Смерть одна, да болезней тьма 1 страница



 

Сельского знахаря очень трудно разговорить, что‑либо выведать у него – дело бесполезное. Обычно ни целительских секретов своих не раскроет, ни заговоров не расскажет, ни состав лечебного снадобья не покажет. И отговорка есть: «Тайное в явное не должно прибывать, иначе болезному не станет вспомогать». И все же Ефросинье Беловой я в доверие вошел. Увидев, что я сведущ в знахарских делах, знаю много заговоров, неведомых ей, она имела явное ко мне расположение. И вот что она рассказала:

– Смерть одна, да болезней тьма. Кто‑то их должен вылечивать, изгонять. У меня это делала и мать, и бабушка, и прабабушка. Я знахарство по наследству приняла. Они меня учили: на живом все заживет, потому хворь‑болесть изгонима. Да и на всякую болесть зелье вырастает. Чтобы поиметь силу‑мочь и болезному помочь, нужно верить в Бога и умело свое дело справлять. Хвори‑болести бывают напосыльные: от неба и земли, воздуха и воды. Они в белое тело входят. Те мной изгоняются. А есть от духа: от своего же худого помысла возникают, от сердечной злобины, от завидков и недоброты или от кручины‑тоски. Болесть духа без покаяния, без сердечного усердия самого болезного – не уйдет. Каждый хворый может изогнать из себя худой недуг своей волей, верой‑духоборием: своим духом болесть уйдет пухом! Хворь‑болесть имеет свои имена. Вот в лихорадке «трясовице» есть двенадцать зловредных старух. Они приходят ночью во сне. Одну зовут Трясея: она испуг наводит и трясцой изводит. Другую – Огнея: как печь смоляными дровами распаляется, так Огнея жжет тело человеческое. У третьей имя Ледея: она как лед студеный, знобит человека, и не может от него человек и на печи согреться. Четвертая – Глядея: и та всех ужасней, в ночи человеку сна не дает, и в уме он мешается. Самая проклятая – Невея: поймает человека и не может тот человек жив быть…

 

Полуночная щетинка

 

Встречался я и с другими знахарями. У каждого были свои, особые средства лечения и определенный круг болезней, что они могли лечить. Издавна в народе считали, что есть болезни, которые можно вылечить только средствами народной медицины – это сглаз и порча, волосень и щетинка, исполох и укус… В одном архангельском селе я стоял на постое в доме, где жила большая семья с детьми. И неожиданно маленький ребенок ночью перестал спать, он плакал, сучил ножками, выгибал спинку, пяточки на ногах сделались красными, что‑то его беспокоило. Бабушка сказала:

– Ну, это щетинка! Надо Ваньку в байну тащить.

Натопили баню, ребенка этого хорошо напарили, при этом приговор произносили:

«Я мою и парю раба божьего Ваню, ношную‑полуношную щетинку унимаю. Не будь, щетинка, у ребенка, а будь, щетинка, у свиненка!»

Затем намяли мед с мукой и стали по плечикам и верхней части спины раскатывать, накатали в тесто целый комочек волосков. Потом я этот комочек, накатанный со спинки ребенка, внимательно рассматривал. Непонятно было, как появились на спинке ребенка эти волоски, похожие на щетинки молодой свиньи. Со временем я узнал, что щетинка довольно часто бывает у маленьких детей. Одни пожилые женщины, лечившие ее, объясняли, что щетинка зарождается от «родимой грязи», другие – что при родах «с позвоночником что‑то случается»; третьи говорили – это из‑за того, что беременная женщина переступала через животное с шерстью. Лечили щетинку всегда в бане, кто натирал ребенку спинку квасцами со слюной, кто свежим тестом на дрожжах, кто кислым тестом с золой, но щетинку всегда выводили.

Другой случай, который я наблюдал, произошел в смоленской деревне Истря. К местной старушке‑лекарке привезли девушку с «черной рожей» – с большой опухолью под мышкой. От температуры и жара девушка совсем занемогла. Возили ее и к врачу, но он ничего не смог сделать. И вот старушка три дня по утренним и вечерним зорям лечила ее: наговаривала‑шептала на ключевую воду, прикладывала медовые лепешки. Через три дня образовался нарыв, опухоль стала сходить. На глазах больной девушке становилось лучше, и она скоро совсем поправилась.

