Перед памятником А. С. Пушкину в Одессе



 

Якову Гордину

 

 

Не по торговым странствуя делам,

разбрасывая по чужим углам

свой жалкий хлам,

однажды поутру

с тяжелым привкусом во рту

я на берег сошел в чужом порту.

 

Была зима.

Зернистый снег сек щеку, но земля

была черна для белого зерна.

Хрипел ревун во всю дурную мочь.

Еще в парадных столбенела ночь.

Я двинул прочь.

 

О, города земли в рассветный час!

Гостиницы мертвы. Недвижность чаш,

незрячесть глаз

слепых богинь.

Сквозь вас пройти немудрено нагим,

пока не грянул государства гимн.

 

Густой туман

листал кварталы, как толстой роман.

Тяжелым льдом обложенный Лиман,

как смолкнувший язык материка,

серел, и, точно пятна потолка,

шли облака.

 

И по восставшей в свой кошмарный рост

той лестнице, как тот матрос,

как тот мальпост,

наверх, скребя

ногтем перила, скулы серебря

слезой, как рыба, я втащил себя.

 

Один как перст,

как в ступе зимнего пространства пест,

там стыл апостол перемены мест

спиной к отчизне и лицом к тому,

в чью так и не случилось бахрому

шагнуть ему.

 

Из чугуна

он был изваян, точно пахана

движений голос произнес: "Хана

перемещеньям!" – и с того конца

земли поддакнули звон бубенца

с куском свинца.

 

Податливая внешне даль,

творя пред ним свою горизонталь,

во мгле синела, обнажая сталь.

И ощутил я, как сапог – дресва,

как марширующий раз‑два,

тоску родства.

 

Поди, и он

здесь подставлял скулу под аквилон,

прикидывая, как убраться вон,

в такую же – кто знает – рань,

и тоже чувствовал, что дело дрянь,

куда ни глянь.

 

И он, видать,

здесь ждал того, чего нельзя не ждать

от жизни: воли. Эту благодать,

волнам доступную, бог русских нив

сокрыл от нас, всем прочим осенив,

зане – ревнив.

 

Грек на фелюке уходил в Пирей

порожняком. И стайка упырей

вываливалась из срамных дверей,

как черный пар,

на выученный наизусть бульвар.

И я там был, и я там в снег блевал.

 

Наш нежный Юг,

где сердце сбрасывало прежде вьюк,

есть инструмент державы, главный звук

чей в мироздании – не сорок сороков,

рассчитанный на череду веков,

но лязг оков.

 

И отлит был

из их отходов тот, кто не уплыл,

тот, чей, давясь, проговорил

«Прощай, свободная стихия» рот,

чтоб раствориться навсегда в тюрьме широт,

где нет ворот.

 

Нет в нашем грустном языке строки

отчаянней и больше вопреки

себе написанной, и после от руки

сто лет копируемой. Так набегает на

пляж в Ланжероне за волной волна,

земле верна.

 

 1969(?), 70(?)

 

Лесная идиллия

 

 

Она:

Ах, любезный пастушок,

у меня от жизни шок.

 

Он:

Ах, любезная пастушка,

у меня от жизни – юшка.

 

Вместе:

Руки мерзнут. Ноги зябнуть.

Не пора ли нам дерябнуть.

 

 

II

 

Она:

Ох, любезный мой красавчик,

у меня с собой мерзавчик.

 

Он:

Ах, любезная пастушка,

у меня с собой косушка.

 

Вместе:

Славно выпить на природе,

где не встретишь бюст Володи!

 

 

III

 

Она:

До свиданья, девки‑козы,

возвращайтесь‑ка в колхозы.

 

Он:

До свидания, буренки,

дайте мне побыть в сторонке.

 

Вместе:

Хорошо принять лекарства

от судьбы и государства!

 

 

IV

 

Она:

Мы уходим в глушь лесную.

Брошу книжку записную.

 

Он:

Удаляемся от света.

Не увижу сельсовета.

 

Вместе:

Что мы скажем честным людям?

Что мы с ними жить не будем.

 

 

V

 

Он:

Что мы скажем как с облавой

в лес заявится легавый?

 

Она:

Что с миленком по душе

жить, как Ленин, в шалаше.

 

Вместе:

Ах, пастушка, ты – философ!

Больше нет к тебе вопросов.

 

 

VI

 

Она:

Буду голой в полнолунье

я купаться, как Колдунья.

 

Он:

И на зависть партизанам

стану я твоим Тарзаном.

 

Вместе:

В чаще леса, гой‑еси,

лучше слышно Би‑Би‑Си!

 

 

VII

 

Она:

Будем воду без закуски

мы из речки пить по‑русски.

 

Он:

И питаясь всухомятку

станем слушать правду‑матку.

 

Вместе:

Сладко слушать заграницу,

нам дающую пшеницу.

 

 

VIII

 

Она:

Соберу грибов и ягод,

чтобы нам хватило на год.

 

Он:

Лес, приют листов и шишек,

не оставит без дровишек.

 

Вместе:

Эх, топорик дровосека

крепче темени генсека!

 

 

IX

 

Она:

Я в субботу дроле баню

под корягою сварганю.

 

Он:

Серп и молот бесят милку.

Подарю ей нож и вилку.

 

Вместе:

Гей да брезгует шершавый

ради гладкого державой!

 

 

X

 

Она:

А когда зима нагрянет

милка дроле печкой станет.

 

Он:

В печке той мы жар раздуем.

Ни черта. Перезимуем.

 

Вместе:

Говорят, чем стужа злее,

тем теплее в мавзолее.

 

 

XI

 

Она:

Глянь, стучит на елке дятел

как стукач, который спятил.

 

Он:

Хорошо вослед вороне

вдаль глядеть из‑под ладони.

 

Вместе:

Елки‑палки, лес густой!

Нет конца одной шестой.

 

 

XII

 

Она:

Ах, вдыхая запах хвои,

с дролей спать приятней вдвое!

 

Он:

Хорошо дышать березой,

пьяный ты или тверезый.

 

Вместе:

Если сильно пахнет тленом,

это значит где‑то Пленум.

 

 

XIII

 

Она:

Я твоя, как вдох озона.

Нас разлучит только зона.

 

Он:

Я, пастушка, твой до гроба.

Если сядем, сядем оба.

 

Вместе:

Тяжелы статей скрижали.

Сядем вместе. Как лежали.

 

 

XIV

 

Она:

Что за мысли, в самом деле!

Точно гриб поганый съели.

 

Он:

Дело в нем, в грибе поганом:

В животе чекист с наганом.

 

Вместе:

Ну‑ка вывернем нутро

на состав Политбюро!

 

 

XV

 

Она:

Славься, лес, и славься, поле!

Стало лучше нашей дроле!

 

Он:

Славьтесь, кущи и опушки!

Полегчало враз пастушке!

 

Вместе:

Хорошо предаться ласке

после сильной нервной встряски.

 

 

XVI

 

Она:

Хорошо лобзать моншера

без Булата и торшера.

 

Он:

Славно слушать пенье пташки

лежа в чаще на милашке.

 

Вместе:

Слава полю! Слава лесу!

Нет – начальству и прогрессу.

 

Вместе:

 

С государством щей не сваришь.

Если сваришь – отберет.

Но чем дальше в лес, товарищ,

тем, товарищ, больше в рот.

 

Ни иконы, ни Бердяев,

ни журнал «За рубежом»

не спасут от негодяев,

пьющих нехотя Боржом.

 

Глянь, стремленье к перемене

вредно даже Ильичу.

Бросить все к едрене фене ‑

вот что русским по плечу.

 

Власти нету в чистом виде.

Фараону без раба

и тем паче – пирамиде

неизбежная труба.

 

Приглядись, товарищ, к лесу!

И особенно к листве.

Не чета КПССу,

листья вечно в большинстве!

 

В чем спасенье для России?

Повернуть к начальству «жэ».

Волки, мишки и косые

это сделали уже.

 

Мысль нагнать четвероногих

нам, имеющим лишь две,

привлекательнее многих

мыслей в русской голове.

 

Бросим должность, бросим званья,

лицемерить и дрожать.

Не пора ль венцу созданья

лапы теплые пожать?

