Семинар 1. Учения, образ мыслей и духовная жизнь народов Индии.



1. Учения ведов о нравственной жизни, смерти и загробной жизни.

2. Джайнизм как политическая религия Индии.

3. Философские книги брахманизма об идее социального неравенства.

4. Индуизм. Его направления и течения.

5. Сикхизм, как самая молодая национальная религия Индии.

Семинар 2. Традиции и обрядность духовной культуры Китая.

1. Даосизм как важная категория китайской философии и культуры.

2. Принципы Даосизма инь и ян.

3. Религиозно-мировоззренческая система конфуцианства.

4. Конфуцианство в культурной и общественной жизни современного Китая.

Семинар 3. Традиции и обрядность японской религии синто.

1. Формирование синто.

2. Синкретизация.

3. Тэноизм.

4. Влияние синто на японскую культуру.

Семинар 4. Иудаизм как религиозная культура одного народа.

1. Истоки иудаизма.

2. Формирование Танах. Основные идеи иудаизма.

3. Талмуд и его история создания.

4. Религиозная практика иудаизма и современность.

ТЕСТЫ:

1. С каким культом связано возникновение древнейшего памятника индийской словесности – Веды (знание)?

А. С культом кочевых племен арьев иранского происхождения, вторгшихся в Индию в середине II тысячелетия до н.э.

Б. С культом буйвола, олицетворявшего в Древней индии плодородие и власть царя

В. С культом поклонения растениям, деревьям и камням в Древней Индии

2. Кто из богов ведической религии является главным персонажем космологического мифа?

А. Дьяус – бог неба

Б. Притхви – богиня земли

В. Индра – бог-громовержец, воин и молодой царь богов

3. Напишите сущность понятия «брахман».

_________________________________________________________

4. Что означает в брахманизме Сансара?

А. Жертвоприношение

Б. Возлияния сомы

В. Круговращение бытия и перерождение человека

5. Какой закон представляет собой Карма?

А. Рождения нового поколения

Б. Преемственности

В. Перерождения

6. Как переводится имя основателя джайнизма Джина?

А. Великий герой

Б. Победитель

В. Одетый светом

7. Какая из национальных религий Индии является самой молодой?

А. Индуизм

Б. Кришнаизм

В. Сикхизм

8. Изложите конечную цель жизни по сикхизму.

___________________________________________________________

9. Назовите три вида бессмертия, которые проповедует даосизм.

_________________________________________________________

10. Назовите главный принцип в социологии Конфуция.

___________________________________________________________

11. Что означает по Конфуцию «благородный муж»?

А. Знатного происхождения, уважаемого древнего рода

Б. С чувством долга и гуманист – скромный, справедливый, сдержанный, бескорыстный, любит людей

В. Не вмешивается в чужие дела и никому не диктует свои правила поведения

12. Назовите современные организации в Китае, которые способствуют существованию и развитию конфуцианства сегодня.

__________________________________________________________

13. Какая из религий является первой монотеистической в человеческой цивилизации?

А. Индуизм

Б. Иудаизм

В. Синтоизм

14. Назовите основные священные книги иудаизма.

__________________________________________________________

15. Как переводится слово «Тора»?

А. Повторение

Б. Учение

В. Завершение

16. Перечислите труды древних иудейских авторов, вошедших в Талмуд.

___________________________________________________________

17. Как переводится имя главного ангела в иудаизме Метатрон?

А. Противник

Б. Стоящий у престола

В. Дух премудрости и разума

КОНТРОЛЬРЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЁТУ:

1. Возникновение, эволюция, основные направления Индуизма.

2. Особенности философских воззрений и Реформация Индуизма.

3. Индуизм в политической жизни современной Индии.

4. Возникновение, вероучение, ритуалы, предписания Джайнизма.

5. Истоки Сикхизма и особенности его учения о Боге.

6. Сикхский фактор в общественно-политической жизни Индии.

7. Становление и особенности Парсизма в Индии.

8. Сущность этико-философского учения Конфуцианства в Китае.

9. История, эволюция и философские воззрения Даосизма.

10. Формирование, синкретизация и тэноизм Синто в Японии.

11. История, священные книги и основные направления Иудаизма.

БИБЛИОГРАФИЯ

Учебники, лекции, пособия:

1. Барабанов Н.Д. Традиции публичных жертвоприношений в византийском приходском православии VI-VII вв. //Мир православия. Волгоград, 2002. Вып. 4. С. 22-50.

2. Ильин В.В., Кармин А.С., Носович Н.В. Религиоведение: Учебник. – М.: СПб. Нижний Новгород: Воронеж: Ростов-на-Дону: Екатеринбург: Самара: Новосибирск: Киев: Харьков: Минск: Издание «Питер». 2006.

3. Курапов А.А. Православная Церковь и межконфессиональные отношения в Астраханском крае в 16-19 веках // Межрегиональная научно-практическая конференция «Астраханская епархия и духовное возрождение России». К 400-летию Астраханской епархии. 15-16 мая 2002 г. Астрахань, 2002. С. 76-78.

4. Малышев А.Б. Политические отношения золотоордынских ханов и Русской Православной Церкви // Мир православия. Волгоград, 2002. Вып. 4. С. 141-166.

5. Материкин А.В. Царицынский Александро-Невский собор: его прошлое, настоящее и будущее // Мир православия. Волгоград, 2002. Вып. 4. С. 255-276.

6. Михайленко С.В. Роль арсенитов в политической жизни Византии в начале XIV в. // Мир православия. Волгоград, 2002. Вып. 4. С.77-102.

7. Молчанова Н.В. Духовный мир личности как фактор социокультурного регулирования //Актуальные проблемы общественных наук и творческих профессий /Под ред. проф. В.К. Крючека. Волгоград, 2008. Вып. 4. С. 36 – 39.

8. Очерки по истории Волгоградской епархии Русской Православной Церкви /Отв. ред. митрополит Волгоградский и Камышинский Герман. Волгоград, 2003.

9. Русская Православная Церковь и межконфессиональные отношения в Нижнем Поволжье /Рук. темы З.П. Тинина; отв. ред. О.А. Прохватилова. Изд. осуществлено при поддержке РГНФ, Волгоградской областной администрации и ВолГУ. – Волгоград: изд. ВолГУ, 2003.

10. Семёнов А.И. Функции феномена духовности //Актуальные проблемы общественных наук и творческих профессий /Под ред. проф. В.К. Крючека. Волгоград, 2008. Вып. 4. С. 64 – 65.

11. Тинина З.П. История и современность православного образования и просвещения на Нижней Волге //Наука, искусство, образование в культуре III тысячелетия. Материалы IV Международного научного конгресса. Г. Волгоград, 9 – 11 апреля 2008 года. Волгоград, 2008. С. 22 – 31.

12. Тинина З.П. Библейский сюжет «Поклонение волхвов» в искусстве Проторенессанса и Ренессанса //Актуальные проблемы общественных наук и творческих профессий /Под ред. проф. В.К. Крючека. Волгоград, 2008. Вып. 4. С. 166 – 174.