 

Росная водичка и бересточка

 

Сельские жители приспособились использовать окружающую их природу, растения, животных, предметы домашнего быта в целях лечения различных хворей‑болезней и даже предвосхищать некоторые заболевания, в профилактических целях применяя те или иные способы целительской практики. Многие из этих средств и приемов настолько просты и доступны, что не требуют обращения к знахарям, – они знакомы большинству деревенских людей.

Когда подпревает кожа, берут между корой и стволом ивы или березы прослойку (луб), нарезают маленькими кусочками и высушивают. После этого кусочки толкут в порошок и делают этой «пудрой» присыпки, то есть посыпают места, где подпревает. Пользуются также чечевичной мукой или древесной червоточиной; присыпают подопревшие места истолченной в мелкий порошок и дубовой корой.

Экземы и рожистые воспаления кожи лечат пеной, выступающей из ольховых дров, – когда они горят в печи.

Чирей лечат серой лиственницы. Выковыривают с дерева полоску коры с заболонью (на ней выступает самородная смола). Потом в глиняный горшок кладут щепки, а на них эту кору с серой. Наливают воды и ставят горшок в печку, топят на небольшом жару. Сера нагревается и скатывается с коры. Ее берут и бросают в холодную воду. Сера делается чище смолы и не прилипает. Ее разжевывают во рту, делают лепешкой и прикладывают с ветошкой к чирью. Она легко вытягивает «дурь» и очищает рану.

Чтобы вылечить нарыв, берут обыкновенную луковицу, на легком жару ее запекают в печи, чтобы она была мягкая и теплая. После ее разрезают и резаной стороной прикладывают к нарыву. Делают и по‑другому. Со ствола молодой березки сдирают тонкую бересточку, светлую и прозрачную, смачивают ее слюной и прилепляют к нарыву. Эта бересточка разъедает нарыв и вылечивает.

Избавляясь от бородавок, их натирают резаной долькой чеснока и сверху прикладывают кусочек сырого мяса.

Чтобы не было цыпок, их смазывают коровьим маслом и сметаной, куриным жиром или делают компрессы из картофельного отвара. Есть и другой способ. Ходят за коровой, и когда она напускает лужу, то встают в нее и греют ноги, если цыпки на руках, то опускают в лужу руки.

От веснушек собирают лягушачью дерюгу (икру), толкут ее и натирают этой массой лицо, потом смывают земляничным соком.

От прыщей и угрей протирают лицо отваром березовых почек.

Ожог лечат медвежьим салом. Обгоревшую на солнце кожу вымывают сывороткой от кислого молока. А обмороженную зимой кожу – мажут гусиным жиром или мозгами зарезанной курицы.

При порезе, когда из раны идет кровь, ее останавливают, накладывая на рану живицу, сосновую смолу. Или берут из угла, где паук наплел, – паутину. Эту паутину снимают и накладывают на порез, ранка затягивается, и кровь останавливается.

На ушиб прикладывают кусочек сукна с натертым на него мылом.

Резь и боль в глазах снимают – промывая их росной водой. Собирают ее на кукурузном стебле, в ямочках корней листьев, где она задерживается.

 

 

...

Чудесное исцеление отрока Алексия, по молитве матери ко Святителю Николаю. Художник Прибытков. 1984 г.

 

Когда появляется простуда, больного кладут в теплую печку на толстую парусину. И прогревают там некоторое время или раздетым кладут на распаренное сено, разложенное на жаркой печи. В рот дают жевать еловую серу (она хорошо снимает в горле воспаление), запивают ее теплым молоком. Нос прогревают сваренным вкрутую яйцом, а потом закапывают свежий сок свеклы. Чтобы не болела голова, жар снимают листьями кислой капусты, или творогом, или смоченной водой глиной, которые кладут на лоб.

Если заболевают губы и их сковывает, прикладываются губами к потному оконному стеклу (появляющемуся от хорошо нагретой печи) и смазывают губы сметаной.