 

 <1960‑е>

 

 * * *

 

 

Миновала зима. Весна

еще далека. В саду

еще не всплыли со дна

три вершины в пруду.

 

Но слишком тревожный взгляд

словно паучью нить

тянет к небу собрат

тех, кто успели сгнить.

 

Там небесный конвой

в зоне темных аллей

залил все синевой

кроме двух снегирей.

 

 <1960‑е>

 

 * * *

 

 

На прения с самим

собою ночь

убив, глотаешь дым,

уже не прочь

в набрякшую гортань

рукой залезть.

По пуговицам грань

готов провесть.

 

Чиня себе правеж,

душе, уму,

порою изведешь

такую тьму

и времени и слов,

что ломит грудь,

что в зеркало готов

подчас взглянуть.

 

Но это только ты,

и жизнь твоя

уложена в черты

лица, края

которого тверды

в беде, в труде

и, видимо, чужды

любой среде.

 

Но это только ты.

Твое лицо

для спорящей четы

само кольцо.

Не зеркала вина,

что скривлен рот:

ты Лотова жена

и сам же Лот.

 

Но это только ты.

А фон твой – ад.

Смотри без суеты

вперед. Назад

без ужаса смотри.

Будь прям и горд,

раздроблен изнутри,

на ощупь тверд.

 

 <1960‑е>

 

 * * *

 

 

Ну, как тебе в грузинских палестинах?

Грустишь ли об оставленных осинах?

Скучаешь ли за нашими лесами,

когда интересуешься Весами,

горящими над морем в октябре?

И что там море? Так же ли просторно,

как в рифмах почитателя Готорна?

И глубже ли, чем лужи во дворе?

 

Ну как там? Помышляешь об отчизне?

Ведь край земли еще не крайность жизни?

Сам материк поддерживает то, что

не в силах сделать северная почта.

И эта связь доподлинно тверда,

покуда еще можно на конверте

поставить «Ленинград» заместо смерти.

И, может быть, другие города.

 

Считаю версты, циркули разинув.

Увы, не хватит в Грузии грузинов,

чтоб выложить прямую между нами.

Гораздо лучше пользоваться днями

и железнодорожным забытьем.

Суметь бы это спутать с забываньем,

прибытие – с далеким пребываньем

и с собственным своим небытием.

 

 <1960‑е>

 

 * * *

 

 

Однажды во дворе на Моховой

стоял я, сжав растерзанный букетик,

сужались этажи над головой,

и дом, как увеличенный штакетник,

меня брал в окруженье (заодно ‑

фортификаций требующий ящик

и столик свежевыкрашенный, но

тоскующий по грохоту костяшек).

 

Был август, месяц ласточек и крыш,

вселяющий виденья в коридоры,

из форточек выглядывал камыш,

за стеклами краснели помидоры.

И вечер, не заглядывавший вниз,

просвечивал прозрачные волокна

и ржавый возвеличивал карниз,

смеркалось, и распахивались окна.

Был вечер, и парадное уже

как клумба потемневшая разбухло.

Тут и узрел я: в третьем этаже

маячила пластмассовая кукла.

Она была, увы, расчленена,

безжизненна, и (плачь, антибиотик)

конечности свисали из окна,

и сумерки приветствовал животик.

 

Малыш, рассвирепевший, словно лев,

ей ножки повыдергивал из чресел.

Но клею, так сказать, не пожалев,

папаша ее склеил и повесил

сушиться, чтоб бедняжку привести

в порядок. И отшлепать забияку.

И не предполагал он потрясти

слонявшегося в сумерки зеваку.

Он скромен. Океаны переплыв

в одном (да это слыхано ли?) месте

(плачь, Амундсен с Папаниным), открыв

два полюса испорченности вместе.

Что стоит пребывание на льду

и самая отважная корзина

ракеты с дирижаблями – в виду

откупоренной банки казеина!

 

 <1960‑е>

 

 * * *

 

 

Похож на голос головной убор.

Верней, похож на головной убор мой голос.

Верней, похоже, горловой напор

топорщит на моей ушанке волос.

Надстройка речи над моим умом

возвышенней шнурков на мне самом,

возвышеннее мягкого зверька,

завязанного бантиком шнурка.

 

Кругом снега, и в этом есть своя

закономерность, как в любом капризе.

Кругом снега. И только речь моя

напоминает о размерах жизни.

А повторить еще разок‑другой

«кругом снега» и не достать рукой

до этих слов, произнесенных глухо ‑

вот униженье моего треуха.

 

Придет весна, зазеленеет глаз.

И с криком птицы в облаках воскреснут.

И жадно клювы в окончанья фраз

они вонзят и в небесах исчезнут.

Что это: жадность птиц или мороз?

Иль сходство с шапкой слов? Или всерьез

«кругом снега» проговорил я снова,

и птицы выхватили слово,

хотя совсем зазеленел мой глаз.

 

Лесной дороги выдернутый крюк.

Метет пурга весь день напропалую.

Коснулся губ моих отверстый клюв,

и слаще я не знаю поцелуя.

Гляжу я в обознавшуюся даль,

похитившую уст моих печаль

взамен любви, и, расправляя плечи,

машу я шапкой окрыленной речи.

 

 <1960‑е>

 

 * * *

 

 

Предпоследний этаж

раньше чувствует тьму,

чем окрестный пейзаж;

я тебя обниму

и закутаю в плащ,

потому что в окне

дождь – заведомый плач

по тебе и по мне.

 

Нам пора уходить.

Рассекает стекло

серебристая нить.

Навсегда истекло

наше время давно.

Переменим режим.

Дальше жить суждено

по брегетам чужим.

 

 <1960‑е>

 

 * * *

 

 

Сознанье, как шестой урок,

выводит из казенных стен

ребенка на ночной порог.

Он тащится во тьму затем,

чтоб, тучам показав перстом

на тонущий в снегу погост,

себя здесь осенить крестом

у церкви в человечий рост.

Скопленье мертвецов и птиц.

Но жизни остается миг

в пространстве между двух десниц

и в стороны от них. От них.

Однако же, стремясь вперед,

так тяжек напряженный взор,

так сердце сдавлено, что рот

не пробует вдохнуть простор.

И только за спиною сад

покинуть неизвестный край

зовет его, как путь назад,

знакомый, как собачий лай.

Да в тучах из холодных дыр

луна старается блеснуть,

чтоб подсказать, что в новый мир

забор указывает путь.

 

 <1960‑е>

 

Уточнение

 

 

Откуда ни возьмись ‑

как резкий взмах ‑

Божественная высь

в твоих словах ‑

как отповедь, верней,

как зов: «за мной!» ‑

над нежностью моей,

моей, земной.

Куда же мне? На звук!

За речь. За взгляд.

За жизнь. За пальцы рук.

За рай. За ад.

И, тень свою губя

(не так ли?), хоть

за самого себя.

Верней, за плоть.

За сдержанность, запал,

всю боль – верней,

всю лестницу из шпал,

стремянку дней

восставив – поднимусь!

(Не тело – пуст!)

Как эхо, я коснусь

и стоп, и уст.

Звучи же! Меж ветвей,

в глуши, в лесу,

здесь, в памяти твоей,

в любви, внизу

постичь – на самом дне!

не по плечу:

нисходишь ли ко мне,

иль я лечу.

 

 <1960‑е>

 

 * * *

 

 

Я пепел посетил. Ну да, чужой.

Но родственное что‑то в нем маячит,

хоть мы разделены такой межой...

Нет, никаких алмазов он не прячет.

Лишь сумерки ползли со всех сторон.

Гремел трамвай. А снег блестел в полете.

Но, падая на пепел, таял он,

как таял бы, моей коснувшись плоти.

Неужто что‑то тлело там, внизу,

хотя дожди и ветер все сметали.

Но пепел замирает на весу,

но слишком далеко не улетает.

Ну да, в нем есть не то что связь, но нить,

какое‑то неясное старанье

уже не суть, но признак сохранить.

И слышно то же самое желанье

в том крике инвалида «Эй, сынок». ‑

Среди развалин требуется помощь

увлекшемуся поисками ног,

не видящему снега. Полночь, полночь.

