Значение информации для нашей психики



 

 

Ситуация.  «Все! Не могу больше! – мысленно сказал себе Пашка на шестом уроке после нескольких безуспешных попыток вслушаться и понять то, что объясняла Лилинична. – Мозги отказывают». Несколько секунд он тупо смотрел на классную доску. Затем его внимание привлекла сонная осенняя муха, лениво проползшая по краешку стола. «Никогда не замечал, какие любопытные у мух разводы на крыльях», – подумал Пашка. От мухи взгляд переместился на портреты великих математиков, висевшие на стенах, и на тексты под ними. Пашке раньше было недосуг прочитать краткие сведения под портретами и ему стало интересно: «Надо же, Эварист Галуа, оказывается, совсем юным погиб!» Потом Пашка задумался о том, почему стены в классе покрасили в такой ядовито-зеленый цвет – некрасиво же! К концу урока ему вдруг пришла мысль: «Я думал, отключусь и ни о чем думать не буду, а ведь не получилось!»

 

«Скорее мозг ржавеет от неупотребления, чем от перегрузок», – остроумно заметил один из психологов. Конечно, можно испытать переутомление от долгой и непрерывной умственной работы, но это потому, что мы еще попросту не умеем использовать все наши ресурсы (по расчетам создателя кибернетики фон Неймана, в принципе человеческий мозг способен вместить примерно 1020 единиц информации; это означает, что каждый из нас может усвоить все то, что написано в миллионах томов знаменитой Государственной публичной библиотеки).

Наш мозг все время нуждается в притоке информации из внешнего мира, поэтому обращается за ней к своим анализаторам – органам чувств (зрения, слуха, обоняния, осязания и др.). Правда, скорость потока поступающей информации ограничивается пропускной способностью органов чувств как приемников информации. У ощущений есть свои пределы. Их называют порогами чувствительности.

 

ДОМАШНИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

 

Поставьте на плиту самый обычный чайник и включите под ним несильный огонь. Приложите ладонь к одной стороне чайника, а ваш приятель пусть приложит к другой. Кто раньше почувствует изменение температуры?

Возможно, вам удалось почувствовать потепление чайника раньше. Это будет значить, что у вас порог чувствительности ниже, а чувствительность – выше. Существует и верхний порог чувствительности. Например, на дискотеке из-за слишком громких динамиков вы воспринимаете уже не мелодию, а рычащий грохот.

 

ЛАБОРАТОРИЯ

 

В 50–е годы XX века были проведены интересные эксперименты: добровольцев-испытуемых помещали в условия почти полной неподвижности, полной тишины и темноты (это обеспечивали специальные наушники и очки). Вопреки ожиданиям экспериментаторов, мало кто выдержал в этих условиях больше двух-трех дней.

Если ощущения в той или иной степени сходны у разных людей, то восприятия – вещь очень индивидуальная. Восприятие связано с имеющимся у человека опытом. Это его личная, внутренняя работа.

Так, к примеру, оказалось, что члены африканского племени, постоянно живущие в непроходимых джунглях, почти не воспринимают горизонтальных линий. Ведь такие линии очень редко встречаются в их жизни! Глубокой безлунной зимней ночью мы с вами видим снег белым, а не черным, потому что мы знаем,  что он белый. А для человека, никогда не видевшего снега (скажем, для тех же африканцев), он будет выглядеть черным или серым.

Все потоки информации, постоянно (даже во сне) поступающие в наш внутренний мир, сливаются в огромное море. Если представить, что поверхность этого моря ровная, то в ней можно увидеть, как в зеркале, отражение всего окружающего нас мира. Это и есть образ мира,  созданный в результате работы нашей психики. Он не сводится только к картинке. Он насыщен запахами и звуками и раскрашен нашими эмоциями. Этот образ у каждого человека разный. Ведь поступающая информация просеивается через особые внутренние фильтры.

