Нерушимость обета, данного Иисусу



Автор (продолжая тему, начатую в 6 12) сравнивает обетование, данное Богом Аврааму, с обетованием, которое Он дал Тому, Кто будет Первосвященником по чину Мелхиседека Хотя автор Евр не цитирует Пс 109 4, в котором это обещание формулируется, он ожидает, что его читатели должны сами понять его мысль, которую он уже разъяснял

6:13–17. Бог клялся «Самим Собой» (Быт 22 16, Исх 32 13), так же как и дал обетование Тому, Кто будет Первосвященником по чину Мелхиседека (Пс 109 4)

Эта клятва — одна из тех, которые дает Бог в Ветхом Завете Бог дал КЛЯТВУ Давиду (Пс 88 36,50, 131 11), которая, по ожиданиям иудеев, должна исполниться в Мессии, Он клялся осудить Израиль за его грехи и сделал это (Пс 105 26) Но самой серьезной из всех человеческих клятв была клятва именем Бога, а когда Бог клялся «Самим Собой», Он давал ручательство совершить все обещанное Особенно это видно нанескольких примерах, когда клятва касается обетования не пересматривать обещанного (Пс 109 4, Ис 45 23) Как и в Пс 109 4, Бог клянется Собой, говоря о том, что слово Его неизменно и что в день суда в этомубедятся все народы (Ис 45 23), Он клянется, что произведет Свой суд над царским домом Иуды (Иер 22 5), над иудеями беженцами в Египте (Иер 44 26) над Израилем (Ам 4 2, 6 8), над Эдомом (Иер 49 13) и над Вавилоном (Иер 51 14) (Филон заявлял, что только Бог был достоин нести свидетельство о Своей собственной правде, хотя он также утверждал, что каждое слово Божье имело силу клятвы, ПОЭТОМУ Ему не нужно было специально клясться Самим Собой) Обилие стереотипных юридических терминов в данном контексте не удивительно, если учесть, что клятвы имели законную силу и были обычны в суде

6:18. Бог клялся не только по поводу этих двух обетовании, и автор подчеркивает, что он просто упоминает именно эти обетования данное Аврааму и другое, данное священнику ранга Мелхиседека Греческиефилософы верили, что боги были неизменны, большинство иудеев верили, что их Бог являет собой Абсолют, не меняется по Своей природе, но вместе с тем обращается с человеком, воспринимая его таким, каков он был (Пс 17 26,27) Клятва, таким образом, важна, хотя и иудеи и греки считали, что Бог истинный (в противовес мифологическим греческим богам античности) не несет в себе духа лжи

6:19. «Якорь» — эта метафора часто использовалась в греко-римской литературе, особенно как залог укоренения в нравственных ценностях «Во внутреннейшее за завесу» — эта фраза означает, что верующие твердо уповают на «святая святых» (ср Лев 16 2), куда мог войти только первосвященник один раз в год (Позднее, в раввинистических текстах, Бог изображался находящимся «за завесой», откуда Он возвещает Свои заветы Эта параллель показывает, что читатели Евр должны были понять еврейскую идиому, истоки которой находятся в "Вет-хом Завете, где описывается присутствие Бога на небе) Автор имеет в виду не только земное, но и духовное «святая святых» — в небесном храме (см коммент к 8 1–5)

6:20. Иисус часто описывается в этой книге как предтеча (ср эту мысль со 2 10, 5 9), на военном языке это соответствует авангарду, в сельском хозяйстве — первым плодам, в спорте — победителю забега и т д Это всегда подразумевает неизбежность последующего явления или последователей, которые идут за предшественником

Природа священства Мелхиседека

Поскольку в Писании Господь объявляет Давида священником по чину Мелхиседека (Пс 109 4, в Евр 5 6), иудейский комментатор мог, естественно, спросить «В чем это выражается9» Задача автора здесь показать, что священство Иисуса выше священства левитов в современном иудаизме Пс 109 приглашает читателя узреть черты царя вечности из Быт 14

7:1. Здесь автор обобщает Быт 14 17–24, где ханаанский свяшенник-царь города, который впоследствии стал Иерусалимом, благословил Авраама (Правомерность отождествления Салима с Иерусалимом обосновывается в Пс 75 1 и египетскими текстами проклятий, а также усматривается у "Иосифа Флавия, в "Свитках Мертвого моря и у "раввинов)

7:2 . "Филон и другие авторы обычно аллегорически источковывают ветхозаветные имена и названия Иудейские писатели, например, Филон и Иосиф Флавий, интерпретируют имя Мелхиседека так же, как иавтор Евр melek — «царь», tiedek — «праведность»

7:3 . В иудаизме существует такое правило то, о чем не говорится, что не отмечено, — не имело места, не происходило (Этот прием особенно характерен для Филона Так, напр, он утверждал, что семья мудреца проявляет его добродетели, поскольку иногда Моисеи вместо перечисления всех предков, перечисляет добродетели Аналогичным образом, вследствие того, что о смерти Каина нигде не упоминается, он не умер [для Филона Каин представляет бессмертное безрассудство] Этот прием «умолчания» применялся, конечно, избирательно, поскольку большая часть разных подробностей в тексте, естественно, не упоминается) Автор Евр, возможно, утверждает, что Мелхиседек — в целях сравнения — не имел родителей, поскольку в Быт 14 они не упоминаются, тогда как Бытие упоминает о родственниках и приводит родословие других важных представителей Бога Греческий читатель воспринимал то, что не имеет начала или конца, как божественное (такова, напр. аргументация философа Фалеса)

7:4. Десятина была известна на Ближнем Востоке с древнейших времен, еще до того, как это стало правилом в "Ветхом Завете Такой обычаи отмечается и в греко-римской литературе Здесь автор ссылается на Быт 14 20, где впервые упоминается о десятине

7:5,6. Согласно ветхозаветному закону, десятины предназначались потомкам Левия, по линии Авраама (напр Чис 18 26, 2 Пар 31 4–6, Неем 10 37,38, 13 5,12), но Авраам тоже отдавал десятину кому-то.

7:7—10. Точка зрения автора Евр состоит в том, что Мелхиседек (а следовательно, и тот, кто унаследует его священство, 5 6) превыше Авраама, а тем самым, иЛевия, поскольку Авраам выше Левия Рассуждая на этутему, раввины позднее утверждали, что Бог изъял свяшенство у Мелхиседека (для благословения Авраама, которое было дано до благословения Бога) и дал его Аврааму — согласно Пс 109 4, но совершенно очевидно, что Пс 109 относится к вечному священнику-царю, который будет верховным правителем надо всеми народами, а не к Аврааму Как и Филон, автор Евр верит, что совершенный царь — вечен, но он может подкрепить свою правоту ссылкой на Быт 14 (или, даже лучше, на Пс 109, опираясь на иудейские предпосылки о грядущем Мессии и о воскресении мертвых)


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 125; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!