Лозоходство, религия, наука...



Действительно, христианская церковь относилась — да и по сей день относится — к лозоходцам весьма неприязненно, именуя их не иначе, как «прислужниками дьявола». Кто только ни предавал их анафеме: Мартин Лютер, англиканские священники, американские клерикалы, православные борцы за спасение душ людских...

Монах Менестрье в «Философии загадочных образов» утверждает, что «волшебная палочка проявляет свои свойства далеко не у каждого в руках», а посему «причиною движения палочки должен являться какой-то дух...» и, естественно, обвиняет во всём нечистого. Железная логика!

А вот недавняя цитата — ответ на вопрос с официального сайта Казанской епархии:

«Уважаемый Павел!

Биолокация — это оккультно-религиозное действие. А занятие оккультизмом Православной Церковью, безусловно, воспринимается как тяжкий грех. Вам необходимо покаяться в этом грехе на Исповеди и впредь не прибегать к занятию магией.

Кто когда-то пользовался услугами сатаны, тот должен это исповедовать. Библия учит исповедовать все грехи, (Матф. 3:6; Деян. 19:18; Иак. 5:16; 1 Иоан. 1:9), но опыт учит, что есть некоторые грехи, которые нуждаются в особой исповеди. К таким грехам, среди прочих, относится и грех оккультизма. Сам человек своей собственной силой от него не освободится, ему нужна поддержка. Поддержку же он может получить только в том случае, если назовёт кому-то свои грехи, и двое или трое будут за прощение этих грехов молиться. Сегодня ещё время благодати, попросите Господа от всей души, чтобы Он простил Вам эту мерзость и очистил Вас от этого греха и его последствий. Он сделает это, ибо написано: "...Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха" (1 Иоан. 1:7). А это истина.

Не давайте разным суевериям и магизму затмить в Вашем сердце образ Живого Бога»[7].

Уважаемый Павел и остальные читатели! Вам надлежит решить самим для себя, что есть лозоходство и какое место надлежит ему занять в вашей картине мира. Мне всегда казалось более честным думать и разбираться самому со всеми окружающими загадками, нежели исключительно уповать на авторитет любых священных писаний. Кроме того... Что же такое оккультизм? Вот как его определяет, скажем, Энциклопедический словарь:

«ОККУЛЬТИЗМ (от лат. occultus — тайный, сокровенный), общее название учений, признающих существование скрытых сил в человеке и космосе, доступных лишь для «посвящённых», прошедших специальную психическую тренировку. В философском плане ближе всего к гилозоизму и пантеизму. Учения оккулътизма о всеобщих скрытых связях явлений и о человеке как микрокосме сыграли в 14-16 вв. видную роль в развитии наблюдательных и экспериментальных методов (итальянская натурфилософия эпохи Возрождения и др.)».

Скрытые силы? Несомненно! Необходимость тренировки? Да, конечно же. А что бы вы хотели — без обучения и без тренировки и писать-то грамотно не научишься. Скрытые силы? Ну, так весь мир буквально пронизан скрытыми силами! Причём отнюдь не обязательно мистического порядка. Можно и другие доводы приводить, да не о том речь. Не вяжется здесь что-то с определением лозоходства по-церковному.

В общем, как ни поверни, а вопрос в точке, с которой вы смотрите на лозоходство. И на Мироздание в целом.

Однако если религиозный путь избран вами сознательно, если вы пришли к нему после долгих духовных поисков, кто я такой, чтобы спорить с вашим выбором?

Надо заметить, впрочем, что и среди лиц духовного сословия попадались думающие люди. Аббат де Валлемон в книге «Оккультная физика, или Трактат о волшебной палочке», появившейся на границе XVII-XVIII веков, пытался доказать, что «волшебство прутоносцев» связано с магнетизмом и электричеством. Есть и более интересные свидетельства об иных взаимоотношениях церкви и лозоходства...

«Вечером перед рукоположением приехал еп. Нектарий. Он хотел присутствовать на последней литургии, которую отцы проведут в разных санах. После службы он побеседовал с отцами в царской часовне. В это время из Хейфорка приехал лозоход — он должен был определить место для колодца. Оказалось, что он, бедняга, не мог отыскать монастырь! Отец Серафим рассудил: "Что ж, видно, на то воля Божья, чтоб этому человеку явиться при епископе Нектарии".