Скажем, двор возле дома для трехлетнего малыша – это потрясающе необычная этикетка от жвачки, найденная под скамейкой, для озабоченного водителя – крайне неудобное место для парковки, для влюбленного десятиклассника – шикарная декорация для романтических встреч с удивительной девушкой. А вот на вопрос, сколько есть деревьев во дворе и есть ли они вообще, никто из этих персонажей может и не ответить. Не заметили! В отличие от эколога, который, пожалуй, обратит на это внимание в первую очередь.

Могут ли быть у двух людей одинаковые образы мира? Почему?

 

 

Для чего нужно внимание

 

Внимание можно уподобить лучу прожектора, при этом в роли прожектора выступает наше сознание. В освещенном круге оказываются далеко не все предметы вокруг нас, а только те, которые нас интересуют. Луч подвижен, каждую новую секунду он может освещать новую область. Луч может быть мощным и сконцентрированным, а может быть рассеянным и слабым. В последнем случае все предметы, которые он пытается осветить, выглядят нечеткими, размытыми.

Метафора луча удобна для объяснения учащимся сущности внимания и основной его функции – отбора и селекции информации. Эта метафора позволяет легко понять, что внимание – это направленность сознания, его сосредоточенность на объектах, которые имеют для человека определенную значимость.

Для того чтобы мы обратили внимание на какой-либо объект, необходимо, чтобы он нас каким-то образом «зацепил». То есть этот объект должен обладать определенными свойствами.

Во-первых, его воздействие должно быть сильным, интенсивным (например, резкий и громкий звук в тишине не может не привлечь внимания).

Во-вторых, раздражитель должен контрастировать с окружающим (скажем, грустное лицо среди смеющихся физиономий, конечно же, обратит на себя внимание – как, впрочем, и веселое среди печальных).

В-третьих, привлекает внимание то, что является необычным (модницы, безусловно, заметят новый фасон платья, выделив его среди обилия традиционной одежды).

В-четвертых, объект должен быть динамичным, подвижным (создатели рекламных роликов и музыкальных клипов на телевидении хорошо знают: быстрая смена кадров привлекает внимание зрителя).

Перечисленные особенности раздражителя (объекта) не исчерпывают всех причин возникновения внимания (а речь идет пока только о непроизвольном внимании, то есть о внимании, появляющемся без специальных целенаправленных усилий).

 

Прежде всего добудьте факты, а затем на досуге можете искажать их.

Марк Твен

 

Не менее важными поводами для обращения внимания на объект являются:

♦ потребности личности (голодный человек вряд ли безучастно пройдет мимо кондитерской);

♦ значимость для личности (почти каждый из нас невольно прислушается, уловив в происходящем поблизости разговоре собственное имя);

♦ эмоциональная привлекательность (недаром на телевидении наибольшие рейтинги у юмористических программ).

В случае если объект не отвечает всем указанным условиям, то для сосредоточения на нем внимания потребуются уже определенные усилия и конкретная цель, которую мы при этом преследуем. Например, читая трудный для понимания научный текст, мы вынуждены включать произвольное внимание, иногда заставлять себя, осознавая свою цель – самообразование. Но бывает, что книга, которую мы начали читать с усилием, захватывает нас, увлекает, и нам уже не нужно напрягаться. В этом случае говорят о послепроизвольном внимании, возникшем из произвольного.

Внимание имеет определенные свойства.

1. Устойчивость – показатель глубины, длительности и интенсивности психической деятельности человека.

2. Переключаемость – способность к быстрому переходу от одной деятельности к другой, к переносу внимания с предмета на предмет.

3. Отвлекаемость – характеристика, связанная с умением (или неумением) сохранять требуемый уровень внимания на объекте при воздействии посторонних раздражителей.

4. Объем – количество объектов, которые одновременно могут находиться в зоне внимания человека (обычно здесь действует закон «7 ± 2»).

5. Концентрация – сосредоточенность на объекте внимания, погруженность в процесс деятельности, в определенном смысле – сужение внимания.

6. Распределение – способность к одновременному выполнению нескольких видов деятельности (рис. 2).

Какими характеристиками должен обладать предмет, чтобы привлечь наше внимание? Приведите примеры, иллюстрирующие проявление свойств внимания.