Когда болит живот: достают из печи дровяной уголек и дают грызть. Хату белят белой глиной. Ее добывают со дна реки. Это белую глину сушат, потом нарезают на маленькие кусочки и, когда болит живот, едят. Дети же в доме угол грызут. Также больного кладут вниз животом на печку на голый горячий кирпич. Поят отваром ольховых шишек. В огороде у картошки срывают цвет (во время цветения), отваривают и поят больного. Когда режут курицу, то вытаскивают пупок, его отбивают рукояткой ножа, чтобы отошла шкурка. Эта шкурка – внутри пупка, и в ней все скопления. Шкурочку снимают, моют, высушивают, растирают бутылкой в порошок; кладут на кончик ложки и дают больному; порошок запивают теплой водой.

Чтобы сохранить зубы здоровыми, для укрепления, чистки, отбеливания зубов пользуются старинными дедовскими способами. Каждое утро растворяют во рту три зерна морской соли и растирают их языком по зубам и деснам. Также чистят зубы измельченной в порошок древесной золой, получаемой в результате сгорания в печи березы или сосны. В Сибири местные жители варят лепешки из смолы хвойных деревьев, так называемую серку, и постоянно жуют ее, наподобие жвачки. Это предохраняет зубы от разрушения на долгие годы и укрепляет их.

Больное ухо заговаривают. Встают у русской печи, к устью, и вдыхают жар к себе в рот. Затянув в рот горячий воздух, губами вплотную прикасаются к уху больного. Воздух постепенно выдыхают. И при этом три раза проговаривают:

«Кочь, поди вон! Уховёрт, поди вон! Слухи – в ухи, глухи – вон!»

Кочь – это кочка в больном ухе, опухоль; она вертит, ломает, стреляет. А уховерт – это глухота. Лечат и по‑другому. Натирают воск на бумагу. Из бумаги свертывают восковую свечку. Затем зажигают с одного конца, а другим вставляют в больное ухо. От теплового прогрева из уха вытягивается сера и гной, ухо вылечивается. Также прикладывают к больному уху нагретый в печи кирпич, завернутый в тряпицу.

 

Собачья старость

 

Среди народной целительской практики есть немало загадочных явлений. Взять хотя бы такой феномен, как исчезновение, посредством заговоров, бородавок, а также вскочивших на веке ячменей. Избавляют знахари от них всех пожелавших это сделать. По моим подсчетам, успех сопутствует на 90 %. Делают это разными способами.

На Пасху бородавки трут пшеном, читают заговор, после чего крупу бросают голубям. Другие знахари сводят бородавки соком чистотела или чеснока. Третьи – берут молодую картофелину (или яблоко), разрезают пополам и одной и другой половиной натирают бородавки. Потом эти половинки связывают ниткой и бросают через голову назад от себя, подбирают и кладут свиньям под корыто или в такое место, где большая сырость, и они быстро сгнивают. При этом приговаривают: «Как эта картошка будет скоро гнить, так и бородавка скоро будет сходить». Четвертые – берут остаток стебля от срезанного хлебного колоса после того, как хлеб скошен и сжат. Вырывают его с корнем. Острием соломинки несколько раз покалывают бородавки и сейчас же эту соломинку, смешав с соломой дают съесть корове или лошади. Самый же известный применяемый целителями способ – это вязание узелков. Берется льняная черная нитка. На бородавках завязываются узелки. Потом эту нитку закапывают на задворках в землю, три раза приговаривая: «Ниточка згни, бородавочка, пропади!»; или кладут нитку с узелками между пальцев корове, как нитка сгнивает, так бородавки пропадают.

 

...

Крылатый гений‑хранитель. Ирак. VIII в. до н. э.