Вся эта масса, ночь – теперь вдвойне

почувствовать, поверить заставляют:

иные не горят на том огне,

который от других не оставляет

не только половины существа,

другую подвергая страшным мукам,

но иногда со смертью естества

разделаться надеется и с духом.

Иные же сгорают. И в аду,

оставшемся с оставленною властью,

весь век сопротивляются дождю,

который все их смешивает с грязью.

Но пепел с пеплом многое роднит.

Роднит бугры блестящий снег над ними.

Увековечат мрамор и гранит

заметившего разницу меж ними.

Но правда в том, что если дождь идет,

нисходит ночь, потом заря бледнеет,

и свет дневной в развалинах встает,

а на бугре ничто не зеленеет,

– то как же не подумать вдруг о том,

подумать вдруг, что если умирает,

подумать вдруг, что если гибнет дом,

вернее – если человек сгорает,

и все уже пропало: грезы, сны,

и только на трамвайном повороте

стоит бугор – и нет на нем весны ‑

то пепел возвышается до плоти.

Я пепел посетил. Бугор тепла

безжизненный. Иначе бы – возникла...

Трамвай прогрохотал из‑за угла.

Мелькнул огонь. И снова все затихло.

Да, здесь сгорело тело, существо.

Но только ночь угрюмо шепчет в ухо,

что этот пепел спрятал дух его,

а этот ужас – форма жизни духа.

 

 <1960‑е>

 

Science Fiction

 

 

Тыльная сторона светила не горячей

слезящих мои зрачки

его лицевых лучей;

так же оно слепит неизвестных зевак

через стеклянную дверь

с литерами ЕФАК. [50]

 

Лысеющий человек – или, верней, почти,

человек без пальто, зажмуриваясь, к пяти

литрам крови своей, опираясь на

стойку, присоединяет полный стакан вина.

 

И, скорбя, что миры, вбирающие лучи

солнца, жителям их

видимы лишь в ночи,

озирает он тень, стоящую за спиной;

но неземная грусть

быстротечней земной.

 

 15 января 1970, Ялта

 

 Акростих [51]

 

 

Ударник снов, отец Петра,

Фигурой – бог, в костюмах узких

Людей, бутылок, женщин русских

Язон – но и знаток нутра!

Нагана мысленный носитель,

Духовных ценностей спаситель, ‑

Увековечь его, Пракситель!

 

 22.01.1970

 

 Песня о Красном Свитере [52]

 

Владимиру Уфлянду

 

 

В потетеле английской красной шерсти я

не бздюм крещенских холодов нашествия,

 

и будущее за Шексной, за Воркслою

теперь мне видится одетым в вещь заморскую.

 

Я думаю: обзаведись валютою,

мы одолели бы природу лютую.

 

Я вижу гордые строенья с ванными,

заполненными до краев славянами,

 

и тучи с птицами, с пропеллером скрещенными,

чтобы не связываться зря с крещеными,

 

чьи нравы строгие и рук в лицо сование

смягчает тайное голосование.

 

Там в клубе, на ночь глядя, одноразовый

перекрывается баян пластинкой джазовой,

 

и девки щурятся там, отдышался чтобы я,

дырявый от расстрелов воздух штопая.

 

Там днем ученые снимают пенку с опытов,

И Файбишенко там горит звездой, и Рокотов,

 

зане от них пошла доходов астрономия,

и там пылюсь на каждой полке в каждом доме я.

 

Вот, думаю, во что все это выльется.

Но если вдруг начнет хромать кириллица

 

от сильного избытка вещи фирменной,

приникни, серафим, к устам и вырви мой,

 

чтобы в широтах, грубой складкой схожих с робою,

в которых Азию легко смешать с Европою,

 

он трепыхался, поджидая басурманина,

как флаг, оставшийся на льдине от Папанина.

 

 9(?) февраля 1970

 

Памяти профессора Браудо

 

 

Люди редких профессий редко, но умирают,

уравнивая свой труд с прочими. Землю роют

люди прочих профессий, и родственники назавтра

выглядят, как природа, лишившаяся ихтиозавра.

 

Март – черно‑белый месяц, и зренье в марте

приспособляется легче к изображенью смерти;

снег, толчея колес, и поднимает ворот

бредущий за фотоснимком, едущим через город.

 

Голос из телефона за полночь вместо фразы

по проволоке передает как ожерелье слезы;

это – немой клавир, и на рычаг надавишь,

ибо для этих нот не существует клавиш.

 

Переводя иглу с гаснущего рыданья,

тикает на стене верхнего «до» свиданья,

в опустевшей квартире, ее тишине на зависть,

крутится в темноте с вечным молчаньем запись.

 

 17 марта 1970

 

Разговор с небожителем

 

 

Здесь, на земле,

где я впадал то в истовость, то в ересь,

где жил, в чужих воспоминаньях греясь,

как мышь в золе,

где хуже мыши

глодал петит родного словаря,

тебе чужого, где, благодаря

тебе, я на себя взираю свыше,

 

уже ни в ком

не видя места, коего глаголом

коснуться мог бы, не владея горлом,

давясь кивком

звонкоголосой падали, слюной

кропя уста взамен кастальской влаги,

кренясь Пизанской башнею к бумаге

во тьме ночной,

 

тебе твой дар

я возвращаю – не зарыл, не пропил;

и, если бы душа имела профиль,

ты б увидал,

что и она

всего лишь слепок с горестного дара,

что более ничем не обладала,

что вместе с ним к тебе обращена.

 

Не стану жечь

тебя глаголом, исповедью, просьбой,

проклятыми вопросами – той оспой,

которой речь

почти с пелен

заражена – кто знает? – не тобой ли;

надежным, то есть, образом от боли

ты удален.

 

Не стану ждать

твоих ответов, Ангел, поелику

столь плохо представляемому лику,

как твой, под стать,

должно быть, лишь

молчанье – столь просторное, что эха

в нем не сподобятся ни всплески смеха,

ни вопль: «Услышь!»

 

Вот это мне

и блазнит слух, привыкший к разнобою,

и облегчает разговор с тобою

наедине.

В Ковчег птенец,

не возвратившись, доказует то, что

вся вера есть не более, чем почта

в один конец.

 

Смотри ж, как, наг

и сир, жлоблюсь о Господе, и это

одно тебя избавит от ответа.

Но это – подтверждение и знак,

что в нищете

влачащий дни не устрашится кражи,

что я кладу на мысль о камуфляже.

Там, на кресте,

 

не возоплю: «Почто меня оставил?!»

Не превращу себя в благую весть!

Поскольку боль – не нарушенье правил:

страданье есть

способность тел,

и человек есть испытатель боли.

Но то ли свой ему неведом, то ли

ее предел.

 

 

___

 

Здесь, на земле,

все горы – но в значении их узком ‑

кончаются не пиками, но спуском

в кромешной мгле,

и, сжав уста,

стигматы завернув свои в дерюгу,

идешь на вещи по второму кругу,

сойдя с креста.

 

Здесь, на земле,

от нежности до умоисступленья

все формы жизни есть приспособленье.

И в том числе

взгляд в потолок

и жажда слиться с Богом, как с пейзажем,

в котором нас разыскивает, скажем,

один стрелок.

 

Как на сопле,

все виснет на крюках своих вопросов,

как вор трамвайный, бард или философ ‑

здесь, на земле,

из всех углов

несет, как рыбой, с одесной и с левой

слиянием с природой или с девой

и башней слов!

 

Дух‑исцелитель!

Я из бездонных мозеровских блюд

так нахлебался варева минут

и римских литер,

что в жадный слух,

который прежде не был привередлив,

не входят щебет или шум деревьев ‑

я нынче глух.

 

О нет, не помощь

зову твою, означенная высь!

Тех нет объятий, чтоб не разошлись

как стрелки в полночь.

Не жгу свечи,

когда, разжав железные объятья,

будильники, завернутые в платья,

гремят в ночи!

 

И в этой башне,

в правнучке вавилонской, в башне слов,

все время недостроенной, ты кров

найти не дашь мне!

Такая тишь

там, наверху, встречает златоротца,

что, на чердак карабкаясь, летишь

на дно колодца.

