Служба при дворе князей Эстерхази



Вид на замок князей Эстерхази, Венгрия

После расформирования в 1761 году музыкального проекта потерпевшего финансовый крах графа фон Морцина, Йозефу Гайдну была предложена аналогичная работа у князя Павла Антона Эстерхази — главы крайне богатой венгерской семьи Эстерхази. Поначалу Гайдн занимал должность вице-капельмейстера, однако он сразу же был допущен к руководству большинством музыкальных учреждений Эстерхази, наравне со старым капельмейстером Грегором Вернером, сохранившим абсолютные полномочия только для церковной музыки. В 1766 году в жизни Гайдна произошло судьбоносное событие — после смерти Грегора Вернера он возведён в обер-капельмейстеры при дворе князей Эстерхази, одной из самых влиятельных и могущественных аристократических семей Венгрии и Австрии. На службе у князей Эстерхази Гайдн проработал около 30 лет. В его обязанности входило не только сочинение музыки. Гайдн должен был проводить репетиции, следить за порядком в капелле, отвечать за сохранность нот и инструментов и т. п. Все произведения Гайдна являлись собственностью Эстерхази; композитор не имел права писать музыку по заказу других лиц, не мог свободно покидать владения князя. Однако возможность распоряжаться прекрасным оркестром, исполнявшим все его произведения, а также относительная материальная и бытовая обеспеченность склонили Гайдна принять предложение Эстергази.

Живя в имениях Эстерхази (Айзенштадте и Эстергазе), и лишь временами наезжая в Вену, мало соприкасаясь с широким музыкальным миром, он стал за время этой службы величайшим мастером европейского масштаба. Для капеллы и домашнего театра Эстерхази написано большинство гайдновских симфоний (в 1760-е годы ~ 40, в 70-е ~ 30, в 80-е ~ 18), квартетов и опер.

Музыкальная жизнь в резиденции Эстерхази была по-своему открытой. На концертах, оперных спектаклях, торжественных приемах, сопровождаемых музыкой, присутствовали знатные гости, в том числе иностранцы. Постепенно известность Гайдна вышла за пределы Австрии. Его произведения с успехом исполняются в крупнейших музыкальных столицах. Так, в середине 1780-х годов французская публика познакомилась с шестью симфониями, получившими название «Парижских» (№№ 82-87, они были созданы специально для парижских «Концертов Олимпийской ложи»). За почти тридцатилетнюю карьеру при дворе Эстерхази композитор сочинил большое количество произведений, его известность растёт. В 1781 году во время пребывания в Вене Гайдн познакомился и подружился с Вольфгангом Амадеем Моцартом.

 

Поздний период творчества

1779 год становится переломным в карьере Йозефа Гайдна — был пересмотрен его контракт: в то время как ранее все его композиции были собственностью семьи Эстерхази, то теперь ему было разрешено писать для других и продавать свои работы издателям. Вскоре с учётом этого обстоятельства, Гайдн переносит акцент в своей композиторской деятельности: меньше пишет опер и больше создаёт квартетов и симфоний. Кроме того, он ведёт переговоры с несколькими издателями, как австрийскими так и зарубежными. О заключении Гайдном нового трудового договора Джонс пишет: «Этот документ подействовал в качестве катализатора на пути к следующему этапу карьеры Гайдна — достижение международной популярности. К 1790 году Гайдн находился в парадоксальном, если не сказать странном положении: будучи ведущим композитором Европы, но связанный действием подписанного ранее контракта, тратил своё время в качестве капельмейстера в отдалённом дворце в венгерской деревне». В 1790 году, после смерти Николая Эстерхази, его сын и преемник, князь Антон Эстерхази, не будучи любителем музыки, распустил оркестр. В 1791 году Гайдн получил контракт на работу в Англии. Впоследствии он много работал в Австрии и Великобритании. Две поездки в Лондон (1791—1792 и 1794—1795) по приглашению организатора «Абонементных концертов» скрипача И. П. Заломона, где он для организуемых им концертов написал 12 Лондонских (1791—1792, 1794—1795) симфоний, расширили кругозор, ещё более упрочили славу и способствовали росту популярности Гайдна. В Лондоне Гайдн собирал огромные аудитории: на концерты Гайдна собиралось огромное количество слушателей, что повышало его известность, способствовало сбору больши́х прибылей и, в конечном итоге, позволило стать финансово обеспеченным. В 1791 году Йозефу Гайдну присуждена степень почётного доктора Оксфордского университета.

