Пейзаж в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»



 

План сочинения

1. Вступление. Типы пейзажей в романе.

2. Основная часть. Виды пейзажа в романе. Функции пейзажей.

 Первый городской пейзаж. Мир Онегина.

 Второй городской пейзаж. Элементы сентиментализма и романтизма. Характеристика автора и героя.

 Деревенский идиллический пейзаж. Обозначение черт характера Онегина и автора.

 Романтический и реалистический пейзаж как средство раскрытия внутреннего мира героини.

 Символика пейзажей, связанных с образом Татьяны.

 Романтический пейзаж, связанный с образом Ленского.

 Реалистичность осенних и зимних пейзажей в «Евгении Онегине»

 Соотнесенность картин природы с миром человеческих чувств у Пушкина.

3. Заключение. Функции пейзажей в романе.

 

В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» представлены различные типы пейзажей: романтический, реалистический, пейзаж с элементами сентиментализма, пейзаж буколической поэзии. Попробуем рассмотреть описания природы в произведении более подробно.

В «Евгении Онегине» есть и деревенский, и городской пейзаж. Первый городской пейзаж – это фон, на котором происходит действие:

 

А Петербург неугомонный

Уж барабаном пробужден.

Встает купец, идет разносчик,

На биржу тянется извозчик,

С кувшином охтенка спешит,

Под ней снег утренний хрустит.

Проснулся утра шум приятный,

Открыты ставни; трубный дым

Столбом восходит голубым,

И хлебник, немец аккуратный,

В бумажном колпаке не раз

Уж отворял свой васисдас [35].

 

Одновременно пейзаж этот в определенном смысле приоткрывает нам мир Онегина, жителя большого города, с его суетой, заботами, многоцветностью, быстрым, ускользающим от человека ритмом.

Второй городской пейзаж входит в лирическое отступление, характеризует автора и одновременно выявляет некоторые черты героя, уже обозначенные автором («Мечтам невольная преданность»):

 

Как часто летнею порою,

Когда прозрачно и светло

Ночное небо над Невою,

И вод веселое стекло

Не отражает лик Дианы,

Воспомня прежних лет романы,

Воспомня прежнюю любовь,

Чувствительны, беспечны вновь,

Дыханьем ночи благосклонной

Безмолвно упивались мы!

Как в лес зеленый из тюрьмы

Перенесен колодник сонный,

Так уносились мы мечтой

К началу жизни молодой.

 

И далее автор дает нам такой же пейзаж в восприятии Онегина:

 

Все было тихо; лишь ночные

Перекликались часовые,

Да дрожек отдаленный стук

С Мильонной раздавался вдруг;

Лишь лодка, веслами махая,

Плыла по дремлющей реке –

И нас пленяли вдалеке

Рожок и песня удалая…

 

Этот пейзаж явно условен. В нем присутствуют детали пейзажей сентименталистов и романтиков: ночь, волны, музыкант. И завершает этот пейзаж вновь лирическое отступление, раскрывающее ход мыслей автора. Здесь мы также видим некие «общие места» – море («Адриатические волны»), Бренту, ночи «златой Италии», гондолу.

Далее мы видим в романе деревенский пейзаж. Это описание деревни, «где скучал Евгений». Пейзаж этот также условен. Пушкин напоминает нам здесь о жанре идиллии. Черты идиллии были определены еще Сумароковым в его «Эпистоле о стихотворстве»:

 

…Вспевай в Идиллии мне ясны небеса,

Зеленые луга, кустарники, леса,

Биющие ключи, источники и рощи,

Весну, приятен день и тихость темной нощи.

Дай чувствовати мне пастушью простоту

И позабыть, стихи читая, суету…

 

То же самое мы находим в романе Пушкина. Мы видим «уединенные поля», ощущаем «прохладу сумрачной дубровы», прислушиваемся к «журчанью тихого ручья». «Луга и нивы золотые», «стада», «запущённый сад», «лесная тень», «журчанье струй» – все это определенные клише буколической поэзии:

 

Господский дом уединенный,

Стоял над речкою. Вдали

Пред ним пестрели и цвели

Луга и нивы золотые,

Мелькали селы; здесь и там

Стада бродили по лугам,

И сени расширял густые

Огромный запущённый сад,

Приют задумчивых дриад.

 

Кроме того, описание природы здесь является средством характеристики персонажа. Деревенский пейзаж этот ярко характеризует Онегина, подчеркивая его пресыщенность впечатлениями, равнодушие к жизни и природе: «На третий день роща, холм и поле Его не занимали боле…». И вместе с тем посредством этих (пусть и условных) картин природы автор раскрывает свой внутренний мир, отделяя себя от своего героя:

 

Цветы, любовь, деревня, праздность,

Поля! Я предан вам душой.