13. Тинина З.П. История и символика одежды православного духовенства //Актуальные проблемы общественных наук и творческих профессий /Под ред. проф. В.К. Крючека. Волгоград, 2008. Вып. 4. С. 175 – 195.

14. Тюменцев И.О. Хроника кармелитов о церковной жизни в Царицыне в 1606-1608 годах //Межрегиональная научно-практическая конференция «Астраханская епархия и духовное возрождение России». К 400-летию Астраханской епархии. 15-16 мая 2002 г. Астрахань, 2002. С. 21-24.

15. Фомин А.А. Российское христианство: экскурс в историю //Актуальные проблемы общественных наук и творческих профессий. / Под ред. проф. В.К. Крючека. Волгоград, 2008. Вып. 4. С. 196 – 200.

16. Чекалина Н.Е. Конституирование духовности: миф или реальность? //Актуальные проблемы общественных наук и творческих профессий /Под ред. проф. В.К. Крючека. Волгоград, 2008. Вып. 4. С. 90 – 94.

Интернет ресурсы:

1. Архитектура Китая – поиск – http://www.mail.ru 

2. http://www.cooldoclad.narod.ru/

3. Религии древнего Китая // http://www.uglc.ru/china-history/religion.htm

4. http://waylove.ru/ezoterika/daosizm_istoriya_daosizma.html/ 2p.

5. Библиотека электронной бесплатной книги «Философия Востока» // http://www.vostokbook.ru/index.pxp/ Ч. 1.

6. Япония в картинках – поиск - http://www.mail.ru 

7. Тинина З.П. Религиозная культура народов мира: Полезные советы: (Электронный ресурс), режим доступа: http://вгиик.рф/index.php/ru/studentu/69-studentu  

8. Учебник: Религиоведение онлайн (Электронный ресурс), режим доступа: http://www.bugabooks.com/book/164-religiovedenie.html.

9. Эриашвили Н.Д. Религиоведение: Учебное пособие. (Электронный ресурс), режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/164374.

10. Тинина З.П. 5 видео-лекций по истории христианского типа культуры и цивилизации [Электронный ресурс], режим доступа: http://www.tininfamily.ru/index_files/video_5.html

11. Тинина З.П. Самодержавие и Русская Православная Церковь в первой четверти XIX века. Монография (Электронный ресурс), режим доступа: http://window.edu.ru/library/pdf2txt/643/2. 

12. Тинина З.П. Самодержавие и Русская Православная Церковь в первой четверти XIX века. Монография (Электронный ресурс), режим доступа: http://www.portal.gersen.ru/component/option. Социология, политология, религиоведение/РГПУ им. А.И. Герцена.

13. Учебник: Религиоведение онлайн (Электронный ресурс), режим доступа: http://www.bugabooks.com/book/164-religiovedenie.html.

14. Шиффман Л. От текста к традиции // http://www.jhistory.nfurman.com/code/shif01.htm. P. 1-10.

15. https://ru.wikipedia.org/wiki

КЛЮЧ К ТЕСТАМ:

1. А.

2. В.

3. Брахман – это космическое духовное начало, безличный абсолют, лежащий в основе всего существующего; член высшей жреческой касты.

4. В.

5. В.

6. Б.

7. В.

8. Конечной целью жизни является слияние человека с Богом после цепи его перерождений, при котором божественная и собственная сущность человека становятся единым целым.

9. Небесные бессмертные; земные бессмертные, просто бессмертные – святые воскресающие после смерти.

10. Жёсткое распределение социальных ролей и функций: «Пусть отец будет отцом, сын сыном, государь государем, чиновник чиновником».

11. Б.

12. Общество Конфуция, Фонд Конфуция.

13. Б.

14. Тора, Танах, Талмуд.

15. Б.

16. Танах, Мишна и Гемара.

17. Б.

ГЛОССАРИЙ

Аввакум (по еврейски – Хабаккум) – один из «малых» пророков, восьмой по счету.

Аи́д (др.-греч. Ἀΐδης или ᾍδης, или Га́дес; у римлян Плуто́н, лат. Pluto — «богатый») - в древнегреческой мифологии бог подземного царства мёртвых и название самого царства мёртвых. Старший сын Кроноса и Реи, брат Зевса, Посейдона, Геры...

Анима – латинское слово Anima – душа.

Ану́бис (греч.), Инпу (др. егип.) — божество Древнего Египта с головой шакала и телом человека, проводник умерших в загробный мир. В Старом царстве являлся покровителем некрополей и кладбищ, один из судей царства мертвых, хранитель ядов и лекарств. В древнеегипетской мифологии сын Осириса.

Ану (шум. Ан) — в шумеро-аккадской мифологии — верховный бог неба, возглавлявший сонм богов. Наряду с Энлилем и Энки входил в число старейших и самых могущественных богов месопотамского пантеона. Его титул — «отец богов». Ану был первоначально неотъемлемо связан с богиней земли Ки, от которой породил бога воздуха Энлиля, отделившего небо от земли. Нередко он враждебен людям (по просьбе Иштар наслал на Урук небесного быка, требовал смерти героя Гильгамеша), но чаще пассивен и бездеятелен. Символ Ану — рогатая тиара. В отце семейства, в правителе государства - жители Месопотамии узнавали черты Ану. Как царь и верховный правитель, он был прототипом всех правителей. Ему принадлежали регалии, воплощавшие сущность царской власти: скипетр, корона, головная повязка и посох пастуха.

Аполло́н (др.-греч. Ἀπόλλων), по прозвищу Феб (др.-греч. Φοῖβος Фе́бос или Фо́йбос — «лучезарный, сияющий») — в древнегреческой мифологии златокудрый сребролукий бог света (отсюда его прозвище Феб, солнечный свет символизируется его золотыми стрелами), покровитель искусств, предводитель и покровитель муз, предсказатель будущего, бог-врачеватель. Один из наиболее почитаемых богов. Олицетворяет Солнце (а его сестра-близнец Артемида — Луну).

Арес - сын Зевса и Геры, бог войны, и жестоких сражений. В древней Греции этот бог воплощал идеал храброго отважного воина, хотя по сравнению с другими богами пользовался значительно меньшим уважением. Это связано с тем, что Зевс очень не любил своего сына Ареса, за его жестокость и кровожадность. У римлян Арес получил название Марса.

Аскле́пий (в древнеримской мифологии Эскулап, др.-греч. Ἀσκληπιός, «вскрывающий») — в древнегреческой мифологии - бог медицины и врачевания. Был рождён смертным, но за высочайшее врачебное искусство получил бессмертие. Согласно легенде, отцом Асклепия был бог Аполлон, а матерью - по одной из версий нимфа или героиня Коронида. Эта женщина, забеременев, влюбилась в смертного Исхия. Ворон донёс об этом Аполлону, и тот, сильно разгневанный, послал свою сестру Артемиду умертвить Корониду. Когда тело женщины сжигали на костре (при этом сожжении ворон, до того носивший белые перья, навсегда почернел от копоти костра), Аполлон (или Гермес) извлек из её чрева младенца Асклепия (это имя и значит «вскрытый») и отдал его на воспитание кентавру Хирону. Однако согласно Сократу Аргосскому и Тарквицию, Асклепий рожден неизвестными родителями, выброшен, найден охотниками, вскормлен молоком собаки и отдан Хирону, который научил его медицине.