 

Как работает наша память

 

Классик французской психологии Пьер Жане сказал: «Память – это преодоление отсутствия». А наш современник российский психолог

 

 

Рис. 2.  Основные характеристики внимания

Г. К. Середа дал такое определение памяти: «Это психический процесс, представляющий собой продукт предшествующего и условие предстоящего действия (процесса, опыта)». Иными словами, память нужна нам для того, чтобы сохранить и в дальнейшем использовать полученный нами опыт.

Что же происходит с информацией, попавшей в наш внутренний мир? Попробуем метафорически описать это так, как будто мы находимся внутри самого себя. Представим, что мы оказались возле устья некоего информопровода, по которому поступает информация из внешнего мира.

 

Память – мастерская мгно вения.

Виктор Кротов

 

Это могло бы быть любопытное зрелище: прямо из стены выходит огромная труба, из жерла которой, как из рога изобилия, потоком извергаются книги. Но книги не падают, не рвутся, а спрыгивают на пол и сами собой разбегаются по помещению. Шелестя и мелькая страницами, они быстро вскарабкиваются по высоченным стеллажам, стоящим вдоль стен, и занимают места в рядах книг, примостившихся тут ранее.

Но и здесь книги не успокаиваются. Из них вылетают страницы и, словно подхваченные сквозняком, планируют через распахнутые двери в соседние залы. Порой страницы забираются внутрь книг, стоящих рядом, или меняются друг с другом местами. Движение ни на секунду не прекращается. Но кажущийся поначалу беспорядочным процесс подчиняется определенной закономерности. В этом месте происходит обработка поступающей информации различными механизмами памяти.

Поступающая от органов ощущений информация обрабатывается сенсорной памятью.  Она обеспечивает удержание этой информации в течение очень короткого времени (обычно меньше одной секунды). Различают также память иконическую  (связанную со зрением), эхоическую  (связанную со слухом), поскольку человек по-разному запоминает «глазами», «носом», «кожей». Процесс забывания начинается сразу же после поступления информации. Исследования показывают, что если испытуемому в течение 50 миллисекунд предъявить 16 букв, а затем попросить назвать эти буквы, то сразу после предъявления он вспоминает около 70 % увиденного. Через 150 секунд объем запомненной информации равен 25–35 %, а через 250 секунд уже вся информация из сенсорной памяти теряется.

Но если информация сохранилась, то она попадает в кратковременную память.  Условием ее перехода из сенсорной в кратковременную память является обращение на нее внимания. Кратковременную память часто называют еще оперативной  или рабочей:  она единство и связность нашей деятельности. Например, при чтении предложения в этом тексте значения отдельных слов или словосочетаний отправляются в кратковременную память: это нужно, чтобы уловить смысл всего предложения. Информация в кратковременной памяти долго не задерживается – от нескольких минут до нескольких часов, – она либо сразу используется сознанием, либо отправляется в соседний зал долговременной памяти, либо ее проглатывает ненасытное забывание.

Для кратковременной памяти верен закон «7 ± 2»: в ней может храниться лишь ограниченный объем информации, включающий от пяти до девяти объектов. Скажем, если обычному человеку предъявить на несколько секунд рисунок, на котором изображено пятнадцать или двадцать предметов, он по памяти сможет воспроизвести названия не более чем девяти из них. Означает ли это, что учителя предъявляют на уроках непосильные требования к учащимся, заставляя их воспроизводить тексты, содержащие количество слов, в десятки раз превышающее объем «7 ± 2»? Ничего подобного! Мы можем запомнить гораздо больший объем осмысленного материала. Почему? Потому что многое зависит от того, как мы сгруппируем запоминаемый материал. Если его разбить на части так, что в каждой из них будет ярко представлена какая-то одна, самая важная, опорная мысль, то мы легко воспроизведем текст. Запомнить мелодию легче, объединяя звуки в такты, а цифровой ряд, скажем номер телефона, – воспринимая две-три соседние цифры как одно число. Таким образом происходит укрупнение единиц информации.

