эстетические.

Философское учение о ценностях называется аксиологией. Ценности создаются в процессе духовного производства. Ценность - продукт материальной и духовной реальности, обладающий положительным или отрицательным значением для человека и человечества. Ценность - это общепринятые представления относительно целей к которым можно стремиться. Общечеловеческие ценности это то, что объединяет людей.

В систему ценностей человек могут входить различные ценности:

• Смысложизненные (добро и зло);

• Универсальные (семья, образование);

• Межличностные отношения (честность, бескорыстие);

• Общественно - признанные (трудолюбие, социальное положение);

• Демократические (свобода слова, совести).

Ценностное отношение человека к миру и себе приводит к ценностным ориентациям личности. Устойчивые ценностные ориентации приобретают характер норм, они определяют формы поведения членов данного общества. Основное содержание ценностных ориентации - это политические, философские, нравственные убеждения человека, глубокие и постоянные привязанности, нравственные принципы поведения. Ценностные системы формируются и трансформируются в историческом развитии общества.

Ценность - субъективно-объективная реальность. Она становится самой собой благодаря не только своим объективным свойствам, но и нашему отношению к ней, которое интегрирует в себе и восприятие этих свойств, и особенности наших вкусов. Каждая конкретная ценность удовлетворяет духовные потребности конкретных людей.

Познавательная ценность удовлетворяет потребность познающего данный объект, нередко она приносит радость учёным, исследователям и просто любознательным. Сама ценность заключена в возможности открытия, изучения данного объекта или возможности, предоставляемые им для изучения, открытия новых объектов.

Этическая ценность — то, что человеку желательно в его стремлениях к нравственным идеалам, которые часто связаны с правосознанием и традициями.

Эстетическая ценность - удовлетворяет стремление человека к красоте, гармонии окружающего природно-социального мира.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 308; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!