Атум (Jtm) — бог первотворения в древнеегипетской мифологии. Он символизировал первоначальное и вечное единство всего сущего. Согласно гелиопольскому сказанию, Атум, создавший сам себя из первичного. Он обычно изображается в виде человека с двойной короной на голове (его эпитет — «владыка обеих земель», то есть Верхнего и Нижнего Египта), иногда изображался в виде старика. В «Текстах Пирамид» он появляется как первоначальная гора, также в образе скарабея, который, по-видимому, появляется из-под земли, если о нём подумать. Атуму посвящён большой скарабей из гранита на священном озере в Карнаке. Другой формой представления бога может быть змея как хтоническое животное.

Афроди́та (др.-греч. Ἀφροδίτη, в древности истолковывалось как производное от ἀφρός — «пена»[1]) — в греческой мифологии[2] богиня красоты и любви, включавшаяся в число двенадцати великих олимпийских богов. Она также богиня плодородия[3], вечной весны и жизни. Она — богиня браков и даже родов[4], а также «детопитательница». Любовной власти Афродиты подчинялись боги и люди. Неподвластны ей были только Афина, Артемида и Гестия[5]. Была безжалостна к тем, кто отвергает любовь. Жена Гефеста и позднее Ареса[6].

Афи́на (др.-греч. Ἀθηνᾶ: «Атана-владычица»[1]), Афина Паллада — в древнегреческой мифологии богиня организованной войны, военной стратегии и мудрости, одна из наиболее почитаемых богинь Древней Греции, включавшаяся в число двенадцати великих олимпийских богов, эпоним города Афины. Кроме того, богиня знаний, искусств и ремёсел; дева-воительница, покровительница городов и государств, наук и мастерства, ума, сноровки, изобретательности.

Ацте́ки — индейская народность в центральной Мексике. Цивилизация ацтеков (XIV—XVI века) обладала богатой мифологией и культурным наследием. Столицей империи ацтеков был город Теночтитлан, расположенный на озере Тескоко, там, где сейчас располагается город Мехико. На родном языке ацтеков науатль слово «ацтек» означает буквально «некто из Ацтлана», мифического места, расположенного где-то на севере. Современное использование слова «ацтеки» как термина, объединяющего народы, связанные торговлей, обычаями, религией и языком, было предложено Александром фон Гумбольдтом и мексиканскими учеными XIX века как средство отличать современных им мексиканцев от коренного индейского населения.

Бес (ст.-слав. бѣсъ) — в славянской мифологии — зловредный дух, чёрт, дьявол, демон. В народной демонологии представления о бесе развивались под влиянием книжной (церковной) традиции. Слово использовано в синодальном переводе Библии, в греческом оригинале, и в английском переводе и речи, используется «дьявол».

Болотник - это мифический хозяин болота, который затягивает людей в свою трясину. В славянской мифологии Болотник и болотница- помощники Лиха Одноглазого. От них добра не жди. Его описание примерно такое - человекоподобный покрытый шерстью и с длинным хвостом.

Бригита - (латинизированная форма Brigantia, от ирл. вершина), богиня кельтских мифов, дочь Дагды, богиня мудрости, покровительница поэтического ремесла и тайного знания. Изображалась в образе птицы с человеческой головой.

Бушмены - (англ. Bushman) означает «человек степи» (Bush — кустарник, местность, поросшая кустарником, англ.) и иногда считается оскорбительным (название им дали ещё до англичан колонисты из Голландии, от нидерл. bosjesman букв. — лесной человек); однако сами бушмены не имеют общего для всех племён самоназвания, а наиболее широко распространённое в ЮАР альтернативное название «сан» (San) («аутсайдер», «чужой»). Согласно антропологу Ричарду Боршею Ли, к концу 1990-х самоназвание «сан» получило достаточное распространение среди бушменов. Антропологически отличаются от негроидов, поскольку имеют более светлую кожу, тонкие губы; относятся к так называемой капоидной расе. Представители этой народности имеют очень низкий рост, до 150 сантиметров. Кожа имеет красноватый оттенок, которая имеет склонность к преждевременному образованию морщин. Лицо имеет монголоидные черты. Особенность национальной кухни заключается в употреблении в еду «бушменского риса» — личинок муравьёв. Лакомством считается жареная саранча.

Веды - это самые древние священные писания, которые известны людям Земли. Веды – это многоуровневое знание, которое условно можно разделить на материальное и духовное. Веды посвящены различным областям знаний, медицине и здоровью, архитектуре, политике, психологии, семейным отношениям, астрологии, теологии, религии и духовности, охватывают все сферы человеческой жизни, а также повествуют об устройстве вселенной и даже сферах, которые не являются материальными: тонких мирах, энергетических полях, планетах высших и низших миров. На протяжении всей истории человечества существовали хранители знаний – духовные учителя и мудрецы. Они также вели исследования и применяли логику. Смысл материального знания Вед – сделать жизнь человека в этом мире более гармоничной. Тексты Вед рассказывают о принципах кармы – (законе судьбы) и реинкарнации – перевоплощении души на этой планете и в других измерениях вселенной, об Абсолюте и нашей связи с Ним. Главная мантра «Риг-веды» (1.22.20) гласит: «ом тад вишнох парамам падам / сада пашйанти сурайа». Она сравнивает Бога с Солнцем, а душу – с лучом. Луч скользит по земле, но его Родина – Солнце, духовный мир. Известное всем санскритское слово «йога» можно перевести как «связь с Источником». На протяжении многих веков Веды передавались устно в стихотворной форме и только гораздо позднее были записаны на санскрите. Индуистская традиция считает Веды апаурушея — несотворёнными человеком вечными богооткровенными писаниями, которые были даны человечеству через посредство святых мудрецов. Существует четыре Веды: Риг-веда — «Веда гимнов», Яджур-веда — «Веда жертвенных формул», Сама-веда — «Веда песнопений».

Велес - (др.-рус. Велесъ, Волосъ) — божество в древнерусском языческом пантеоне, «скотий бог», покровитель сказителей и поэзии. Сельскохозяйственные функции Велеса прослеживаются в обычае оставлять ему в дар несжатыми так называемых волоти, несколько стеблей злаков. Эта жертва называется «Волосовой бородкой».

Вурдалак - По народному поверью - оборотень, наводящий страх на людей, вампир (в 1 •знач.), упырь. «На могиле кости гложет красногубый вурдалак.» А.С. Пушкин.

Гера - (др.-греч. Ἥρα, микен. e-ra; вер. 'охранительница, госпожа') — в древнегреческой мифологии богиня — покровительница брака, охраняющая мать во время родов. Одна из двенадцати олимпийских божеств, верховная богиня, сестра и жена Зевса. Согласно мифам, Гера отличается властностью, жестокостью и ревнивым нравом. Римский аналог Геры — богиня Юнона.