По данным разных исследований, кратковременная память существенно улучшается в возрасте от 5 до 11 лет. Затем до 30 лет она сохраняется на стабильном уровне, а после 30 лет постепенно ухудшается. Но у некоторых пожилых людей она остается на том же уровне, что и в молодости, а иногда даже улучшается.

Самый надежный сейф – долговременная память.  Помещенные сюда сведения сохраняются и могут быть воспроизведены даже спустя годы. За целую жизнь из нашего «архива» пропадает лишь около 28 % того, что мы когда-либо в него занесли, остальное остается с нами навсегда.

Для переноса следов события в долговременную память требуется от пятнадцати минут до часа. Это время называется периодом консолидации. Самым простым и привычным способом такого перевода обычно считается повторение. Однако механическое повторение, зазубривание не является слишком эффективным и далеко не всегда приводит к устойчивому запоминанию. Давно доказано, что осмысленное запоминание  имеет целый ряд преимуществ по сравнению с запоминанием механическим. Чтобы запомнить материал, нужно:

1) понять;

2) установить логику изложения или логику следования излагаемых событий;

3) соответственно разбить материал на логические куски и найти в каждом из них ключевую фразу, или опорный момент.

Смысловая группировка материала подразумевает разбиение человеком текста на кусочки по своему собственному разумению, а потом составление из этих кусочков осмысленной мозаики. Мышление должно здесь прийти на помощь памяти.

Извлечение информации из долговременной памяти происходит дольше, чем из кратковременной: требуется время, чтобы дойти до нужного стеллажа «хранилища памяти», снять с полки нужную книгу и открыть ее на искомой странице.

Какие можно выделить виды памяти по критерию времени? Почему осмысленное запоминание эффективнее механического?

 

Виды памяти

 

В настоящее время различают несколько видов памяти с опорой на разные критерии. Самым распространенным является выделение таких видов памяти, как моторная (двигательная), эмоциональная, образная, логическая.

Моторная память  является эволюционно самым древним видом. Этот вид памяти генетически запрограммирован и отвечает за запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений: ходьбы, плавания, прыжков… Моторная память очень прочна. Усвоив однажды сложный двигательный навык, например научившись танцевать вальс, ездить на велосипеде или вязать, человек удивительно легко восстанавливает его даже после долгого перерыва.

Эмоциональная память  бережет переживания, которыми сопровождались те или иные события, явления жизни. Эмоциональные впечатления фиксируются практически мгновенно и непроизвольно. Эмоции выполняют регуляторную функцию в обеспечении поведения и адаптации организма к окружающей среде. Биологический смысл эмоциональной памяти заключается в выработке системы предупреждения: с одним предметом или действием когда-то был сопряжен страх, с другим – боль, с третьим – гнев и раздражение. При этом чаще всего фиксируются и дольше удерживаются отрицательные эмоции. Эмоциональная память самая прочная, поэтому имеет очень большое значение в процессе обучения. Если вы хотите лучше усвоить учебный материал, привлеките резервы эмоциональной памяти: придумайте способы насытить информацию эмоциями, сделайте ее интересной для себя, например нарисовав комические иллюстрации к скучному тексту.

Образная память  имеет несколько подвидов, поскольку связана с работой сенсорных систем или органов чувств. Она включает в себя зрительную, осязательную, обонятельную, вкусовую, слуховую память. Информация запоминается в виде образов определенной модальности. Образная память спонтанна, гибка и обеспечивает длительное хранение следов воздействия. Много лет спустя мы можем совершенно точно вспомнить вкус бабушкиного пирога, ее голос или прикосновение. Образная память причудливо избирательна. Мы видим в городской толпе тысячи лиц, но одно почему-то долго стоит перед глазами. Или ни с того ни с сего запоминаем услышанную где-то мелодию. Или помним тепло нагретого черноморским солнцем камня, запах хвои от новогодней елки.

Словесно-логическая память  и в процессе развития человечества, и в процессе индивидуального развития возникает самой последней.