 

От вскочившего на веке ячменя знахари избавляют различными средствами и заговорами. Берут ячменное зерно, колют им больной ячмень и приговаривают: «Житина, житина, возьми свою жичину!» [73] После чего отдают зерно петуху. Перевязывают суровой ниткой или красной шерстинкой два пальца – средний и безымянный на левой руке, если ячмень на правом глазу, и наоборот. Пальцы перевязывают в форме восьмерки и завязывают три узла. Затем этой ниткой касаются три раза ячменя, протягивают нитку через обручальное кольцо и закапывают в гнилое место. Смачивают указательной палец слюной, касаются им ячменя и наговаривают: «Солнце на запад, день на исход, сучок на глазу на извод, сам пропадет, как свет тьму уймет! Словам моим ключ и замок!» Бабки‑знахарки уверяют, что от этого болезнь вскоре проходит.

 

 

* * *

 

Есть необычные способы лечения, когда используется не столько сила заговоров и лечебных снадобий, сколько сила воли, концентрация мысли, воображение. В этом случае в уме создается образ заболевшего как здорового человека всеми участниками целительного обряда. Психологический эффект дополняется еще и тем, что болезнь как бы передают («сливают») другому – животному, растению, вещи…

Если ребенок болел рахитом, был слабеньким, со стариковскими морщинами на теле, у него был большой (копылом) живот, ножки и ручки тоненькие, то такая болезнь называлась «собачья старость». Если такого ребенка не могли вылечить, то его «перераживали». Приходила бабка‑повитуха, принимавшая его роды. Она заставляла мать переживать состояние, в котором та была при родах, и в мыслях воображать образ ребенка рожденным не таким, каким он сейчас есть, а родившимся заново – здоровым. Мать вставала на место, где его рожала, а повитуха протаскивала больного через ворот материнской рубахи, пришептывая: «Род‑род, перерод, чтобы был здоровый род! Дитя подаю, а собачью старость гоню! Вот тебе дитя белого, здорового!» Мать должна была тужиться и напрягаться, вспоминая боль и тяжесть родов, кричать и плакать. Если мать испытывала то, что ей предлагала целительница, то она принимала ребенка, прижимала к груди и кормила.

Если у ребенка был «сушец» (слабость и усыхание), чтобы он не стал сухотником и силу набрал – его «перепекали». Бабка‑знахарка закутывала ребенка в одеяло (в мокрое полотенце, тесто), клала на широкую деревянную лопату и три раза засовывала в теплую печь (на легкий жар), с приговором: «Огонь, огонь, кости свари, дитя укрепи, дитя оживи!» В это же время, когда больного перепекали, мать должна была переступать через порог, в своем воображении мысленно представлять образ своего ребенка здоровым и переговариваться с бабкой: «Что перепекаешь, что в печь сажаешь?»– «Сушец да родимец!» – «Пеки‑перепекай, век бы не было!». Знахарка, еще не снимая ребенка с лопаты, приказывала поймать щенка и посадить его под плетуху, за своей спиной. Когда это делали, тогда знахарка говорила: «Перепекла младенца Андрея, выпекла из него собачью старость – на здоровую младость! На собачью старость дую и плюю, а младенца Андрея целую и люблю!» Потом, обратясь спиной к младенцу, начинала плевать и дуть на щенка, а затем три раза целовала ребенка. После этого на плетухе, под которой лежал щенок, купала ребенка в теплой воде, настоянной на соломе, поднятой с перекрестка дорог. Искупав ребенка, щенка выгоняла из избы, приговаривая: «Иди ты, собака, и разноси свою собачью старость от младенца Андрея по буграм, по лугам, по буеракам, по оврагам, по пашням, по лесам, по садам, по кустам и прочим местам, чтобы твоя старость не сушила младенца Андрея и не крушила его отца с матерью!» На младенца надевали новую сорочку, а старую сжигали в печке и золу развеивали по воздуху, вода же, которая оставалась от купанья, выливалась под печку. Потом бабка брала младенца на руки, подносила его к печке, поднимала три раза вверх, приговаривая: «Будь теперь, мой внучек, со столб вышины, с печь толщины!» – и передавала младенца матери. И лечение заканчивалось.