Всегда я рад заметить разность

Между Онегиным и мной.

 

Автор предстает перед нами человеком эмоциональным, любящим природу, внимательным ко всему, что его окружает.

Романтический пейзаж в романе связан с образом Татьяны и образом Ленского. Автор часто изображает героиню на фоне природных образов: мерцающей луны, звездного неба, утренней зари. Как отмечают критики, таким образом Пушкин передает весь внутренний мир своей героини, ее устремленность к природе и космосу. Мечтательность, задумчивость, поэтичность Татьяны открываются нам в картине раннего утра:

 

Она любила на балконе

Предупреждать зари восход,

Когда на бледном небосклоне

Звезд исчезает хоровод,

И тихо край земли светлеет…

 

«Русская душа» героини, чистота и невинность ее открываются нам в ослепительном зимнем пейзаже:

 

Татьяна (русская душою,

Сама не зная почему)

С ее холодною красою

Любила русскую зиму,

На солнце иней в день морозной,

И сани, и зарею поздной

Сиянье розовых снегов;

И мглу крещенских вечеров.

 

Здесь уже все природные детали вполне реалистичны. В противоположность Онегину Татьяна любит скромную родную природу и полностью сливается с ней. Перед отъездом в Москву

 

Ее прогулки длятся доле.

Теперь то холмик, то ручей

Остановляют поневоле

Татьяну прелестью своей,

Она, как с давними друзьями,

С своими рощами, лугами

Еще беседовать спешит.

 

С миром этой героини, обстоятельствами ее жизни связана и символика некоторых пейзажей. Так, наступление осени в романе символизирует прощание ее с юностью, предстоящее замужество:

 

Настала осень золотая,

Природа трепетна, бледна,

Как жертва пышно убрана…

 

Тот же самый метафорический смысл мы угадываем и в картине сна Татьяны: снеговая поляна, метель, отсутствие дороги, переход через поток, «не скованный зимой», – все эти детали намекают на ее будущее замужество («для бедной Тани Все были жребии равны….»). Брак для нее – лишь исполнение жизненного долга, но не любовь и счастье. Зимние картины эти аллегорически воплощают и умирание надежд юности, и твердость характера героини, и ее непреклонность в определенных нравственных вопросах.

Романтический пейзаж в «Онегине» связан и с образом Владимира Ленского, безвременно погибшего юного поэта. Здесь Пушкин рисует картину весенней природы: «Синея блещут небеса», «Еще прозрачные, леса Как будто пухом зеленеют», «стада шумят», «цветет шиповник», «И слышен говор ключевой». Весна ассоциируется у автора с юностью, мечтой, вместе с тем здесь ощутимо звучит мотив бренности человеческого бытия, хрупкости жизни: «Там виден камень гробовой В тени двух сосен устарелых». Описывая могилу Ленского, Пушкин восклицает: «Так! Равнодушное забвенье За гробом ожидает нас».

Реалистические пейзажи в романе – это картины осенней и зимней природы:

 

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась….

 

В другом месте читаем:

 

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетется рысью как‑нибудь;

Бразды пушистые взрывая,

Летит кибитка удалая;

Ямщик сидит на облучке

В тулупе, в красном кушаке.

 

Кроме того, стоит отметить, что природа в «Евгении Онегине» соотнесена с душевными движениями героев. Любовь и Татьяны, и Онегина поэт сравнивает с природными явлениями. Так, в третьей главе мы читаем:

 

И в сердце дума заронилась;

Пора пришла, она влюбилась.

Так в землю падшее зерно

Весны огнем оживлено.

 

В финале же романа автор выражает свое отношение к чувствам Онегина:

 

Любви все возрасты покорны;

Но юным, девственным сердцам

Ее порывы благотворны,

Как бури вешние полям…

Но в возраст поздний и бесплодный,

На повороте наших лет,

Печален страсти мертвой след:

Так бури осени холодной

В болото обращают луг

И обнажают лес вокруг.

 

Одновременно пейзаж этот характеризует и автора, открывая в нем черты поэта‑философа, человека, приобретшего определенный жизненный опыт.

Таким образом, функции пейзажей в романе разнообразны. Они раскрывают внутренний мир героев и самого автора, иллюстрируют черты характеров, передают сложность душевной жизни персонажей, служат фоном, на котором происходит действие, задерживают ход событий, развивают те или иные темы и мотивы в сюжетном действии. Картины природы в «Евгении Онегине» очень разнообразны. Энциклопедизм романа и реализм стиля определяются во многом также и его пейзажами.

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 1016; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!