Проезжая через Бонн в 1792 году, он познакомился с молодым Бетховеном и взял его в ученики.

На протяжении XVIII века в ряде стран (Италии, Германии, Австрии, Франции и других) происходили процессы формирования новых жанров и форм инструментальной музыки, окончательно сложившихся и достигших своей вершины в так называемой «венской классической школе» — в творчестве Гайдна, Моцарта и Бетховена. Вместо полифонической фактуры большое значение приобрела гомофонно-гармоническая фактура, но при этом в крупные инструментальные произведения зачастую включались полифонические эпизоды, динамизирующие музыкальную ткань.

Таким образом, годы службы (1761—1790) у венгерских князей Эстерхази способствовали расцвету творческой деятельности Гайдна, пик которой приходится на 80 — 90-е годы XVIII века, когда были созданы зрелые квартеты (начиная с опуса 33), 6 Парижских (1785—86) симфоний, оратории, мессы и другие произведения. Прихоти мецената нередко заставляли Йозефа поступаться творческой свободой. Вместе с тем работа с руководимыми им оркестром и хором благотворно сказалась на его развитии как композитора. Для капеллы и домашнего театра Эстерхази написано большинство симфоний (в том числе получившая широкую известность «Прощальная», 1772) и опер композитора. Поездки Гайдна в Вену позволили ему общаться с виднейшими из современников, в частности с Вольфгангом Амадеем Моцартом.

 

Последние годы

Дом в Вене, в котором Гайдн провёл последние годы своей жизни, в настоящее время является музеем

Гайдн вернулся из второй поездки в Лондон и поселился в Вене в 1795 году. К тому времени принц Антон умер, и его преемник Николай II предложил возродить музыкальные учреждения Эстерхази под руководством Гайдна, выступающим снова в роли капельмейстера. Гайдн принял предложение и занял предлагаемую вакансию, хотя и на неполный рабочий день. Он провёл своё лето с Эстерхази в городе Айзенштадт, и в течение нескольких лет написал шесть месс. Но к этому времени Гайдн становится общественным деятелем в Вене и проводит бо́льшую часть своего времени в своём собственном большом доме в Гумпендорфе (нем. Gumpendorf)[9], где написал несколько работ для публичного исполнения. Среди прочего, в Вене Гайдн написал две свои знаменитые оратории: «Сотворение мира» (1798) и «Времена года» (1801), в которых композитор развил традиции лирико-эпических ораторий Г. Ф. Генделя, впечатливших его в Лондоне. Оратории Йозефа Гайдна отмечены новой для этого жанра сочной бытовой характерностью, красочным воплощением явлений природы, в них раскрывается мастерство композитора как колориста.

Гайдн пробовал свои силы во всех родах музыкального сочинения, однако не во всех жанрах его творчество проявлялось с одинаковой силой. В области инструментальной музыки он справедливо считается одним из крупнейших композиторов второй половины XVIII и начала XIX веков. Под конец жизни Гайдн пользовался громадной популярностью. В последующие годы этот успешный для творчества Гайдна период сталкивается с началом старости и пошатнувшимся здоровьем — теперь композитор должен бороться, чтобы завершить свои начатые работы. Работа над ораториями подорвала силы композитора. Последними его произведениями стали «Harmoniemesse» (1802) и неоконченный струнный квартет опус 103 (1802). Примерно к 1802 году, его состояние ухудшилось до такой степени, что он стал физически не в состоянии сочинять. Последние наброски относятся к 1806 году, после этой даты Гайдн уже не писал ничего.

Скончался композитор в Вене. Он умер в возрасте 77 лет 31 мая 1809 года, вскоре после нападения на Вену французской армии под предводительством Наполеона. Среди его последних слов была попытка успокоить своих слуг, когда в окрестностях дома упало пушечное ядро: «Не бойтесь, дети мои, ибо там, где Гайдн, никакого вреда быть не может». Две недели спустя, 15 июня 1809 года, в церкви Шотландского монастыря (нем. Shottenkirche) состоялась панихида, на которой был исполнен Реквием Моцарта.

Творческое наследие

Так подписывал свои партитуры композитор Йозеф Гайдн: di me giuseppe Haydn, он пишет на итальянском языке: «мною, Йозефом Гайдном».