Она фиксирует информацию, представленную в словесной форме. В раннем детстве это происходит автоматически, без понимания смысла. Затем мы начинаем подвергать материал словесной обработке. Усвоение сложных понятий, идей, мыслей происходит с помощью словесно-логической памяти. Даже для того, чтобы запомнить простейшее действие «2 х 2 = 4» не как нечто, записанное на листе бумаги, не как ряд звучащих слов, а как математическое суждение, необходимо использовать логическую память. Именно она помогает нам запомнить смысл вне зависимости от воспринятых слов. Услышав объяснение какой-нибудь интересной идеи или нового понятия, при пересказе мы обычно передаем суть своими словами, а не вспоминаем дословно, что слышали ранее. Никаких природных готовых программ у этой памяти нет. Она развивается только через общение с другими людьми, формируясь в полной мере лишь к подростковому возрасту.

 

Причиной забывчивости часто бывает леность вспомнить забытое, а от этого укрепляется дурная привычка небрежного обращения со следами наших воспоминаний.

К. Д. Ушинский

 

Особый, редкий вид образной памяти, проявляющийся далеко не у всех людей, представляет собой эйдетическая  (от греч. «эйдос» – «образ») память.  Ее особенностью является сохранение и воспроизведение чрезвычайно яркого, детализированного образа, воспринятого ранее. Если человеку, обладающему ею, продемонстрировать на экране какую-нибудь картинку, а затем оставить его перед пустым экраном и начать задавать те или иные вопросы о показанном, он будет продолжать «рассматривать» прежнюю картинку. Глаза при этом движутся так, как если бы она оставалась перед ним. Данный вид памяти чаще всего проявляется у детей.

Наличие эйдетических образов установлено у некоторых выдающихся мнемонистов, художников, музыкантов. В России наибольшую известность получил (прежде всего благодаря работам психолога А. Р. Лурии) репортер одной из газет Ш. Его особый дар раскрылся в двадцатые годы прошлого века. Это был человек, который не забывал ничего.  Он мог безошибочно воспроизвести после одного предъявления ряд, состоящий из пятидесяти (и более) чисел или не связанных между собой слов. Причем он легко и абсолютно точно воспроизводил такие ряды и через неделю, и через месяц, и через. пятнадцать лет (!) после предъявления. Как показали исследования памяти Ш., он обладал сильно выраженной способностью к эйдетизму. Любые сигналы (звуковые, вкусовые и др.) он мог перевести в яркий зрительный образ. Так, например, он вспоминал, что у знаменитого режиссера Сергея Эйзенштейна был голос, вызывавший у Ш. впечатление, «как будто какое-то пламя с жилками надвигалось на меня».

Эйдетическая память связана с такой особенностью восприятия, как синестезия.  Это явление возникновения ощущений при воздействии на какой-то орган чувств не только модальности, специфичной для этого органа чувств, но и других модальностей. Например, ощущения тепла при восприятии оранжевого цвета или зрительных картин при восприятии музыки. Композиторы Римский-Корсаков и Скрябин отличались наличием «цветного слуха». Скрябина недаром считают изобретателем цветомузыки. В обыденном языке явление синестезии нашло отражение в таких, к примеру, привычных оборотах речи, как «кислый вид», «светлая печаль», «холодный голос».

Другую классификацию видов памяти предлагают Р. Л. Аткинсон, Р. С. Аткинсон, Э. Е. Смит. Они считают, что правомерно выделять только три вида памяти. Память, в которой человек сознательно вспоминает прошлое событие, причем это воспоминание переживается как происходящее в определенном месте и времени, называется эксплицитной  (от англ. explicit – «явно выраженная»). Долговременная память, связанная с ранее приобретенными умениями и навыками, носит название имплицитной  (от англ. implicit – «невыраженная»). Материал, хранящийся в имплицитной памяти, невозможно вспомнить сознательно. И третий вид – кратковременная память.

Какой из названных выше видов памяти в большей степени развит у вас? Приведите примеры синестезии, с которыми вы сталкивались в жизни.

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 187; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!