Лекция № 18-20. Русская поэзия 1850-1860-х годов. Творчество Н.А. Некрасова.



Основные направления русской поэзии 1850 – 1860-х годов, их идейно-художественный антагонизм. Основные причины расхождений. Жанровые, стилевые особенности.

Н. Некрасов – поэт-новатор. "Свой путь" к народу. Традиции русской и мировой литературы, развитые Некрасовым. Новый тип социально-детерминированного лирического героя. Развитие сатиры, нравственные и социально-гражданственные проблемы творчества. Новый тип «общественного» в лирике Некрасова. Лиро-эпические поэмы: «Коробейники», «Мороз, Красный нос» – их народность. «Кому на Руси жить хорошо» – вершина реализма и мастерства Некрасова, эпос нового времени. Некрасовские традиции в русской литературе. Поэтическая школа Некрасова.

Литература

1. Роговер Е.С. Русская литература второй половины ХIХ века: Учеб. пос. СПб.; М., 2007. - ф. № 2. 50 экз.

2. История русской литературы XIX века: учебник для бакалавров / Н.М. Фортунатов, М.Г. Уртминцева, И.С. Юхнова. – М., 2012. – 671 с - ф. № 2.

3. История русской литературы ХIХ в. 40-60-е гг. / Под ред. В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой. – М., 2010. - ф. № 2.

4. Минералов Ю.И. История русской литературы 19 в. (40-60 гг.): учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Русский яз. и лит." - 2-е изд., стер. - М., 2008. – 301 с.– ф. № 2. 20 экз.

Лекция № 21-23. Творчество Ф.И. Тютчева.

Уникальная личность Тютчева, поэта, мыслителя, философа, политика, "человека мира". Исторические и философские идеи Тютчева. Трактат «Россия и Запад». Философские мотивы и образы лирики. Философия природы и философия стиля, слова Тютчева. Личность современного человека Европы и России в понимании поэта-романтика. Новизна в решении любовной темы. Дисгармония мира по Тютчеву и стремление к красоте и гармонии. Место Тютчева в русской и мировой лирике.

Литература

1. Роговер Е.С. Русская литература второй половины ХIХ века: Учеб. пос. СПб.; М., 2007. - ф. № 2. 50 экз.

2. История русской литературы XIX века: учебник для бакалавров / Н.М. Фортунатов, М.Г. Уртминцева, И.С. Юхнова. – М., 2012. – 671 с - ф. № 2.

3. История русской литературы ХIХ в. 40-60-е гг. / Под ред. В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой. – М., 2010. - ф. № 2.

4. Минералов Ю.И. История русской литературы 19 в. (40-60 гг.): учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Русский яз. и лит." - 2-е изд., стер. - М., 2008. – 301 с.– ф. № 2. 20 экз.

Лекция № 24-25. Творчество А.А. Фета.

    Идейно-творческая позиция, мировоззрение и последовательность в защите и развитии "чистого искусства". Лирика А. Фета как "голос и сознание о себе", природы, антирационализм, поиски гармонии и красоты. Новаторский метод Фета: поэзия мгновения, лирического "фотографирования", отказ от логики, повествования, смысла, ассоциативность как новый принцип «чистой» лирики, "отключившей разум".

Литература

1. Роговер Е.С. Русская литература второй половины ХIХ века: Учеб. пос. СПб.; М., 2007. - ф. № 2. 50 экз.

2. История русской литературы XIX века: учебник для бакалавров / Н.М. Фортунатов, М.Г. Уртминцева, И.С. Юхнова. – М., 2012. – 671 с - ф. № 2.

3. История русской литературы ХIХ в. 40-60-е гг. / Под ред. В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой. – М., 2010. - ф. № 2.

4. Минералов Ю.И. История русской литературы 19 в. (40-60 гг.): учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Русский яз. и лит." - 2-е изд., стер. - М., 2008. – 301 с.– ф. № 2. 20 экз.

 

Формой контроля по дисциплине выступает устный экзамен по билетам, включающим два вопроса.

Перечень вопросов к экзамену:

1. Закономерности развития литературного процесса 2/3 XIX века. Эстетика русского онтологического реализма.

 

2. Эстетические принципы "натуральной школы". Критическая деятельность В.Г. Белинского как теоретика идей "натуральной школы". («Взгляд на русскую литературу 1847 года», «Вступление // Физиология Петербурга»). Спор "западников" и "славянофилов". Отражение спора в литературно-эстетической сфере.