Герме́с — в древнегреческой мифологии бог торговли, прибыли, разумности, ловкости и красноречия, дающий богатство и доход в торговле, бог атлетов. Покровитель глашатаев, послов, пастухов, путников; покровитель магии, алхимии и астрологии. Посланник богов и проводник душ умерших. Имя Гермеса понимается как производное от греч. - "груда камней" или "каменный столб".

Гефе́ст (др.-греч. Ἥφαιστος) — в греческой мифологии бог огня, покровитель кузнечного ремесла и самый искусный кузнец. Согласно Гомеру Гефест является сыном Зевса и Геры. Он является братом Аполлона, Ареса, Афины, Гебы и Илифии.

Даждьбог - бог солнечного света, старший сын Сварога. С образом Даждьбога связан лев, божество часто изображали в колеснице запряженной львами, так же считалось, что сам бог способен обращаться в этого зверя. Помимо льва, с образом Даждьбога связаны конь и утка. Внешне Даждьбог выглядел как мужчина средних лет с синими глазами и длинными золотистыми волосами. Даждьбог – бог-защитник, поэтому в отличие от своих родственников он практически не способен атаковать. Вооружен бог огненным щитом, который способен отразить любое оружие и любую магию, а вот сам он магией практически не владеет. С другой стороны Даждьбог — это бог-даритель: он дарует людям дождь, свет и тепло. Капища Даждьбога устраивались на холмах. Идола изготавливали из дерева и ставили лицом на восток или на юго-восток. В дар божеству приносили перья уток, лебедей и гусей, а также мед, орехи и яблоки.

Даосизм - учение о дао или «пути вещей», китайское традиционное учение, включающее элементы религии и философии. Обыкновенно различаются даосизм как определенный стиль философской критики (дао цзя) и даосизм как совокупность духовных практик (дао цзяо), но это деление достаточно условно. Под дао цзя подразумевают преимущественно доциньский даосизм, связываемый с текстами, авторство которых приписывается Лао-цзы и Чжуан-цзы.

Джайнизм - (санскр. जैन, jaina от санскр. जिन, jina, «победитель») — древняя дхармическая религия, появившаяся в Индии приблизительно в IX—VI веках до н. э.; согласно самому учению, джайнизм существовал всегда. Основателем (или же, согласно другим версиям, известным рассказчиком более старых традиций) учения считается кшатрий Вардхамана или Джина Махавира. Джайнизм проповедует ненанесение вреда всем живым существам в этом мире. Философия и практика джайнизма основаны, в первую очередь, на самосовершенствовании души для достижения всеведения, всесилия и вечного блаженства.

Дионис - (др.-греч. Διόνυσος, Διώνυσος, лат. Dionysus) — в древнегреческой мифологии младший из олимпийцев, бог растительности, виноградарства, виноделия, производительных сил природы, вдохновения и религиозного экстаза. Упомянут в «Одиссее» (XXIV, 74).

Домовой - у славянских народов домашний дух, мифологический хозяин и покровитель дома, обеспечивающий нормальную жизнь семьи, плодородие, здоровье людей, животных. Обычно домовым считался умерший член семьи, первопредок рода (в.-слав.); умерший член семьи, который за грехи назначен Богом в услужение живым домочадцам (рус.); умерший без покаяния мужчина (рус). Иногда полагали, что домового сотворил Бог (в.-укр.), что он даётся Богом каждому дому.

Дха́рма (санскр. सनातन धर्म, sanātana dharma), что в переводе означает «вечная религия», «вечный путь» или «вечный закон».

Индуизм – сформировался в I тыс. н.э. Является результатом развития ведической религии, брахманизма (2-я стадия индуизма. Возник в 1-м тыс. до н.э. Большую роль играют анимистические представления, культ предков) и других народных верований. Основой учения индуизма является учение о перевоплощении душ (сансара) в соответствии с законом воздаяния (карма) за добродетельное или дурное поведение, определяемое почитанием верховных богов (Вишну или Шиву).

Иси́да (Изи́да) (егип. js.t, др.-греч. Ἶσις, лат. Isis) — одна из величайших богинь древности, ставшая образцом для понимания египетского идеала женственности и материнства. Она почиталась как сестра и супруга Осириса, мать Гора, а, соответственно, и египетских царей, которые исконно считались земными воплощениями сокологолового бога. Она покровительствовала рабам, грешникам, ремесленникам и угнетенным, но прислушивалась и к молитвам богачей, девушек, аристократов и правителей. Также она известна как защитница мертвых и богиня-покровительница детей. Имя Исиды означает «трон», который является её головным убором. Как олицетворение трона, она была важным представителем власти фараона. Сам фараон рассматривался как её дитя, восседающее на троне, который она ему предоставила.

Иудаизм - «иудейская религия» (от названия колена Иуды, давшего название Иудейскому царству, а затем, начиная с эпохи Второго Храма (516 до н. э. — 70 н. э.), ставшего общим названием еврейского народа — ивр. ‏יהודה‏‎‎‎) — религиозное, национальное и этическое мировоззрение еврейского народа, одна из древнейших монотеистических религий человечества.

Ицамна - в мифологии майя одно из главных божеств. Первоначально, в доольмекскую эпоху это божество представлялось в виде каймана или спутника и «богини с косами» владыки съедобных улиток и водных растений. Впоследствии Ицамна становится небесным божеством, голова которого образует землю, а туловище небесный свод. Появляются представления о вселенной как о гигантском доме, стены которого образованы четырьмя рептилиями, смыкающимися внизу головами, а вверху - хвостами; отсюда и собственное имя И., и ассоциации со странами света и цветовой символикой. В ольмекское время Ицамна становится одним из главных божеств; иконографический облик его разнообразен: небесный дракон (рептилия+птица+ ягуар) или антропоморфный - старик. Изображениями Ицамны то в виде старика, то в зооморфном облике пронизано всё искусство майя 1-13 вв. На Юкатане фасад многих зданий представляет одну гигантскую маску Ицамны. Он становится богом - покровителем правителей майяских городов-государств; атрибуты их власти являются символом Ицамны. После испанского завоевания миссионеры уподобляли Ицамна христианскому богу-отцу.

Кики́мора (кики́мара, шиши́мора, шиши́мара, сусе́дка, ма́ра) — восточнославянский женский мифологический персонаж, обитающий в жилище человека, приносящий вред, ущерб и мелкие неприятности хозяйству и людям.

Конфуцианство - этико-философское учение, разработанное Конфуцием (551—479 до н. э.) и развитое его последователями, вошедшее в религиозный комплекс Китая, Кореи, Японии и некоторых других стран. Конфуцианство является мировоззрением, общественной этикой, политической идеологией, научной традицией, образом жизни, иногда рассматривается как философия, иногда — как религия. В Китае это учение известно под названием 儒 или 儒家 (то есть «школа учёных», «школа учёных книжников» или «школа образованных людей»); «конфуцианство» — это западный термин, который не имеет эквивалента в китайском языке.