 

Там, наверху ‑

услышь одно: благодарю за то, что

ты отнял все, чем на своем веку

владел я. Ибо созданное прочно,

продукт труда

есть пища вора и прообраз Рая,

верней – добыча времени: теряя

(пусть навсегда)

 

что‑либо, ты

не смей кричать о преданной надежде:

то Времени, невидимые прежде,

в вещах черты

вдруг проступают, и теснится грудь

от старческих морщин; но этих линий ‑

их не разгладишь, тающих как иней,

коснись их чуть.

 

Благодарю...

Верней, ума последняя крупица

благодарит, что не дал прилепиться

к тем кущам, корпусам и словарю,

что ты не в масть

моим задаткам, комплексам и форам

зашел – и не предал их жалким формам

меня во власть.

 

 

___

 

Ты за утрату

горазд все это отомщеньем счесть,

моим приспособленьем к циферблату,

борьбой, слияньем с Временем – Бог весть!

Да полно, мне ль!

А если так – то с временем неблизким,

затем что чудится за каждым диском

в стене – туннель.

 

Ну что же, рой!

Рой глубже и, как вырванное с мясом,

шей сердцу страх пред грустною порой,

пред смертным часом.

Шей бездну мук,

старайся, перебарщивай в усердьи!

Но даже мысль о – как его! – бессмертьи

есть мысль об одиночестве, мой друг.

 

Вот эту фразу

хочу я прокричать и посмотреть

вперед – раз перспектива умереть

доступна глазу ‑

кто издали

откликнется? Последует ли эхо?

Иль ей и там не встретится помеха,

как на земли?

 

Ночная тишь...

Стучит башкой об стол, заснув, заочник.

Кирпичный будоражит позвоночник

печная мышь.

И за окном

толпа деревьев в деревянной раме,

как легкие на школьной диаграмме,

объята сном.

 

Все откололось...

И время. И судьба. И о судьбе...

Осталась только память о себе,

негромкий голос.

Она одна.

И то – как шлак перегоревший, гравий,

за счет каких‑то писем, фотографий,

зеркал, окна, ‑

 

исподтишка...

и горько, что не вспомнить основного!

Как жаль, что нету в христианстве бога ‑

пускай божка ‑

воспоминаний, с пригоршней ключей

от старых комнат – идолища с ликом

старьевщика – для коротанья слишком

глухих ночей.

 

Ночная тишь.

Вороньи гнезда, как каверны в бронхах.

Отрепья дыма роются в обломках

больничных крыш.

Любая речь

безадресна, увы, об эту пору ‑

чем я сумел, друг‑небожитель, спору

нет, пренебречь.

 

Страстная. Ночь.

И вкус во рту от жизни в этом мире,

как будто наследил в чужой квартире

и вышел прочь!

И мозг под током!

И там, на тридевятом этаже

горит окно. И, кажется, уже

не помню толком,

 

о чем с тобой

витийствовал – верней, с одной из кукол,

пересекающих полночный купол.

Теперь отбой,

и невдомек,

зачем так много черного на белом?

Гортань исходит грифелем и мелом,

и в ней – комок

 

не слов, не слез,

но странной мысли о победе снега ‑

отбросов света, падающих с неба, ‑

почти вопрос.

В мозгу горчит,

и за стеною в толщину страницы

вопит младенец, и в окне больницы

старик торчит.

 

Апрель. Страстная. Все идет к весне.

Но мир еще во льду и в белизне.

И взгляд младенца,

еще не начинавшего шагов,

не допускает таянья снегов.

Но и не деться

от той же мысли – задом наперед ‑

в больнице старику в начале года:

он видит снег и знает, что умрет

до таянья его, до ледохода.

 

 март – апрель 1970

 

 * * * [53]

 

А. Кушнеру

 

 

Ничем, Певец, твой юбилей

мы не отметим, кроме лести

рифмованной, поскольку вместе

давно не видим двух рублей.

 

Суть жизни все‑таки в вещах.

Без них – ни холодно, ни жарко.

Гость, приходящий без подарка,

как сигарета натощак.

 

Подобный гость дерьмо и тварь

сам по себе. Тем паче, в массе.

Но он – герой, когда в запасе

имеет кой‑какой словарь.

 

Итак, приступим. Впрочем, речь

такая вещь, которой, Саша,

когда б не эта бедность наша,

мы предпочли бы пренебречь.

 

Мы предпочли бы поднести

перо Монтеня, скальпель Вовси,

скальп Вознесенского, а вовсе

не оду, Господи прости.

 

Вообще, не свергни мы царя

и твердые имей мы деньги,

дарили б мы по деревеньке

Четырнадцатого сентября.

 

Представь: имение в глуши,

полсотни душ, все тихо, мило;

прочесть стишки иль двинуть в рыло

равно приятно для души.

 

А девки! девки как одна.

Или одна на самом деле.

Прекрасна во поле, в постели

да и как Муза не дурна.

 

Но это грезы. Наяву

ты обладатель неименья

в вонючем Автово, – каменья,

напоминающий ботву

 

гнилой капусты небосвод,

заводы, фабрики, больницы

и золотушные девицы,

и в лужах радужный тавот.

 

Не слышно даже петуха.

Ларьки, звучанье похабели.

Приходит мысль о Коктебеле ‑

но там болезнь на букву "Х".

 

Паршивый мир, куда ни глянь.

Куда поскачем, конь крылатый?

Везде дебил иль соглядатай

или талантливая дрянь.

 

А эти лучшие умы:

Иосиф Бродский, Яков Гордин ‑

на что любой из них пригоден?

Спасибо, не берут взаймы.

 

Спасибо, поднесли стишок.

А то могли бы просто водку

глотать и драть без толку глотку,

у ближних вызывая шок.

 

Нет, европейцу не понять,

что значит жить в Петровом граде,

писать стихи пером в тетради

и смрадный воздух обонять.

 

Довольно, впрочем. Хватит лезть

в твою нам душу, милый Саша.

Хотя она почти как наша.

Но мы же обещали лесть,

 

а получилось вон что. Нас

какой‑то бес попутал, видно,

и нам, конечно, Саша, стыдно,

а ты – ты думаешь сейчас:

 

спустить бы с лестницы их всех,

задернуть шторы, снять рубашку,

достать перо и промокашку,

расположиться без помех

 

и так начать без суеты,

не дожидаясь вдохновенья:

"я помню чудное мгновенье,

передо мной явилась ты".

 

 сентябрь 1970

 

 На 22‑е декабря 1970 года Якову Гордину от Иосифа Бродского

 

 

Сегодня масса разных знаков

– и в небесах, и на воде ‑

сказали мне, что быть беде:

что я напьюсь сегодня, Яков.

 

Затем, что день прохладный сей

есть твоего рожденья дата

(о чем, конечно, в курсе Тата

и малолетний Алексей).

 

И я схватил, мой друг, едва

отбросив утром одеяло,

газету «Правда». Там стояло

под словом «Правда» – Двадцать Два.

 

Ура! – воскликнул я. – Ура!

Я снова вижу цифры эти!

И ведь не где‑нибудь: в газете!

Их не было еще вчера.

 

Пусть нету в скромных цифрах сих

торжественности (это ясно),

но их тождественность прекрасна

и нет соперничества в них!

 

Их равнозначность хороша!

И я скажу, друг Яков, смело,

что первая есть как бы тело,

вторая, следственно, душа.

 

К чему бросать в былое взгляд

и доверять слепым приметам?

К тому же, это было летом

и двадцать девять лет назад.

 

А ты родился до войны.

Зимой. Пускай твой день рожденья

на это полусовпаденье

глядит легко, со стороны.

 

Не опускай, друг Яков, глаз!

Ни в чем на свете нету смысла.

И только наши, Яков, числа

живут до нас и после нас.

 

При нас – отчасти... Жизнь сложна.

Сложны в ней даже наслажденья.

Затем она лишь и нужна,

чтоб праздновать в ней день рожденья!

 

Зачем еще? Один твердит:

цель жизни – слава и богатство.

Но слава – дым, богатство – гадство.

Твердящий так – живым смердит.

 

Другой мечтает жить в глуши,

бродить в полях и все такое.

Он утверждает: цель – в покое

и в равновесии души.