 

3. Идейное содержание и художественное своеобразие романа А.И. Герцена «Кто виноват?».

 

4. Повести А.И. Герцена «Сорока-воровка» и «Доктор Крупов». Проблематика, развитие принципов "натуральной школы".

 

 

5. Творчество Н.Г. Чернышевского. Роман «Что делать?» – программное произведение демократической литературы 1860-х годов, его социально-политический и философский характер.

 

6. Творчество Н.Г. Помяловского: «Очерки бурсы». Традиции Гоголя и Тургенева.

 

 

7. Проблематика романов И.С. Тургенева. Общая характеристика. Герой в романах.

 

8. «Записки охотника» – эпос крестьянской жизни. Жанровое и художественное своеобразие цикла. Особенности проблематики. Развитие принципов "натуральной школы" и русского реализма XIX  века.

 

9. «Рудин». Проблематика. Тип героя. Своеобразие конфликта.

 

10. «Дворянское гнездо». Проблематика, герой, художественное своеобразие.

 

11. «Накануне». Идейно-художественное своеобразие. Добролюбов о романе.

 

12. «Отцы и дети» как социально-психологический роман. Проблематика, конфликт. Система образов.

 

13. Базаров – новый тип героя, особенности раскрытия образа. Споры о романе «Отцы и дети» в русской критике.

 

14. «Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева, их тематика, основные идейные мотивы и жанровое своеобразие.

 

15. Идейно-художественное своеобразие романа И.А. Гончарова «Обыкновенная история». Своеобразие конфликта.

 

16. «Обломов» И.А. Гончарова как философско-психологический роман. Образ Обломова как "тип русской жизни". Обломов и Штольц. Критика о романе: (реальная, органическая, эстетическая), основные вехи и идеи.

 

17. Система образов в романе «Обломов». Роль женских образов в раскрытии характера Обломова.

 

18. Историко-философская проблематика романа Гончарова «Обрыв». Проблемы духовности, творчества и нигилизма.

 

19. Творчество А.Н. Островского. Новаторство, особенности эстетики и поэтики реалистической драматургии.

 

20.  Изображение «темного царства» в пьесах 1840 – 1850-х годов: «Свои люди – сочтемся», «Бедность не порок». Своеобразие конфликта. Особенности жанра. Проблематика. Славянофильские идеи.

 

21. Драма «Гроза». Идейное содержание, проблематика, конфликт, художественное своеобразие.

 

22. Система образов. Образ Катерины. Споры вокруг пьесы.

 

23.  Эволюция образа «героя времени» в драматургии Островского. От «Доходного места» к «На всякого мудреца довольно простоты».

 

24. Драматургия 1870 – 1880-х годов: изображение представителей новой буржуазии, экономического и духовного оскудения дворянства: «Горячее сердце», «Бешеные деньги», «Волки и овцы».

 

25. Пьесы Островского, посвященные людям искусства. «Лес», «Без вины виноватые».

 

26. Жанрово-художественное своеобразие пьесы «Снегурочка».

 

27. «Бесприданница». Проблематика, своеобразие конфликта.

 

28. Своеобразие реализма в лирической поэзии Н.А. Некрасова. Лирика Некрасова как система: основные мотивы, темы, образы, жанровое и художественное своеобразие. Полифоничность мира в поэзии Некрасова.

 

29. Новаторство Некрасова в изображении народной и национальной жизни.

 

30. Тема поэта и поэзии в лирике Некрасова. Гражданственность поэзии Некрасова.

 

31. Поэмы Некрасова. Идейно-художественное своеобразие, связь с устным народным творчеством: «Мороз, Красный нос», «Коробейники».

 

32. «Кому на Руси жить хорошо»: опыт эпической поэмы. Своеобразие сюжета, композиции, стиля. Проблема изображения народа. Положительный герой.

 

 

33. Поэзия Ф.И. Тютчева. Место в истории русской поэзии. Своеобразие поэтики. Основные темы, мотивы, образы, специфика их художественного воплощения.

 

34. Своеобразие любовной лирики Тютчева. «Денисьевский» цикл.

 

35. Поэзия А.А. Фета: природа, искусство, любовь в поэтическом мире. Новаторство и художественные особенности лирики.

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 466; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!