Лихо - «беда», «зло», «нечет», в первоначальном значении остаточный, лишний. Является однокоренным слову «лишения», и изображается с различными физическими недостатками (ср. серб.-хорв. лихорук — однорукий), и словом «лишний» о людях имеющих аномалии — шесть пальцев, лишние зубы и т. п. Такие люди в народе считаются приносящими неудачу. В народных сказках образ Лиха часто связан с образом Горя. Когда рядом с человеком находится Лихо — его начинают преследовать самые разные несчастья. Часто Лихо привязывается к такому человеку и всю жизнь вредит ему. Согласно русским народным сказкам — человек сам виноват в том, что к нему привязалось Лихо — он слаб, не хочет противостоять повседневным трудностям и ищет помощи у злого духа. В русской народной сказке «Лихо-одноглазое» предстаёт в образе худой одноглазой великанши-людоедки.

Магия – греческое слово – Mageia – колдовство, чародейство.

Ма́йя — цивилизация Центральной Америки, известная благодаря своей письменности, искусству, архитектуре, математической и астрономической системам. Начала формироваться в предклассическую эру (2000 до н. э. — 250 н. э.), большинство её городов достигло пика своего развития в классический период (250 н. э. — 900 н. э.). Продолжала своё существование до прибытия конкистадоров. Майя строили каменные города, многие из которых были покинуты задолго до прихода европейцев, другие были обитаемы и после. Календарь, разработанный майя, использовали и другие народы Центральной Америки. Применялась иероглифическая система письма, частично расшифрованная. Сохранились многочисленные надписи на памятниках. Майя создали эффективную систему земледелия, имели глубокие знания в области астрономии.

Марс - древнеиталийское божество (один из древнейших богов Италии и Рима). Бог дикой природы, стихийного плодородия, всего неизведанного, находящегося за оградой селений, а также позднее и войны. Ему был посвящен месяц март — первый месяц древнего италийского календаря, когда совершался обряд изгнания зимы, животные: волк, конь, бык, дятел (они вели родившихся весной юношей, указывая им места для поселений; обряд «священной весны»). В жертву Марсу в лесу приносился бык. Он считался отцом Ромула и Рема -основателей Рима, поэтому он почитался как хранитель города.

Ме́хико (исп. Ciudad de México) — город, столица Мексики. Образует федеральный округ, разделённый на 16 районов. Население — 8,8 млн человек, крупнейший испаноязычный город мира. Основан в 1521 году на месте разрушенного испанскими завоевателями древнего города ацтеков Теночтитлана (по имени ацтекского бога войны Мехитли). С 1821 года — столица независимой Мексики.

Минерва (лат. Minerva «отмеряющая»), соответствующая греческой Афине Палладе, - в римской мифологии богиня мудрости. Особенно почитали её этруски как молниеносную богиню гор и полезных открытий и изобретений. В Риме в древнейшие времена Минерва считалась богиней молниеносящей и воинственной, на что указывают гладиаторские игры, обязательно проводившиеся во время главного праздника в её честь — Квинкватрии (Quinquatrus). Прямое отношение к Минерве как военной покровительнице находит подтверждение в тех дароприношениях и посвящениях, которые делались римскими полководцами в её честь после какой-нибудь блистательной победы. Так, Луций Эмилий Павел, закончив покорение Македонии, сжёг часть добычи в честь Минервы; Помпей после своего триумфа построил ей на Марсовом поле храм; так же поступил и Октавиан Август после победы при Акциуме. Но, главным образом, римская Минерва чтилась как покровительница и отчасти изобретательница ремёсел и искусств. Она покровительствует шерстобитам, сапожникам, врачам, учителям, ваятелям, поэтам и, в особенности, — музыкантам; она наставляет, учит женщин и руководит ими во всех их работах. В её честь с 19 по 24 марта проводили праздники ремесленников и художников, а также школьников, которые на время празднеств освобождались от занятий и тогда же приносили своим учителям плату за учение - minerval. В честь Минервы назван астероид (93) Минерва, открытый в 1867 году.

Ми́тра (др.-инд. Mitrá-, авест. Miθra- «дружба, договор, согласие») - божество индоиранского происхождения, связанное с дружественностью, договором, согласием и солнечным светом. Божество Митра упоминается в трёх аспектах: 1. Ми́тра́ индоариев, как ведийское божество; 2. Ми́тра древних иранцев, как божество зороастризма; 3. Ми́тра эллинистического периода, как главное божество митраизма.

Мифология - (греч. μυθολογία от μῦθος — предание, сказание и λόγος — слово, рассказ, учение) — может означать как древний фольклор и народные сказания (мифы, эпосы, сказки и т. п.), так и изучение этого материала в рамках научных дисциплин, например, сравнительная мифология.

Мокоша, Макошь - Богиня Судьбы, Роженица Рода. Капище Макоши находившееся в Новгороде изображало Богиню с коровьей головой. В связи с этим можно отметить древность этого Культа - восходящего ко времени до нашей эры, периоду возникновения скотоводства (раннему этапу развития экономики и как следствие - цивилизации в целом) - декларируя тем самым воззрения о Богине Кормилице. Такое культурное воззрение связано с общеевропейским обычаем (времени расцвета Кельтской Империи), где особое значение имела именно Голова - как вместилище духа. Бычья голова - это и классический сюжет Герба Русских Воинов (изображаемого с древности на щите), а также Отчество или Фамилия (Быкович) былинного Героя сражающегося со змеем. Со временем, бычья голова Макоши преобразовалась в обязательный атрибут этой Богини - в виде Рога Изобилия. Благодаря этой Богине на Руси бытует понятие «неведомой судьбы» так как все нити Судеб в руках у Макоши (Воля которой известна только Роду). Покровительствуя всецело семейному счастью и процветанию - Макошь является достаточно строгой и требовательной Богиней, что могло служить и появлению этой Роженицы Рода в пантеоне Владимира «Крестителя» во время религиозной реформы 980 - 988 годов. При детальном изучении этого пантеона можно отметить умышленный отбор богов с неистовым нравом - с целью укрепления княжеской власти под эгидой самых суровых богов. С приходом христианства языческая культура Макоши несколько упростилась и перешла к Параскеве Пятнице. Естественно, как и в любой другой аналогии с христианскими святыми Параскева Пятница не является аналогом Макоши, но является Её воплощением в Православии - аналогично тому, как сама Макошь является воплощением Матери Сырой Земли.

Ни́ка (Ни́ке, др.-греч. Νίκη) — в древнегреческой мифологии - это богиня победы, дочь титана Палланта и Стикс. По аркадскому преданию воспитывалась вместе с Афиной. Она союзница Зевса в его борьбе с титанами и гигантами; поэтому боги клянутся водой её матери Стикс. Она же сопровождает Афину Палладу, представительницу высшей мировой всепобеждающей силы. В римской мифологии ей соответствует богиня Виктория. Как символ успешного результата, счастливого исхода, Ника участвует во всех военных предприятиях, в гимнастических и музыкальных состязаниях, во всех религиозных торжествах, совершаемых по случаю успеха. Она всегда изображается крылатой или в позе быстрого движения над землёй; атрибуты её — повязка и венок, позднее также пальма; далее — оружие и трофей. У скульпторов Ника или участвует на празднике при жертвоприношении, или является вестницей победы, с атрибутом Гермеса — посохом. Она то ласково кивает головой победителю, то парит над ним, увенчивая его голову, то ведёт его колесницу, то закалывает жертвенное животное, то складывает из неприятельского оружия трофей (на балюстраде храма Афины Ники в Афинах). Изваяние Ники сопровождало статуи Зевса Олимпийского и Афины Парфенос. В Афинах находится храм Ники Аптерос. Её изображали в руке у Зевса или Афины. Ей посвящён XXXIII орфический гимн. В честь Ники назван астероид (307) Ника, открытый в 1891 году.

