Концентрация перед расстановкой



Теперь для того, кто делает расстановку, начинается самое главное, и в этот момент важно, чтобы он освободился от выдуманных им до этого образов и еще раз сосредоточился. Внутренний образ часто впервые приобретает очертания лишь во внешнем! Кроме того, можно сказать расставляющему, что теперь он может довериться руководству своей души и что верный образ возникнет в процессе расстановки.

Если придерживаться образа рамок, то здесь мы подошли к моменту перехода от рамок к самому образу, где необходимо личное переживание и личная включенность. Что касается статьи, то мы достигли пределов «методического», и теперь я отсылаю читателя к книгам и видеозаписям Берта Хеллингера и Гунтхарда Вебера, которые поведут его дальше.

Теперь начинается «искусство», где терапевт, насколько возможно, без страха и намерений открывается навстречу обнаруживающей себя действительности, предается ей и смотрит на переплетение и решение.

К методической стороне мы снова возвращаемся в конце семинара. Расстановки проведены, полукруг снова смыкается в круг, и теперь каждый еще раз получает возможность высказать то, что для него важно, что он хотел бы оставить здесь, а что взять с собой. Заключительная история, к примеру, «Открытый дом» или «Праздник», могут хорошо «закруглить» дни семинара.

С некоторых пор я стал просить участников в конце семинара подняться со стульев, и мы обнимаемся как группа. Легкий общий поклон в сторону середины объединяет и отпускает нас.

Дополнение

Семейная расстановка не требует от терапевта совершенства «на все сто процентов». Вполне достаточно и шестидесяти, а «ошибки», совершаемые нами с чистым сердцем, часто оказывают лучшее воздействие, чем профессиональное мастерство, и в большинстве случаев исправляются сами собой посредством самого воздействия.


Практическая работа методом семейной расстановки.
Что делать, если я не знаю, что делать дальше?
Бертольд Ульзамер

 

Эти размышления обращены к терапевтам, начинающим работать методом семейной расстановки. Это не руководство о том, как себя вести, их задача — скорее дать импульсы, вселяющие мужество.

Если вы уже занимаетесь семейной расстановкой, вспомните, что вы чувствовали, когда впервые проводили расстановку совершенно самостоятельно, на свою ответственность?

Большинство перед первым опытом испытывают страх. Шаг в неизвестность требует мужества. В голове проносятся тревожные мысли: достаточно ли деятельной будет моя интуиция? Сумею ли я распознать и распутать имеющиеся узлы? Сколькими знаниями о порядках и структурах тут можно было еще овладеть! Да и понимание того, что каждая расстановка уникальна, что здесь постоянно обнаруживаются новые, неожиданные грани, уверенности не прибавляет.

Мой образ этой работы связан с приключениями спелеолога. Он открыл Древнюю, не известную до сих пор подземную сталактитовую пещеру. Веками никто не замечал входа в нее, скрытого непролазным кустарником и завалами камней. И вот он протискивается в узкий лаз, и перед ним открывается огромный зал Его охватывает трепет. Ощупывая ногой пол, он делает первые шаги внутрь, очень осторожно, чтобы не поскользнуться. Света его лампы хватает только на пару метров. Об остальном пространстве он скорее Догадывается, чем видит его Когда где-то срывается камень и с грохотом катится в пропасть, возникающее эхо создает ощущение громадной протяженности. Его чувства напряжены до предела. За каждым выступом может Начаться новый ход, за каждым поворотом может таиться глубокая расщелина. Шаг за шагом он находит свой путь и благоговейно отдает себя во власть красоты и тайны.

Правда, такие пещеры нередко случается обнаружить и просто прохожим. Но такому прохожему — без опыта и необходимого снаряжения — удастся пройти лишь короткий отрезок пути. Только опытные исследователи пещер, которым знакомы другие пещеры, у которых всегда с собой нужное снаряжение, отваживаются продвинуться глубже, чтобы исследовать преисподнюю.

Необходимое базовое снаряжение состоит прежде всего из знаний о часто встречающихся структурах, которые обнаруживаются в расстановках. Кто хочет заниматься расстановками, сначала приобретает солидный запас знаний на семинарах, из книг и видеозаписей. Ему известно, например, о том значении, которое имеют рано умершие члены семьи, он видит влияние предыдущих партнеров родителей на их детей и знает о перенятии подавленных чувств. Лишь при наличии этих знаний может начать развиваться интуиция. Между знаниями и интуицией существует неразрывная взаимозависимость. Они развиваются вместе. Так каждый разрабатывает свой собственный стиль и собственные вариации. Но хорошие знания и ремесленные навыки необходимы, и только тогда может развиваться искусство.

К базовому снаряжению относятся также следующие указания к действиям. Они отвечают на важный вопрос: что делать, если во время расстановки я вдруг растеряюсь? Если я не буду знать, что делать дальше? Фонарик интуиции гаснет, я стою в темноте — что делать?

Целесообразный образ действий:

• Концентрируйтесь на минимуме.

• Оставайтесь стоять и расслабьтесь.

• Экспериментируйте.

• Задайте базовый порядок.

• Назовите реальность по имени.

• Выражайте уважение.

• Признайте связь.

• Позвольте эхо отрегулировать ошибку.

Концентрируйтесь на минимуме

Если вы сконцентрируетесь на минимуме, вам будет легче сориентироваться в начале расстановки или, другими словами, это поможет фонарику сразу же не погаснуть из-за перенапряжения. Желание найти комплексное решение естественно и понятно. Оно очень человечно. Но тот, кто стремится полноценно охватить все разветвления семьи, осложняет жизнь и себе, и участникам. Когда один друг рассказал мне, что его собственная расстановка заняла два с половиной (!) часа, это произвело на меня сильное впечатление. И все же я считаю, что подобная длительность предъявляет слишком высокие требования к концентрации и большинства ведущих, и большинства участников.

Минимум в расстановке родительской семьи — это, как правило, ее ядро: в него входят родители и братья/сестры, включая самого расставляющего. От этих лиц можно получить основное представление об «очагах напряженности» в семье. Лишь после этого имеет смысл включать в расстановку дополнительных персонажей. И лучше всего, если каждый раз будет вводиться по одному важному для семьи лицу. Тогда, судя по тому воздействию, которое этот человек оказывает на остальных, можно сразу же выяснить, имеет он здесь значение или нет. Если ни у кого из расставленных ранее участников чувства не меняются, значит, он здесь не важен, и его можно снова из расстановки вывести. Если чересчур быстро расставить слишком много членов семьи, можно легко запутаться в большом количестве информации.

Еще одну опасность, тоже вытекающую из потребности в «большом» решении, представляет собой, к примеру, намерение разом разрешить по возможности все конфликты, в том числе и предыдущих поколений. В этом случае терапевт быстро теряет из виду расставляющего, и энергия, вместо того чтобы сконцентрироваться на нем, концентрируется на отсутствующих членах семьи.

Кто здесь делает расстановку? Как чувствует себя этот человек? Что нужно для того, чтобы он нашел решение! Вот основные вопросы, к которым нужно возвращаться снова и снова.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 147; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!