 

А я скажу, что это – вздор.

Пошел он с этой целью к черту!

Когда вблизи кровавят морду,

куда девать спокойный взор?

 

И даже если не вблизи,

а вдалеке? И даже если

сидишь в тепле в удобном кресле,

а кто‑нибудь сидит в грязи?

 

Все это жвачка: смех и плач,

«мы правы, ибо мы страдаем».

И быть не меньшим негодяем

бедняк способен, чем богач.

 

И то, и это – скверный бред:

стяжанье злата, равновесья.

Я – homo sapiens, и весь я

противоречий винегрет.

 

Добро и Зло суть два кремня,

и я себя подвергну риску,

но я скажу: союз их искру

рождает на предмет огня.

 

Огонь же – рвется от земли,

от Зла, Добра и прочей швали,

почти всегда по вертикали,

как это мы узнать могли.

 

Я не скажу, что это – цель.

Еще сравнят с воздушным шаром.

Но нынче я охвачен жаром!

Мне сильно хочется отсель!

 

То свойства Якова во мне ‑

его душа и тело или

две цифры – все воспламенили!

Боюсь, распространюсь вовне.

 

Опасность эту четко зря,

хочу иметь вино в бокале!

Не то рванусь по вертикали

Двадцать Второго декабря!

 

Горю! Но трезво говорю:

Твое здоровье, Яков! С Богом!

Да‑с, мы обязаны во многом

Природе и календарю.

 

Игра. Случайность. Может быть,

слепой природы самовластье.

Но разве мы такое счастье

смогли бы логикой добыть?

 

Жаме! Нас мало, господа,

и меньше будет нас с годами.

Но, дни влача в тюрьме, в бедламе,

мы будем праздновать всегда

 

сей праздник! Прочие – мура.

День этот нами изберется

дним Добродушья, Благородства ‑

Днем Качеств Гордина – Ура!

 

 1970

 

Дебют

 

 

I

 

Сдав все свои экзамены, она

к себе в субботу пригласила друга,

был вечер, и закупорена туго

была бутылка красного вина.

 

А воскресенье началось с дождя,

и гость, на цыпочках прокравшись между

скрипучих стульев, снял свою одежду

с непрочно в стену вбитого гвоздя.

 

Она достала чашку со стола

и выплеснула в рот остатки чая.

Квартира в этот час еще спала.

Она лежала в ванне, ощущая

 

всей кожей облупившееся дно,

и пустота, благоухая мылом,

ползла в нее через еще одно

отверстие, знакомящее с миром.

 

 

2

 

Дверь тихо притворившая рука

была – он вздрогнул – выпачкана; пряча

ее в карман, он услыхал, как сдача

с вина плеснула в недрах пиджака.

 

Проспект был пуст. Из водосточных труб

лилась вода, сметавшая окурки.

Он вспомнил гвоздь и струйку штукатурки,

и почему‑то вдруг с набрякших губ

 

сорвалось слово (Боже упаси

от всякого его запечатленья),

и если б тут не подошло такси,

остолбенел бы он от изумленья.

 

Он раздевался в комнате своей,

не глядя на припахивавший потом

ключ, подходящий к множеству дверей,

ошеломленный первым оборотом.

 

 1970

 

Дерево

 

 

Бессмысленное, злобное, зимой

безлиственное, стадии угля

достигнувшее колером, самой

природой предназначенное для

отчаянья, – которого объем

никак не калькулируется, – но

в слепом повиновении своем

уже переборщившее, оно,

ушедшее корнями в перегной

из собственных же листьев и во тьму ‑

вершиною, стоит передо мной,

как символ всепогодности, к чему

никто не призывал нас, несмотря

на то, что всем нам свойственна пора,

когда различья делаются зря

для солнца, для звезды, для топора.

 

 1970

 

Неоконченное

 

 

Друг, тяготея к скрытым формам лести

невесть кому – как трезвый человек

тяжелым рассуждениям о смерти

предпочитает толки о болезни ‑

я, загрязняя жизнь как черновик

дальнейших снов, твой адрес на конверте

своим гриппозным осушаю паром,

чтоб силы заразительной достичь

смогли мои химические буквы

и чтоб, прильнувший к паузам и порам

сырых листов, я все‑таки опричь

пейзажа зимней черноморской бухты,

описанной в дальнейшем, воплотился

в том экземпляре мира беловом,

где ты, противодействуя насилью

чухонской стужи веточкою тирса,

при ощущеньи в горле болевом

полощешь рот аттическою солью.

 

Зима перевалила через горы

как альпинист с тяжелым рюкзаком,

и снег лежит на чахлой повилике,

как в ожидании Леандра Геро,

зеленый Понт соленым языком

лобзает полы тающей туники,

но дева ждет и не меняет позы.

Азийский ветер, загасив маяк

на башне в Сесте, хлопает калиткой

и на ночь глядя баламутит розы,

в саду на склоне впавшие в столбняк,

грохочет опрокинувшейся лейкой

вниз по ступенькам, мимо цинерарий,

знак восклицанья превращая в знак

вопроса, гнет акацию; две кошки,

составившие весь мой бестиарий,

ныряют в погреб, и терзает звук

в пустом стакане дребезжащей ложки.

 

Чечетка ставень, взвизгиванье, хаос.

Такое впечатленье, что пловец

не там причалил и бредет задами

к возлюбленной. Кряхтя и чертыхаясь,

в соседнем доме генерал‑вдовец

впускает пса. А в следующем доме

в окне торчит заряженное дробью

ружье. И море далеко внизу

ломает свои ребра дышлом мола,

захлестывая гривой всю оглоблю.

И сад стреножен путами лозы.

И чувствуя отсутствие глагола

для выраженья невозможной мысли

о той причине, по которой нет

Леандра, Геро – или снег, что то же,

сползает в воду, и ты видишь после

как озаряет медленный рассвет

ее дымящееся паром ложе.

 

Но это ветреная ночь, а ночи

различны меж собою, как и дни.

И все порою выглядит иначе.

Порой так тихо, говоря короче,

что слышишь вздохи камбалы на дне,

что достигает пионерской дачи

заморский скрип турецкого матраса.

Так тихо, что далекая звезда,

мерцающая в виде компромисса

с чернилами ночного купороса,

способна слышать шорохи дрозда

в зеленой шевелюре кипариса.

И я, который пишет эти строки,

в негромком скрипе вечного пера,

ползущего по клеткам в полумраке,

совсем недавно метивший в пророки,

я слышу голос своего вчера,

и волосы мои впадают в руки.

 

Друг, чти пространство! Время не преграда

вторженью стужи и гуденью вьюг.

Я снова убедился, что природа

верна себе и, обалдев от гуда,

я бросил Север и бежал на Юг

в зеленое, родное время года.

 

 1970

 

Желтая куртка

 

 

Подросток в желтой куртке, привалясь

к ограде, а точней – к орущей пасти

мадам Горгоны, созерцает грязь

проезжей части.

 

В пустых его зрачках сквозит – при всей

отчужденности их от мыслей лишних ‑

унынье, с каковым Персей

смотрел на то, что превратил в булыжник.

 

Лодыжки, восклицания девиц,

спешащих прочь, не оживляют взгляда;

но вот комочки желтых ягодиц

ожгла сквозь брюки холодом ограда,

 

он выпрямляется и, миг спустя,

со лба отбрасывая пряди,

кидается к автобусу – хотя

жизнь позади длиннее жизни сзади.

 

Прохладный день. Сырое полотно

над перекрестком. Схожее с мишенью

размазанное желтое пятно;

подвижное, но чуждое движенью.

 

 1970

 

Мужик и енот

 

(басня)

 

 

Мужик, гуляючи, забрел в дремучий бор,

где шел в тот миг естественный отбор.

Животные друг другу рвали шерсть,

крушили ребра, грызли глотку,

сражаясь за сомнительную честь покрыть молодку,

чей задик замшевый маячил вдалеке.

 

Мужик, порывшись в ладном сюртуке,

достал блокнот и карандашик, без

которых он не выходил из дома,

и, примостясь на жертвах бурелома,

взялся описывать процесс:

 

Сильнейший побеждал. Слабейший

– нет.