Оси́рис (егип. wsjr, Усир; др.-греч. Ὄσιρις, лат. Osiris, Ози́рис) — бог возрождения, царь загробного мира в древнеегипетской мифологии и судья душ усопших. Обычно изображался в виде спеленутой мумии с зелёным лицом, со свободными кистями рук, держащих символы царской власти хекет и нехеху (скипетр и цеп). Согласно упоминаниям в древнеегипетских текстах и рассказу Плутарха, Осирис был старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут, братом и мужем Исиды, братом Нефтиды, Сета, отцом Гора и Анубиса. Он был четвёртым из богов, царствовавших на земле в изначальные времена, унаследовав власть прадеда Ра, деда Шу и отца Геба. Усыпальница Осириса находилась в Абидосе.

Ототеман – слово североамериканских индейцев Оджибве – Ototeman – род его.

Ра (др.-греч. Ρα; лат. Ra) — древнеегипетский бог солнца, верховное божество древних египтян. Его имя означает «Солнце» (коптское PH). Центром культа был Гелиополь, где Ра был отождествлён с более древним местным солнечным божеством, Атумом, и где ему были посвящены, как его воплощения, птица Феникс, бык Мневис и обелиск Бен-Бен. В других религиозных центрах Ра в русле религиозного синкретизма также сопоставлялся с местными божествами света: Амоном (в Фивах), под именем Амона-Ра, Хнумом (в Элефантине) — в форме Хнума-Ра, Гором — в форме Ра-Хорахти. Последнее сопоставление было особенно распространено.

Парсизм - дуалистическая религия, сформировавшаяся на территории Древнего Ирана (Персии) - отсюда "парсизм" - в 7-6 вв. до н.э. на основе маздеизма. Основателем ее считается пророк Заратуштра (древнегреч. Зороастр, иран. Зардушт), которому приписывается авторство "Гат" - самой древней части священной книги 3. и маздеизма - Авесты. Главное в 3. - учение о постоянной борьбе в мире двух противоположных начал: добра и зла, света и тьмы, жизни и смерти. Положительные начала олицетворяет светлое божество Ахурамазда, отрицательные - темное божество Анхра-Майнью - сыновья "Бесконечного времени" - бога Эрвана. 3. признает человека личностью, способной своей активностью влиять на торжество мировой справедливости. 3. присуще эсхатологическое учение о конце мира, о посмертном воздаянии сторонникам Ахурамазды, о страшном суде над его противниками, о воскресении мертвых, о рождении девой грядущего спасителя. Приверженцы 3. в обрядах почитают 4 элемента Вселенной: воду, огонь, землю, воздух. До наших дней сохранился специфический обряд погребения: трупы размещают на нескольких ярусах т. наз. "башни молчания" - дакмы, где их поедают птицы, после чего оставшиеся очищенные кости ссыпаются в глубокий колодец в центре башни. Этим самым "нечистый" труп не соприкасается с "чистыми" стихиями. В храмах 3. горит вечный огонь. 3. оказал большое влияние на манихейство, митраизм, иудаизм и христианство.

Перу́н (др.-рус. Перунъ, укр. Перун, белор. Пярун, польск. Piorun[3]) — бог-громовержец в славянской мифологии, покровитель князя и дружины в древнерусском языческом пантеоне. Имя Перуна возглавляет список богов пантеона князя Владимира в «Повести временных лет». Славянская этимология имени Перун (праслав. *Perunъ). Оно происходит от глагола *perti, *pьrǫ «ударять, бить» … Имя Перун имеет значение «бьющий, ударяющий, разящий (громом и молнией)». В славянских языках есть идентичные слова, обозначающие гром и молнию — рус. перун «молния», укр. перун, белор. пярун, польск. piorun «гром».

Полидемонизм - религиозная вера в существование многих демонов, поклонение многим демонам или вера в демонические силы.

Политеизм – религиозная вера, когда почитаемые духи превращаются в почитаемые божества.

Птах — «тот, кто сотворил все сущее». — одно из имен Бога-Творца в древнеегипетской религиозной традиции. Его жену звали Сехмет. Так, различным проявлениям Единой Божественной природы древние египтяне давали различные имена, символическим образом их выражавшие. Каждому имени соответствовал и свой иконографический канон. В городе Мемфисе, который был первой столицей Египетского царства, считали, что мир был создан богом Мемфиса Птахом. И произошло это так. В самом начале не было ничего, был лишь один безбрежный и бездонный океан, в котором не было никакой жизни. И в этом бездонном океане появилась мысль бога Птаха о том, чтобы возникнуть, и как только появилась эта мысль, из океана появился сам бог Птах. Затем в сердце бога возникла мысль о другом боге - Атуме. Произнес тогда Птах имя «Атум», и в тот час же появился бог Атум, сын Птаха. И помогал бог Атум богу Птаху творить мир, создал он по приказу бога Великую девятку богов. А Птах наделил богов жизнью и мудростью, и сотворил весь остальной мир.

Сварог (др.-рус. Сварогъ, Соварогъ) — согласно славянскому переводу хроники Иоанна Малалы — бог-кузнец, отец Даждьбога. По мнению некоторых исследователей — верховный бог восточных славян, небесный огонь.

Сикхизм - (от в.-пандж. ਸਿੱਖੀ, «сикхӣ», «последователь, ученик») — религия, основанная в Пенджабе, в северо-западной части Индийского субконтинента гуру (духовным учителем) Нанаком (1469—1539). Священное писание — «Гуру Грантх Сахиб».

Синтоизм, синто (яп. 神道 синто:?, «путь богов») — традиционная религия в Японии. Основана на анимистических верованиях древних японцев, объектами поклонения являются многочисленные божества и духи умерших. Испытала в своём развитии значительное влияние буддизма.

Стрибог - один из гл. языческих богов вост. славян. В русско-славянской мифологии его определяют, как бога ветра, бурь, непогоды. Впервые упоминается в "Повести временных лет" под 980 годом в числе богов, изображения которых кн. Владимир Святославич поставил в Киеве: "постави кумиры на холму вне двора теремнаго: Перуна... и Хорса, Дажьбога и Стрибога...". В "Слове о полку Игореве" ветры называются "стрибожьими внуками".

Табу́ - (полинезийское происхождение) - в первобытном обществе система запретов на совершение определенных действий (употребление каких-либо предметов, произнесение слов и т. п.), нарушение которых карается сверхъестественными силами. Табу регламентировали важнейшие стороны жизни человека. Обеспечивали соблюдение брачных норм. Послужили основой многих позднейших социальных и религиозных норм. 