Если ребенок был «седун» (или «седа») – долго не вставал на ножки и головку не держал, то его купали в отваре из соломы, набранной на вечерней заре из трех пелен чужих домов, где здоровые дети. Потом весной, когда выходили в первый раз в поле сеять, выносили больного ребенка в поле и сажали посреди пашни. Родители, представляя в мыслях, как их ребенок стоит на ножках, словно возросший стебель нового урожая, сеяли кругом него зерно и говорили: «Ты, житце, расти, а ты, дитятко, ходи! Как колосу вырастать, так дитятку стоять!»

Когда ребенок долго не говорил (это могло быть и от испуга, от сильного ушиба, а также от различных болезней: сухотки, золотухи…), то пекли хлебы. Ставили всходить тесто, а ребенка сажали под дёжу и наговаривали: «Как тесто закиснет, запыхтит, так дитя заговорит! Как моим хлебам всходить, так моему дитю ходить!»

Из дёжи вынимали тесто и пекли хлебы. Представляя, что ребенок становится здоровым, его умывали над дёжей святой водой руками, которыми смазывали поделанные хлебы.

 

Загрызали грыжи

 

Есть болезни, при лечении которых сельские бабки‑лекарки входят в образ другой личности или существа, что помогает им концентрировать свою эмоциональную, психическую энергию и направлять ее на больного. Одна из таких болезней – грыжа. Под грыжей подразумевается не только сама эта болезнь, но и всякая другая – беспокоящая человека. По словам деревенских лекарок, при лечении грыжи они забывают себя (свое «я»), становятся как бы другими и чувствуют прибавление сил и своих целительских возможностей. Бабки‑лекарки во многих случаях безошибочно определяют болезнь, больной орган, беспокоящий человека, даже когда нет видимых признаков, указывающих на это. По незаметным для обычного человека признакам они точно предугадывают состояние больного и начинают лечение, которое чаще всего ставит больного на ноги.

По словам бабок‑лекарок, видят они болезнь внутренним зрением, а лечение подсказывает им внутренний голос – в виде некоего озарения и предчувствия. Вот как о лечении грыжи рассказывает целительница из архангельского Заонежья В. В. Таразанова:

«Грыжи загрызали сразу, как ребенок родится. Есть много грыж: кила‑грыжа, тазоточеная, отрочная, сердечная, кровяная, пригнойная, водяная, золотная, истовая, пуповая, паховая, мошоночная, тильеная, позвоночная, кильеная, жильная, десная, поясовая, запятная, костяная, сосцовая, родимая, привязная, ветряная; грыжа есть в становой кости, в пуповой жиле, в руках и ногах; есть они заноготные и чищальные, родовые и напускные…

Грыжи заговаривали. Возьмут чашку с материным грудным молоком или масло сливочное, только свежее, после коровки, возьмут острый ножик. Двери все закроют и встанут перед иконкой здесь. Крестят ножом поверх молока или масла и говорят: «Сама мати родила, сама мати носила, сама помогать будет. Аминь!» Покрестят ножом, а потом помажут так вот у ребеночка двенадцать грыж: здесь вот пупик, тут помажут мошоночку, тут помажут в паху, ручки помажут в запястье, ножки помажут, тут пяточки, за ушками обязательно… И если это масло, то сюда на язычок дают; грудное молоко тоже в ротик.

Я‑то сама двенадцать грыж знала. Со всего селения ко мне ходили лечить. Заговаривала я и загрызала грыжу: «Господи Боже, благослови! Стану я благословясь, пойду перекрестясь из избы дверьми, из двора воротами. Пойду в чистое поле, загляну за тридевять земель и за тридевять морей. Там на окиян‑море, в широком раздолье ходит щука бела, зубы укладны, хвост булатный. Поедает‑пожирает белые камни. Приди, щука, к рабу божьему Ване и выгрызи у дитя грыжу своими золотыми, укладными зубами, своими булатными плавниками, своими острыми чешуями. Испустись, грыжа, к поясу и выйди мочью и шулями – на дресвян камень. Поживи три часа денных и пойди, грыжа, на пустое место, где солнце не огревает, где люди не ходят, не бывают, где птицы не летают, где звери не забредают. Пойди, грыжа, за быстрые реки, пойди, грыжа, за гремучие ручьи! Будьте мои слова замком замкнуты, ключом заперты – во веки веков!»


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 140; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!