Лозоход явился нежданно-негаданно, с двумя длинными металлическими антеннами он являл странное зрелище.

— Словно марсианин! — улыбнулся о. Герман.

— Кто это? — поинтересовался еп. Нектарий.

— Наш лозоход! — ответил о. Герман.

— Вот оно что! — Владыка тоже улыбнулся и благословил искателя воды от всего сердца. Случись тому отыскать источник, и не придётся отцам таскать воду за несколько миль от подножия горы. Еп. Нектарий вообще любил воду...

Он (о. Герман) записал об этом дне: "Лозоход, очевидно, человек верующий, не шарлатан. Он понимает, что способность — от Бога. Перед обходом монастыря помолился. Владыка Нектарий и паломники удалились на молебен, а о. Серафим пошёл вместе с водоискателем. С помощью двух щупов тот определял, где и глубоко ли под землёй есть вода. Он быстро нашёл подземный ключ...

Потом о. Серафим указал на вырытую яму и попросил, нельзя ли найти источник воды поближе к ней. Лозоход нашёл ещё одно место — удобнее расположенное, чем первое, и сулящее ещё больше воды" (...)

Итак, с благодатью священства неожиданно пришла и благодать животворящей воды. (...)

Во время молитвы все услышали крик со двора: "Вода!" А, выбежав, увидели бьющий из-под земли фонтан. Бурильщик сказал, что добрался до воды лишь на глубине 45 метров. Подошёл, зачерпнул: "Хорошая, вкусная вода!" В монастыре возликовали.

...Колодец, бесспорно, облегчил монастырский быт»[8].

* * *

Эстафету недоверия поддерживали и поддерживают порою представители материалистической науки. Даже великий Михайло Ломоносов в сочинении «Первые основания металлургии или рудных дел» по поводу лозоискательства высказался небрежительно и весьма ехидно:

«К поиску рудных жил уподобляют некоторые горные люди прут, наподобие вилок на два отростка раздвоенной, которые перстами наизворот берут. Сей прут ежели комлем к какому-нибудь месту повернётся сам собою, то показывает будто там руду или металл, а особливо серебро или золото... Некоторые сие почитают за натуральное действие и приписывают металлам силу, которою будто бы они рудоискательский прутик к себе тянули...

Немало людей сие за волшебство признают, и тех, что при искании жил вилки употребляют, чернокнижниками называют. По моему рассуждению, лучше на такие забобоны, или как прямо сказать, притворство, не смотреть...»[9]

Лозоискательный детектив

— Спускайся вниз и прими то, что уготовано тебе судьбой, — обратился к нему Эрроурут. — Открой дверь и впусти нас.

— Не-е-ет, — прокудахтал Сератун. — Ни за что на свете. Давайте-ка лучше проведём анализ сложившейся ситуации как нормальные разумные люди.

Дуглас К. Кении, «Тошнит от колец»

 

Ещё в 70-80-х годах прошлого теперь уже века[10], когда сквозь цензурные запреты стали изредка прорываться публикации, рассказывавшие о явлении, получившем в 1968 г. названия «биофизический метод» и «биолокационный эффект», одним из доводов в пользу действенности лозоходства стало упоминание лозы, которая по воле императрицы Екатерины II была помещена на герб города Петрозаводска как знак признания заслуг мастеров-рудознатцев, пользовавшихся ею при поиске полезных ископаемых. Об этом написано даже в классическом пособии Н.Н.Сочеванова, В.С.Стеценко и А.Я.Чекунова «Использование биолокационного метода при поисках месторождений и геологическом картировании» (М., 1978; 2-е изд. СПб., 1992), не говоря уже о множестве популярных книг, брошюр и статей.

Совершенно естественно, что мне захотелось взглянуть на этот герб и, быть может, использовать его изображение в качестве иллюстрации к исторической части книги, над которой я в настоящее время работаю. Как же вытянулась моя физиономия, когда на гербе... никакой лозы не оказалось!

Но не из воздуха же взялось сие сообщение, появившееся впервые ещё в советские времена, когда институт научного редактирования и допечатной подготовки изданий был о-го-го на какой высоте!

Пришлось заниматься поисками «с другой стороны».