И как бы узаконивая это,

над лесом совершался ход планет,

и с помощью их матового света,

Мужик природу зорко наблюдал,

и над бумагой карандаш летал,

в систему превращая кавардак.

 

А в это время мимо шел Енот,

он заглянул в исписанный блокнот

и молвил так:

"Конечно, победитель победил,

и самку он потомством наградил.

Так на зверином повелось веку.

Но одного не понимаю я:

как все‑таки не стыдно Мужику

примеры брать у дикого зверья?

В подобном рассмотрении вещей

есть нечто обезьянье, ей‑же‑ей".

 

Мужик наш был ученым мужиком,

но с языком животных не знаком,

и на Енота искреннюю речь

ответил только пожиманьем плеч.

Затем он встал и застегнул сюртук.

 

Но слова «обезьянье» странный звук

застрял в мозгу. И он всегда, везде

употреблял его в своем труде,

принесшем ему вскоре торжество

и чтимом нынче, как Талмуд.

Что интереснее всего,

так это то, что за подобный труд

ему, хоть он был стар и лыс,

никто гортань не перегрыз.

 

 1970

 

Пенье без музыки

 

F. W.

 

 

Когда ты вспомнишь обо мне

в краю чужом – хоть эта фраза

всего лишь вымысел, а не

пророчество, о чем для глаза,

 

вооруженного слезой,

не может быть и речи: даты

из омута такой лесой

не вытащишь – итак, когда ты

 

за тридевять земель и за

морями, в форме эпилога

(хоть повторяю, что слеза,

за исключением былого,

 

все уменьшает) обо мне

вспомянешь все‑таки в то Лето

Господне и вздохнешь – о не

вздыхай! – обозревая это

 

количество морей, полей,

разбросанных меж нами, ты не

заметишь, что толпу нулей

возглавила сама.

В гордыне

 

твоей иль в слепоте моей

все дело, или в том, что рано

об этом говорить, но ей‑

же Богу, мне сегодня странно,

 

что, будучи кругом в долгу,

поскольку ограждал так плохо

тебя от худших бед, могу

от этого избавить вздоха.

 

Грядущее есть форма тьмы,

сравнимая с ночным покоем.

В том будущем, о коем мы

не знаем ничего, о коем,

 

по крайности, сказать одно

сейчас я в состояньи точно:

что порознь нам суждено

с тобой в нем пребывать, и то, что

 

оно уже настало – рев

метели, превращенье крика

в глухое толковище слов

есть первая его улика ‑

 

в том будущем есть нечто, вещь,

способная утешить или

– настолько‑то мой голос вещ! ‑

занять воображенье в стиле

 

рассказов Шахразады, с той

лишь разницей, что это больше

посмертный, чем весьма простой

страх смерти у нее – позволь же

 

сейчас, на языке родных

осин, тебя утешить; и да

пусть тени на снегу от них

толпятся как триумф Эвклида.

 

 

___

 

Когда ты вспомнишь обо мне,

дня, месяца, Господня Лета

такого‑то, в чужой стране,

за тридевять земель – а это

 

гласит о двадцати восьми

возможностях – и каплей влаги

зрачок вооружишь, возьми

перо и чистый лист бумаги

 

и перпендикуляр стоймя

восставь, как небесам опору,

меж нашими с тобой двумя

– да, точками: ведь мы в ту пору

 

уменьшимся и там, Бог весть,

невидимые друг для друга,

почтем еще с тобой за честь

слыть точками; итак, разлука

 

есть проведение прямой,

и жаждущая встречи пара

любовников – твой взгляд и мой ‑

к вершине перпендикуляра

 

поднимется, не отыскав

убежища, помимо горних

высот, до ломоты в висках;

и это ли не треугольник?

 

Рассмотрим же фигуру ту,

которая в другую пору

заставила бы нас в поту

холодном пробуждаться, полу‑

 

безумных лезть под кран, дабы

рассудок не спалила злоба;

и если от такой судьбы

избавлены мы были оба ‑

 

от ревности, примет, комет,

от приворотов, порч, снадобья

– то, видимо, лишь на предмет

черчения его подобья.

 

Рассмотрим же. Всему свой срок,

поскольку теснота, незрячесть

объятия – сама залог

незримости в разлуке – прячась

 

друг в друге, мы скрывались от

пространства, положив границей

ему свои лопатки, – вот

оно и воздает сторицей

 

предательству; возьми перо

и чистую бумагу – символ

пространства – и, представив про‑

порцию – а нам по силам

 

представить все пространство: наш

мир все же ограничен властью

Творца: пусть не наличьем страж

заоблачных, так чьей‑то страстью

 

заоблачной – представь же ту

пропорцию прямой, лежащей

меж нами – ко всему листу

и, карту подстелив для вящей

 

подробности, разбей чертеж

на градусы, и в сетку втисни

длину ее – и ты найдешь

зависимость любви от жизни.

 

Итак, пускай длина черты

известна нам, а нам известно,

что это – как бы вид четы,

пределов тех, верней, где места

 

свиданья лишена она,

и ежели сия оценка

верна (она, увы, верна),

то перпендикуляр, из центра

 

восставленный, есть сумма сих

пронзительных двух взглядов; и на

основе этой силы их

находится его вершина

 

в пределах стратосферы – вряд

ли суммы наших взглядов хватит

на большее; а каждый взгляд,

к вершине обращенный, – катет.

 

Так двух прожекторов лучи,

исследуя враждебный хаос,

находят свою цель в ночи,

за облаком пересекаясь;

 

но цель их – не мишень солдат:

она для них – сама услуга,

как зеркало, куда глядят

не смеющие друг на друга

 

взглянуть; итак, кому ж, как не

мне, катету, незриму, нему,

доказывать тебе вполне

обыденную теорему

 

обратную, где, муча глаз

доказанных обильем пугал,

жизнь требует найти от нас

то, чем располагаем: угол.

 

Вот то, что нам с тобой дано.

Надолго. Навсегда. И даже

пускай в неощутимой, но

в материи. Почти в пейзаже.

 

Вот место нашей встречи. Грот

заоблачный. Беседка в тучах.

Приют гостеприимный. Род

угла; притом, один из лучших

 

хотя бы уже тем, что нас

никто там не застигнет. Это

лишь наших достоянье глаз,

верх собственности для предмета.

 

За годы, ибо негде до ‑

до смерти нам встречаться боле,

мы это обживем гнездо,

таща туда по равной доле

 

скарб мыслей одиноких, хлам

невысказанных слов – все то, что

мы скопим по своим углам;

и рано или поздно точка

 

указанная обретет

почти материальный облик,

достоинство звезды и тот

свет внутренний, который облак

 

не застит – ибо сам Эвклид

при сумме двух углов и мрака

вокруг еще один сулит;

и это как бы форма брака.

 

Вот то, что нам с тобой дано.

Надолго. Навсегда. До гроба.

Невидимым друг другу. Но

оттуда обозримы оба

 

так будем и в ночи и днем,

от Запада и до Востока,

что мы, в конце концов, начнем

от этого зависеть ока

 

всевидящего. Как бы явь

на тьму ни налагала арест,

возьми его сейчас и вставь

в свой новый гороскоп, покамест

 

всевидящее око слов

не стало разбирать. Разлука

есть сумма наших трех углов,

а вызванная ею мука

 

есть форма тяготенья их

друг к другу; и она намного

сильней подобных форм других.

Уж точно, что сильней земного.

 

 

___

 

Схоластика, ты скажешь. Да,

схоластика и в прятки с горем

лишенная примет стыда

игра. Но и звезда над морем ‑

 

что есть она как не (позволь

так молвить, чтоб высокий в этом

не узрила ты штиль) мозоль,

натертая в пространстве светом?

 

Схоластика. Почти. Бог весть.

Возможно. Усмотри в ответе

согласие. А что не есть

схоластика на этом свете?

 

Бог ведает. Клонясь ко сну,

я вижу за окном кончину

зимы; и не найти весну:

ночь хочет удержать причину

 

от следствия. В моем мозгу

какие‑то квадраты, даты,

твоя или моя к виску

прижатая ладонь...