Тартар - в греческой мифологии бездна в недрах земли, куда Зевс низверг титанов; царство мертвых. Отсюда выражение «провалиться в тартарары».

Фетико – португальское слово – fetico – магическая вещь.

Шаманизм - ранняя форма религии, в основании которой лежит вера в общение шамана с ду́хами в состоянии транса («камлание»). Шаманизм связан с магией, анимизмом, фетишизмом и тотемизмом. Его элементы могут содержаться в различных религиозных системах. Шаманизм был развит у народов Северной Европы (саамы), Сибири, Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии и Африки, у индейцев Северной Америки, а также и у индейцев Южной Америки. В той или иной форме он существовал у большинства народов Земли. В этом смысле шаманизм принято считать древнейшей религией, насчитывающей десятки тысячелетий.

Шибальба - («исчезающее»), в мифологии майя подземный мир, а также обозначение богов преисподней. Ш. представлялась многослойной, вероятнее всего, она насчитывала девять слоев или этажей; вход находился на земной поверхности. В эпосе киче «Пополь-Вух» сохранился миф о путешествии божественных близнецов Хун-Ахпу и Шбаланке в Ш., где они победили её владык (см. Вукуб-Каме) и освободили своего отца и дядю.

Уицилопочтли - («колибри юга», «колибри левой стороны») - в мифологии ацтеков верховное божество, бог голубого ясного неба, молодого солнца, войны и охоты, покровитель ацтекской знати. В честь этого бога дважды в год устраивались праздники. Из хлебного теста с медом изготовлялось огромное изображение Уицилопочтли. 

Юпитер по лат. – (по греч – Зевс) - царь богов римского пантеона. О родителях Юпитера становится известно только тогда, когда римляне отождествили его с Зевсом: его отцом становится Сатурн (греческий Кронос), матерью — Опс (греческая Рея). У римлян Юпитер фактически занимает еще более высокое положение, чем Зевс у греков. Юпитер — бог более строгий. Он играл намного более важную роль как покровитель войска и даритель победы. Главной римской резиденцией Юпитера был великолепный храм на Капитолийском холме. Юпитер Капитолийский был не только верховным богом римской религии, но и самым могучим покровителем римского государства, римляне воздавали ему почести по случаю всех государственных и общественных событий. Вступая в должность, консулы (а впоследствии — императоры) приносили Юпитеру великолепные жертвы при участии сената и народа. Когда Рим объявлял войну, полководцы взывали к Юпитеру о победе. После победоносного окончания войны полководец возвращался во главе триумфальной процессии на Капитолий, приносил Юпитеру благодарственную жертву и украшал его статую своим лавровым венком победителя. Празднества в честь Юпитера проходили в середине сентября. Первоначально они продолжались один день, но во времена Империи растягивались более чем на две недели и состояли из приношения жертв, праздничных процессий и игр в цирке. Юпитеру были посвящены иды, т. е. дни полнолуний, из животных — орел, из деревьев — дуб. Культ Юпитера в Риме (так же как культ Зевса в Греции) имел не только официальный характер, он глубоко проник во все классы и группировки общества, поэтому в разных формах он продолжал существовать и после введения христианства.

Эскула́п или, правильнее, Эскулапий (лат. Aesculapius, из греч. Ασκληπιός) — то же самое, что Асклепий: древнегреческий бог врачебного искусства, которое, вместе с его божественным представителем, проникло в Рим в начале III века до н. э. Когда в 293 г. до н. э. тяжёлая моровая язва посетила Рим, обратились за указанием к Сивиллиным книгам, которые дали знать, что эпидемия прекратится, если перевезут в Рим бога Эскулапия из его Эпидаврского святилища. После однодневного молебствия снарядили в Эпидавр посольство за священной змеей бога, которая, по преданию, добровольно последовала за римлянами на их корабль и, по прибытии в Рим, выбрала для своего жилища Тибрский остров; этот остров так и остался посвящённым богу, в воспоминание о чём при устройстве набережной берегам острова была дана форма плывущего корабля, украшенного спереди статуей Эскулапа. В 291 г. здесь состоялось освящение храма в честь Эскулапа; этот храм и состоявшие при нём службы напоминали собой типичные греческие Асклепиеи. Как и в Эпидавре, в тибрском храме Эскулапа практиковался способ лечения больных посредством инкубации, во время которой они получали во сне необходимые советы; выздоровевшие посвящали богу обетные дары и благодарственные надписи. Вместе с Эскулапом в надписях упоминается весьма часто богиня, родственная с ним по культу — Гигиея или Салюс (Здоровье). Другой храм Эскулапа находился в Анции (в Лациуме), где, по преданию, змея Эскулапа, при возвращении в Рим снаряженного в 293 г. посольства, высадилась на берег и три дня обвивалась вокруг высокой пальмы в роще Аполлона. В честь Эскулапа назван астероид (1027) Эскулапия, открытый в 1923 году.

Юно́на (лат. Iuno) — древнеримская богиня, супруга Юпитера, богиня брака и рождения, материнства, женщин и женской производительной силы[1]. Она прежде всего покровительница браков, охранительница семьи и семейных постановлений. Юнона отождествляется с греческой богиней Герой. На изображениях Юнона всегда прикрыта одеждой с ног до головы, только лицо, часть шеи и руки обнажены; она высокого роста, со спокойными и размеренными движениями; красота её строгая и величавая; у неё роскошные волосы и большие широкие открытые глаза. Она всегда советовалась со своей «правой рукой» Минервой, богиней мудрости и искусств, а её «левой рукой» считалась «тёмная» богиня Церера. Считалось, что каждая женщина имеет свою Юнону (как каждый мужчина — своего Гения). Главные атрибуты этой богини — покрывало, диадема, павлин и кукушка. Она ассоциировалась с влагой, в том числе с влажностью воздуха. Ирида, олицетворение радуги, считалась её прислужницей. 1 марта проводились празднества в её честь — матроналии. Юнона традиционно изображалась в шлеме и панцире (статуя в Ватикане). Вместе с Юпитером и Минервой входила в Капитолийскую триаду, которой был посвящён храм на Капитолии. Вместе с остальными главными богами входила в Совет Богов. В честь Юноны был назван месяц июнь и астероид Юнона.

 


[1] Веды (букв, знание) – памятники древнеиндийской литературы конца II – начала I тысячелетия до н. э.

[2] Санскрит (букв, очищенный, обработанный) – один из основных древнеиндийских языков, отличавшийся строго нормализованной и унифицированной грамматикой. Основателем его является учёный-брахман Панини, живший в V – IV вв. до н. э.

[3] См.: Романов И.Н. Религиозно-философские традиции Индии: Лекция. - М.: Издание МГУКИ. 2005. 34 с. С. 6-9; Кармин А.С. Религия как форма культуры // Ильин В.В., Кармин А.С., Носович Н.В. Религиоведение. – М.: СПб.: Нижний Новгород: Воронеж: Ростов-на-Дону: Екатеринбург: Самара: Новосибирск: Киев: Харьков: Минск: Издание «Питер». 2006. – С. 80-82.

[4] Сансара (санскрит) – блуждание, переход, перевоплощение души или личности.