Итак, в 1774 г. тогдашний герольдмейстер князь М.М.Щербатов[11] собственноручно нарисовал эскизы гербов городов Олонца и Вытегры. Герольдмейстер — государственный чиновник высокого ранга, глава Герольдии. В Российской империи Герольдия, она же Герольдмейстерская контора или Департамент герольдии — орган в составе Сената (1722-1917). Это учреждение ведало учётом дворян на государственной службе, охраняло их сословные привилегии, вело родословные книги, составляло гербы — как личные, так и гербы населённых пунктов.

На гербе Олонца князь изобразил серебряный фрегат «в напамятствование ... корабельного строения» и два молота «под рудоискательною зелёною лозою, изъявляющие обретённые руды золотые и серебряные в сём уезде и заведённые заводы»[12]. Собственноручный рисунок М.Щербатова сохранился в РГАДА (г. Москва).

Созданный Щербатовым рисунок герба утверждён не был, но его главные элементы были использованы в проектах гербов двух других городов Олонецкого края: Лодейного поля и Петрозаводска. Судя по эскизу и описанию к нему, рудоискательная лоза должна была появиться на гербовом щите Петрозаводска. Видимо, именно от этого эскиза и ведёт своё начало история о древнем инструменте, в буквальном смысле слова «поднятом на щит» — геральдический, конечно.

Первый герб Петрозаводска был утверждён императрицей Екатериной II 16 августа 1781 года (закон № 15209) вместе с другими гербами Новгородского наместничества: «В верхней части щита герб новгородский, в нижней части на разделённом полосами, золотом и зелёною краскою поле, три железных молота, покрытые рудоискательскою лозою, в знак изобилия руд и многих заводов, обретающихся в сей области».

Однако на изображении герба лозы как не бывало.

С момента образования в 1784 г. Олонецкого наместничества гербом наместничества и губернского города Петрозаводска становится герб города Олонца, а сам Олонец получает старый герб Петрозаводска.

Новый герб состоял из щита, разделённого на две равные части. В верхней части щита на золотом поле была изображена выходящая «из правого бока, из лазоревого облака рука, внутрь обращённая, держащая лазоревый овальный щит и сопровождаемая внизу четырьмя чёрными ядрами, соединёнными косвенным крестом из чёрных цепей».

Этот герб, восходящий к сюжету из издания 1705 года «Символы и эмблематы», впервые появился на знамени Олонецкого полка в 1712 году. В нижней части герба Петрозаводска на разделённом тремя зелёными и двумя золотыми полосами поле изображали 3 железных молота, «в них изобилие руд и многих заводов в сей области». В основу нижней части герба положена нижняя часть прежнего герба Петрозаводска, утверждённого в 1781 году.

Современный герб же Петрозаводска появился в 1973 г. На гербе в форме щита, разделённого горизонтально на две части, «...нижняя часть является элементом старого герба г. Петрозаводска, утверждённого ещё в 1781 г. На разделённом золотыми и зелёными полосами поле 3 молота, символизирующие "изобилие руд и многих заводов, обретающихся в сей области", жизнеутверждающую силу труда»[13].

 

 

«Рудоискательная зелёная лоза» пропала окончательно и бесследно. Она была в одном проекте, потом — в другом, но всякий раз куда-то таинственно исчезала. В какой-то момент на месте лозы — видимо, в качестве замены — появился третий молот. Должно быть, кто-то посчитал, что негоже, дескать, «бесовскому» инструменту красоваться на официальном гербе какого бы то ни было города...

По крайней мере, иного объяснения загадочному отсутствию лозы на гербе с одновременным её присутствием в описании этого же самого герба, у меня пока нет...

Но из книги в книгу, из статьи в газете в Интернет-обзорах кочует бесследно исчезнувший лозоискательский инструмент, а сообщения о нём приобретают порою на редкость неожиданные формы:

«Это он [Пётр. — С.Е.] посылал изыскательские экспедиции к Онеге, которые обнаружили выходы медных, руд и озёра с железной рудой. Недаром впоследствии на гербе города были изображены три железные молота, укрытые веткой лозы, в знак изобилия руд»

(http://schl7.karelia.ru/rabota/Petro/web/history.htm)

«Екатерина II в ознаменование результативных поисков лозоходцев Карелии даже издала указ о включении в герб Петрозаводска изображения биолокационной рамки»

(http://anomalia.kulischki.ru/ text8/897.htm)

Вот такие, понимаешь, историко-архивные детективы. Впору брать в руки лозу да искать ответ на вопрос о том, куда она, лоза, с герба подевалась.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 277; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!