Когда ты

 

однажды вспомнишь обо мне,

окутанную вспомни мраком,

висящую вверху, вовне,

там где‑нибудь, над Скагерраком,

 

в компании других планет,

мерцающую слабо, тускло,

звезду, которой, в общем, нет.

Но в том и состоит искусство

 

любви, вернее, жизни – в том,

чтоб видеть, чего нет в природе,

и в месте прозревать пустом

сокровища, чудовищ – вроде

 

крылатых женогрудых львов,

божков невероятной мощи,

вещающих судьбу орлов.

Подумай же, насколько проще

 

творения подобных дел,

плетения их оболочки

и прочих кропотливых дел ‑

вселение в пространство точки!

 

Ткни пальцем в темноту. Невесть

куда. Куда укажет ноготь.

Не в том суть жизни, что в ней есть,

но в вере в то, что в ней должно быть.

 

Ткни пальцем в темноту – туда,

где в качестве высокой ноты

должна была бы быть звезда;

и, если ее нет, длинноты,

 

затасканных сравнений лоск

прости: как запоздалый кочет,

униженный разлукой мозг

возвыситься невольно хочет.

 

 1970

 

Сонет

 

E. R.

 

 

Сначала вырастут грибы. Потом

пройдут дожди. Дай Бог, чтоб кто‑нибудь

под этими дождями смог промокнуть.

 

Во всяком случае, еще не раз

здесь, в матовом чаду полуподвальной

кофейни, где багровые юнцы

невесть чего ждут от своих красавиц,

а хор мужчин, записанный на пленку,

похабно выкликает имя той,

которую никто уже вовеки

под эти своды не вернет, – не раз

еще, во всяком случае, я буду

сидеть в своем углу и без тоски

прикидывать, чем кончится все это.

 

 1970, Ялта

 

Страх

 

 

Вечером входишь в подъезд, и звук

шагов тебе самому

страшен настолько, что твой испуг

одушевляет тьму.

 

Будь ты другим и имей черты

другие, и, пряча дрожь,

по лестнице шел бы такой как ты,

ты б уже поднял нож.

 

Но здесь только ты; и когда с трудом

ты двери своей достиг,

ты хлопаешь ею – и в грохоте том

твой предательский крик.

 

 1970

 

 * * *

 

 

– Ты знаешь, сколько Сидорову лет? ‑

– Который еще Сидоров? – Да брось ты!

Который приезжал к Петрову в гости.

На «Волге». – Этот старый драндулет? ‑

 

– Напрасно ты валяешь дурака.

Все наши так и вешаются бабы

ему на шею... Сколько ты дала бы

ему? – Я не дала бы... сорока. ‑

 

– Какой мужик! и сорока‑то нет,

а все уже: машина и квартира.

Мне все дыханье аж перехватило,

когда вошел он в Колькин кабинет. ‑

 

– Чего он с Николаем? – Чертежи.

Какие‑то конструкции... а в профиль

он как киноактер. – Обычный кобель,

всех дел, что на колесах. – Не скажи... ‑

 

– Ты лучше бы смотрела за своим!

В чем ходит! Отощал! – Поедет в отпуск,

там нагуляет. – А чего ваш отпрыск,

племяш мой то есть? – Навязался с ним.

 

Пойми, мне нужен Сидоров. Он весь... ‑

Ты просто сука. – Сука я, не сука,

но, как завижу Сидорова, сухо

и горячо мне делается здесь.

 

 1970

 

Чаепитие

 

 

"Сегодня ночью снился мне Петров.

Он, как живой, стоял у изголовья.

Я думала спросить насчет здоровья,

но поняла бестактность этих слов".

 

Она вздохнула и перевела

взгляд на гравюру в деревянной рамке,

где человек в соломенной панамке

сопровождал угрюмого вола.

 

Петров женат был на ее сестре,

но он любил свояченицу; в этом

сознавшись ей, он позапрошлым летом,

поехав в отпуск, утонул в Днестре.

 

Вол. Рисовое поле. Небосвод.

Погонщик. Плуг. Под бороздою новой

как зернышки: «на память Ивановой»

и вовсе неразборчивое: «от...»

 

Чай выпит. Я встаю из‑за стола.

В ее зрачке поблескивает точка

звезды – и понимание того, что,

воскресни он, она б ему дала.

 

Она спускается за мной во двор

и обращает скрытый поволокой,

верней, вооруженный ею взор

к звезде, математически далекой.

 

 1970

 

Aqua vita nuova

 

F. W.

 

 

Шепчу «прощай» неведомо кому.

Не призраку же, право, твоему,

затем что он, поддакивать горазд,

в ответ пустой ладони не подаст.

 

И в этом как бы новая черта:

триумф уже не голоса, но рта,

как рыбой раскрываемого для

беззвучно пузырящегося «ля».

 

Аквариума признанный уют,

где слез не льют и песен не поют,

где в воздухе повисшая рука

приобретает свойства плавника.

 

Итак тебе, преодолевшей вид

конечности сомкнувших нереид,

из наших вод выпрастывая бровь,

пишу о том, что холодеет кровь,

 

что плотность боли площадь мозжечка

переросла. Что память из зрачка

не выколоть. Что боль, заткнувши рот,

на внутренние органы орет.

 

 1970

 

 Post aetatem nostram [54]

 

А. Я. Сергееву

 

 

«Империя – страна для дураков».

Движенье перекрыто по причине

приезда Императора. Толпа

теснит легионеров, песни, крики;

но паланкин закрыт. Объект любви

не хочет быть объектом любопытства.

 

В пустой кофейне позади дворца

бродяга‑грек с небритым инвалидом

играют в домино. На скатертях

лежат отбросы уличного света,

и отголоски ликованья мирно

шевелят шторы. Проигравший грек

считает драхмы; победитель просит

яйцо вкрутую и щепотку соли.

 

В просторной спальне старый откупщик

рассказывает молодой гетере,

что видел Императора. Гетера

не верит и хохочет. Таковы

прелюдии у них к любовным играм.

 

 

II

Дворец

 

Изваянные в мраморе сатир

и нимфа смотрят в глубину бассейна,

чья гладь покрыта лепестками роз.

Наместник, босиком, собственноручно

кровавит морду местному царю

за трех голубок, угоревших в тесте

(в момент разделки пирога взлетевших,

но тотчас же попадавших на стол).

Испорчен праздник, если не карьера.

Царь молча извивается на мокром

полу под мощным, жилистым коленом

Наместника. Благоуханье роз

туманит стены. Слуги безучастно

глядят перед собой, как изваянья.

Но в гладком камне отраженья нет.

 

В неверном свете северной луны,

свернувшись у трубы дворцовой кухни,

бродяга‑грек в обнимку с кошкой смотрят,

как два раба выносят из дверей

труп повара, завернутый в рогожу,

и медленно спускаются к реке.

Шуршит щебенка.

Человек на крыше

старается зажать кошачью пасть.

 

 

III

 

Покинутый мальчишкой брадобрей

глядится молча в зеркало – должно быть,

грустя о нем и начисто забыв

намыленную голову клиента.

«Наверно, мальчик больше не вернется».

Тем временем клиент спокойно дремлет

и видит чисто греческие сны:

с богами, с кифаредами, с борьбой

в гимнасиях, где острый запах пота

щекочет ноздри.

Снявшись с потолка,

большая муха, сделав круг, садится

на белую намыленную щеку

заснувшего и, утопая в пене,

как бедные пельтасты Ксенофонта

в снегах армянских, медленно ползет

через провалы, выступы, ущелья

к вершине и, минуя жерло рта,

взобраться норовит на кончик носа.

 

Грек открывает страшный черный глаз,

и муха, взвыв от ужаса, взлетает.

 

 

IV

 

Сухая послепраздничная ночь.

Флаг в подворотне, схожий с конской мордой,

жует губами воздух. Лабиринт

пустынных улиц залит лунным светом:

чудовище, должно быть, крепко спит.

 

Чем дальше от дворца, тем меньше статуй

и луж. С фасадов исчезает лепка.

И если дверь выходит на балкон,

она закрыта. Видимо, и здесь

ночной покой спасают только стены.

Звук собственных шагов вполне зловещ

и в то же время беззащитен; воздух

уже пронизан рыбою: дома

кончаются.