Партитура «Боже, храни императора Франца», написанная рукой Йозефа Гайдна

Композитор создал 24 оперы, 104 симфонии, 83 струнных квартета, 52 фортепианные (клавирные) сонаты, 126 трио для баритона, увертюры, марши, танцы, дивертисменты для оркестра и разных инструментов, концерты для клавира и других инструментов, оратории, различные пьесы для клавира, песни, каноны, обработки шотландских, ирландских, валлийских песен для голоса с фортепиано (скрипкой или виолончелью по желанию). Среди сочинений 3 оратории («Сотворение мира», «Времена года» и «Семь слов Спасителя на кресте»), 14 месс и другие духовные произведения.

Список произведений содержится в Каталоге Хобокена.

Камерная музыка

· 12 сонат для скрипки и фортепиано

· 83 струнных квартета для двух скрипок, альта и виолончели

· 7 дуэтов для скрипки и альта

· 40 трио для фортепиано, скрипки (или флейты) и виолончели

· 21 трио для 2 скрипок и виолончели

· 126 трио для баритона, альта (скрипки) и виолончели

· 11 трио для смешанных духовых и струнных инструментов

Концерты

36 концертов для одного или нескольких инструментов с оркестром, в том числе:

· 4 концерта для скрипки с оркестром (один утрачен)

· 3 концерта для виолончели с оркестром

· 3 концерта для кларнета с оркестром (принадлежность Гайдну окончательно не доказана)

· 4 концерта для валторны с оркестром (два утрачены)

· концерт для 2 валторн с оркестром (утрачен)

· концерт для гобоя с оркестром (принадлежность Гайдну окончательно не доказана)

· 11 концертов для фортепиано с оркестром

· 6 органных концертов

· 5 концертов для двух колёсных лир

· 4 концерта для баритона с оркестром

· концерт для контрабаса с оркестром (утрачен)

· концерт для флейты с оркестром (утрачен)

· концерт для трубы с оркестром

· 13 дивертисментов с клавиром

Вокальные произведения

Оперы

Всего 24 оперы, в том числе:

· «Хромой бес» (Der krumme Teufel), 1751 (утрачена)

· «Истинное постоянство»

· «Орфей и Эвридика, или Душа философа», 1791

· «Асмодей, или Новый хромой бес»

· «Аптекарь»

· «Ацис и Галатея», 1762

· «Необитаемый остров» (L’lsola disabitata)

· «Армида», 1783

· «Рыбачки» (Le Pescatrici), 1769

· «Обманутая неверность» (L’Infedeltà delusa)

· «Непредвиденная встреча» (L’Incontro improviso), 1775

· «Лунный мир» (II Mondo della luna), 1777

· «Истинное постоянство» (La Vera costanza), 1776

· «Вознаграждённая верность» (La Fedeltà premiata)

· «Роланд-паладин» (Orlando Раladino), героико-комическая опера на сюжет поэмы Ариосто «Неистовый Роланд»

Оратории

14 ораторий, в том числе:

· «Сотворение мира»

· «Времена года

· «Семь слов Спасителя на кресте»

· «Возвращение Товия»

· Аллегорическая кантата-оратория «Рукоплескания»

· ораториальный гимн Stabat Mater

Мессы

14 месс, среди которых:

· малая месса (Missa brevis, F-dur, около 1750)

· большая органная месса Es-dur (1766)

· месса в честь св. Николая (Missa in honorem Sancti Nicolai, G-dur, 1772)

· месса св. Цецилии (Missa Sanctae Caeciliae, c-moll, между 1769 и 1773)

· малая органная месса (В-dur, 1778)

· Мариацелльская месса (Mariazellermesse, C-dur, 1782)

· месса с литаврами, или Месса времён войны (Paukenmesse, C-dur, 1796)

· месса Heiligmesse (B-dur, 1796)

· Нельсон-месса (Nelson-Messe, d-moll, 1798)

· месса Тереза (Theresienmesse, B-dur, 1799)

· месса с темой из оратории «Сотворение мира» (Schopfungsmesse, B-dur, 1801)

· месса с духовыми инструментами (Harmoniemesse, B-dur, 1802)

Симфоническая музыка

104 симфонии, в том числе:

· 6 Парижских симфоний (1785—1786)

· 12 Лондонских симфоний (1791—1792, 1794—1795), в том числе симфония № 103 «С тремоло литавр»

· 66 дивертисментов и кассаций

Произведения для фортепиано

· фантазии, вариации

· 52 сонаты для фортепиано


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 1568; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!