[5] Карма (санскрит) – деяние, поступок.

[6] См.: Романов И.Н. Указ. соч. С. 9-16; Кармин А.С. Указ. соч.; Бэшэм А. Чудо, которым была Индия. М., 1972. С. 28.

[7] Джина означает «победитель»; Махавира – «великий герой».

[8] Дигамбары переводятся – одетые светом, в страны света, пространством. 

[9] Шветамбары – переводятся – одетые в белое.

[10] См.: Немировская Л.З. Философия / Учебное пособие. М., 1996. С. 18-23; Железнова Н.А. Введение в этическую проблематику Ачаранги-сутры // Вестник Московского университета, серия 7, философия, 1994. № 4. С. 43-57; Радхаккришнана Р. Индийская философия. Т. 1. М., 1956. С. 275; Романов И.Н. Указ. соч. С. 22-26; Материалы сайта http://www.cooldoclad.narod.ru/

[11] Гупты – династия правителей Индийской империи основанной Чандрагуптой примерно в 320 году.

[12] См.: Романов И.Н. Указ. Соч. С. 3-28.

[13] Сикхизм происходит от слова шишья (санскрит) – ученик.

[14] Цит. по: Ильин В.В., Кармин А.С., Носович Н.В. Религиоведение. Краткий курс. М.; СПб.; Нижний Новгород; Воронеж; Ростов-на-Дону; Екатеринбург; Самара; Новосибирск; Киев; Харьков; Минск, 2006. С. 90.

[15] См.: Романов И.Н. Указ. Соч. С. 26; Романов И.Н. Приложение № 3: Нанак – основоположник философии сикхизма // Романов И.Н. Указ. Соч. С. 34.

[16] Аннексия (от лат. Annexio – присоединение) – вид агрессии, насильственное присоединение, захват территории.

[17] См.: Религии древнего Китая // http://www.uglc.ru/china-history/religion.htm

[18] Подробнее см.: Романов И.Н. Религиозно-философские традиции Китая: Лекция. – М.: МГУКИ, - 2004. – 27 с. С. 3-7.

[19] См.: Там же. С. 3.

[20] См.: Религии древнего Китая // http://www.uglc.ru/china-history/religion.htm

[21] Даосизм происходит от слова дао – путь, закономерность, учение, правда.

[22] Романов И.Н. Религиозно-философские традиции Китая… С. 13.

[23] См.: Торчинов Е.А. Даосизм: опыт историко-религиозного описания. СПб., 1996. С. 3-7.

[24] «Дао дэ цзин» переводится «Канон Пути и благодати».

[25] «Дао дэ цзя» переводится как «Школа пути и благодати»; см.: Романов И.Н. Приложение 1: Категории древнекитайской философии //Романов И.Н. Религиозно-философские традиции Китая… С. 26.

[26] «Удоуми дао» переводится как «Путь пяти мер риса».

[27] «Тайпин дао» переводится как «Путь великого спокойствия».

[28] Романов И.Н. Религиозно-философские традиции Китая… С. 19.

[29] См.: Архитектура Китая – поиск – http://www.mail.ru - фото Китая: храм Неба. Пекин; Крыша и луна. Храм Белого Облака; Ушко колокола в виде дракона; Пагода. Пекин.

[30] См.: http://waylove.ru/ezoterika/daosizm_istoriya_daosizma.html/ 2p.

[31] См.: Романов И.Н. Религиозно-философские традиции Китая… С. 15-16.

[32] Там же. С. 16.

[33] См.: Торчинов Е.А. Указ. соч. 12-17.

[34] Подробнее см.: Антология даосской философии /Сост. В.В. Малявин, Б.Б. Виногродский. М., 1994; Лу Куань Юй. Даосская йога, алхимия и бессмертие. СПб., 1993; Торчинов Е.А. Даосизм. «Дао де цзин». СПб., 1999; Романов И.Н. Религиозно-философские традиции Китая… С. 13-19.

[35] Романов И.Н. Там же. С. 13.

[36] Там же. С. 5-7.

[37] Там же. С. 7.

[38] Подробнее см.: Конфуцианство. Библиотека электронной бесплатной книги «Философия Востока» // http://www.vostokbook.ru/index.pxp/ Ч. 1. 4p.

[39] См.: Там же. P. 2.

[40] Романов И.Н. Религиозно-философские традиции Китая… С. 7-8.

[41] См.: Там же. С. 8.

[42] Цит. по: Конфуцианство. Библиотека электронной бесплатной книги… P. 3.

[43] Там же.

[44] См.: Там же.

[45] Романов И.Н. Религиозно-философские традиции Китая… С. 9.

[46] См.: Навлицкая Г.Б. Синто // Основы религиоведения: Учебник / Под ред. И.Н. Яблокова. - М.: Высшая школа. 1994. – С. 101-107.

[47] См.: Навлицкая Г.Б. Указ. соч. С. 101-102.

[48] Ильин В.В., Кармин А.С., Носович Н.В. Религиоведение: Религия как форма духовной культуры… С. 98.

[49] См.: Романов И.Н. Религиозно-культурные традиции Японии: Лекции. – М.: МГУКИ, 2006. – 21 с. С. 5.

[50] Там же. С. 18.

[51] Там же.

[52] Ямато – племенной союз в Японии, сформированный в III-IV веках. На его базе зародилось японское феодальное государство.

[53] См.: Романов И.Н. Религиозно-культурные традиции Японии… С. 5-7.

[54] См.: Романов И.Н. Религиозно-культурные традиции Японии… С. 19

[55] Подробнее см.: Япония в картинках – поиск - http://www.mail.ru - Картинки – Развлечения – Портал развлечений: Деревья Бонзой из Японии (17 фото); японский парк цветов Ашкага (32 фото) – общий план.

[56] Романов И.Н. Религиозно-культурные традиции Японии… С. 13.

[57] Романов И.Н. Религиозно-культурные традиции Японии… С. 14.

[58] См.: Числа. 1:27.

[59] Крылов А.В. Иудаизм // Основы религиоведения: Учебник / Под ред. И.Н. Яблокова. – Изд. 5-е: перераб. и доп. – М.: Высшая школа. 2006. 567 с. С. 107.

[60] См.: Исход. 20: 3-17.

[61] См.: Крылов А.В. Указ. соч. С. 109.

[62] Самаритянами называли последователей иудаизма, ассимилировавшихся во время вавилонского пленения.

[63] Мессия происходит от еврейского слова «машиах», которое переводится как «помазанник», то есть существо, наделённое Бог божественной силой. На греческом языке мессия звучит как «Христос».

[64] Раввин (от древнееврейского рабби – мой учитель) – в иудаизме руководитель общины верующих, служитель культа.

[65] Подробнее см.: Шиффман Л. От текста к традиции // http://www.jhistory.nfurman.com/code/shif01.htm. P. 1-10.

[66] Догматика происходит от греческого слова «dogma» - мнение, учение, постановление. Догматика – это система, утверждённых высшей церковной инстанцией, положений, непреложных истин, не подлежащих критике и действующих вечно.

[67] Иезек. 30:3.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 119; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!