Но лунная дорога

струится дальше. Черная фелукка

ее пересекает, словно кошка,

и растворяется во тьме, дав знак,

что дальше, собственно, идти не стоит.

 

 

V

 

В расклеенном на уличных щитах

«Послании к властителям» известный,

известный местный кифаред, кипя

негодованьем, смело выступает

с призывом Императора убрать

(на следующей строчке) с медных денег.

 

Толпа жестикулирует. Юнцы,

седые старцы, зрелые мужчины

и знающие грамоте гетеры

единогласно утверждают, что

«такого прежде не было» – при этом

не уточняя, именно чего

«такого»:

мужества или холуйства.

 

Поэзия, должно быть, состоит

в отсутствии отчетливой границы.

 

Невероятно синий горизонт.

Шуршание прибоя. Растянувшись,

как ящерица в марте, на сухом

горячем камне, голый человек

лущит ворованный миндаль. Поодаль

два скованных между собой раба,

собравшиеся, видно, искупаться,

смеясь, друг другу помогают снять

свое тряпье.

Невероятно жарко;

и грек сползает с камня, закатив

глаза, как две серебряные драхмы

с изображеньем новых Диоскуров. [55]

 

 

VI

 

Прекрасная акустика! Строитель

недаром вшей кормил семнадцать лет

на Лемносе [56]. Акустика прекрасна.

 

День тоже восхитителен. Толпа,

отлившаяся в форму стадиона,

застыв и затаив дыханье, внемлет

 

той ругани, которой два бойца

друг друга осыпают на арене,

чтоб, распалясь, схватиться за мечи.

 

Цель состязанья вовсе не в убийстве,

но в справедливой и логичной смерти.

Законы драмы переходят в спорт.

 

Акустика прекрасна. На трибунах

одни мужчины. Солнце золотит

кудлатых львов правительственной ложи.

Весь стадион – одно большое ухо.

 

«Ты падаль!» – «Сам ты падаль». – «Мразь и падаль!»

И тут Наместник, чье лицо подобно

гноящемуся вымени, смеется.

 

 

VII

Башня

 

Прохладный полдень.

Теряющийся где‑то в облаках

железный шпиль муниципальной башни

является в одно и то же время

громоотводом, маяком и местом

подъема государственного флага.

Внутри же – размещается тюрьма.

 

Подсчитано когда‑то, что обычно ‑

в сатрапиях, во время фараонов,

у мусульман, в эпоху христианства ‑

сидело иль бывало казнено

примерно шесть процентов населенья.

Поэтому еще сто лет назад

дед нынешнего цезаря задумал

реформу правосудья. Отменив

безнравственный обычай смертной казни,

он с помощью особого закона

те шесть процентов сократил до двух,

обязанных сидеть в тюрьме, конечно,

пожизненно. Не важно, совершил ли

ты преступленье или невиновен;

закон, по сути дела, как налог.

Тогда‑то и воздвигли эту Башню.

 

Слепящий блеск хромированной стали.

На сорок третьем этаже пастух,

лицо просунув сквозь иллюминатор,

свою улыбку посылает вниз

пришедшей навестить его собаке.

 

 

VIII

 

Фонтан, изображающий дельфина

в открытом море, совершенно сух.

Вполне понятно: каменная рыба

способна обойтись и без воды,

как та – без рыбы, сделанной из камня.

Таков вердикт третейского суда.

Чьи приговоры отличает сухость.

 

Под белой колоннадою дворца

на мраморных ступеньках кучка смуглых

вождей в измятых пестрых балахонах

ждет появленья своего царя,

как брошенный на скатерти букет ‑

заполненной водой стеклянной вазы.

 

Царь появляется. Вожди встают

и потрясают копьями. Улыбки,

объятья, поцелуи. Царь слегка

смущен; но вот удобство смуглой кожи:

на ней не так видны кровоподтеки.

 

Бродяга‑грек зовет к себе мальца.

«О чем они болтают?» – «Кто, вот эти?»

«Ага». – «Благодарят его». – «За что?»

Мальчишка поднимает ясный взгляд:

«За новые законы против нищих».

 

 

IX

Зверинец

 

Решетка, отделяющая льва

от публики, в чугунном варианте

воспроизводит путаницу джунглей.

 

Мох. Капли металлической росы.

Лиана, оплетающая лотос.

 

Природа имитируется с той

любовью, на которую способен

лишь человек, которому не все

равно, где заблудиться: в чаще или

в пустыне.

 

 

X

Император

 

Атлет‑легионер в блестящих латах,

несущий стражу возле белой двери,

из‑за которой слышится журчанье,

глядит в окно на проходящих женщин.

Ему, торчащему здесь битый час,

уже казаться начинает, будто

не разные красавицы внизу

проходят мимо, но одна и та же.

 

Большая золотая буква М,

украсившая дверь, по сути дела,

лишь прописная по сравненью с той,

огромной и пунцовой от натуги,

согнувшейся за дверью над проточной

водою, дабы рассмотреть во всех

подробностях свое отображенье.

 

В конце концов, проточная вода

ничуть не хуже скульпторов, все царство

изображеньем этим наводнивших.

 

Прозрачная, журчащая струя.

Огромный, перевернутый Верзувий, [57]

над ней нависнув, медлит с изверженьем.

 

Все вообще теперь идет со скрипом.

Империя похожа на трирему

в канале, для триремы слишком узком.

Гребцы колотят веслами по суше,

и камни сильно обдирают борт.

Нет, не сказать, чтоб мы совсем застряли!

Движенье есть, движенье происходит.

Мы все‑таки плывем. И нас никто

не обгоняет. Но, увы, как мало

похоже это на былую скорость!

И как тут не вздохнешь о временах,

когда все шло довольно гладко.

Гладко.

 

 

XI

 

Светильник гаснет, и фитиль чадит

уже в потемках. Тоненькая струйка

всплывает к потолку, чья белизна

в кромешном мраке в первую минуту

согласна на любую форму света.

Пусть даже копоть.

За окном всю ночь

в неполотом саду шумит тяжелый

азийский ливень. Но рассудок – сух.

Настолько сух, что, будучи охвачен

холодным бледным пламенем объятья,

воспламеняешься быстрей, чем лист

бумаги или старый хворост.

 

Но потолок не видит этой вспышки.

 

Ни копоти, ни пепла по себе

не оставляя, человек выходит

в сырую темень и бредет к калитке.

Но серебристый голос козодоя

велит ему вернуться.

Под дождем

он, повинуясь, снова входит в кухню

и, снявши пояс, высыпает на

железный стол оставшиеся драхмы.

Затем выходит.

Птица не кричит.

 

 

XII

 

Задумав перейти границу, грек

достал вместительный мешок и после

в кварталах возле рынка изловил

двенадцать кошек (почерней) и с этим

скребущимся, мяукающим грузом

он прибыл ночью в пограничный лес.

 

Луна светила, как она всегда

в июле светит. Псы сторожевые,

конечно, заливали все ущелье

тоскливым лаем: кошки перестали

в мешке скандалить и почти притихли.

И грек промолвил тихо: "В добрый час.

 

Афина, не оставь меня. Ступай

передо мной", – а про себя добавил:

"На эту часть границы я кладу

всего шесть кошек. Ни одною больше".

Собака не взберется на сосну.

Что до солдат – солдаты суеверны.

 

Все вышло лучшим образом. Луна,

собаки, кошки, суеверье, сосны ‑

весь механизм сработал. Он взобрался

на перевал. Но в миг, когда уже

одной ногой стоял в другой державе,

он обнаружил то, что упустил:

 

оборотившись, он увидел море.

 

Оно лежало далеко внизу.

В отличье от животных, человек

уйти способен от того, что любит

(чтоб только отличиться от животных!)

Но, как слюна собачья, выдают

его животную природу слезы:

 

«О, Талласса!..» [58]

Но в этом скверном мире

нельзя торчать так долго на виду,

на перевале, в лунном свете, если

не хочешь стать мишенью. Вскинув ношу,

он осторожно стал спускаться вниз,

в глубь континента; и вставал навстречу

 

еловый гребень вместо горизонта.

 

 1970

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 123; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!